Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Научная статья

««Стратегический подход к развитию информационного взаимодействия органов исполнительной власти с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы»»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

(РУТ (МИИТ)

Институт/факультет: «ЮИ РУТ (МИИТ)»

Кафедра: «Правовое обеспечение государственного управления и экономики»

Специальность/Направление подготовки: «Юриспруденция»



Научная статья




по дисциплине: Проектная деятельность


на тему:

««Развитие информационного взаимодействия органов исполнительной власти с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы»»





Москва 2021

Введение

Актуальность темы исследования определена необходимостью выявления приоритетных направлений и более развитых подходов к развитию информационного взаимодействия органов исполнительной власти с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Особые условия мирового кризиса, вызванного распространением короновирусной инфекции (COVID-19), значительно изменила условия взаимодействия органов исполнительной власти с населением. На фоне изменения скорости протекания всех экономических процессов на первый план выходит IT-коммуникация, а также с учетом новый условий, связанных с сохранением жизни и здоровья граждан внедрение во все сферы деятельности человека удаленной коммуникации необходимо как никогда ранее.

Ограничительные меры, связанные со сдерживанием распространения заболеваемости и, в связи с этим, отсутствие полноты экономической жизни в полном и глобальном смысле становится толчком к скорейшему и активному внедрению цифровых и IT-технологий, повысило их прикладной характер. Процесс цифровизации в 2020 году вышел на новый качественный уровень и вместе с ним постепенно начали адаптироваться и хозяйствующие субъекты. Ограничительный характер экономики может придать новый импульс и помочь постепенно адаптировать экономических субъектов там, где это возможно, к удаленным формам взаимодействия друг с другом.

Общее выбранное мировое направление состоит в предоставлении интегрированной информации и услуг, что означает переход от взаимодействия заявитель – конкретный орган власти к идеологии заявитель – общий интерфейс взаимодействия по получению государственных услуг (физический или виртуальный).1

В таком ракурсе и делении предоставления услуг на первый план взаимодействия органов власти с физическими лицами выходит сфера жилищно-коммунального хозяйства, как самяа востребованная и необходимая для всех лиц и категорий граждан.

В настоящее время в Российской Федерации происходит массовое внедрение информационно−коммуникационных технологий в деятельность государственных органов власти.

Новшества в сфере информационно-коммуникационных технологий существенно меняют отношения органов власти с заявителем. Происходит становление нового информационного общества. Информационные технологии создают новые возможности для реализации гражданских прав и свобод, самореализации граждан, получения новых знаний и навыков, совершенствования воспитательных и досуговых мероприятий.

Объектом исследования является процесс информационного взаимодействия органов исполнительной власти с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства города.

Предметом исследования - система управления информационным взаимодействием органов исполнительной власти с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства города.

Цель исследования: на основе проведенного анализа разработать предложения по использованию стратегического подхода при развитии системы управления информационным взаимодействием органов исполнительной власти с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства города.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

1. Исследовать теоретические основы управления информационным взаимодействием в сфере жилищно-коммунального хозяйства города.

2. Проанализировать практический аспект информационного взаимодействием органов исполнительной власти с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.

3. Выявить проблемы развития информационного взаимодействием органов исполнительной власти с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.

4. Разработать рекомендации по использованию стратегического подхода к развитию информационного взаимодействия органов исполнительной власти Москвы с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Методология и методика исследования. Методологической основой курсовой работы стали общие и частные научные методы. В работе использованы общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция.

Нормативную базу курсовой работы составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Первая глава посвящается исследованию теоретических основ управления информационным взаимодействием в сфере жилищно-коммунального хозяйства города.

Вторая глава представляет практический анализ информационного взаимодействием органов исполнительной власти с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.

Третья глава носит практический характер. В ее основе лежат предложения по использованию стратегического подхода к развитию информационного взаимодействием органов исполнительной власти с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.

Глава 1. Теоретические основы управления информационным взаимодействием в сфере жилищно-коммунального хозяйства города

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой совокупность сфер экономики Российской Федерации. Основной задачей жилищно-коммунального хозяйства является обеспечение населения услугами, необходимыми для жизни граждан, а также обеспечение инженерной инфраструктуры.

ЖКХ является важной сферой экономики России, годовой оборот которой состоит 4, 14 трлн. рублей.2Рассматривая валовой внутренний продукт России, который равен 103,6 трлн. рублей за 2020 год, можно выявить процент, занимаемый сферой ЖКХ, в структуре ВВП России. Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство составляет 3,9 %.

Несмотря на весомый показатель, в ретроспективном анализе прослеживается снижение показателя. Например, в 2017 г. процент годового оборота в структуре ВВП России составлял более 5,5 %.3

Деятельность жилищно-коммунальной сферы заключается в производстве услуг. Жилищно-коммунальные услуги направлены на жизнеобеспечения города. Сфера жилищно-коммунального хозяйства является жизнеобеспечивающей и имеет максимально широкий охват всех сфер деятельности горожан.

Жилищно-коммунальные услуг соответствуют назначению, т.е. обеспечивают нормального функционирование и развитие городской среды. Данное назначение подразумевает многогранность направлений и многозадачность жилищно-коммунального хозяйства, что и является решающим момент в становлении деятельности ЖКХ как основы городской среды, способной к развитию и нормальному функционированию. Это обеспечивает необходимую среду обитания для горожан, обеспечивая прогресс в развитии города.

Для соответствия услуг тенденциям города, помимо общего назначения существуют установки постоянного действия, которые обеспечивают систему коммунального обслуживание, что служит общим показателем общеполезного характера системы в целом.

Анализируя структуру жилищно-коммунального хозяйства в России, стоит прежде всего понимать, что структура городского хозяйства является индивидуальной для каждого города. Однако, как система ЖКХ является многофункциональной, состоящей из подотраслей. Среди которых можно выделить следующие:

Исходя из разнообразия системы жилищно-коммунального обслуживания, объектами благоустройства населенных пунктов являются дорожные покрытия различных типов, тротуары всех типов, уличное освещение, средства по отчистки улиц и проездов улиц от мусора и снега, сооружения по очистки улиц и проездов от снега и мусора, эстакады, мосты, набережные, ливневые канализации, сооружения, относящиеся к категории берегоукрепительным, зеленые насаждения.

Важной характеристикой ЖКХ как одной из сфер экономики России является общедоступность, предоставляемых услуг, то есть равно доступность для всех граждан в равной степени. Показатель «общедоступность услуг» соответствует уровню комфортности городской среды, а также качества жилья.

Соответственно, анализируя ЖКХ как систему, обладающую характеристикой «общедоступность, её можно отнести к общественному благу, так и предоставляемые услуги указанной сферы тоже будут относится к общественному благу.

Жилищно-коммунальные услуги делятся по группам и видам реализуемых услуг. Это и является второй характеристикой сферы. Так как ЖКУ направлены на объекты городской среды, а не на население и организации, их можно разделить на следующие типы:

Формирование стратегического управления ЖКХ Российской Федерации находится под ведомством Министерства строительства. Важным документом, регламентирующим сферу жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации является Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».4

Деятельность жилищного хозяйства заключается в управлении жилищным фондом, эксплуатационной инфраструктурой и коммунальным хозяйством.

Рисунок №1. Современная структура управления ЖКХ

Источник: Амелина Р.Н., Лучкина В.С. К вопросу о состояния сферы ЖКХ в России// Вестник современных исследований. – 2017.

