Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Теоретические основы педагогической системы обучения детей родному языку К.Д. Ушинского»

- проанализировать обучение родному языку детей дошкольного возраста как педагогическую проблему. - определить родной язык как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. - изучить родной язык в педагогической системе К.Д. Ушинского. - охарактеризовать вклад К.Д. Ушинского в основание методики первоначального обучения родному языку.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Теоретические основы педагогической системы обучения детей родному языку К.Д. Ушинского»

Язык является основным средством общения людей, он помогает людям понимать друг друга. При помощи языка человек выражает свои чувства, мысли, потребности. Невозможно представить современную жизнь без умения человека говорить, читать и писать.

Язык представляет собой сложную систему, которая включает в себя правила произношения, написания, построения слов и предложений.

Усваивая язык, дети узнают тысячи новых понятий из области общественных отношений, науки и культуры. Язык связывает поколения людей, он сохраняет и передает народную мудрость.

В книге К.Д. Ушинского «Родное слово» пишется, что в языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне и родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь [4].

В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Педагог привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.

Роль родного языка в развитии ребенка раннего возраста огромна. И чувства, и понятия, выраженные на родном языке, близки ребенку.

Работа над развитием языка детей должна занимать в детском саду одно из важных мест: в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком, его лексической, фонетической и отчасти синтаксической стороной. Темпы овладения языком поразительны, поразителен и объем речи, которую усваивает ребенок, и то, как он пользуется ею для удовлетворения своих запросов.

Развитие языка ребенка осуществляется в тесной связи с развитием его мышления, и отставание в развитии языка может служить препятствием на пути умственного развития ребенка. Е.И. Тихеева сказала, что представление, не воплотившееся в ясное, толковое слово, теряет значительную часть своей ценности. Одна из коренных задач школы в настоящее время -культура устной и письменной речи обучающихся. Можно представить, какую громадную услугу в разрешении этой задачи окажет детский сад, передавая в школу детей с развитой речью, умеющих толково отвечать на вопросы, связно рассказывать, выразительно читать стихи [7].

Огромное значение в обучении ребенка языку, мало еще оцененное практикой, имеют вопросы педагога ребенку. Уметь правильно, точно поставить перед ним вопрос, заставляющий думать, соображать, вызвать на соответствующий ответ, - это и есть упражнять ребенка в овладении языком. Опыт показывает, что умело и вовремя заданные вопросы резко меняют в лучшую сторону язык ребенка: выбор нужного слова, логичность речи.

Поручения, вызывающие у ребенка выполнение по слову определенного действия, также являются отличным методом в решении многих программных задач, в частности для уточнения, активизации словаря ребенка.

Беседа - богатый метод, применимый к большинству сторон развития языка ребенка. Рассказывание детей, в частности пересказ, успешно применяется для развития связной речи, активизации словаря. Все виды игр могут быть использованы в целях осуществления этой программы.

К.Д. Ушинский придавал исключительное значение тому, что в языке отражена жизнь народа, его прошлое и настоящее, что народы долго пользовались «богатствами родного языка» прежде, чем обратили внимание на его сложность и глубину. Он приходит к глубокому убеждению, что носителем родного языка является не кто-то, а сам народ. В языке народа заложен глубокий философский смысл.

Родной язык помогает ребенку развить свои способности, помогает ему усвоить основы духовности и мудрости. Он раскрывает особенности характера человека, говорит о его наследственности. Наследственная основа характера человека и служит той базой, на которой и с помощью которой формируется характер человека. И для того, чтобы ребенок получил все необходимое для своего развития, очень важно, чтобы язык, на котором говорит ребенок, не противоречил национальному характеру.

Процесс познания родного языка, его усвоение ребенком даже в малом возрасте происходит на совершенно сознательной основе. Усваивая родной язык, он усваивает не только слова, их сложение, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественные образы и многое другое. И это он делает более успешно потому, по мысли К.Д. Ушинского, что великим педагогом выступает родное слово. То, что ребенок получает от природы, он усваивает легко и прочно, но то, что противоречит природным возможностям и наклонностям, принимается с трудом и усваивается только благодаря постоянным и большим усилиям.

Овладение родным языком происходит одновременно с воспитанием эстетического отношения к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность детей. Таким образом, роль родного языка во всестороннем развитии ребенка огромна и неоспорима. Однако развивать речь - не значит только предоставлять детям возможность больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний. Необходима целенаправленная работа над их речью. Основная цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях - формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими. Она включает в себя ряд конкретных частных задач, среди которых: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи (диалогической и монологической) [12].

Центральной, ведущей задачей обучения родному языку является развитие связной речи, которая, по меткому выражению Ф.А. Сохина, вбирает в себя все речевые достижения ребенка. Задачи развития речи реализуются в программе, которая определяет объем речевых навыков и умений, требование к речи детей в разных возрастных группах. В настоящее время в дошкольных учреждениях используются вариативные программы: «Истоки», «Радуга», «Развитие», «Детство», «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С. Ушакова) [1, с.65]. Педагоги имеют возможность выбора. Однако, выбирая программу, необходимо учитывать ее научную обоснованность, убедительность задач и содержания образования. В программе должно быть доказано, почему именно эти задачи и содержание могут обеспечить речевое развитие детей, должна быть обеспечена взаимосвязь речевого развития с другими сторонами воспитания и разделами программы.

Можно сделать выводы, что язык - совершеннейшее орудие социального общения людей - в наших условиях является могучим фактором развития культуры. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в детском саду и в семье, и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Систематическое обучение и методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Без специально обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. Обучение на занятии позволяет выполнить задачи всех разделов программы. Воспитатель целенаправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения. Развивает те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из значимых приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел к выводу, что есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи. Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Чтобы указать на роль овладения языком и развития речи, необходимо разобраться в функциях, выполняемые языком и речью. Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человека.

В первую группу входят характеристики, по которым язык - средство:

1) общения как формы социального взаимодействия;

2) присвоения социализации;

3) приобщения к культурным, историческим ценностям.

Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми. Коммуникативная функция выступает основной и генетически обусловленной функцией речи.

Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека. Эти характеристики определяют язык как средство:

1) номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности;

2) обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека;

3) опосредствования высших психических функций человека;

4) развития познавательных интересов;

5) удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей.

Язык может выступать как умственная способность, как средство формирования сознания человека, как интеллектуальное развитие человека. Интеллект является личностной характеристикой языка. Здесь язык выступает в качестве средства:

1) осознания человеком собственного «Я»;

2) рефлексии, самовыражения и самоорганизации.

Язык участвует в самопознании личности. Относительно этой группы нужно сказать о роли языка в нравственном развитии детей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области