Методика работы с родителями в период адаптации детей в группах раннего возраста
В настоящее время тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению отличается своей актуальностью.
Поступление ребенка в дошкольную образовательную организацию представляет собой сложный период в жизни ребенка и его родителей. Адаптация (от лат. – прилаживание, приспособление) – одно из ключевых понятий, используемых сегодня в психологии. Оно подразумевает психическое здоровье личности, т.е. гармонию с самим собой и окружающим миром [5, c.103]. Адаптационный период ребенка к новым условиям обуславливается рядом негативных сдвигов в детском организме, которые затрагивают все его уровни. Проявляется дискомфорт психологического и физиологического плана.
Так, Н.Д. Ватутина утверждает, что для естественного протекания адаптационного процесса ребенка, необходима детально продуманная система работы, сформированная на знаниях возрастных особенностей развития ребенка [2, с.74].
Для обеспечения течения оптимального процесса адаптации детей раннего возраста важно учитывать последовательность и поэтапность данного периода. Процесс работы воспитателей с родителями осуществляется в несколько этапов:
1.Этап информационно – подготовительный. На данном этапе воспитатель:
- знакомиться с семьями воспитанников;
- знакомит родителей с требованиями, правилами, сотрудниками ДОУ, особенностями режима группы, образовательной программой;
- анализируется настрой родителей в адаптационный период;
- собирается информация о внутрисемейном воспитании ребенка.
- воспитатель доводит до родителей необходимую информацию, отвечает на вопросы.
Как правило, воспитатель прибегает к следующим средствам донесения информации: беседы, консультации, наглядно-демонстрационный материал, памятки, буклеты. Обратная связь с родителями осуществляется в настоящее время через мессенджеры, в том числе: «WhatsApp», «Telegram».
2. Адаптационный этап. Цель данного этапа заключается в повышении педагогической и психологической компетенции родителей в области ранней адаптации детей к условиям ДОУ.
На данном этапе удовлетворяются индивидуальные запросы родителей относительно адаптационного процесса. Корректируются методы педагогического воздействия и оздоровления в условиях семьи. Воспитатели способствуют полному вовлечению родителей в единое образовательное пространство.
3. Итоговый этап. Цель – ознакомить родителей с результатом осуществления Программы. На данном этапе вырабатываются тенденции дальнейшего взаимодействия воспитателей и родителей.
Таким образом, система работы воспитателя с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ представляет собой последовательную работу, основанную на методико-педагогических принципах образовательного процесса, при котором родители полностью вовлекаются и подстраиваются под адаптационный процесс ребенка. Методика работы направлена на повышение профессиональной компетенции воспитателей. Разнообразные средства взаимодействия позволяют решить все проблемы на начальном этапе, своевременно скорректировать методы адаптации, подобрать индивидуальные подходы.
Список использованной литературы