Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Обобщение педагогического опыта работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на уроках ОПК."

Цель доклада Обобщить педагогический опыт работы по духовно-нравственному воспитания младших школьников на уроках ОПК. Задачи доклада 1. Определить эффективные методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках курса ОПК 2. Проанализировать результаты работы, сделать выводы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методический семинар.

Слайд 1

- Здравствуйте, уважаемое жюри, гости и коллеги.

Слайд 2

Хотелось бы начать свое выступление словами Святителя Феофана затворника:

«Воспитание из всех дел – самое святое»

Слайд 3

Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.

Слайд 4

   Актуальность изучения основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве важнейших качеств, которым должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Показательно, что на первое местo поставлены те черты, которые в российском сознании всегда почитались как главные.

Слайд 5

Цели и задачи преподавания ОПК:

Цель: принятие школьниками духовно-нравственных ценностей.

Слайд 6

   Цель доклада: Обобщить педагогический опыт работы по духовно-нравственному воспитания младших школьников на уроках ОПК.

   Задачи доклада:

Слайд 7

Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников на уроках ОПК.

Современные взгляды на систему воспитательной работы ориентируют учителя:

Слайд 8

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности: 

–      патриотизм

–      человечество

–      семья

–      труд и творчество

–      традиционные российские религии

         --  искусство и литература

–       природа

 Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям факторов современного мира, пропагандирующих праздный образ жизни, вседозволенность, эгоизм, себялюбие, обладание желаемым любыми путями, насилие, преступность.

Из опыта работы учителем начальных классов знаю, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников.

Слайд 9

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом в процессе обучения. На уроках приучаю детей к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, учу слушать, слышать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, правильно отстаивать свое мнение, помогать и принимать помощь. Вижу, как на уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Считаю, что наиболее приемлемой формой занятий являются нетрадиционные формы, так как именно в коллективной работе наиболее эффективно можно сочетать все виды деятельности учащихся.

   Знакомство с православной культурой дает представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к своим родителям, дальним и ближним предкам, родной природе, истории своего народа. На занятиях с учащимися  рассматриваем изображения икон и картин с изображением библейских сюжетов, с православными праздниками, знакомимся с  литературными религиозными и светскими произведениями содержащими духовную ценность.

Свои уроки провожу в форме путешествий, экскурсий, праздников, встреч с интересными людьми, посещений библиотек и музея. Каждый урок стараюсь делать нетрадиционным, урок – открытие.

Слайд 10

На некоторых из  используемых методов  хочу остановиться.

Наиболее удачный метод нравственного воздействия на ребёнка – нравоучительное чтение, использование притч. Притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми. На уроках применяя диалоговые технологии, использую тексты российского писателя, поэта и драматурга монаха Варнавы (Евгения Савина) «Маленькие притчи для детей и взрослых». Обращаемся к текстам библейских притч, которые произносил в своих поучениях Христос, а так же притчи царя Соломона. По объему они короткие и на уроке удается обсудить, сравнить 2-3 притчи.

Слайд 11

Метод проекта для уроков ОПК наиболее востребован. Не случайно он часто является результатом урока. Что естественно, так как этот вид деятельности  отвечает возрастным особенностям детей, стремлению участвовать в коллективно-творческих делах. Я использую проектную работу двух видов: индивидуальную и коллективную. Нами созданы коллективные проекты «Христианская семья», «Любовь к Отечеству», «Творим добро».  Есть результаты индивидуальных проектов. Эти проекты дети создавали вместе с родителями. Огромный плюс, потому как одна из целей курса ОПК соработничество ребенка, родителя и учителя. Эти работы получили высокую оценку на Международном и Всероссийском онлайн конкурсе авторских проектов. Проект Музыревой Марины - «История моей семьи» - 1 место, Мазилкиной Вики – «Рождество»- 1 место, Киреевой Алины - «Добро и зло в современном мире» - 1 место.

Слайд 12

Часто использую на уроках творческие задания по темам, формирующим коммуникативные умения и навыки, ребятам предлагаю для решения ребусы, кроссворды, анаграммы. Через игровые задания пополняется словарный запас учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. За создание интересного кроссворда «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы» - 2 место получила Кондратьева Агата, в творческом конкурсе кроссвордов. (добро, часовня)

Слайд 13

Постоянно на уроках стремлюсь к обогащение словарного запаса детей, составляем словарики незнакомых слов, работаем со словарем Основы православной культуры под редакцией А.В. Бородиной. Эти словари помог приобрести школе настоятель храма о. Александр. Он является частым гостем на уроках ОПК, праздниках и различных мероприятиях.