К функциям федеральных и региональных властей в сфере ЖКХ относятся следующими:

Состав институциональных агентов зависит от уровня управления. (Рисунок №1).

Федеральный уровень

Региональный уровень

Местный уровень

1. Администрации муниципальных образований и муниципальные комитеты по ЖКХ;

2. Управляющие компании;

3. Ресурсоснабжающие организации коммунального хозяйства;

4.Представители бизнес-структур;

5. Собственники жилья;

Рисунок № 2. Состав институциональных агентов федерального, регионального, местного уровней.

Источник: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстроя России)

На настоящий момент структура жилищно-коммунального хозяйства включает в себя более 30 видов деятельности. Главные из них: жилищное хозяйство, электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и благоустройство.

В то время как к объектам благоустройства относят зеленые насаждения в парках, скверах, бульварах, мосты, асфальтобетонные покрытия дорог, набережные, ливневые канализации, уличное освещение и прочие сооружения.

Характерная особенность предоставляемых услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства – общедоступность и полный охват жителей города. Такая особенность диктует незаменимость и постоянность данных услуг. От надежности и эффективности инженерных систем города зависит удобство и комфорт проживающих людей и эффективность ведения хозяйственной деятельности на территории города.

В связи с такими характерными особенностями предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства как их общая и полная доступность, услуги сферы ЖКХ необходимо классифицировать как общественное благо.

Также жилищно-коммунальные услуги стоит конкретизировать на три основные функциональные группы: общетерриториальные (общегородские) услуги, жилищные услуги и инженерные (коммунальные) услуги. Такая структура приемлема при оплате такого рода услуг и решению задач, связанных с ней.

Установление такого деления жилищно-коммунальных услуг в полной мере отражает их сущность. Но в плане полноты структуры потребление услуг жителями и домовладениями города само предоставление услуги обезличено, при этом в своей основе ЖКУ носит коллективный характер.

Рассматривая жилищно-коммунальное хозяйство как объект управления, прежде всего стоит ориентироваться на максимальный учет интересов потребителей, особенности и характерные черты предоставления жилищно-коммунальных услуг, стратегические направления и схемы развития жилищной сферы, структуру управления.

Переходя к выводам хочется отметить, что жилищно-коммунальное хозяйство как объект управления является сложной и многозадачной системой, имеющей выраженную структуру и носящую важней социально-экономический характер, обуславливающейся широким охватом потребителей жилищно-коммунальных услуг и главенствующей ролью сферы в процессах развития городской среды.Именно поэтому организация информационного взаимодействия в современных условиях развития информационных коммуникационных технологий является важнейшим инструментов для поддержания системы жилищно-коммунального хозяйства в норме.

Важно понимать, что информационное взаимодействие с населением прежде всего основывается на конституционных правах гражданина Российской Федерации, а именно статье 29 пункте 4, в котором написано, что «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».5

В свою же очередь нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий, основывается на таких принципах как, выделим:

1)Свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации в рамках закона;

2)Открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такого рода информации, с исключениями, предусмотренными другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации;

3)Равноправие языков народов, населяющих территорию Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

4)Обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите, содержащейся в них информации;

5)Достоверность информации и своевременность ее предоставления;

6)Недопустимость установления нормативными правовыми актами каких−либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.6

Исходя из вышеперечисленного, информационное взаимодействие граждан с органами власти является неизменной частью прав и свобод. Так диалог населения с государством по решению насущных проблем и поиску открытых предложений гарантирован Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

Рассматривая информационное взаимодействие органов исполнительной власти города с населением как инструмент управления жилищно-коммунальным хозяйством нужно понимать, что сфера жилищно-коммунальных услуг задевает интересы всех собственников жилых и нежилых помещений, а также проживающих на территории города, туристов. То есть услуги сферы ЖКХ являются общественным благом и охватывают максимальный круг лиц, находящихся или ведущих хозяйственную деятельность на территории города.

Таким образом, информационное обеспечение и взаимодействие органов исполнительной власти с населением в сфере ЖКХ является масштабным пластом работы, которую нужно осуществлять для:

Также ориентация на создание институтов общественного контроля и формирование постоянной обратной связи необходимо в современном дискурсе. Постоянное обновление информационных потоков и информационного поля вынуждает к взаимодействию органов исполнительной власти к формированию инструментов обратной связи во всех отраслях городского хозяйства.

Своевременное информирование граждан и обеспечение их полными сведениями позволяет увеличить удовлетворенность предоставляемыми услугами жилищно-коммунальный сферы и повысить их качественный уровень.

Необходимо понимание того, что население города контролирует качество деятельности отраслей и предприятий городского хозяйства.7 В связи с этим благодаря взаимодействию с населением на разных уровнях можно определить эффективность работы сферы жилищно-коммунального хозяйства. Также управления городских хозяйством безусловно можно считать видом особой социальной деятельности.

Одним из важных критериев эффективности процессов, связанных с городским хозяйством, в частности предоставления услуг в сфере ЖКХ – предоставление качественных услуг.

Качество услуг объективно может оценить только потребитель, именно поэтому взаимодействия органов исполнительной власти с населением имеет важную социальную направленность.

Так как доступность интернет-сети непрерывно растет на протяжении последних 20 лет, а вместе с тем и снижается цифровое неравенство, ведение взаимодействия органов власти с населением стратегически верно переводить в плоскость информационных коммуникационных технологий.

Благодаря информационным ресурсам и информационным коммуникационным технологиям органы власти могут получить отклик о своей деятельности, дать мотивированные разъяснения гражданам по различным вопросам, а также повышать активность населения в участии городских процессам, тем самым легимитизируя управленческие решение городских и федеральных масштабов.

Также на базе информационных порталов собирающих обратную связь со стороны граждан могут базироваться и зачастую осуществляются срезы эффективности деятельности территориальных органов исполнительной власти.

В пример можно рассмотреть рейтинговую систему портала «Наш город» осуществляющего свою работу по городу Москве или портал заявителя в Нью-Йорке. Благодаря таким интернет-порталам с выраженной концепцией «жалоба населения»-«устранения в установленный срок» контрольно-надзорные органы могут оценить состояние городской среды, а вместе с тем сделать выводы о компетенции территориальных органов исполнительной власти посчитать в натуральных показателях эффективность конкретных ответственных лиц в сфере городского хозяйства.

Информационное взаимодействие органов исполнительной власти города с населением как инструмент управления жилищно-коммунальным хозяйством можно рассматривать с позиций решений следующих задач:

Так как сфера ЖКХ несет в себе большую социальную нагрузку, решения вышеуказанных задач необходимо совершать на постоянной основе.

По своей сути либеральный институт собственников подразумевает постоянный контроль и мониторинг со стороны органов власти. Так как грамотность потребителей жилищно-коммунальных услуг можно оценить, как низкую. В рамках повышения потребительской грамотности - информационное взаимодействие с населением носит не только справочный характер, но и просветительный, благодаря открытой и простой обратной связи возможно создание определенных ценностных ориентиров у граждан в отношении сферы ЖКХ. В дополнение, формирование имиджа органов исполнительной власти как помощника по всем вопросам позволяет стабилизировать социальную напряженность.

Так взаимодействия органов исполнительной власти с населением в сфере ЖКХ можно считать и примером мониторинга соблюдения законодательства со стороны собственников.

Подводя выводы, стоит уточнить, что благодаря информационно-коммуникационным технологиях скорость взаимодействия государственных органов и населения увеличилась в разы. Формирование комплексного подхода к обратной связи, совершенствования инструментов взаимодействия и укрепление связи «орган власти» - «население», способствуют в современных условиях эффективно выполнять ряд важнейших социальных задач.

