Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Методика изучения способов образования знаменательных частей речи в начальной школе».

Цель исследования – раскрытие методики изучения способов образования знаменательных частей речи в начальной школе. Для достижения цели поставлены следующие задачи 1Изучить особенности словообразования знаменательных частей речи в общей системе способов образования слов 2 Выявить особенности методики изучения образования знаменательных частей речи на уроках русского языка в начальной школе 3Представить анализ учебников по русскому языку для начальной школы в русле заявленной проблемы 4 Исследовать опыт изучения словообразования знаменательных частей речи на уроках русского языка в начальной школе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ТЕМА: «Методика изучения способов образования знаменательных частей речи в начальной школе».

Уважаемые слушатели! Тема нашего выступления – «Методика изучения способов образования знаменательных частей речи в начальной школе». Актуальность исследования этой проблемы обуславливается тем, что словообразование знаменательных частей речи значимо, так как влияет на формирование языковой компетенции учащихся. Успешное и действенное усвоение способа образования знаменательных частей речи способствует развитию у школьников абстрактного мышления и умений наблюдать факты языка, воспроизводить в речи лексические единицы во всём их многообразии, употреблять слова в письменной речи орфографически грамотно. Справедливо мнение о том, что благодаря словообразованию знаменательных частей речи язык пополняется новыми наименованиями. Словообразованию знаменательных частей речи должно уделяться много внимания в лингвистике и методике преподавания русского языка в вузе и школе. Большой интерес к проблеме методики обучения словообразованию не угасает в наше время. Для системного изучения словообразования особенно значимыми являются теоретические разработки и характерологические описания Е.А.Земской, Е.С. Кубряковой, В.В. Лопатина, И.С. Улуханова, А.Н.Тихонова, других учёных. Объектом исследования является процесс обучения способам образования знаменательных частей речи и методике его изучения в начальной школе. Предмет исследования – методы изучения способа образования знаменательных частей речи в начальной школе. Цель исследования – раскрытие методики изучения способов образования знаменательных частей речи в начальной школе. Гипотеза: изучение младшими школьниками словообразования знаменательных частей речи будет успешным, если: а) в процессе обучения комплексно использовать соответствующие методы; б) определена система упражнений, что способствующих усвоению знанию способов образования знаменательных частей речи: в) введен дополнительный материал по словообразованию знаменательных частям речи. Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1)Изучить особенности словообразования знаменательных частей речи в общей системе способов образования слов; 2) Выявить особенности методики изучения образования знаменательных частей речи на уроках русского языка в начальной школе; 3)Представить анализ учебников по русскому языку для начальной школы в русле заявленной проблемы; 4) Исследовать опыт изучения словообразования знаменательных частей речи на уроках русского языка в начальной школе.

В качестве материала исследования использованы учебники и программы по русскому языку для начальных классов, а также литература по методике и лингвистике. Применены следующие методы исследования: описательный, наблюдение, контекстуальный анализ, обобщение и классификация материала, эксперимент. Базой исследования была МБОУ «Ерзовская СШ им. Героя Советского Союза Гончарова П.А.». Исследование имеет следующую практическую значимость: его материалы могут использовать студенты в ходе методической практики, а также учителя начальной школы.

В процессе анализа научной литературы нами были рассмотрены особенности морфологического способа словообразования знаменательных частей речи, который представляет собой словопроизводство в полном смысле этого слова – приставочное, суффиксальное, приставочно-суффиксальное и другое. Также были изучены особенности изучения морфологического словообразования знаменательных частей речи на уроках русского языка в начальной школе. Выявлено, что методическая работа в начальных классах нужна для одной цели: опираясь на структурно-семантическую характеристику слова, ученик должен уметь делать морфемный разбор, уметь устанавливать, каким способом составлено слово; эта работа развивает ученика, формирует чувство языка, орфографические навыки. Процесс изучения состава слова и способов словообразования важен, потому что упражнения в анализе слов по составу и упражнения в словообразовании основных частей речи служат незаменимым средством развития логического мышления и речи учащихся. Знание морфемного состава и основных способов словообразования знаменательных частей речи помогает осуществить практическую, коммуникативную направленность обучения, выраженную в усвоении словообразовательных норм и правил употребления языковых единиц в речи, что в целом формирует языковое чутье школьников. В процессе изучения словообразования знаменательных частей речи у ученика появляется интерес к предмету в целом, к строению слова, изменению его значения.

Система методов работы по образованию знаменательных частей речи, использование на уроках русского языка морфемных и словообразовательных упражнений помогает учителю развивать словарный запас школьников, научить орфографически правильному письму, связной письменной и устной речи, то есть коммуникативным навыкам.

