Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Природа и человек - единое целое в прозе Махмута Хасанова".

Богата талантами зеленодольская земля. Наш земляк - писатель Махмут Хасанов среди известных людей, таких как ученый-просветитель К.Насыри, писатели И.Туктар, А.Вергазов, А.Шамов, занимает одно из почетных мест. Махмут Хасанов родился в деревне Верхнее Кибя-Кози Сабинского района, ныне поселение входит в состав Тюлячинского района Татарстана. МахмутМаксудович жил и работал в Казани, много лет публицист, пишущий о нефтяниках РТ. В нашем городе Махмут Хасанов провел свою юность, здесь он учился в школе №5, работал на заводе им.Серго, полюбил наш город. В 1944 год уехал в Москву на учебу в ГИТИС. Трудился в Театре юного зрителя в Казани. Работая в театре, писал очерки, сотрудничал с газетой “Социалистик Татарстан”. В 1980 году М.Хасанов возвращается в Зеленодольск - это были самые плодотворные годы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района РТ"

Природа и человек - единое целое в прозе Махмута Хасанова.

Выполнила:

Учитель родного(татарского) языка и литературы

Сибгатуллина Рафида Дамировна

Природа и человек - единое целое в прозе Махмута Хасанова.

Богата талантами зеленодольская земля.  Наш земляк - писатель Махмут Хасанов среди известных людей, таких как ученый-просветитель К.Насыри, писатели И.Туктар, А.Вергазов, А.Шамов, занимает одно из почетных мест. Махмут Хасанов родился в деревне Верхнее Кибя-Кози Сабинского района, ныне поселение входит в состав Тюлячинского района Татарстана. МахмутМаксудович жил и работал в Казани, много лет публицист, пишущий о нефтяниках РТ. В нашем городе Махмут Хасанов провёл свою юность, здесь он учился в школе №5, работал на заводе им.Серго, полюбил наш город. В 1944 год уехал в Москву на учебу в ГИТИС. Трудился в Театре юного зрителя в Казани. Работая в театре, писал очерки, сотрудничал с газетой “Социалистик Татарстан”. В 1980 году М.Хасанов возвращается в Зеленодольск - это были самые плодотворные годы.

Махмут Хасанов - известный татарский писатель 60-90-х гг. ХХ веке ,лауреат Государственной премии Татарстана имени Г. Тукая. Писатель, который тонко чувствовал дыхание времени, перемены, происходящие в стране, новые веяния, и умел высокохудожественно отразить это в своих произведениях.

В произведениях, посвященных взаимоотношению человека и природы, Махмут Хасанов показывает, что человек и природа существуют во взаимной гармонии. Много внимания уделяется воспитанию бережного отношения к природе, рациональному использованию природных богатств. К тому же писатель подчеркивает, что отношение к природе имеет глубокий гуманистический смысл.

Татарская литература богата своей историей и традициями. Для нее испокон веков была близка и актуальна тема деревни, ее богатой природы. Вот и большинство своих произведений М. Хасанов посвятил этой теме. Он пишет на татарском языке. Многие произведения писателя переведены на русский язык, например, рассказы «Лесник», «Сюмбуль», «Бессоница», «Подарок» (переводчик - М. Зарецкий), «Среди льдин» (Р. Киямова), романы: «Здравствуй, солнце!» (В. Синицин), «Дороги, дороги...» (И. Троянский), «Весенняя зарница» (В. Чу-креев) и др.

В творчестве М. Хасанова отношения человека и природы занимают особое место. Картины природы в его произведениях удивительным образом выполняют самые различные функции, пронизывают творчество писателя гуманистическим духом и теплым лиризмом. Через картины природы он выражает свое мировоззрение, свою жизненную философию. Он пытается донести до читателя безграничный дух природы, ее вечность, беспредельную красоту, ее цвета и запахи. В красоте и отлаженности природы он видит красоту современного общества, отражение гармоничных отношений между людьми, находит в этих отношениях духовное родство. Отношение к природе родного края, ее естественной красоте в нем формируется еще в детстве. Воспоминания юности для него - источник вдохновения, маяк в его будущей жизни. Как известно, детство писателя прошло на лоне природы: леса и поля, чистые родники и полноводные реки. И именно красота Отчизны сыграла большую роль в воспитании у писателя мировоззрения и тонкого вкуса.