Слайд 14

Современные дети привыкли к видеоряду, поэтому почти на каждом уроке ОПК я показываю православные мультфильмы, видеофильмы-притчи, презентации.
Мультфильмов на православную тематику не так уж и много, но они настолько богаты по содержанию, что дают возможность возвращаться к ним вновь и вновь, на разных уроках. Когда рассказываешь о христианской семье (или о совести и раскаянии), отлично подойдет мультфильм «Сказание о Петре и Февронии», для знакомства с культурой Православия — «Рождество», «Сказание о крещении Руси», «Истории Ветхого завета», «Моя первая библейская история», «Воскресение Христово», «Притча о добром самарянине», «Серафим Саровский», «Причта Гвозди»….


Дети очень любят такие видеоуроки, потому что они рождают сильные эмоции, побуждают к разговору на темы, которые редко обсуждаются. А в фильмах всё как будто из их школьной жизни, только иносказательно, на это я обращаю внимание ребят и перевожу ситуацию в плоскость дел класса, событий в школе. Просматривая фильм-притчу, дети как будто сами участвуют в нем, и иногда даже моделируют счастливый конец. После просмотра задаю вопросы, мы вместе их обсуждаем, делаем выводы.
Слайд 15

Поскольку я являюсь учителем начальных классов, у меня есть уникальная  возможность вводить понятия духовных ценностей православия в изучаемые предметы, например литературное чтение, где часто встречаются произведения нравственной направленности, окружающий мир, темы православия там начинают появляться в 3 классе, уроки музыки, изобразительного искусства, технологии.    

         Использую следующие формы работы.  

1) Знакомлю  с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Провожу родительские собрания,  привлекаю родителей к подготовке и участии в праздниках.

Проводим изучение православных праздников и традиций русского народа, сравниваем с тем, как в народе отмечают данные праздники или святочные недели. Ребятам очень нравится празднование масленичной недели. Я знакомлю с православным аспектом этого праздника: что значит для православных эта неделя.

    Таким образом, происходит формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.

2)Также знакомлю с   устным народным творчеством, которое питается духовными соками великого русского народов. В разных жанрах народного слова отразились представления народа о счастье и горе, о нормах поведения в обществе, о героизме и любви к своей Родине.

  Одним   из   жанров   устного   народного   творчества   являются пословицы и поговорки.

В пословицах и поговорках запечатляются  национальные черты народа. В них можно встретить много поучительного. Дети узнают у своих бабушек и прабабушек пословицы, поговорки, которые часто употребляются в их семье, а потом на уроке мы разбираем их значение. Проводим конкурс пословиц и поговорок.

Слайд 16

     Уроки ОПК тесно связаны с внеурочной деятельностью. Для этого с 1 по 4 класс во внеурочной деятельности духовно – нравственного направления включен кружок «Доброе слово», который реализуется на протяжении 4- х лет.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

В этой программе есть раздел «Культура общения в современной семье». На занятиях дети разбираются и осмысливают такие понятия, как: « добро и зло», «дружба», «друг», «семья» и другие.

Также на занятиях кружка «Радуга» ребята знакомятся с православными праздниками, обычаями, а также изготавливают различные поделки к праздникам, рисунки, которыми с удовольствием делятся со взрослыми и сверстниками. Также в рамках внеурочной деятельности мы посещаем наш храм, знакомимся с внутренним устройством храма. Совершаем виртуальные экскурсии по знаменитым храмам и монастырям России.

Слайд 17

   Заключительным этапом урока ОРКСЭ является рефлексия. Специфика этого этапа состоит в том, что на первый план выходит деятельность по формированию и самопознанию своего духовного мира.

Безоценочная система курса ОРКСЭ не сковывает детей. Это даёт возможность открыто и безбоязненно рассуждать, доказывать, не бояться ошибиться. В качестве оценки я использую веселые смайлики, которые дети с удовольствием вклеивают в свои тетради по результатам самооценки работы на уроке.

Слайд 18

Выводы.

Подводя итог, хотелось бы заметить то, что концепция курса ОРКСЭ очень созвучна с требованиями ФГОС в том, что ориентирует учащихся на реализацию своих компетенций (УУД) в рамках деятельностного подхода. Не стоит также забывать, что духовно-нравственное воспитание на Руси издревле было тесно связано с православной культурой, а ценности мировоззрения русского человека всегда опирались на каноны христианства

Слайд 19

«Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Считал Василий Александрович Сухомлинский.

Я очень верю в то, что те семена добра, которые я стараюсь, посеять в душах моих учеников прорастут добрыми плодами в недалеком будущем. Современные учащиеся – это будущее нашей страны, и ОНИ должны знать историю, культуру, православную веру и традиции своего народа.

Спасибо за внимание!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области