Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методики исследования влияния коммуникативной сферы учащихся ДМШ на их успешность в коллективных видах музыкальной деятельности

Цель выявить влияние коммуникативной сферы начинающих музыкантов на их успешность в коллективной музыкальной деятельности Задачи проанализировать работы отечественных и зарубежных исследователей, определить факторы коммуникативной сферы, влияющие на их успешность в коллективных формах деятельности выявить влияние коммуникативной сферы учащихся ДМШ на их коллективные виды деятельности дать практические рекомендации по повышению эффективности и успешности музыкальной деятельности с учетом коммуникативной сферы

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Учебно- методический проект

«Методики исследования влияния коммуникативной сферы учащихся ДМШ на их успешность в коллективных видах деятельности»

Дмитриева О. В.

преподаватель МБУ ДО

«Детская музыкальная школа

г. Зеленодольска РТ»

2023г.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В современном академическом музыкальном искусстве все большее место занимают коллективные формы исполнительства. Ансамблевое музицирование предполагает межличностное общение, установление контактов между участниками, рождаемые их потребностью в совместной музыкальной деятельности. Совместное творчество создает благоприятные условия для формирования и развития коммуникативной функции. Степень сформированности коммуникативных умений в процессе общения и совместной деятельности является чрезвычайно важной проблемой для младших школьников, влияющей на процесс их социализации и развития личности в целом. Недостаточная разработанность теоретических и практических аспектов этой проблемы определяет актуальность настоящего исследования, побуждая к целенаправленному изучению особенностей коммуникативной сферы учащихся младших классов ДМШ и ее влияния на успешность в коллективных видах деятельности.

Цель исследования - выявить влияние коммуникативной сферы начинающих музыкантов на их успешность в коллективной музыкальной деятельности.

Объект исследования – учащиеся младших и средних классов ДМШ как участники музыкальных коллективов.

Предмет исследования – влияние коммуникативной сферы учащихся- музыкантов на их успешность в коллективных видах музыкальной деятельности.

Задачи исследования:

- проанализировать работы отечественных и зарубежных исследователей и определить факторы коммуникативной сферы, влияющие на их успешность в коллективных формах деятельности.

- выявить влияние коммуникативной сферы учащихся ДМШ на их коллективные виды деятельности.

- дать практические рекомендации по повышению эффективности и успешности музыкальной деятельности с учетом коммуникативной сферы.

Методы исследования – теоретический анализ литературы и психодиагностические методы.

В ходе теоретического исследования были сделаны следующие выводы:

- Коммуникации выступают как определяющее условие для формирования групп, занимающихся коллективными видами музыкальной деятельности. Поэтому любому музыканту, который предполагает свое профессиональное развитие в сфере коллективных видов музыкальной деятельности надо хорошо знать средства коммуникации, уметь правильно ими пользоваться в процессе общения, преодолевать коммуникативные барьеры непонимания.

- Коллективная деятельность младших и средних школьников – творческая, созидательная, решает многие психологические задачи и проблемы общения, способствует реализации творческого потенциала каждого ребенка, повышению его самооценки.

- Влияние коммуникативной сферы на коллективные виды музыкальной деятельности учащихся ДМШ складывается из следующих факторов: младший школьный возраст – оптимальный для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, усвоения коммуникативных, речевых умений. Успешная деятельность творческого коллектива способствует формированию и развитию мотивации достижений и коммуникативной успешности.

В эмпирическом исследовании приняли участие учащиеся младших и средних классов ДМШ г. Зеленодольска в возрасте 9-13 лет, всего 30 человек.

Для выявления влияния коммуникативной сферы учащихся ДМШ на их успешность в коллективных видах музыкальной деятельности были использованы следующие диагностические методики:

- Диагностика интеллекта и креативности, творческой одаренности детей осуществлялась с помощью теста креативности Торранса

- Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии И. М. Юсупова исследовала уровень эмпатийных тенденций, т. Е. умения поставить снбя на место другого человека и способность произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

- Диагностика тенденций поведения в реальной группе (ансамбле, оркестре, хоре) и представлений о себе проводилась по методике «Q-sort» Стефансона.

- Методика «Мотивация к успеху» Т. Элерса диагностировала мотивацию учащихся к успешности в коллективных видах деятельности.

