ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ
Сегодня необходимо отметить, что современные дети отличаются от предыдущих поколений. Они с легкостью обыгрывают сложную техническую игрушку, без особых проблем осваивают навыки пользования компьютером, но с трудом решают познавательные задачи.
Отношение широкой общественности к использованию ИКТ в работе с детьми полярно противоположное. Одни утверждают, что в дошкольном возрасте вообще не надо использовать информационные технологии; другие, наоборот, создают для детей полностью открытое информационное пространство.
Работая музыкальным руководителем в дошкольном образовательном учреждении, в практической деятельности я столкнулась со следующими противоречиями:
•между недостаточным уровнем развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста и современными требованиями к музыкальному воспитанию;
•между использованием традиционных форм обучения и внедрением новых технологий, как важного условия соответствия ФГОС;
Исходя из выявленных противоречий, возникла идея активного и широкого использования новых информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников. Воплощение идеи позволит модернизировать воспитательно-образовательный процесс, сделать его более эффективным, дифференцировать с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка и повысить мотивацию воспитанников к познанию мира музыки.
Поэтому, я ставлю перед собой следующую цель: повышение мотивации дошкольников к музыкальной деятельности и качества усвоения детьми программного материала различной направленности через использование ИКТ.
Важнейшими современными устройствами ИКТ являются компьютер, снабжённый соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Перечень ИКТ средств достаточно широк. В своей практике я применяю только те, которые соответствуют возрастным особенностям детей дошкольников.
Целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий в развитии детей дошкольного возраста подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей. Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование в нашей стране ведется, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца.
В 2008 году были разработаны теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ. С этого времени начали активно создаваться программы для дошкольников и функции компьютера педагогической деятельности музыкального руководителя значительно расширились.
Состояние программно-методической и материально-технической базы в нашем детском саду позволяет мне использовать ИКТ-технологии в различных видах детской музыкальной деятельности.
Программный материал по разделу «Музыка» я распределила в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Каждая из тем для детей любой возрастной группы предполагает организацию всех основных видов детской музыкальной деятельности. В процессе подготовки к каждой непосредственно-образовательной деятельности я подбираю в интернет-каталогах мультимедиа презентации, тренажёры, демонстрационные материалы, игровые ситуации и задания, которые затем использую для объяснения, изучения с детьми нового теоретического и практического материала, для закрепления пройденного, при проведении музыкально-дидактических игр.
Если на первых этапах своей работы я использовала в основном уже имеющиеся ИК-ресурсы, то сегодня я осваиваю процесс создания необходимого ИК-сопровождения своими силами – в основном это презентации, слайд-шоу, дидактические игры. Так, например, к теме «Времена года» мною разработано слайд-шоу, где иллюстративный показ различных времен года с ярко выраженными характерными признаками идет одновременно с музыкальным сопровождением, причем для музыкального сопровождения могут быть выбраны как отрывки из классических произведений, так и фрагменты любимых детских песен.
Сделать процесс познания интересным, насыщенным и занимательным, возможно, если материал будет содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания. Причем, возможности использования той же интерактивной доски при проведении, например, музыкально-дидактической игры позволяют детям самим стать активными участниками игровой деятельности, выполняя игровые действия на доске.
ИКТ я использую:
- при восприятии музыки во время знакомства с творчеством того или иного композитора - портреты, видеоряды иллюстраций к музыкальным произведениям;
- при разучивании музыкально-ритмических движений, танцев - я использую мнемотаблицы, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев, различные схемы, фото, видеопоказы;
- в процессе пения используются графические изображения, тренажёры для развития голосового аппарата, картинки-подсказки, опорные рисунки, символы, мнемотаблицы;
- при проведении музыкально-дидактических игр, при знакомстве с музыкальными инструментами, я использую различные виды презентаций;
- для сопровождения занятий или праздничных представлений, развлечений разрабатываются и применяются тематические интерактивные карты, слайды;
- ИКТ используется и в проектной работе с воспитанниками – при создании альбомов и при их представлении.
Для оценки продуктивности системы использования ИКТ в работе с дошкольниками и оценки качества освоения программного материала по разделу «Музыка» я использую диагностический материал, разработанный авторами программы «Детство».
Результатом своей деятельности считаю:
- Систематизацию методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
- Создание банка электронно – образовательных ресурсов, используемых в процессе музыкального воспитания дошкольников.
- Трансляцию опыта через участие в работе районных методических объединений и творческих групп, проведение мастер-классов, размещение материалов в сети интернет.
У воспитанников отмечается повышение мотивации и проявление стабильного интереса к музыкальной деятельности, расширение кругозора в области музыки. Дети победители и призеры различных творческих музыкальных конкурсов и фестивалей.
В заключение важно отметить то, что совместная организованная музыкально-художественная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с использованием звуковых и видеозаписей, с привлечением большого количества иллюстративного материала. Всё это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Я уверена, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.