М. Хасанова интересуют окружающая природа, среда, возникающие проблемы, пути их решения. По его мнению, если земля - наш родимый дом, то и ее проблемы должны быть нашими проблемами. Человек - дитя природы. Природа взращивает свое дитя, вскармливая, оберегая, защищая. Следовательно, и человек матери-природе должен платить тем же. Человек - самое высокое творческое достижение, гордость природы, ее вершина. Для того, чтобы он был счастлив, духовно богатым следует глубже понимать и изучать природу.

М. Хасанов любит природу, чувствует себя ее неотъемлемой частицей. «Эх, отразить бы в своих произведениях это несравнимое ни с чем блажество природы так, как я ощущаю это в своей душе!» - пишет он .Даже в маленьких рассказах он умеет доступно, на понятном читателю языке поведать о красоте родной природы, ее безграничных богатствах, необходимости ее защиты.

Рассказы «Урманчы» («Лесник», 1953), «Сөмбел» («Сюмбуль», 1953), «Кара колак» («Черное ухо», 1987) и другие, повести «Урман шаулый» («Лес шумит», 1952), «Жирән кашка» («Рыжий конь с белой звездочкой на лбу», 1959) посвящены теме природы. Написанные в разные годы, они отражают отношение человека к природе.

Главная тема рассказа «Лесник» - чувство любви к родной стороне, окружающих человека лесам и рекам, красоте природы. Основной герой произведения - Минзакир-абзый. Всю свою жизнь он проработал лесником. Он знает в лесу каждый кустик, зверя и птицу. Все живое

в природе он воспринимает как своих детей. Только неспокойно на душе Минзакира. Скоро леса совсем изведут, а земли эти останутся под волжской водой. Его тревожные мысли автор так доносит до читателя, что душа содрогается: «На следующий год птицы, что весной прилетят, это место не смогут узнать. Захотят, как нынче передохнуть и удивятся, мол, “что же это такое”. Густых лесов и лесных болот в низовьях уже не будет, а будет лишь сверкающая водная гладь. Птицы в растерянности по-кружат-покружат, да и совсем обессилев, будут вынуждены опуститься на какой-нибудь пустырь»

Минзакир абый и Гульюзум апа смогли воспитать любовь к родной земле и в сыне. В противном случае, разве отдыхал бы ежегодно у родителей их хорошо зарабатывающий сын-инженер, называя эти места «курортом без путевки»! Он также, как его отец, приучен ценить красоту родной земли, ее чистый воздух, полезные дары. Подрастающий молодой лес вселяет в Минзакир абый надежду, вновь возвращает к жизни, укрепляет надежду на будущее. Связь между лесником и лесом описывается как крепкая, закаленная на протяжении долгих лет связь между отцом и сыном. Простой по сюжету, небольшой по объему, увлекательный по характеру, этот рассказ написан лаконичным, живым языком, что дает читателю возможность прочитать его на одном дыхании, заставляет его задуматься, делать надлежащие выводы. В рассказе «Лесник» писатель, мастерски описывая психологические переживания, происходящие в душах главных героев, призывает читателя обратить внимание на богатство земли, на которую упала первая капля крови из пуповины человека, на ее животный мир, на его проблемы, сохранить нашу окружающую среду.

Этот рассказ доказывает всю сложность отношений между природой и человеком. С одной стороны, человек оберегает лес, его природные богатства, заботится о его обитателях. С другой стороны, деревья используются для нужд общества. Как описано в рассказе, люди перед тем, как пилить лес, высаживают новые саженцы. Эта картина дает надежду на будущее, укерепляет веру в него не только в душе Минзакира, но и читателей.

В рассказе «Сюмбюль» описывается растянувшаяся на несколько дней пурга. Кажется, что природа вышла на борьбу с человеком. Несмотря на трудности, причиняемые человеку природой, настоящий человек труда преодолевает все и достигает успехов. Писатель описывает столкновение природы с человеком и его положительное разрешение. Природная стихия изображается как объект борьбы героя.

В рассказе «Среди волн» описывается гордость Татарстана - полноводная, величественная Волга. Река изображена во всей красоте: бескрайняя ширина, крутые берега, глубокие воды. Но все это возможно только в результате человеческого труда. Иначе баржи, пароходы окажутся на мели.

М. Хасанов - автор и рассказа «Черное ухо». Рассказ написан так, что у читателей пробуждается интерес. В нем описывается, как опытный охотник преследует зайца с рваным ушком. Хитрость, ловкость, храбрость, смекалка зайца изображаются автором чрезвычайно увлекательно. В призведении любовь к живым созданиям природы отображается с тонким юмором.

