Технологическая карта урока математики | |
Тема | Задача. |
Учитель | Гижа Анна Викторовна |
Дата | 23.01.22 |
Цели урока | Образовательные: Формировать представление о структуре задачи. Формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи. Развивающие: Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. |
Педагогическая цель | создать условия для ознакомления с отличительными особенностями задачи |
Тип урока | Комбинированный. |
Планируемые результаты образования | Предметные: узнать отличительные особенности задачи; уметь выделять задачи из предложенных текстов. |
Личностные: организовать исследовательское пространство,способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
Формирование УУД. Метапредметные: Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение уметь осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные:умение оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, уметь слушать, понимать речь других и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные:уметь осуществлять предварительный анализ текста задачи (работа над терминами,), представлять информацию в виде схем (заполнять готовую – работа в группе);умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | |
Формы и методы обучения | Фронтальный,, групповой, словесный (беседа), практический (работа с заданиями у доски, в рабочей тетради, работа в парах), наглядный (демонстрация, иллюстрация), проблемный. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Условие, вопрос, схема, выражение, решение и ответ задачи. |
Образовательные ресурсы | Презентация к уроку, учебник «Математика», документ-камера |
Ссылка на интерактивный ресурс | LearningApps |
Характеристика этапов урока
Этап | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Мотивация к учебной деятельности | Проверка готовности учащихся к уроку. 1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы; 2)определить содержательные рамки урока: знакомство с новыми математическими заданиями; 3)закрепить представление о понятии «учиться». | Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей. Слайды:1-7 | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Мы будем учиться сегодня решать, Исследовать, сравнивать и рассуждать, Секрет математики вновь открывать. Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке: Помогали друг другу; Чтобы возникающие проблемы решали вместе; Чтобы вы открыли что-то новое и интересное; Чтобы хорошее настроение присутствовало у вас на уроке. Мы устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям. Вы готовы? | Слушают и смотрят слайд с данным этапом. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
II.Актуализация опорных знаний | 1) актуализировать знания: целое, часть целого, нахождение части целого, тренировать вычислительный навык в пределах 9 2) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение | Чтобы совершить открытие, нам нужно вспомнить то, что вы уже знаете. Слайды:8,9 Проводят анализ рисунка Организует актуализацию умений составлять по рисунку равенство, используя связь целого и частей. Организует проверку выполненного задания | Беседа с учащимися. Отвечают на вопросы учителя. Один ученик работает у доски Фронтальный опрос. Проверка. | Что вы видите? -По какому признаку разбиты снеговики? -Сколько маленьких? Больших? -Всего? -Используя числа 4, 3, 7, составьте равенства. -Какое действие выполняете, когда находите целое? -С помощью какого действия находили неизвестную часть? Для класса: -Назовите знаки действия? Если в выражении стоит знак +, то это… А если -…. -Назовите целое, Части. -Как найти целое? -Как найти часть? | снеговиков по размеру 4 3 7 Учащийся, работающий у доски, комментирует свой результат. В случае выявления ошибок проводится коррекционная работа. Сложение. С помощью действия вычитания. Плюс и минус Сумма Разность 7 3 и 4 Чтобы найти целое, надо части сложить. Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть. |
III.Выявление места и причины затруднения | 1) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию 2) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока 3) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения 3) выявить место затруднения 4) зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Предлагает задание для пробного действия. Подводит к теме урока. -Мы сегодня с вами маленькие исследователи -Я предлагаю поработать вам в парах. -Откройте конверты, достаньте задания. Учащиеся достают карточки из конвертов, аналогичные карточки учитель открывает на доске. Слайды: 11-14 | Исследовательская работа в паре: из текстов выбрать задачу. Карточки с текстами: 1.У Наташи 2 мака и у Жени 4 ромашки. 2.На сколько яблок больше, чем груш? 3.У Тани 4 астры. 4. Толя нашёл 7 грибов, а Маша 2 гриба. Сколько грибов нашли дети? | Прочитайте тексты и попробуйте выполнить пробное задание: найти задачу. -Что нового для вас в этом задании? -У кого возникли затруднения? -Почему возникло затруднение? Итак, посмотрим, что у вас получилось. -Кто не смог выполнить это задание? Почему? Давайте составим план наших действий. С чего мы начнем? Тема урока? Давайте составим план нашего урока. 1.познакомиться с задачей. 2.Научиться находить в текстах задачи. 3.Закрепить наши знания. | Учащиеся самостоятельно выполняют задание: читают тексты и пробуют найти задачу. Выделять из текстов задачу. Учащиеся поднимают руки. Мы не знакомы с задачами. Познакомимся с задачей. Задача. |
