Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Инновационные формы родительских собраний в начальной школе

Представить методические рекомендации для проведения инновационных родительских собраний для учителей начальных классов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

учителя начальных классов

ЛИТВИЩЕНКО МАРИИ ЮРЬЕВНЫ

г. Саратов

2023 г.

Ситуация в современном обществе складывается таким образом, что родители являются непосредственными участниками образовательного и воспитательного процессов, осуществляемых школой. Советская модель, когда школа была независима, абсолютно неприменима к современным реалиям. Это обосновывает актуальность данной работы — современный педагог просто обязан стремиться к плодотворному, взаимополезному сотрудничеству с родителями своих учеников. Перспективы данного направления грандиозны: современный родитель не только готов к участию в делах школы, но и всячески стремиться к этому. Это доказывает возникновение таких организаций, как, например, «Родительская лига» и аналогичных. Задача современного педагога заключается в том, чтобы грамотно организовать взаимодействие с родителями и направить его на формирование дружного, слажено работающего классного и школьного коллективов.

Одна из самых крупных форм взаимодействия с родителями — родительские собрания. Нужно отметить, что раньше родительские собрания, зачастую, были чуть ли не единственным способом взаимодействия родителя и учителя. Сейчас же с появлением различного рода мессенджеров, а также общей тенденции к укоренению мысли о том, что педагог всегда должен быть на связи, родительские собрания превратились в нечто формальное, нужное для галочки, как самому учителю, так и родителю. Если не допускать того, чтобы собрание превращалось в нудное зачитывание приказов, правил и повторное дублирование информации, уже отправленной в родительский чат, можно извлечь максимум пользы для формирования успешного коллектива, укрепить связи в треугольнике учитель-родитель-ученик.

Изучая опыт применения инновационных форм проведения родительских собраний, я пришла к выводу о том, что большинство практик направлены на работу с родителями старшеклассников. А ведь именно в младшей школе связь родителей и детей наиболее крепкая. Да и сами родители, по моим наблюдениям, более открыты к совместной работе в младшей школе, так как для многих из них, всё, как и для их детей, происходит впервые.

Итак, что мы понимаем под термином «инновационные родительские собрания»? Инновация — это внедряемое новшество, которое обеспечивает улучшение или повышение эффективности процессов [1]. Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома [2].

Таким образом, инновационное родительское собрание — это такая форма взаимодействия, которая максимально улучшает процесс воспитания и обучения.

Мною были разработаны сценарии инновационных родительских собраний, которые были применены и планируются применяться далее в работе с учениками начальной школы Инженерного лицей города Саратова.

Стоит отметить несколько общих рекомендаций, которые применимы ко всем сценариям.

1. Родители должны быть приглашены на собрание с использованием специальных бумажных приглашений или же видео-приглашений, разработанных классным руководителем совместно с детьми. Это повышает уровень явки на собрания, так как родители начинают относиться к посещению более ответственно.

2. Если речь идет о собрании в младших классах (как у меня), то необходимо продумать момент с возможной организацией присмотра за детьми, пока родители находятся на собрании. Например, увеличение в этот день продолжительности работы группы продлённого дня или же организация вечернего мероприятия с детьми, скажем, в школьной библиотеке. Это способствует тому, что на собрание с большей вероятностью придут оба родителя, так как ни одному из них не придется находиться с ребёнком. Данный пункт неактуален для тех форм собрания, когда подразумевается участие и детей, и родителей.

3. Для того, чтобы собрание прошло наиболее интересно, необходимо позаботиться о том, чтобы сама атмосфера предполагала некую торжественность. Это должно проявляться в чистоте и, возможно, тематическом оформлении класса, а также и во внешнем виде классного руководителя.

Данные рекомендации вместе с разработками сценариев, представленными ниже, помогут организовать интересную, а главное продуктивную работу, которая непременно скажется на жизни классного коллектива, на его внутренних взаимоотношениях.

Один из сценариев, представленных мною, разработан для самого первого школьного собрания, которое обычно проводится в конце августа, после того, как зачисление в первый класс закончилось. Я советую проводить такие собрания вместе с детьми, так как это уже может послужить формированию дружного классного коллектива. Ещё до линейки первого сентября ети начнут знакомство друг с другом, а также с учителем. Педагог сможет заранее выяснить проблемные моменты и учитывать их при продумывании первого классного часа.

Кроме того, я считаю, что родительские собрания не должны быть перегружены организационными сообщениями, так как всё это можно написать в родительский чат.