Если органы исполнительной власти смогут в полной мере создавать свою повестку в интернет-среде, то взаимодействие органов исполнительной власти с населением позволит быстро информировать население, создавать благоприятный имидж государственных учреждений, создавать определенные ценностные ориентиры у потребителей услуг сферы ЖКХ.

В тоже время эффективное развитие коммуникации с гражданами имеет прямую корреляцию с развитие информационных технологий. Интернет технологии позволяют в полной мере реализовывать принципы, открытости, прозрачности оперативности и информированности граждан без больших бюджетных затрат.

На данном этапе развития общества предполагается сильное влияние информационно-коммуникационных технологий на конъюнктуру всех хозяйственных процессов в мире. Интернет среда заполнена большим количеством различных услуг и сервисов, упрощающих жизнь рядовых граждан. В тоже время за последние 10 лет сильно уменьшились показатели цифрового неравенства: доступ к сети-интернет стал доступнее, а устройства с которых осуществляется вход, персональный компьютер или смартфон стали дешевле и просты к покупке пользователями. На этом фоне пандемия (COVID-19) 2020 года послужила мощным толчком в развитии информационно-коммуникационных технологий. Формат удаленного взаимодействия за 2020 год стал для многих жителей крупных мегаполисов жизненной необходимостью и привычкой. Все бизнес-процессы, которые раньше решались очно в 2020 году из-за введения коронавирусных ограничений перешли в электронную плоскость. Жителям всего мира была предложена альтернатива работы и обучения в удаленном формате и использованием ИКТ.

Государства в том числе не остаются в стороне и также пытаются использовать относительно новый формат взаимодействия с населением. С помощью интернет порталов, социальных сетей, горячих линий и прочих средств связи организуется взаимодействий органов исполнительной власти с населением. Государства вливаются в интернет дискурс и пытаются влиять на него. За последние 5 лет в каждое государство озабочено построением собственного электронного Правительства, что в конечном итоге должно привести к максимальной эффективности бизнес-процессов и ускорению экономики в целом. На сегодняшний день развития высокоскоростного интернета позволяет добиться того, что временные лаги в процессах взаимодействия власти с населением сильно сокращаются.

15 июля 2014 года Советом Организации экономического сотрудничества и развития по стратегиям цифрового Правительства (Recommendation of the Council on Digital Government Strategies)8. Данная стратегия носящая рекомендательный характер для всех государств определяет принципы взаимодействия государственной власти с населением страны в условиях развития информационных технологий.

Указанные принципы предполагают повыешение эффективности государственного управления, увеличение интереса граждан, целевого охвата аудитории, которая будет принимать участие в организованной государством обратной связью.

Новые возможности цифровых технологий рекомендуются для более тесного сотрудничества власти и населения в рамках государственного управления. В целом, в литературе обращается внимание на целесообразность реализации указанных подходов в условиях актуальных процессов развития цифровой экономики9

Рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития по стратегиям цифрового аравительства содержат 12 принципов:

Все эти принципы широко охватывают все сферы государственного управления и взаимодействия органов власти с населением. А также их можно с полной точностью применить к взаимодействию органов исполнительной власти с населением в сфере ЖКХ.

Несмотря на то, что Российская Федерация не является членом ОЭСР и не исполняет рекомендованные принципы стоит рассмотреть опыт других стран во взаимодействии органов власти с населением и построении цифрового правительства.

В научном сообществе принято группировать на две основные модели формирования электронного правительства в том числе и взаимодействия органов власти с населением: «восточная» и «западная».

Так в США взаимодействие органов исполнительной власти с населением осуществляется через «Официальный правительственный веб-портал» (www.FirstCov.com). Сайт представляет собой многоуровневую систему взаимодействия, где первичный домен является регистратором или основой остальных порталов и сайтов – федеральных, штатных и местных органов исполнительной власти, а также функциональных и отраслевых органов власти. Всего такая единая сеть представлена 29 млн. страниц, которые в своей совокупности представляют информационные справки или полностью интерактивное пространство для заполнения электронных форм или услуг.

Получение всех государственных услуг в том числе в сфере оказания услуг в сфере ЖКХ в США полностью едино. То есть взаимодействие органов власти с население имеет единую оболочку и обезличенные услуги жилищно-коммунальной сферы имеют единый образ в глазах всех граждан во всех штатах Америки.

Нужно понимать, что взаимодействие органов исполнительной власти с населением в сфере ЖКХ устроено в своей основе через государственные порталы. Такая концепция является общемировой практикой и единственное различие между странами заключается в механизмах реализации взаимодействия и уровню цифрового неравенства населения.

Так, например, в США «глубина» интеграции информационно-коммуникационных технологий достаточна высока и смотря на это многие услуги в физическом формате не предоставляются.

Основное достижение цифровой политики США является единообразие инструментов предоставления услуг. Сейчас во всем мире осуществляется работа по модернизации инструментов взаимодействия и из-за большого количества подрядчиков и заказчиков многие сайты и приложения через которые осуществляется доступ к обратной связи населения имеет дубляжи и задвоения.

Также об организации информационного взаимодействия органов власти с населением в сфере ЖКХ стоит рассмотреть опыт Финляндии. Из опыта мирового сообщества Финляндия считается страной, где сфера информационных коммуникационных технологий имеет мощную юридическую базу. Так в Финляндии имеется уникальная система взаимодействия органов исполнительной власти с населением. Называется она предоставление справок и услуг в соответствии с «жизненными эпизодами», заполнив всю информацию о себе гражданин полностью кастомизирует все возможные услуги под себя, то есть если у гражданина имеется в собственности недвижимость он ведет какую-либо хозяйственную деятельность, информационный портал полностью подстроится под его жизненную ситуацию. Например, это очень удобно при информировании населения о предоставлении жилищно-коммунальных услуг: отключение водоснабжения, социальный наем, оплата ЖКУ и наличие льгот и многое другое – все это видит гражданин Финляндии в своем личном кабинете.

Во всех странах мира проходит реформирование и укрепление обратной связи «государство-общество».

Внедрение ИКТ позволило сильно увеличить доверие граждан к органам власти и качественному сбору, контролю и обработки информации граждан.

Также стоит отметить, что мировая практика организации взаимодействия органов исполнительной власти с населением в сфере городского хозяйства, особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства основа на том, что обращаясь к горожанам через информационно-коммуникационные источники власти проводят легимитизацию, выработанной политики в сфере ЖКХ и благоустройства городской территории.

Такая практика требует широкого распространения в Российской Федерации в связи с установленными стандартами полной ответственности собственника-потребителя услуг ЖКХ за свое имущество. Как правило собственникам сложно принимать решения, и они как показывает практика не интересуются своими правами и обязанностями. В следствии чего, государственным органам власти приходится подталкивать собственников к активным действиям и доносить необходимость брать ответственность за своим имуществом. Модель социального государства в таких случаях работает на горожан и органам власти приходятся принимать решения вместе с собственниками, а иногда за них, если в собственности города имеется хотя бы одно помещение или земельный участок. В связи с этим тактика выводить все решения и проблемные вопросы на активное обсуждение в информационном поле необходима и принесет свои плоды: повысится имидж органов власти, появится институт общественного контроля.

