Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование словаря В.И. Даля в приобщении младших школьников к национальным ценностям русского народа

В статье рассматривается использование словаря В.И. Даля, который является важным инструментом в процессе приобщения младших школьников к национальным ценностям русского народа.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Ефимова В.С.,

магистрант, НИУ «БелГУ», г. Белгород.

Науч. рук. – Яковлева Т.В.,

к. пед. н., НИУ «БелГУ», г. Белгород

Использование словаря В.И. Даля в приобщении младших школьников к национальным ценностям русского народа

Аннотация. В статье рассматривается использование словаря В.И. Даля, который является важным инструментом в процессе приобщения младших школьников к национальным ценностям русского народа. Словарь не только помогает расширить словарный запас младшего школьника, но лучше понимать национальную культуру, специфику родной исторической среды. Предлагаются методические рекомендации по использованию словаря в процессе изучения русского языка в начальной школе.

Ключевые слова: словарь, национальная ценность, народ, младший школьник, духовность.

Summary.The article examines the use of the dictionary by V.I. Dahl as an important tool in the process of introducing younger schoolchildren to the national values of the Russian people. The dictionary helps not only to expand the vocabulary of a younger student, but also to better understand the national culture and be connected with the native historical environment.

Key words: dictionary, national value, people, junior schoolboy, spirituality.

Приобщение младших школьников к национальным ценностям русского народа - это важная задача, которая в наше время стоит перед педагогами и родителями. Для успешного решения этой задачи можно использовать научный подход, основанный на использовании толкового словаря В.И. Даля.

Словарь В.И. Даля - это уникальный источник информации о жизни и культуре русского народа на протяжении многих столетий. В словарных статьях, размещенных в словаре, содержится не только описание слов и их значений, но и многочисленные примеры использования лексем в различных контекстах, которые позволяют лучше понимать мышление и менталитет русского народа.

Для приобщения младших школьников к национальным ценностям русского народа можно использовать различные приемы.

Можно показать детям некоторые ключевые слова из словаря В.И. Даля и объяснить их значение и историю происхождения. Например, можно рассказать о слове «духовность» и показать, как оно отражает главную ценность русского народа - веру в Бога и духовный рост [3].

На этапе изучения нового материала на уроке русского языка на тему: «Устаревшая лексика» можно предложить учащимся задание – найти в толковом словаре В.И. Даля историзмы и архаизмы, выяснить, что они обозначают. Дети могут попытаться ответить на вопросы: «Почему они ушли из нашей речи и если встречаются, то только в художественных произведениях? Давайте посмотрим, как это происходит.

Опишем фрагмент урока русского языка.

Слово учителя:

- У вас на столах карточки «Найди пару!».

- Прочитайте слова первого столбика. Какие слова вам не понятны? Челядь. Кто из вас знает, что обозначает это слово? Смотрим в словаре.

-Прочитайте слова второго столбика. Чем они отличаются от слов первого столбика? (Устаревшие и современные).

-Вам необходимо подобрать к каждому слову первого столбика синоним из предложенного ряда слов второго столбика и соединить их линией.

Дети выполняют задание самостоятельно. Учитель просит назвать «лишние» слова. С какими словами их можно было сгруппировать и почему? Обучающиеся обращаются к словарю.

Далее можно предложить индивидуальную работу с толковым словарем. У учащихся на столах лежит карточка, выписка из толкового словаря. Первый вариант находит значение слов «прялка», «рядно». Второй – «люлька», «лучина». Слова и их лексическое значение записать в тетрадь.

Можно использовать поэтические произведения и песни, в которых используются лексемы из словаря В.И. Даля. Например, можно прочитать детям стихи Пушкина или Тютчева, в которых описывается красота русской природы, или песни из фольклорного наследия, которые передают национальные обычаи и традиции. Словарную работу необходимо вести с опорой на словарь В.И. Даля.

Важно использовать игры и квесты на знание слов из словаря В.И. Даля. Например, обучающимся следует предложить викторину или кроссворд на тему русских народных обычаев и традиций, или игру на ассоциации со словами из словаря.

Словарь В.И. Даля – не просто словник, а история русского народа, воплощенная в словах, пословицах, поговорках, песнях, преданиях [4]. Читатель узнает не только значения старинных слов «остожье», «посох», «адамант» и многих других, но и видит изображения предметов на картинах знаменитых художников – В.М. Васнецова, И.Я. Билибина, В.Е. и К.Е. Маковских, Б.М. Кустодиева и др. У читателей есть возможность рассмотреть на рисунках уникальные вещи, принадлежащие царской семье, великим князьям и духовным лицам: зеркало царя Михаила Федоровича, шлем великого князя Александра Невского, старинные латы, обувь. На картинах предстают кулачные бои, пляски скоморохов, народные забавы, костюмы, герои былин и преданий.

Приобретая знания из словаря В.И. Даля, младшие школьники начинают понимать более сложные понятия, такие как патриотизм, уважение к старшим, смирение, любовь и доброта. Они начинают видеть свою истинную историческую принадлежность к делу великого и благородного народа России. Словарь В.И. Даля повышает уровень общей культуры и грамотности учеников, помогает им не только понимать слова, но и более правильно общаться со сверстниками, учителями, родителями [1].

В.И. Даль был человеком, который хранил целый мир национальных ценностей, которые он долгие годы собирал по всей России. Он был свидетелем многих исторических событий, и его словарь мотивирует младших школьников к бережному отношению к истории и культуре своей страны. С помощью словаря В.И. Даля дети учатся понимать язык, который написал их литературный классик и которым общались их предки. Они учатся сохранять этот язык, чтобы он функционировал долгие годы и чтобы они могли свободно общаться на родном языке со своими близкими.

В целом приобщение младших школьников к национальным ценностям русского народа является важной задачей, которая требует комплексного подхода. Использование словаря В.И. Даля как учебного пособия позволяет более глубоко понимать и осознавать ценности русского народа, что поможет формировать у детей национальную идентичность и готовность к сохранению национального наследия.

Литература и источники

1. Бобылев Б.Г. Культура речи и стилистика. Орел: ОрелГТУ, 2003. 132 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http://standart.edu.ru (дата обращения: 25.04.2023).

3. Светловская Н.Н., Пичеоол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика. Учебная практика. М.: Академия, 2001. 282 с.

4. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современное написание / сост. Ю.М. Медведев. М.: 0АСТ, 2014.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области