IV. Постановка цели урока. | 1) организовать коммутативное взаимодействие с целью ознакомления с новым материалом-задача 2) организовать уточнение общего характера нового знания. | Принятие целей учебно- познавательной деятельности. -Будем учиться отличать задачи от текстов, которые не являются задачами. Узнаем из каких частей состоит задача. Слайд | Объяснение нового материала | -Послушайте два рассказа и найдите сходство и различие. 1.В магазине купили 3 свёклы и 2 морковки. Овощи очень полезные. 2.В магазине купили 3 свёклы и 2 морковки. Сколько всего овощей купили? -Что одинакового в этих текстах? -В чем различие? О чем нас спрашивают? Это вопрос, на него надо ответить, а для этого надо сосчитать. А что мы будем считать? -Какой текст можно поместить в учебник «Математика»? | Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы: Это маленькие рассказы из жизненных ситуаций. В обоих текстах говорится про овощи, которые купили в магазине. В первом тексте все понятно, нас ни о чем не спрашивают, нет вопроса. А во-втором тексте нас спрашивают. Сколько всего овощей купили? Овощи второй |
V.Усвоение знаний и способов действий. | 1)построить проект выхода из затруднения; 2)поставить цель проекта, определить средства; 3) сформулировать шаг достижения поставленной цели. | Объяснение новых понятий. Слайд | Учащиеся воспринимают информацию и выполняют задания | – Как вы думаете, какой из этих текстов можно поместить в учебник «Математики»? — Вы догадались, как называется второй текст на языке математики? Сегодня мы узнаем, какой текст называется задачей, из каких частей он состоит. Прочитайте, что сказано про овощи? 16 Эта часть текста называется условием, в нем есть данные; то, о чём спрашивается (неизвестно), – это вопрос, на который мы сможем ответить. Прочитайте вопрос. В задаче не говорится, какое действие надо выполнить. –Какое действие выберете, для того чтобы ответить на поставленный вопрос? Давайте составим выражение к данной задаче и попробуем из него получить равенство. Что для этого надо сделать? И записать ответ | Второй текст нужно поместить в учебник «Математика», так как в нем есть вопрос, для ответа на который нужно выполнить вычисления. Задача. В магазине купили 3 свёклы и 2 морковки. Сколько всего овощей купили? сложение 3+2 решить Ответ: 5 овощей. |
VI.Физкультминутка | Организация физкультминутки. | Раз – поднялись, потянулись 17 Два – согнулись, разогнулись Три в ладоши три хлопка На четыре – три кивка, Пять руками помахать, Шесть – тихонько сесть | Выполняют предложенные движения. Ориентируясь на здоровый образ жизни, активно участвуют в физминутке. | ||
VII.Закрепление знаний и способов действий. | 1) создать условия для реализации изученной темы; 2) организовать самопроверку и самооценку учащимися умения выделять логические части задачи. | Решение задач. Работа по учебнику | Уметь осуществлять контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного. самостоятельная работа учащихся Группа работает у доски | №1 -Рассмотрите в таблице части задачи. -какую часть мы не назвали? -А для чего нужна схема в задаче? Повторим части задачи на доске Возвращаемся к пробному заданию 18 -Где задача? Докажите. Мы познакомились с , научились находить в текстах , а теперь будем закреплять. -Какой следующий шаг на уроке? №2 -Подумайте и скажите, что нужно сделать в данном задании? Учитель заранее выносит задание на доску. Учащиеся выходят по цепочке к доске и соединяют линиями части задачи и их названия. Остальные учащиеся работают в учебнике. -Объясните, что обозначает на схеме весь отрезок, его часть? -Почему задача решается действием вычитания? Обменяться учебниками. Оценить работу соседа. №3 -Что вы видите? -Как вы думаете, что вам надо сделать? Составьте задачу Определите части задачи. Обменяйтесь мнением с соседом. Назовите условие задачи. Почему задача решается сложением? Что еще вы не назвали? № 4 19 Составьте задачу по схеме. Расскажите условие данной задачи. Назовите вопрос. Каким действием будем решать задачу? Решите эту задачу в учебнике и выделите все части задачи. У кого есть ошибки? В чем они? Учащиеся называют свои ошибки. Работа в группе. Правила работы в группе. 20, 21,22 Каждая группа получает лист бумаги .Проверка. -Мы сейчас с вами будем составлять картину из частей задачи. -Давайте посмотрим, что у вас получилось. Что вы видите? У А.С. Пушкина есть стихотворение «Зимнее утро», я вам прочитаю только одну строчку из этого стихотворения: «Мороз и солнце день чудесный!» | Документ-камера схема Схема помогает лучше понять задачу, выяснить, что необходимо найти: часть или целое. Задача 4 Закрепить новое знание Самостоятельное выполнение. Дети соединяют карточки и части задачи, обмениваются своим мнением друг с другом, помогают Находим часть целое находим часть Решенную задачу Составить задачу. На одной тарелке 5 яблок, а на другой -2 яблока. Сколько яблок на двух тарелках? 5 и 2 На одной тарелке 5 яблок, а на другой 2 яблока. Мы ищем целое, значит, части нужно сложить. Проверим. Сделайте вывод. Нам необходимо потренироваться в выделении частей задачи, а так же в решении задач. В одной корзине 6 яблок, а в другой 3 груши. Сколько всего овощей? Сколько всего фруктов? Сколько фруктов осталось? Зимний пейзаж |
VIII. Рефлексивно-оценочный. | 1) обобщить и систематизировать приобретённые знания 2) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности | Обобщение и оценка Учащиеся отвечают на вопросы. Выбирают сигнальную карточку, которая соответствует оценке работы на уроке. | Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Давать эмоциональную оценку деятельности на уроке. | - Какое открытие вы сделали на уроке? - Для чего нужно уметь решать задачи? Оцените себя с помощью «снежинки» 23, 24 Урок наш окончен и выполнен план, 25 Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно, усердно трудились. И знания ваши нам всем пригодились! | Учащиеся отвечают на вопросы. Чтобы эти знания пригодились в жизни |