Подводя итог исследования зарубежного опыта информационного взаимодействие органов исполнительной власти с население были сделаны выводы, что тенденция к развитию взаимодействия органов власти с населением имеет мировой характер, в мировом сообществе наблюдается качественный переход к предоставлению услуг в электронном и упрощенном формате, а также современный формат взаимодействия государства и населения всячески стимулируется и поощряется мировым сообществом.

Глава 2. Практика информационного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства

2.1. Оценка современных форм информационного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства

За последний год существенно вырос уровень взаимодействия населения с органами исполнительной власти. На фоне введения ограничительных мер контакт органов исполнительной власти с населением стал более глубоким в плоскости использования информационных технологий.

За последние десять лет в г. Москве активно развиваются информационные технологии. Москва по версии IESE Business School входит в десятку самых умных мегаполисов мира по двух показателям:

Уровень развития человеческого капитала – 8-е место в рейтинге. Москва в данном рейтинге обходит такие крупные мегаполисы, как Чикаго и Токио. В этой категория определяет уровень таких показателей как доля горожан со средним и высшим образованием, количество вузов, музеев художественных галерей и п.р.

Городское планирование. Г. Москва поднялся с 22-й строчки в 2019 году на 6-ю в 2020 году в указанной категории. Эксперты IESE Business School подсчитывали количество пунктов велопроката, небоскребов и среднее количество жителей на одно домовладение.

Факт лидерства города Москвы в рейтинге IESE Business School относит российскую столицу в ряд «умных мегаполисов», где информатизация сфер городского управления, в частности взаимодействия органов исполнительной власти с населением города во всех отраслях становится плановой целью развития.

В своей основе обмен информацией между органами исполнительной власти и населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства в городе Москве происходит через интернет порталы органов исполнительной власти города Москвы.

Один из самых успешных на данный момент интернет порталов города Москвы по праву можно считать портал «Наш город», на котором органы исполнительно власти могут получить обратную связь с горожанами по многочисленному кругу вопросов (Рисунок 1). Подать жалобу или предложить конкретные предложения может каждый житель города Москвы.

Проведенный в 2010 году опрос показал: самая удобная и интересная для москвичей форма участия в управлении городом — онлайн-сервис, дающий каждому жителю возможность контролировать работу коммунальных и других служб.10

В 2019 году порталу «Наш город» исполнилось 8 лет. Подведены итоги 8 лет работы портала на сайте mos.ru. Уточняется, что около 2 500 городских проблем устраняется в среднем каждый день. За 8 лет решено более 3.7 миллиона проблем, косвенно или напрямую связанных с городским хозяйством.

Благодаря упрощенной в 2020 году регистрации на портале с помощью учетной записи пользователя городского портала Москвы mos.ru подать жалобу или предложение стало гораздо проще. Вместе с тем благодаря такой регистрации, аутентификация пользователя для органов исполнительной власти города Москвы стала еще более прозрачной.

Рисунок 1. Официальный портал «Наш город»

Источник: Портал «Наш город». gorod.mos.ru

На примере портала «Наш город», можно определить ряд преимуществ в организации взаимодействия с населением на территории города Москвы через глобальную сеть интернет. Так все городские интернет-порталы имеют запоминающуюся для любого пользователя доменную зону «mos». Единообразие доменных имен позволило развить доверие пользователей к ресурсам взаимодействия с органами власти, ускорить аутентификацию портала со стороны пользователей.

Также у порталов присутствует взаимосвязь и ссылки. Так, например, официальный сайт Москвы – mos.ru имеет большое количество ссылок на другие московские ресурсы. Навигация «главного сайта» города Москвы mos.ru устроена так, что по своей сути он выступает витриной большого количества другие порталов. Из данной концепции складывается многоуровневая структура интернет-порталов города Москвы.

Стоит отметить ведение Департаментом информационных технологий города Москвы рейтинга посещаемости порталов города Москвы. Рейтинг на 01.01.2021 года содержит 632 позиции.11

Описывая концептуальный (стратегический) подход к интернет ресурсам с помощью которых осуществляется взаимодействие органов исполнительной власти с населением можно заметить, что все представленные 632 портала города Москвы делятся на функциональные уровни от базовых витрин как mos.ru до отраслевых и узкоспециализованных порталов. Их в свою очередь можно структурировать, разбив на группы:

1)Верхний уровень– порталы, которые является базой и своеобразной основой, где пользователь проходит первичную регистрацию и знакомится с информационными материалами с дальнейшей возможностью переадресации или добровольного перехода на другие специализированные порталы. Примером такого интернет-портала служит официальный сайт г. Москвы – mos.ru.

2)Cредний или второй уровень– это порталы, дающие уже более расширенный спектр необходимой информации, а также возможность для пользователей дать обратную связь в органы исполнительной власти города Москвы.

3)Нижний или третий уровень– прежде всего порталы территориальных органов исполнительной власти. Порталы окружных Префектур и Управ районов, сюда же можно включить и сайты управляющей организации ГБУ «Жилищник р-на» в данной группе взаимодействие органов исполнительной власти с населением города Москвы направлено напрямую на решение проблем и задач связанных с конкретными нуждами и предложениями населения в рамках административного деления города Москвы.

Отдельно стоит выделить в 4-ю группу порталы районных газет и телевидения.

Такая классификация по группам требует дополнения с точки зрения того, что взаимодействия органов исполнительной власти в городе Москве имеет свою специфику еще в ряде случаев, одним из которых нужно выделить интернет ресурс, направленный только на получение обратной связи от резидентов города по разному кругу вопросов в т.ч и ЖКХ – портал «Активный гражданин».

В настоящее время проект «Активный гражданин» насчитывает почти 5 млн. участников. За 6 лет существования через портал проведено 4 869 голосований и реализовано 3 400 решений.12

На голосование в проекте «Активный гражданин» выносятся вопросы относящиеся к компетенции органов исполнительной власти города Москвы. Результатом голосование может служить готовое ведомственное решение.

Что касается непосредственно взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с населением в сфере ЖКХ через интернет-портал «Активный гражданин» стоит отменить перечень реализованных решений по голосованиям:

Статистика официального сайта проекта «Активный гражданин» указывает на высокую эффективность проекта в процессе сбора мнения горождан. Так если бы портал не начал свою активную работу на сбор мнения граждан в таком объеме как сейчас по традиционным каналам связи потребовалось 72 года работы с обращениями граждан.13

Безусловно проект «Активный гражданин» дал толчок к развитию заинтересованности граждан в решении городских проблем. Такому росту служит сама концепция участия в опросах на портале и возможность каждого москвича повлиять на развитие города, но также и система поощрений, отвечающая всем современных стандартам захвата внимания пользователя. Находясь в конъюнктуре современной интернет-среды портал имеет систему наград и поощрений пользователя такие как – система «ачивок» (achievements), которая как механика зарекомендовала себя во многих интернет сферах. Например, за участие во всех опросах на портале «Активный гражданин» за месяц пользователю дается статус – «Активный гражданин месяца». Такая механика позволяет увеличить интерес пользователя и повышает охват участников опросов. Также на портале существует бальная система, способствующая активной деятельности горожан в приложении. За накопленные баллы за прохождения голосования возможно совершить обмен по перечню поощрений. В перечень входит сувенирная продукция проекта «Активный гражданин» что также способствует популяризации портала и формирует институт активности горожан. Благодаря накопленным баллам пользователь в качестве поощрения может посетить представленные в перечне театры, музей, спортивные мероприятия и пр., что в свою очередь также позволяет привлечь активную и целевую аудиторию на городские мероприятия.

