Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Игровые приемы при изучении слов с непроверяемым написанием

Традиционно слова с непроверяемым написанием усваиваются путем механического запоминания. Однако механическое заучивание не обеспечивает прочного запоминания. Как же сделать процесс изучения этих слов интересным, ненавязчивым и результативным Приемы,описанные в работе, позволяют добиваться высоких результатов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Когда человек играет, он повышает свои эмоции.

Нашу школу мы должны сделать местом как раз такого оживления.
Станислав Теофилович Шацкий

Родной язык, который мои учащиеся познают с детства, – татарский. Для них русский язык - это сложная дисциплина, составной частью которой является умение правильно и грамотно писать. Слова с непроверяемым написанием- одна из проблем, с которой сталкиваемся в процессе формирования грамотного письма и хорошей речи в начальной школе. Традиционно слова с непроверяемым написанием усваивались путем механического запоминания. Нередко и сейчас ребенку отводится пассивная роль: ему предстоит только списать и заучить слово. Однако механическое заучивание, не обеспечивает прочного запоминания. Как же сделать процесс изучения этих слов интересным, ненавязчивым  и результативным?

Работая над этой темой, пришла к выводу, что усвоение слов с непроверяемым написанием у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В ней ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает стремление к победе, они стараются быть собранными, находчивыми, у них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Даниил Борисович Эльконин. Исследователи и мыслители зарубежья — Карл Гросс, 3игмунд Фрейд и другие.

Если сказать кратко, все они отмечают следующее- сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности. Игра – это развитие.

Современные методисты предлагают огромное количество игровых методик и приёмов для изучения слов с непроверяемым написанием. В своей практике использую как известные, так и новые формы работы по данному направлению, которые даёт хорошие результаты при работе с моими учениками.

В 1-2 классах наряду с известными приёмами «Собери слово», «Какие гласные убежали?», «Угадай слово» (по первому или последнему слогу) использую приёмы из эйдетики -учения о субъективных наглядных образах, наблюдающихся у детей и подростков в определённой фазе их развития.

Эйдетика разрабатывалась на протяжении 20–40-х гг. XX в. в Германии, в марбургской психологической школе Эрихом Йеншем и его единомышленниками . Предметом изучения теории был эйдетизм — особый вид образной памяти. Отечественные ученые с большим интересом и вниманием изучали эйдетические идеи данной школы, критически их осмысливая. Наиболее крупными специалистами в вопросах эйдетики были П.П. Блонский, Л.С. Выготский и Александр Романович Лурия.

Игры: «На что похоже буква», «Превращения слов», «Как образуются слова», «Дорисуй букву», «Измени одну букву – изменится слово». Загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Таким образом, они знакомятся с самыми простыми приёмами эйдетики, а самое главное, учатся творчески мыслить, то есть нестандартно, нешаблонно.

Приём «Графические ассоциации или рисунки-образы». На основе опыта Никитиной Е.И. Устанавливается графическая связь между словом и образом (зовем на помощь эмоционально окрашенные зрительные образы).

Данный приём реализуется под следующим девизом:

"Слово трудное попалось –

Это, братцы, не беда.

Нарисуем в слове букву –

Не забудем никогда".

Эти задание наиболее эффективны для тех детей, у кого лучше развита зрительная память. Для запоминания особенно «трудных» слов не следует «жалеть» на уроке нескольких минут для того, чтобы обсудить, на что похожа данная буква и какие ассоциации вызывает у детей данное слово.

Приём "Лишнее слово"

"Лишнее слово" можно проводить как подведение к новому материалу. Например, изучая имена существительные одушевленные и неодушевленные предметы, предлагаем слова: сорока, петух, ворона, дорога и просим найти лишнее слово с обоснованием своего выбора.

Находя и аргументируя «лишнее» слово, дети превосходно развивают креативное мышление.

В 3-4 классах применяю более сложные приёмы.

Приём «создания свободных ассоциаций»

Прием «создания свободных ассоциаций» – процесс творческий. Его ценность – это наличие у каждого словарного слова своего ассоциативного образа. Слова одинаковы грамматически, общая заданная орфограмма, общее семантическое поле.

Вот примеры словарных слов и ассоциативных образов:

гАзета-бумАга,

вОрота- гОл.