1. Анализ результатов исследования по тесту «Креативности Торранса» позволил сделать вывод – у учащихся ДМШ ярко выражена склонность к творчеству, у многих из них нестандартное музыкальное мышление, учащиеся отличаются широтой интеллектуального потенциала, разнообразием идей и стратегий, высокой мотивацией к творчеству.

2. Результаты диагностики уровня поликоммуникативной эмпатии И.М. Юсупова - у 66,6% учащихся обнаружен средний уровень эмпатийности. Это тот уровень, который присущ подавляющему большинству людей, т.е. они не относятся к числу особо чувствительных лиц. Им не чужды эмоциональные проявления, но в чувствах они не раскованы и это мешает полноценному восприятию людей.

3. В ходе анализа поведения в реальной группе (ансамбле, оркестре, хоре) и представления о себе по опроснику «Q-sort» Стефансона был сделан следующий вывод - учащиеся младших классов обладают ярко выраженным стремлением к общению, но при этом независимы от окружающих. Обладают самоуважением и уважением окружающих, избегают конфликтных ситуаций, но в то же время способны себя защитить, что является признаком гармонично развивающейся личности с социальной ответственностью. Данная тенденция позволяет предположить, что все вышеперечисленное может стать хорошей основой для формирования успешной творческой личности.

4. Далее исследовалась мотивация учащихся к успешности в коллективных видах музыкальной деятельности по методике Т. Элерса «Мотивация к успеху». Среди обследованных учащихся ДМШ отсутствуют такие, которые набрали по диагностике от 2 до 10 баллов, т. е. учащиеся с низким уровнем мотивации к успешности в коллективных видах музыкальной деятельности; это может быть связано с тем, что все учащиеся нацелены на успех в коллективных видах музыкальной деятельности.

Следующим этапом исследования стал проведенный анализ успеваемости учащихся, который выявил, что средний балл по группе по коллективным видам музыкальной деятельности выше, чем по индивидуальным предметам. Проведено статистическое сравнение средний значений по t- критерию для независимых выборок по всем методикам, построена корреляционная плеяда с использованием компьютерной программы Statistika-6 для выявления зависимости коммуникативной сферы и успешностью участия в коллективных видах музыкальной деятельности учащихся ДМШ.

Выводы

- Изучены теоретические основы по проблеме коммуникации как социального процесса, результативное влияние общения на психические процессы и функции с опорой на результаты теоретических исследований.

- Исследована проблема коммуникативной сферы детей и ее влияние на успешность в коллективных видах деятельности учащихся ДМШ.

- В ходе эмпирического исследования определены эмпатийный, деятельностный и оценочный компоненты коммуникативных умений, влияющих на эффективность в коллективных видах деятельности.

- Выявлено влияние коммуникативной сферы учащихся ДМШ на коллективные виды музыкальной деятельности. Статистически доказано, что

Коммуникативные характеристики (общительность, негативный опыт общения, брюзжание), а также индивидуальные черты (креативность, гибкость ума, самоинтерес, саморуководство, эмпатийность, мотивация к успеху) влияют на успешность в коллективных видах музыкальной деятельности (академическая успеваемость по коллективным видам музыкальной деятельности – хор, ансамбль, оркестр).

Заключение.

Опираясь на результаты исследований (Г.М. Андреевой, В. Н. Мясищева, С. Р. Рубинштейна, Р. С. Немова) выявлено, что формированию коммуникативной успешности, адекватному выстраиванию межличностного общения, реализации потенциальных способностей, социализации ребенка в обществе способствуют коллективные виды деятельности. В ходе эмпирического исследования использовано 4 диагностические методики, выделены социально- психологические качества учащихся ДМШ, обеспечивающие развитие и использование социальных способностей, качеств, связанных с социальным поведением и позицией личности, коммуникативных качеств. Проведен анализ успеваемости учащихся ДМЩ. Статистически подтверждено, что существует влияние коммуникативной сферы учащихся ДМШ на их успешность в коллективных видах музыкальной деятельности. Это доказывается успешными выступлениями и победами коллективов ДМШ г. Зеленодольска на Международных, Всероссийский и Республиканских конкурсах инструментального исполнительского мастерства.

-

-

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области