Рост цифровизации во всех сферах оказания государственных услуг в 2020 году привел к созданию интернет – портала ed.mos.ru «Электронный дом» (Рисунок.2).

В рамках №156-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» у каждого собственника многоквартирного дома (далее МКД) появилась возможность проводить общее собрание собственников МКД в электронном формате на платформе «Электронный дом».

Рисунок 2. Официальный портал «Электронный дом»

Источник: Портал «Электронный дом». ed.mos.ru

Согласно инструкции пользователя «Электронный дом» основные особенности портала заключаются в возможности:

Такой формат кооперации собственников многоквартирных домов в городе Москве отвечает всем современных стандартам объединения резидентов города по признаку наличия собственности в интернет-среде. Сложившиеся в городе Москве практика проведения общих собраний собственности и взаимодействия по данному вопросу с органами исполнительной власти и управляющему организациями жителей приводила к постоянным нарушениям действующего Жилищного кодекса со стороны собственников.

Портал «Электронный дом» создан для закрытия пробелов в знаниях управления многоквартирным домом собственников и позволяет создать новый формат взаимодействия контрольно-надзорных органов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, территориальных органов исполнительной власти с населением. Практика проведения общественных слушаний в электронном формате в городе Москве доказала состоятельность перехода такого рода процессов, как проведение общих собраний собственников в электронный формат. Удаленный контакт органов власти и населения позволяет сократить время и рационализировать сам процесс управления домами в городе Москве.

Расширенный функционал портала и мобильного предложения на 2021 год позволяет больше не ждать результатов первичного собрания собственников по вопросу проведения электронных собраний собственников со стороны Мосжилинспекции. А также сроки проведения собрания теперь могут быть установлены от семи до 60 календарных дней. При этом функционал обновления позволяет любому собственнику стать администратором общедомовых собраний собственников помещений в «Электронном доме». А также на портале осуществляется уже общепринятый с 2019 года режим упрощенной регистрации через mos.ru.

Все эти нововведения позволили стать порталу дружелюбнее к пользователю. Благодаря отлаженному процессу проведения и последовательности процедур у собственников исключается шанс нарушения действующего законодательства, а у контрольно-надзорных органов в режиме онлайн появляется возможность надзора за собственниками многоквартирного дома. В целом процедура становится прозрачной и максимально легитимной.

В информационном взаимодействии органов исполнительной власти с населением в сфере ЖКХ в городе Москве также осуществляется с помощью «Портал городских услуг города Москвы». На данном портале каждый пользователь может получить исчерпывающую информацию о положенных ему социальных выплатах, льготах, получить в полном объеме в сфере социальной защиты, жилищно−коммунального хозяйства, жилищной политики, а также обратиться напрямую в управы, ЗАГСы, префектуры округов и районов, Мосжилинспекцию, Росреестр, Пенсионный фонд, Департаменты земельных ресурсов, жилищного фонда и так далее.14

Организация электронного межведомственного оборота позволяет заявителю не разбираться в структуре органов исполнительной власти. Портал позволяет получить услугу и расскажет об услуге, тем самым пользователю удается избежать бюрократической волокиты.

Несмотря на бурный рост оказания государственных услуг через интернет и упрощение взаимодействий органов исполнительной власти по средствам интернет-порталов города Москвы существует неохваченные интернет-средой жители города. За частую это москвичи, чей возраст более 60 лет, старшему поколению сложно понимать интернет вещи и пользоваться услугами через интернет - портал Правительства Москвы.

Именно для таких горожан с 2011 году существует единый общегородской контакт-центр +7 (495) 777-77-77. Горячая линия работает 24 ежедневно в круглосуточном режиме и позволяет получить необходимую информационную справка по любым вопросам, в том числе и сфере ЖКХ в городе Москве.

Специалисты службы принимают в месяц в среднем 700 тысяч звонков и отвечают на все вопросы, касающиеся деятельности органов власти, в том числе центров госуслуг. Единая база знаний содержит ответы на более чем восемь тысяч вопросов. За 2018 год операторы Единой справочной службы Правительства Москвы обработали 7,5 миллионов обращений граждан. Ожидание в очереди на линии до момента ответа оператора в 95 процентах обращений составляет менее 45 секунд. В 2018 году Единая справочная служба Правительства Москвы удостоилась престижной премии «Хрустальная гарнитура» как лучший центр по обслуживанию населения.15

С 2016 года на горячей линии имеется виртуальный оператор, работающий по принципу нейросети. Благодаря машинному обучению виртуальный оператор с каждым звонком более корректно понимание и определяет потребность звонящего гражданина.

А также стоит отметить особую заботу Правительства Москвы о людях, которые не могут самостоятельно преодолеть цифровое неравенство. Специально для таких граждан на базе районных МФЦ созданы автоматизированные места с возможностью доступа ко всем информационным инструментам взаимодействия органов исполнительной власти с населением.

2.2. Особенности информационного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Обозревая информационное взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы с население в сфере жилищно-коммунального хозяйства нужно понимать, что потенциальный охват пользователей информационного взаимодействия составляет порядка 12 миллиона граждан. В эту статистику входят непосредственные пользователи интернет-порталов и люди, которые еще не зарегистрированы.

Непосредственно все жители города Москвы так или иначе являются потребителями услуг сферы жилищно-коммунального хозяйства города, начиная с визуальной составляющей благоустройства парковой территории, заканчивая оплатой ЖКУ.

Исходя из этого, одной из главных стратегических целей Правительства Москвы в введении информационного взаимодействия органов исполнительной власти с населением в сфере ЖКХ является – открытость и доступность.

Основой реализации данной цели на сегодняшний день является государственная программа «Умный город». Государственная программа «Умный город» проект цифровизации городского хозяйства, в которой основной инструмент реализации ключевых показателей является глубокое внедрение современных цифровых и инженерных решений в городскую инфраструктуру, в том числе и сферу жилищно-коммунального хозяйства.

Целями Государственной программы города Москвы являются:

1. Обеспечение устойчивого роста качества жизни москвичей и благоприятных условий ведения предпринимательской и иной деятельности за счет использования цифровых технологий;

2. Централизованное, сквозное и прозрачное управление городом Москвой на основе больших данных и с использованием технологий искусcтвенного интеллекта;

3. Повышение эффективности государственных расходов, в том числе за счет внедрения государственно-частного партнерства в сфере цифровых технологий.

Сформулированные цели являются оплотом стабильности в реализации концептуальной стратегии Москва «Умный город – 2030».

Для дальнейшего анализа информационного взаимодействия органов исполнительной власти Москвы с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства необходимо полное понимание видения, желаемого будущего описанного в данной Государственной программе.

Анализируя текущее состояние дел во взаимодействии органов исполнительной власти Москвы с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства необходимо четкое понимание того, что 90% столичных семей имеют доступ к глобальной сети интернет16- это важнейший показатель внедрения информационных технологий в жизнь горожан.

Также проводя анализ, стоит отметить состояние организации доступа к сети интернет. Стоимость 1 Гб мобильного трафика с 2015 года снизилась в 3 раза. На 2020 год средняя стоимость 1 Гб мобильного интернета в России составила 37,3 рубля.

К концу 2019 года 94% столичных домохозяйств имели широкополосный доступ в интернет со средней скоростью 40 Мбит/с. При этом в г. Москве организована городская сеть Wi-Fi как опорная беспроводная инфраструктура для развития сервисов и услуг в рамках концепции «Умный город», обеспечивающая жителей и гостей столицы бесплатным доступом к интернету.