В экспериментальной части данного исследования нами рассмотрены особенности изучения способов словообразования в начальной школе на примере образовательной системы «Школа России» (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.Н. Дементьева, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкина).

Мы проанализировали систему упражнений по изучению способов словообразования в учебниках В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» с первого по четвертый классы. В первом классе словообразовательные упражнения не представлены. В учебнике актуальна лишь информация об образовании тех или иных слов. Во втором классе дети начинают изучать состав слова, учатся выделять корень. Во втором классе школьники знакомятся с частями речи. В учебнике третьего класса представлены упражнения на образование существительных и прилагательных суффиксальным способом. Учащиеся знакомятся с образованием глаголов приставочным способом и даются упражнение на образование глаголов суффиксальным способом. В четвертом классе учащиеся знакомятся с таким приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способом образования слов. Названия способов словообразования детям не даются. Но на практических примерах учащиеся замечают, что слова могут быть образованы такими способами. В четвертом классе школьники знакомятся со способами образования наречий от имен прилагательных с помощью суффикса - о. Предлагаются задания на образование имен прилагательных и образование сложных слов.

Анализ опыта изучения морфологического словообразования на уроках русского языка в начальной школе был рассмотрен на примере работ таких методистов, как М.С.Соловейчик, Е.Г.Мережко, С.И.Львова, Н.К.Перцева и других.

Для совершенствования работы по словообразованию знаменательных частей речи было проведено исследование: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. В результате констатирующего опроса было выявлено недостаточное знание учащимися способов словообразования знаменательных частей речи. Для повышения уровня знаний учащихся разработана система упражнений. Упражнения предполагали наблюдение морфемной структуры слова, создание словообразовательных гнёзд, цепочек, подбор слов по наглядной графической модели, работу со словообразовательными моделями.

Например:

Задание 1 Учащимся предлагалось упражнение на знание морфемного состава слова.

Образуйте слово: от глагола нашел - приставку, взяв от существительного водица - корень, от прилагательного сонный- суффикс, от существительного предложение - суффикс, от существительного папе - окончание. Запишите полученное слово. После выполнения задания, учащиеся составляли новое слово: наводнение

Задание 2. Упражнения на словообразовательный синтез:

- словообразование с указанным значением, определенной части речи;

- образование знаменательной части речи с заданной морфемой: например: напишите слова с данной морфемой (-а- окончание) разные части речи: (примерный ответ: дома, писала, красива)

Задание 3. Упражнения со словообразовательной моделью:

- упражнение на подбор слов графической словообразовательной модели;

С наглядного восприятия модели структуры слова лучше всего начинать работу в начальных классах.

Ученикам предлагается модель, предлагается образовать слово опираясь на графическую модель.

например:

(ответ: домовой)

Задание 4. Построение словообразовательных цепочек:

- восстановление ряда однокоренных слов (словообразовательные цепочки)

Например, учащимся предлагается восстановить словообразовательную цепочку: спать бессонница

спать сон бессонный бессонница

Задание 5. Предлагается ученикам воспроизвести цепочки из слов (на доске):

Читать - …тель - …ский

Тупой - …ить – за…ить(ся)

Слух - …ать - …ательница – радио…ательница

Задание 6. Упражнения со словообразовательным гнездом:

- построение словообразовательных гнёзд;

Задание: вспомните, какова особенность расположения слов в словообразовательном гнезде?

(примерный ответ: это однокоренные слова в виде пар и цепочек, которые показывают, какое слово от какого образовано).

Составьте словообразовательное гнездо из слов (дымить, дымок, дымиться, задымить, дымочек)

Учащиеся записывают слова в таблицу.

дым

дымок

дымочек

дымиться

дымить

задымить

Задание 7. Образуйте группу слов, связанных со словом рыба. (Учитель пишет на доске слово рыба, а далее – его производные в порядке их образования детьми. Дети записывают слова в тетради.)

Назовите одним словом сочетание:

Небольшая, мелкая рыба (рыбка, рыбешка).

Рыбная ловля (рыбалка).

Человек, занимающийся рыбной ловлей (рыбак).

Ловить рыбу (рыбачить).

Результаты контрольного эксперимента были намного лучше констатирующего.

- 5 человек (33%) обладают высоким уровнем знаний образование знаменательных частей речи

- 8 человек (53%) обладают средним уровнем знаний образование знаменательных частей речи.

- 4 человек (13%) обладают низким уровнем знаний образование знаменательных частей речи.

Можно сделать заключение, что работа на образование знаменательных частей речи способствует формированию у младших школьников понятия грамматического строя языка. Упражнения на словообразование научили наблюдать, анализировать языковые факты. Задания на образование знаменательных частей речи сформировали у учащихся вдумчивый разбор слов по составу, повысили грамотность учащихся.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области