дЕревня- рЕчка, лЕс, дЕрево,сЕно, сЕв, пЕсня

мОлОко- дОйка, ведрО

пЕнал- портфЕль, линЕйка

пОсуда- пОлка, стОл

Приём "Письмо по памяти"

1) записать по памяти слова, обозначающие животных (заяц, лисица, петух);

2) записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е. и т.д.;

3) записать словарные слова, которые начинаются с каждой буквы слова "комната" и т.п.

Приём "Мини- кроссворды"

Приём основан на использовании метода перекрещивания слов через непроверяемую орфограмму. Алгоритмически крестообразная схема позволяет запоминать и быстро воспроизводить семантические модели этих слов.

Рассмотрим , как на уроке в 3 классе велась работа над словами с непроверяемыми написаниями по теме « Окончание слова» (УМК «Школа России»).

На этапе актуализации знаний ученики получают задание: расположить последовательно кадры мультфильма (учителем заранее подготовлен раздаточный материал - картинки для выполнения аппликации), используя цепочку слов: ( приём «Мультипликаторы» по Никишиной Наталье Владимировне)

Октябрь погода ветер облака желтый берёза деревня трактор сороки

Получается аппликация и следующий рассказ: «Наступил октябрь. Погода уже осенняя. Дует сильный ветер, бегут по небу облака. Желтый лист сорвался с берёзы и полетел.За деревней трактор пашет. За плугом летают сороки».

Словарные слова мелькают снова и снова , интересно и непроизвольно запоминаются. Запоминание идет с опорой на зрительную, слуховую память и мыслительную деятельность. Информация, подкрепленная эмоциями, фиксируется в памяти лучше. И чем больше ученики при придумывании сюжета картинки используют опыт, подкрепленный яркими воспоминаниями, тем лучше будет результат.

Знакомство с правописанием новых непроверяемых слов «обед» и «ужин» происходит на этапе открытия новых знаний следующим образом.

- Что обозначают слова «обед» и «ужин»?

-Когда мы обедаем?

-Ужинаем?

- Прочитайте слово «обед». Определите ударный слог. Подчеркните букву, которую надо запомнить.

-Как графически можно изобразить опасную букву?

-Прочитайте следующее непроверяемое слово. Определите ударный слог. Подчеркните букву, которую надо запомнить.

-Ассоциации

Эффективность системы моей работы подтверждается результатами словарных диктантов. Они тоже разнообразны: картинный , выборочный, диктант с использованием загадок, диктант по памяти. Дети с удовольствием пишут лексический диктант на основе приёма эйдетики "Щёлкаем орешки".Веду мониторинг не только того, запоминают ли учащиеся правописание непроверяемых слов, но и то, на каком уровне это происходит.

Уровень - знание. Рассчитан на простое запоминание и воспроизведение изученного материала.

Уровень - понимание. Предполагает от учащихся ответа на вопросы: «почему? зачем? », умение объяснить свой выбор, обнаруживать различные связи.

Уровень - применение. Умение применять изученный материал на практике, находить и исправлять свои и чужие ошибки.
Предполагаемые результаты обучения - дети должны узнавать словарные слова в тексте, уметь правильно их писать и находить ошибочные написания.

Найдите в тексте стихотворения Я.Акима «Март» словарные слова:

Треплет ветер за окном

Погляжу на воробья —

Дерево без листьев,

Весело качается!

Воробей сидит на нем,

Понимаем, он и я,

Перышки почистив.

Что зима кончается.

Уровень усвоения правильного письма непроверяемых слов по итогам 1класса на уровне «Знание» составляло 44%. Во 2,3,4 классе-по 16 %. На уровне понимание- 16%, 28%,28%,16% соответственно.  На уровне «Применение»- 28%, 42%, 56%, 70% соответственно. Из приведенных данных виден положительный результат , что говорит об эффективности выбранных приёмов.

Таким образом, нетрадиционные методы работы со словами с непроверяемым написанием позволяют осуществлять яркое, образное изложение материала, активизировать воображение учащихся, способствует развитию познавательного интереса. Запоминание слова с непроверяемой орфограммой на основе игровых приёмов позволяет быстрее и без перегрузки добиться более высоких показателей.

.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области