Городская Wi-Fi сеть расположена на улицах города в пределах Садового кольца, в местах массового скопления граждан в пределах ТТК, столичных парках, библиотеках, домах культуры, музеях, сети кинотеатров «МосКино» и общежитиях вузов.17

Нововведения такого характера позволяют снять с современной повести вопрос о доступе к сети интернет, который на протяжении 5 лет поднимался во всех сферах, где так или иначе происходила интеграция ИКТ.

Главной основой анализа взаимодействия органов исполнительной власти с населением в сфере ЖКХ в городе Москве служит понятийный аппарат уже готовых и работающих инструментов непосредственной коммуникации жителей с властью.

На сегодняшний момент основным иснтрументом такого рода взаимодействия служат городские интернет порталы, которые описаны пунктом ранее.

Большое количество интернет-порталов, формирующих связь «власть» -«население» имеет непосредственное отношение к сфере ЖКХ. Так благодаря порталам «Наш город», «Активный Гражданин» «Электронный дом», портал «Дома Москвы» уполномоченные органы власти могут получить непосредственный контакт с собственниками жилых и нежилых помешений, давать исчерпывающие справочные материалы населению, контролировать ситуацию в городе связанную с возобновляемыми процессами в сфере ЖКХ. Будь то уборка дворовых территорий или эксплуатация жилых зданий, спектр вопросов достаточно широк и предоставляется к открытому просмотру, как для граждан, так и для органов исполнительной власти.

Департаментом информационных технологий города Москвы осуществляется деятельность по созданию и администрированию городских порталов, на которых осуществляется взаимодействие органов власти с населением. Стоит отметить современный подход ко всем аспектам коммуникации власти и народа со стороны ДИТ. Единая доменная зона порталов, удобные интерфейсы ресурсов, поддержание и активизация активности горожан и многое другое, формируют на практике особую информационную политику города, значительно отличающуюся от других регионов Российской Федерации в положительную сторону.

На практике порталы заявителя, информационные каналы в социальных сетях, удобные каналы получения обратной связи от граждан по крупному спектру городских вопросов, в том числе и сферы ЖКХ, позволяют создать доверительные отношения населения к органам власти, способствуют совершенствованию гибкости управленческой среды в сфере ЖКХ, увеличивает грамотность населения, которая так необходима из-за сформированной либеральной модели института собственности.

При всей эффективности процессов взаимодействия органов исполнительной власти Москвы с населением относительно остальных регионов Российской Федерации стоит отметить стремление города Москвы к общемировым стандартам организации информационного взаимодействия с гражданами.

Отмечая успехи города в реализации информационной политики, стоит упомянуть, что в Москве уже имеется:

В рамках осуществления взаимодействия органов исполнительной власти с населением за последние годы проведена колоссальная работа, результаты которой описаны в предыдущим пункте курсовой работы.

Подводя выводы по анализу информационного взаимодействия органов исполнительной власти Москвы с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства стоит отметить, что городу Москве как субъект Российской Федерации удалось приблизится к мировым стандартам информационного взаимодействия органов исполнительной власти с населением во всех сферах городского хозяйства. Но несмотря на это существует ряд проблем, которые будут раскрыты в следующем пункте курсовой работы.

2.3. Проблемы развития информационного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства

На сегодняшний момент информационное взаимодействие органов исполнительной власти Москвы с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства имеет ряд технических и концептуальных недоработок.

Особенность обеспечения такого взаимодействия состоит, прежде всего, из того, что город Москва является мегаполисом с высокой маятниковой миграцией. Согласно официальным данным Правительства Москвы более 30% суточного трафика междугороднего сообщения формируют резиденты Московской, Калужской, Тульской, Владимирской и Смоленской областей.18 Такие потоки будут непрерывно расти из-за осуществления особой градостроительной политики, которая сложилась в Московском регионе.

Такое уникальное свойство города Москвы в сравнении с другими зарубежными предполагает, что ежедневными потребителями услуг ЖКХ является не только постоянные резиденты столицы, но и люди, которые на ежедневной основе осуществляют маятниковую миграцию в Москву.

В связи с этим интернет-порталам и другим средствам коммуникации с населением необходима единая концепция предоставления взаимодействия с органами исполнительной власти не только в рамках города, но и граничащей Московской области. Так, например, да на территории Новомосковского и Троицкого округов города Москвы отсутствуют множество важнейших для ведения мониторинга со стороны граждан разделов портала «Наш город».

В дополнение стоит также отметить, что 30% жителей других субъектов, которые благодаря маятниковой миграции пользуются городской средой города Москвы ежедневно не охвачены системой взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с населением. Несмотря на то, что данная многозначительная группа не имеют регистрации в Москве, на них должен распространится стандарт взаимодействия органов власти с населением, концептуально существующий и сформировавшийся за долгие годы в городе Москве.

С учетом доступной для всех граждан регистрации на портале mos.ru, которой полностью привязан к быстрому доступу на портал заявителя «Наш город», через который осуществляется самый массовый поток обращений жителей по вопросам жилищно-коммунального хозяйства в городе Москве. В разделе «Мой дом» портала «Наш город» подать жалобу или предложения могут только те граждане, которые подтвердили наличие открытого ФЛС в этом доме.

Из этого вышепредставленных фактов можно сделать вывод о том, что во взаимодействии органов исполнительно власти города Москвы существует неполнота охвата всех потребителей услуг, в частности в сфере ЖКХ.

Также стоит отметить раскрыть ситуацию и с точки зрения того, что в разработке политики информационного взаимодействия с гражданами в городе Москве в расчет не брался статус города Москвы как агломерации. Это и приводит к тому, что в городе отсутствует стратегический подход к территориальному осознанию Москвы как мегаполиса. Как факт – все лица которые ежедневно пользуются жилищно-коммунальными услугами в сфере ЖКХ из-за маятниковой миграции в полной мере не охвачены в процессе взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с населением.

Данная проблема с каждым городом будет приобретать свою актуальность, так как в Москве стремительными темпами развивается транспортная инфраструктура, поток людей в столицу будет только усиливаться.

Также параллельно в Московской области развиваются свои инструменты контакта с органами исполнительной власти, что в будущем приведет к усложнению процесса создания единой базы инструментов взаимодействия в рамках Московской агломерации.

Еще в рамках взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с населением имеется характерная для мировой практики особенность – дублирование основным инструментов взаимодействия в мобильные приложения.

Такая общемировая практика является обыденной для всех стран мира и не вызывает нареканий со стороны населения, так как это повышает скорость и мобильность осуществления взаимодействия органов власти с населением.

Так, ОАО «Электронная Москва» является передовым поставщиком готовых комплексных IT-решений для города Москвы. Учредителем ОАО «Электронная Москва» является Департамент городского имущества города Москвы.

Организация предоставляет услуги по разработке и публикации в крупные маркеты мобильных приложений, дубликаты основных инструментов обратной связи органов власти с населением, таких как портал «Наш город», «Электронный дом», «Госуслуги Москвы» и прочее.

На современном этапе развития информационного взаимодействия органов власти с населением в разработке таких приложений не учитывается дублирующий функционал этих приложений в разрезе самих приложений. То есть, например, чтобы получить доступ к полному перечню услуг, пользователь должен установить себе на смартфон два приложения такие как: «Моя Москва» и «Госуслуги Москвы». В то время как за внимание пользователя в интернет-среде борются множество субъектов — вот такое разделение функционала одно портала на два приложения является недопустимым и снижает уверенность пользователя приложений в компетентности Правительства Москвы в сфере информационных технологий.