Сценарий первого (вводного) родительского собрания с участием детей «Рука в руке» 1 класс

Цель собрания: успешная адаптация детей и родителей к образовательному процессу.

Задачи собрания:

1. Знакомство с детьми и их родителями.

2. Помощь родителям и детям в преодолении первых трудностей школьной жизни.

3. Формирование позитивного отношения к школе и учителю.

4. Укрепление детско-родительских связей внутри семьи.

Оборудование: песочные часы, чистые листы, фломастеры, ножницы, письма для будущих первоклассников.

Ход собрания:

Классный руководитель: Здравствуйте, уважаемые первоклассники и их дорогие родители! Меня зовут Мария Юрьевна, я буду вашим учителем и классным руководителем. У меня вопрос к детям: как вы думаете, кто такой классный руководитель?

Дети отвечают.

Классный руководитель: А теперь у меня вопрос ко взрослым, а вы как считаете?

Взрослые отвечают.

Классный руководитель: Посмотрите, какие разные (похожие, в зависимости от ситуации) ответы. Давайте найдем (или выделим) общие моменты в ваших ответах и составим ответ на вопрос, кто такой классный руководитель.

На доске записывается определение.

Классный руководитель: Посмотрите, нам всем вместе удалось найти ответ на вопрос. Я хочу, чтобы мы с вами всегда искали ответы вместе. Ведь у нас так здорово получается, правда? Когда мы начнём учебу, то в классе на уроках родителей не будет. Но они всегда будут ждать дома, чтобы обсудить все, что происходит в школе. А теперь у меня вопрос к детям. Отвечайте честно, стесняться не нужно. Скажите, страшновато идти в школу?

Дети отвечают.

Классный руководитель: Переживать не нужно, страх — это совершенно нормально, когда вы привыкните, то поймете, что в школе бояться совершенно нечего. А теперь у меня тот же вопрос к вашим родителям. Переживаете, становясь мамами и папами настоящих первоклассников?

Родители отвечают.

Классный руководитель: Спасибо за честность. Я думаю, что все согласятся с тем, что первое сентября — праздник, который затрагивает всю семью. Я предлагаю прямо сейчас в течении трёх минут обсудить родителям с детьми, а детям с родителями ваши ожидания от школьной жизни. Что вы ждете от мамы с папой? Что вы ждете от сына или дочки?

Переворачиваются песочные часы, начинается обсуждение.

Классный руководитель: Итак, я думаю, что обсуждение, начатое сейчас в классе, может продолжиться дома. А теперь я хочу вас немного проверить. Помните, как меня зовут?

Присутствующие отвечают.

Классный руководитель: А вот я ваших имен, к сожалению, не знаю. Давайте познакомимся. Я хочу узнать, какая семья пришла ко мне в первый класс. Чем они любят заниматься, как проводят свободное время… А за ваш рассказ я буду вручать вам небольшой подарок. Для каждого будущего первоклассника я приготовила личное письмо, которое вы прочитаете сами или вам прочитают родители. Итак, первыми о себе рассказывает семья ***. Давайте договоримся, говорят и дети, и родители.

Выслушиваются рассказы.

Классный руководитель: С какими замечательными ребятами и их родителями мне предстоит работать! Огромное спасибо, я получила истинное наслаждение! А как здорово, когда мы говорим вместе. Вместе, но не перебивая друг друга! Я хочу, чтобы и по дороге школьной жизни мы все тоже шли вместе, держась за руки. Я перелагаю вам нарисовать необычный рисунок: родители, положите свою руку на лист бумаги и обведите её. А теперь, пусть дети сделают тоже самое, и внутри большой ладошки появится маленькая ладонь. Теперь вырежете ладонь и украсьте ее красивыми рисунками.

В конце собрания все ладошки вывешиваются на доску. Классный руководитель говорит о том, что каждый член коллектива не одинок, и несмотря на то, что все ладошки получились разными, они очень похожи друг на друга.

Сценарий родительского собрания в форме тренинга «Внимание наших детей» 1 класс

Цель собрания: дать практические рекомендации родителям первоклассников для развития внимания и концентрации.

Задачи собрания:

1. Обратить внимание родителей первоклассников на необходимость развития внимания и концентрации.

2. Укрепление детско-родительских связей внутри семьи.

3. Выявление запросов родителей для будущих собраний.

Оборудование: интерактивная доска, ручки, тетрадные листы, счетные палочки, лист обратной связи.