Эти посвященные природе рассказы писателя лаконичны, интересны, язык понятен, легко читаем. Особенно удаются М. Хасанову пейзажные зарисовки. Бескрайнюю красоту природы он передает такими сравнениями и эпитетами, которые у других писателей не встречаются. В этом рассказе он описывает зайца, используя качества, присущие человеку.

Описывая родную природу, он использует среди множества средств художественной изобразительности такие обороты, как «теплые ветры», «словно из гальки составленые бусы», «погрузившиеся в дрему деревья», «красное, словно не выспавшееся, поднимается солнце» и др.

В основе подачи пейзажа у писателя лежат чувства и переживания, связанные с картинами природы. Сначала он из описанных выше деталей выстраивает образ природы, а затем выражает к этому свое отношение. «Вот где это блаженство, вот где этот рай! Я душу словно в чистой родниковой воде ополоснул»

В рассказах писателя постоянно ощущается чувство восхищения и любви к природе, это доказывает использование превознесения, гиперболизации, олицетворения, риторических обращений.

В рассказах, адресованных детям, очень много сведений, интересных читателю. Автор дополняет знания детей о мире природы, знакомит с интересной информацией. Любовь к природе побудила М. Хасанова написать повесть из жизни лесников «Лес шумит». Интересной повесть сделал не только показ отно шения человека к лесу, к природе в целом, но и описание сложных взаимоотношений между героями.

Сюжетная линия произведения развивается в двух направлениях: личная жизнь и производство лесного хозяйства, его проблемы. Писатель уделяет серьезное внимание описанию пейзажа в тесной связи с психологией персонажей. В этом произведении пейзаж оказывается чрезвычайно чувствительным к человеческим переживаниям. Для более полного описания психологического состояния персонажа писатель вводит пейзаж. Лес описывается параллельно состоянию героя. Когда жизнь главного героя протекает спокойно, размеренно, лес спокоен, он поет, и, наоборот, когда в душе человека кипят страсти, то и лес шумит, волнуется.

Образ леса дает возможность глубже понять чувства и переживания героев, уловить их во всех тонкостях. Язык автора прост и понятен. В то же время использовано достаточно много средств художественной изобразительности, обогащающих произведение. Среди них можно назвать своеобразное описание леса, неповторимые сравнения, эпитеты, синонимы и другие лексические средства. Например, «словно серебряная монета», «как приставучая муха», «серебристый серп луны», «вдохновенная песня молодой березы», «стройные, золотоствольные, устремленные к белым облакам, сосны», «словно драгоценные камни», «воздух сладкий, словно щербет». Это произведение наряду с воспитанием в читателях чувства любви и восхищения природой родного края еще и подчеркивает необходимость бережного отношения к ее бесчисленным богатствам. Вот слова лесника Бадри-агая: «Разве можно не любить лес?! Издревле он кормил человека, спасал его от разных непр иятностей. Лес - это лекарство, источник здоровья. Вдохни хоть раз полной грудью лесной воздух. Он ведь таков, что хоть на хлеб намазывай, ей-богу. Великий русский ученый Менделеев говорил, что посадка леса такое же святое дело, как защита родины от врагов, что по отношению людей к лесу определяется уровень культуры страны»

Еще одно посвященное живым обитателям леса произведение - повесть «Рыжий конь с белой звездочкой на лбу». Отношение ко всей живности у деревенских детей сидит в крови. Это, наверное, идет еще от наших предков, особенно характерно для мужчин. М. Хасанов умеет видеть неразрывное единство между человеком и природой, человеком и животными, отразить это в своих произведениях с характерным только для него изяществом, очаровательно и увлекательно. Основные герои этой повести «помешаны на лошадях». В первую очередь, в произведении находит отражение их искренняя забота о лошадях. К маленьким жеребятам они обращаются с такими красивыми словами, как «маленький мой», «свет очей моих», «наш маленький гость» и др.

Вспомогательным образом в произведении выступает образ лошади. Здесь описаны тесные отношения лошадей и людей. Не зря татарский народ о мужчинах говорит «ир-ат» (в переводе с татарского «мужчина-лошадь»). Автор параллельно описывает лошадей и мужчин. Лошади в тяжелой работе являются физической опорой для людей, а в борьбе - духовной. На состязаниях кони приносят людям победу. По описанию автора, лошади - умные создания, понимающие людей без слов. Во времена войн кони спасали людям жизнь. «Рыжий конь с белой звездочкой на лбу» - произведение, отражающее жизнь татарской деревни, ее красивую природу и трудолюбивых людей. Через любовь дедушки и внука к лошади писатель прославляет родную землю, природу, все живое, людей, наконец, жизнь, воспитывает у молодого поколения дух патриотизма.