Такой пример не единственный, так в конце 2020 года был создан портал «Электронный дом» и одноименное приложение к нему. В тоже время в приложении «Активный Гражданин» вкладка «Электронный дом» потеряла свой функционал, но не была убрана. Примеров отсутствия мониторинга функциональных возможностей приложений, выпущенных под эгидой Правительства Москвы большое множество.

В связи с постоянным их увеличением проблема будет иметь нарастающих характер и в конечном итоге ее придется решать, объединяя приложения по функционалу или же еще каким-то признакам.

Подводя итоге ко второй главе, где были рассмотрены современное состояния взаимодействия органов исполнительной власти с населением, проведен анализ их взаимодействия и выявлены проблем, связанных с осуществлением обратной связи между городскими властями и жителями столицы. Хочется отметить, что сама концепция взаимодействия органов власти с населением города приближается к общемировым стандартам построения обратной связи.

В Москве существует большое количество инструментов взаимодействия и ведет работа по снижению цифрового неравенства населения. Основным инструментов взаимодействия, как и во всем мире, является интернет-порталы.

Самый крупный интернет портал в Москве по взаимодействия органов власти с населением является mos.ru, который работает как своеобразный регистратор пользователя для других функциональных московских порталов по концепции единого информационного поля. Москва на шаг впереди регионов по развитию и внедрению информационных коммуникационных технологий в городском хозяйстве и остро нуждается в стратегическом осознании того, что Москва в информационном взаимодействии с гражданами должна принимать концепцию ядра Московской агломерации, а не города.

Подводя выводы по второй главе курсовой работы хочется отметить, что на сегодня Москва сделала качественный рывок в организации форм информационного взаимодействия с населением и приблизилась к общемировым стандартам в данном вопросе. Но говоря о московской практике необходимо понимание применение своих подходов к организации информационного взаимодействия органов власти с населением в сфере ЖКХ.

Решение проблем развития информационного взаимодействия органов власти с населением в городе Москве в сфере ЖКХ должно основываться на особенностях развития города и стратегических аспектах прогнозируемого будущего. Конкретные предложения по данному вопросу с учетом практики, особенностей и проблемных точек в информатизации взаимодействия органов власти с населения города Москвы в сфере ЖКХ раскрыты в третьей главе курсовой работы.

Глава 3. Разработка предложений по использованию стратегического подхода к развитию информационного взаимодействия органов исполнительной власти Москвы с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Информационное взаимодействие органов исполнительной власти Москвы с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства процесс масштабный и объемный, так как охватывает не только населения города Москвы, но и резидентов других граничащих с Москвой субъектов Российской Федерации.

Информационное взаимодействие с населением в сфере ЖКХ должно решать ряд важнейших социально-направленных вопросов как:

Все эти процессы позволяются выстроить открытые, доверительные и взаимовыгодные с точки зрения управления, систему взаимодействия органов исполнительной власти с населением города Москвы.

Во второй главе был выявлен ряд проблем, одна из которых напрямую зависит с качеством оказания услуг в сфере ЖКХ, мониторингом деятельности органов исполнительной власти и формированием института потребления у горожан в сфере ЖКХ.

Одной из проблем является не охваченность взаимодействием с органами власти города Москвы прибывающих ежедневно в Москву граждан. Более 30% трафика московского транспорта составляют граждане так называемых городов- спутников Москвы, расположенных в соседних областях. Процесс маятниковой миграции с каждым годов ускоряется и приобретает значительный масштаб на фоне развития транспортной инфраструктуры города Москвы. Все эти люди наравне с резидентами города Москвы пользуются услугами сферы ЖКХ. При этом такие люди не информированы и не имеют полный доступ к взаимодействию с органами исполнительной власти.

Стратегически Москве еще придётся осознать эту проблему, так как она имеет стратегический, долгосрочный характер. В связи с тем, что все информационные инструменты по взаимодействию с населением имеют концепцию «Москва-город», а не «Московская агломерация» ускорение процессов урбанизации приведёт к тому, что московский стандарт взаимодействия с населением придётся распространить и на Московскую область.

Для обоснования необходимости применения данного стратегического подхода применен SWOT-анализ взаимодействия органов власти с населением в разрезе указанной темы.

На современном этапе развития сильными сторонами в организации взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с населением в сфере ЖКХ являются:

Такое положение системы представляет возможным выделить возможности для развития информационного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с населением в сфере ЖКХ:

Описав сильные стороны и возможности в сфере ЖКХ в разрезе организации взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с населением по данным блокам складывается благоприятный прогноз развития информатизации информационного взаимодействия властей города с населением в сфере ЖКХ.

Концептуальный прорыв в указанной сфере уже был пройдет вместе с разработкой концепции умного города и формированием перечня базовых и дополнительных требований к умным городам в Российской Федерации. Во взаимодействии органов исполнительной власти с населением разработаны стандарты обмена данными и выработаны основные подходы к инструментарию информационного взаимодействия.

В таком ракурсе динамичной работы также стоит уточнить и о слабых сторонах информационного взаимодействия:

Из данных проблем складываются следующие угрозы по матрице SWOT-анализа:

Проведя анализ взаимодействия органов власти с населением города Москвы в сфере ЖКХ стоит отметить, что скорейшее решение поставленных проблем необходимо решать путем разработки единой стратегии развития цифровых технологий в Москве и Подмосковье даст толчок к созданию единого цифрового поля на территории московской агломерации.

Так как в рамках данной агломерации граждане и бизнес максимально мобильны и постоянно стремятся в Москву, единое поле взаимодействия городских властей и население необходимо и в дальнейшем будет способствовать быстрейшему росту Москвы как мегаполиса.

Такой подход также позволит избавиться от еще одной, выявленной во второй главе курсовой работы проблемы – отсутствие мониторинга функциональной нагрузки дублирующих интернет порталы Правительства Москвы мобильных приложений.

В рамках разработки приложений не учитывается уже готовый функционал прошлый приложений. Например, в марткетах мобильных приложений существует два приложения по оказанию государственных услуг – «Моя Москва» и «Госуслуги Москвы». В двух этих приложениях пользователь не может получить полный спектр услуг сайта «Госуслуги Москва», что делает эти приложения не функциональными. Заставляет пользователей прилагать усилия на то, чтобы разобраться в каком приложении они могут получить услугу так, как это задумано регламентом оказания государственной услуги.

Дублирование функционала приложений — это не только трата средств города, но и дискредитация в глазах пользователей компетенций органов власти по разработке данного программного обеспечения.

Указанная проблема решается очень просто, но к ее решению могут быть различные подходы.

Во-первых, при разработке приложений должен осуществляется мониторинг дублирующих функций. В конечном итоге это решит проблему в создании новых приложений, но не изменит функционал уже выпушенных приложений. Так что более рациональное решение данной проблемы видится в слиянии под единое приложение. Так как физически сделать это не представляется возможным из-за большого количества информации и впоследствии критичному весу самого приложения. В рамках разработки единого приложения необходимо принять за основу пользовательского интерфейса разделы «Жизненная ситуация», то есть само приложение разобьет по жизненным тематикам все порталы и информационные справки, существующие в едином московском информационном поле. А само приложение будет представлять из-за себя обычную витрину, c понятным для пользователя жизненными ситуациями.

