Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 города Уржума Кировской области
Проект
Автор: Ордина Ольга Фёдоровна
воспитатель 1 категории
Уржум, 2022 г.
Актуальность проекта
Одним из новых направлений в дошкольной педагогике – это финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, они узнают, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «кредит» и прочее, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока ещё на начальном уровне.
Воспитание экономической культуры не сводится к тому, чтобы учить детей зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, трудолюбие, бережливость, умение подчинять свои желания возможностям, взаимопомощь и т.д. Дети должны прийти к пониманию того, что деньги – это результат трудовой деятельности.
И раннее начало подготовки ребёнка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребёнку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребёнка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека.
Ребёнок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Паспорт проекта
Название проекта | «Навстречу будущей профессии» | |
Адресация проекта | Дети, педагоги, родители, социальные партнёры | |
Автор проекта | Ордина Ольга Фёдоровна – воспитатель 1 категории | |
Исполнители | воспитанники старшего возраста, педагоги ДОУ | |
Социальные партнёры | ПАО Сбербанк, почта России, магазин «Культтовары». | |
Сроки реализации проекта | Май-2021г-май 2022г. | |
Тип проекта | Информационно-практико-ориентированный | |
Актуальность проекта | Одним из новых направлений в дошкольной педагогике – это финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь. Воспитание экономической культуры не сводится к тому, чтобы учить детей зарабатывать деньги. Раннее начало подготовки ребёнка к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить ребёнка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. | |
Цели и задачи проекта | Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: Развивающие: Воспитательные: | |
Ожидаемые результаты | Дети: сформированы первоначальные представления об основах финансовой грамотности, участие в викторинах, конкурсах по теме проекта Педагоги: повышена компетенция педагогов в вопросах финансовой грамотности. Разработаны методические пособия, конспекты НОД , создание ПРРС по теме проекта Родители: повышена экономическая образованность родителей, совместные проекты, праздники. |
Этапы работы над проектом
Организационный Цель: составление плана работы по проекту | |||
Педагоги | Дети | Родители | Сроки |
- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта. - Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике. - Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта. -.Создание развивающей среды по теме. | -Диагностика уровня финансовой грамотности детей | - Анкетирование - Консультация «Практические советы родителям по формированию финансовой грамоты у детей дошкольного возраста. | Май 2021г. |
Основной Цель: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, родителями, социумом. | |||
- Изготовление презентаций на тему «История возникновения денег», «Семейный бюджет» - Создание разнообразных картотек по теме «Деньги в прошлом и настоящем» -Создание Картотеки конспектов организованной деятельности по финансовой грамотности для детей 5-7 лет. -Создание сборника методических материалов. -Методические папки «Деньги разных стран», «История возникновения денег» -Проведение НОД по финансовой грамотности -Создание развивающей среды по теме проекта -Викторина для педагогов | - Просмотр многосерийного мультфильма «Азбука финансов» из серии «Уроки тетушки Совы». «Фиксики», «Смешарики», «Три кота» - Работа с наглядно- дидактическими пособиями, чтение литературных произведений по теме. - Изготовление денежных купюр для сюжетно – ролевой игры «Магазин». - Сюжетно-ролевая игра «Кафе»; «Семья», «Магазин», «Банк», «Супермаркет», «Рынок». - Инсценировка по сказке «Как мужик корову продавал»; - Квест-игра «Путешествие в страну финансов» -Ручной труд «Копилка» - Конкурс копилок - Ярмарка (совместно с родителями) - Трудовой десант (совместно с родителями) - Экскурсия в банк - Экскурсия в библиотеку «Все профессии важны», -Экскурсия в магазин - Экскурсия на почту | - Картотека сказок по финансовой грамоте для детей. - Деловая игра «Рекламируй свою вещь» - Консультация «Копейка рубль бережёт» - Совместные мероприятия (НОД, мастер-класс, изготовление пособий и атрибутов ) - Презентация «Моя любимая работа» | Июнь-2021-апрель 2022г. |
Заключительный Цель: подведение итогов проекта (пока не завершён) | |||
- Представление проекта на РМО, на интернет сайте ДОУ - Создание картотеки игр по финансовой грамотности - Создание сборника разработок по теме проекта -Публикации педагогов в СМИ -Создание мини- музея «Монетка» | -Диагностика уровня финансовой грамотности детей -Интеллектуальные игры: «Что, где, когда?», -«Кто хочет стать миллионером?» -«Удачная покупка» -Викторины | -Анкетирование родителей | Май 2022г. |
Таким образом, ожидаем, что дошкольники за этот период получат необходимые знания, а родители, педагоги заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
К данному проекту присоединились педагоги нашего дошкольного учреждения, поэтому проект будет продолжен. Те методические наработки, которые мы накопили могут быть использованы педагогами не только нашего детского сада, но и других дошкольных учреждений.
Литература:
1. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного
образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование
предпосылок финансовой грамотности» для детей 5-7 лет. Москва 2019
2. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду:
3. Для занятий с детьми 3–7 лет. Издательство «Мозаика - Синтез» Москва
2016 год.
4. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.,
5. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью
сказок. М.: АРКТИ, 2006.
6. Смоленцова, А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в
экономику: Учебно-методическое пособие/А.А. Смоленцова. – СПб.:
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.