Р. Тухватуллин, высоко оценивая повесть, писал: «В произведении через судьбу лошади раскрываются интересные и поучительные страницы жизни народа, сюжет увлекателен и тщательно отработан, язык радует красноречивостью и изяществом»

В произведениях на тему природы М. Хасанов воспитывает в читателях умение восхищаться красотой, наслаждаться неповторимыми мгновениями.

На какую бы тему автор не писал, он обязательно описывает природу. В 1980 году М.Хасанов возвращается в Зеленодольск - это были самые плодотворные годы. Здесь он пишет романы “Шугуровы” (1984 год) Роман М. Хасанова «Шугуровы» - произведение, освещающее жизнь нефтяников Татарстана. Нефть - масло земли, иными словами клад, являющийся большим богатством. Автор с восхищением пишет о безграничных богатствах нашей природы. Нефтедобыча - процесс сложный. Нефтяники эти подземные богатства стараются добывать передовыми методами, то есть не уничтожая родники, не обижая землю, не отравляя воздух. Бережное отношение нефтяников к природе автор описывает наряду с главной темой произведения.

Следовательно, в произведениях М. Хасанова экологические проблемы подняты в широком плане, они и по сей день продолжают оставаться актуальными.

Следующий роман М. Хасанова - это «Весенняя зарница». Название этого поизведения не случайно. По поверьям татарского народа, человека, видевшего весенние зарницы, впереди ждет горькая судьба, жизнь, полная бед и невзгод. В самом начале произведения описывается, как главный герой видит весеннюю зарницу. Это вызывает у читателя интерес, предупреждает о том, что судьба героя будет трагической. В произведении и в дальнейшем судьба героя переплетается с картинами природы. Сенокос, буря на Волге помогают точно описать чувства и переживания героев. Таким образом, с целью более полного раскрытия характеров персонажей, их психологического состояния автор часто обращается к картинам природы и довольно успешено их использует.

В произведениях, посвященных описанию жизни нефтяников, автор держит в центре внимания их бережное отношение к природе. Для них важно не только добыть нефть, но и сохранить живность, обитающую на полях и лугах.

В творчестве М. Хасанова наблюдается эволюция в разработке темы «человек и природа». Если в начальный период творчества писателя («Запах сена», «Брошенное озеро», «Рыжий конь с белой звездочкой на лбу», «Черное ухо» и др.) в произведениях преимущественно слышалось восхищение красотой природы и ее безграничными богатствами, то в более поздних произведениях («Лесник», «Лес шумит», «Шугуровы», «Дороги, дороги...» и др.) наряду с мастерски нарисованными картинами природы М. Хасанова начинают волновать нравственно-этические проблемы, связанные с потребительским, неразумным отношением к природным богатствам, все чаще писатель задумывается о необходимости беречь и защищать окружающую среду.

Тема взаимоотношений человека и природы была в центре внимания многих татарских писателей. Например, Мирсай Амир («Агидель», 1935), Амирхан Еники («Родная земля», 1959), Аяз Гилязев («Три аршина земли», 1962), Гумер Баширов («Семь родников», 1976) и др. авторы в своих произведениях показывали внутренний мир человека в связи с природой и природными явлениями. Для прозы М. Хасанова характерен глубокий психологизм в в раскрытии этой темы. Отображение нравственного воздействия природы на человека, в соответствии с его высшими моральными ценностями, является новизной творчества писателя.

В произведениях подчеркивается мысль о том, что природа и человек - это единое целое, и они описываются в неразрывном единстве. М. Хасанов в своей прозе делает акцент на том, что человек и природа существуют во взаимной гармонии, пропагандирует идею о том, что защита природы, сохранение ее для будущих поколений является святым долгом каждого.

Список литературы

1. Салихов, Р. Г. Герой и эпоха. Казань, 1999. 352 с.

2. Тухфатуллин, Р. Из самой жизни // Респ. Татарстан. 1997. 21 июля.

3. Хализев, В. Е. Теория литературы. М., 1999.

4. Хатипов, Ф. Теория литературы. Казань, 2002.

5. Хасанов, М. Лесник. Казань, 1954. 69 с.

6. Хасанов, М. Лес шумит. Казань, 1952.

7. Хасанов, М. Чёрное ухо // Хасанов, М. Лесник. Казань, 1987

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области