Найдя походящую пользователю ситуацию, он автоматически будет перенаправлен на мобильную версию главного сайта через браузер. Тем самым приложение будет быстрым из-за своего малого веса и максимально удобным, лаконичным. Указанная концепция единого приложения будет корректно работать только с оптимизированными под мобильное устройство сайта. Так портал mos.ru уже имеет такую оптимизацию, а портал «Наш город» нет. Но нужно отметить, что разработка мобильной версии сайта гораздо дешевле разработки приложения во всех аспектах.

В отечественной практике разработки мобильных приложений для сервисов по оказанию услуг случился прецедент. С проблемой децентрализации приложений в 2020 году столкнулся цифровой гигант – «Яндекс», аналитики компании посчитали, что они допустили стратегическую ошибку создавая под каждый свой сервис отдельной приложение. Так в 2020 году разработчики Яндекс объединили приложения по функциональному назначению создав приложение «Яндекс GO»

Яркий пример изменения стратегии на объединение, показывает отличный результат, к которому должна стремится Москва.

Подводя выводы совершенствования стратегического подходов к информационному взаимодействию органов исполнительной власти Москвы с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства хочется, уделить особое внимание нехватке в Москве единой концепции развития информационного взаимодействия в рамках московской агломерации. Единая стратегия и партнёрство с Подмосковьем в сфере взаимодействия органов исполнительной власти с население любых сферах, где необходима обратная связь, особенно в ЖКХ вывело бы Москву на новый качественный уровень развития интернет-среды на благо города и комплекса городского хозяйства. А объединение самого мобильного способа взаимодействия – через смартфон мобильным приложением способствовало укреплению устойчивости в связи «власть» - «население». Единобразие такие процессов приводит к тому, что обезличенная для потребителя сфера ЖКХ получит «узнаваемое лицо» для всех граждан.

Вышеописанные процессы в свою очередь позволит органам исполнительной власти в городе Москве стать более открытыми. Быстро реагировать на запросы и настроение горожан, строить более быструю систему мониторинга и проверки эффективности уполномоченных органов.

В свою очередь население в полной и удобной мере будет получать информацию, ценить быстроту и комфорт оказанных услуг. Горожане будут прислушиваться к мнению органов исполнительной власти по ряду вопросов и давать быструю обратную связь, то есть в полной мере можно будет считать, что взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы с населением процесс, который охватывает всех горожан и гостей столицы. Вырастет охват и активность горожан в инструментах обратной связи, сформируется институт общения власти с населением.

Реализуя информационное взаимодействие ОИВ с населением в сфере ЖКХ нельзя упускать ни одного мнения или предложения от граждан, так как сфера оказания жилищно-коммунальных услуг носит глубокий социальный характер. Москва весьма близка к мировым стандартам информационного взаимодействия с населением, что позволяет осуществить стратегию создания единообразия на всех информационных и коммуникационных инструментах.

Заключение

Целью курсовой работы, являлось, на основе проведенного анализа разработать предложения по использованию стратегического подхода при развитии системы управления информационным взаимодействием органов исполнительной власти с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства города.

Цель курсовой работы достигнута, поскольку, был проведен анализ составляющих вопроса взаимодействия, а также исследован зарубежный и современное состояние в процессе взаимодействия органов власти с население в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг.

На базе проведенного анализа опыта города Москвы были выдвинуты предложения по выявленным проблемам, а также описаны стратегические пути их решения.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

1. Исследовать теоретические основы управления информационным взаимодействием в сфере жилищно-коммунального хозяйства города.

2. Проанализировать практический аспект информационного взаимодействием органов исполнительной власти с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.

3. Выявить проблемы развития информационного взаимодействием органов исполнительной власти с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.

4. Разработать рекомендации по использованию стратегического подхода к развитию информационного взаимодействия органов исполнительной власти Москвы с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства

При выполнение первой задачи, были исследованы русскоязычные и зарубежные научные статьи, и труды, позволяющие определить теоретический аспект вопроса.

При выполнение второй задачи, была проанализирована система информационным взаимодействием органов исполнительной власти с населением в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы. Изучены практические аспекты реализации взаимодействия. Проведен обзор уже существующей базы всех инструментов взаимодействия.

Во время выполнения третьей задачи были выявлены проблемы системы управления в процессе взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с населением в сфере ЖКХ.

Выполнение четвертой задачи заключалось в обосновании решения выявленных проблем взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с населением в сфере ЖКХ. Выявлены ряд особенностей системы управления и обоснованы решения выявленных проблем.

Основываясь на проведенном анализе были предложены способы решения выделенных проблем.

Для решения стоящих проблем было предложено:

1) На практике с заделом на будущее интегрировать информационное взаимодействие органов исполнительной власти с население города Москвы в сфере ЖКХ в концепцию московской агломерации.

2) Объединить большое количество самой мобильной и удобной категории инструментов взаимодействия – мобильные приложения порталов в одно или несколько по отраслям и сферам комплекса городского хозяйства.

Указанные предложения позволят городу стать передовым в плане развития эффективной информационной среды с удобным для всех информационным полем на среднесрочном уровне планирования.

Позволит создать узнаваемый имидж города, увеличит компетенции города в глазах жителей. Позволит создать эффективный инструмент мониторинга благодаря постоянной активности граждан. Уменьшат негативный опыт обращения жителей к органам исполнительной власти, и выведет Москву на мировой уровень по охвату населения услугами в информационном взаимодействии.

Список использованных источников и литературы

5. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210−ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/


Global E−Government, 2006 by Darrell M. West [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.InsidePolitics.org

Минстрой России. Национальные протесты России/ Жилье и городская среда/ Государственное- частное партнерство ЖКХ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://minstroyrf.gov.ru/trades/zhilishno-kommunalnoe-hozyajstvo/

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 г. № 80-р «Об утверждении Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/71313950/

Указ Президента РФ от 20.05.2004 № 649 (ред. от 25.08.2010, с изм. от 30.04.2016) «Вопросы структурыфедеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47798/

"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: consultant.ru

Федеральный закон от 27июля 2006г. N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/

Управление городским хозяйством: учебное пособие для направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», профиль «Управление городским хозяйством». — М.: МГУУ Правительства Москвы, Горанова О. А., Иванов И. О., Титов Е. В. 2017. — 260 с.

Рекомендация Совета ОЭСР по стратегиям цифрового правительства от15 июля 2014 года // Режим доступа: http://www.oecd.org/gov/digitalgovernment/Recommendation-digital-government-strategies.pdf

Внедрение и практическое применение современных финансовых технологий: законодательное регулирование: монография / Г.Ф. Ручкина, М.Ю. Березин, М.В. Демченко [и др.]. Москва: ИНФРА-М, 2019. 161 с.

Портал «Наш город» [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://www.mos.ru/city/projects/nashgorod8let/

Статистика посещаемости порталов Москвы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dit.mos.ru/stat/?ag.mos.ru

О проекте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ag.mos.ru/about-new#about

О проекте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ag.mos.ru/about-new#about

ПорталгородскихуслугМосквы,Опортале[Электронныйресурс].–Режим доступа: https://pgu.mos.ru/ru/about/

Общегородской контакт-центр [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.mos.ru/city/projects/contact-center/

Новости Правительства Москвы Собянин: Скоростным интернетом пользуются 80% московских семей[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/news/item/35164073/

Новости Правительства Москвы Собянин: Городская сеть Wi-Fi[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/city/projects/wi-fi/

Махрова А.Г., Бочкарев А.Н. Маятниковая миграция в Московском регионе: новые данные // Демоскоп Weekly. 2017. № 727-728. URL: http://demoscope.ru/weekly/2017/0727/tema01.php

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области