Подготовка: попросить 2-3 родителя найти и провести 1-2 игру на развитие внимания.

Ход собрания:

Классный руководитель: Здравствуйте, уважаемые родители! Я уверена, что все мы хотим вырастить умных, талантливых детей. Но зачастую результаты ребёнка в школе не радуют. В чём причина? Их может быть множество, но сегодня я хочу поговорить с вами о внимании. Не секрет, что современным детям тяжело удерживать внимание, так называемое клиповое мышление – это научно доказанный факт. Что же делать? Ведь на уроке очень многое зависит от внимания и умения концентрироваться. На сегодняшнем собрании-тренинге я хочу показать вам некоторые формы работы на развитие внимания. А перед тем, как мы начнём, я хочу предоставить вам возможность на мгновение превратиться в первоклассника, который находится на уроке письма.

Я попрошу вас взять листок и ручку, но ручку вы берёте той рукой, которой вы обычно не пишете. То есть, левши берут правой, правши левой. А теперь спишите, пожалуйста, несколько предложений с доски.

Ну как, непривычно, правда? Первоклассник – это маленький человечек, который каждый день осваивает то, что никогда раньше не делал. Давайте помнить об этом и чаще акцентировать внимание на успехах, а не на огрехах детей.

А теперь я предлагаю вам первое упражнение, которое советую повторить потом с детьми. Мы будем петь песню, известную всем – «Учат в школе». На всякий случай текст этой песни я буду показывать на экране. Но петь мы будем необычным способом: сначала поём вслух, а по моему хлопку – про себя. По хлопку – вслух, потом опять про себя. Задача не зазеваться и не пропустить тот момент, когда как петь.

Следующая игра называется «Класс, внимание!». Я буду давать вам различные задания, а вы их выполняете только в том случае, если перед командой я буду говорить слово «Класс». Например, задание «Класс, встаньте» вы выполняете, а задание «садитесь» - нет. Кто ошибается, тот выбывает из игры. Задания следующие: похлопайте, закройте глаза обеими руками, почешите за ухом, подпрыгните, аплодируйте, потопайте ногами.

Вы можете играть в эту игру со своим ребёнком довольно часто, так как эта игра не требует дополнительной подготовки. Вместо слова класс можно использовать имя ребёнка, если играете вдвоём.

А теперь давайте вспомним, что наши дети учатся в Инженерном лицее, поэтому я не могла не приготовить для вас вот какую игру, она называется «Инженеры». Обратите, пожалуйста, внимание, на доску. Здесь изображены фигуры, которые вам нужно будет сложить из палочек. Ваша задача – не ошибиться и правильно выложить палочки. Я тоже буду выполнять это задание у себя на столе.

Варианты фигур:

[3]

Когда участники тренинга завершают задания, учитель показывает им свой вариант выполнения с намеренными ошибками – заметит ошибки только самый внимательный инженер.

Классный руководитель: А теперь я предлагаю посмотреть, какие игры на развитие внимания нашли наши родители!

Подготовившиеся родители проводят игры.

Классный руководитель: Давайте подведём итог нашего тренинга. Как вы увидели, развивать внимание не только полезно, но еще и интересно. Все показанные нами игры вы сможете адаптировать для использования со своим ребёнком. Поверьте, результат вас приятно удивит! А теперь я попрошу заполнить вас лист обратной связи, чтобы я поняла, насколько полезным было данное собрание.

Да

Нет

Я замечал (а), что моему ребёнку не хватает концентрации, ему тяжело удерживать внимание.

Я не замечал (а), что у моего ребёнка проблемы с концентрацией и вниманием, но после тренинга я планирую подробнее разобраться с этим вопросом.

Я считаю, что у моего ребёнка нет проблем с концентрацией и вниманием, но планирую использовать предложенные упражнения для общего развития.

Я считаю, что у моего ребёнка нет проблем с концентрацией и вниманием, предложенные упражнения использовать не буду.

Опишите наиболее понравившееся упражнение.

Что бы вы хотели обсудить на следующем собрании?

В заключении хочется отметить, что работа с родителями – это огромное поле деятельности, не ограничивающееся родительскими собраниями. Однако если классный руководитель обратит особое внимание на инновационные формы в данной области, то это позитивно скажется на формировании благоприятного фона в классном коллективе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.https://en.wikipedia.org/wiki/Parent–teacher_conference

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Инновация

3. https://yandex.ru/images/

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области