Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВАМ ХОРЕОГРАФИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблеме применения электронных образовательных ресурсов при обучении учащихся основам хореографии средствами дополнительного образования, в статье представлено описание классификации электронных образовательных ресурсов, возможностей электронных образовательных ресурсов при обучении учащихся основам хореографии, требований к созданию и реализации электронных образовательных ресурсов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВАМ

ХОРЕОГРАФИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:Вера Михайловна Иващенко, Геннадий Валентинович Долгих

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дворец творчества детей и молодёжи «Молодёжный творческий Форум Китеж плюс», Санкт-Петербург, Россия

Аннотация.Статья посвящена проблеме применения электронных

образовательных ресурсов при обучении учащихся основам хореографии средствами

дополнительного образования, в статье представлено описание классификации

электронных образовательных ресурсов, возможностей электронных образовательных

ресурсов при обучении учащихся основам хореографии, требований к созданию и

реализации электронных образовательных ресурсов.

Ключевые слова:дополнительное образование, информационные технологии,

электронный образовательный ресурс, цифровой образовательный ресурс,

хореографическое искусство.

Для цитирования:Иващенко В.М., Долгих Г.В. Дидактические особенности

применения электронных образовательных ресурсов при обучении учащихся основам

хореографии в системе дополнительного образования

DIDACTIC FEATURES OF THE USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL

RESOURCES IN TEACHING STUDENTS THE BASICS OF CHOREOGRAPHY IN

THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

Authors: Vera Mikhaylovna Ivashchenko, Gennady Valentinovich Dolgikh

State Budgetary Institution of Additional Education Palace of Creativity of Children and

Youth "Youth Creative Forum Kitezh Plus", St. Petersburg, Russia

Abstract. The article is devoted to the problem of using electronic educational resources

in teaching students the basics of choreography by means of additional education, the article

describes the classification of electronic educational resources, the possibilities of electronic

educational resources in teaching students the basics of choreography, requirements for the

creation and implementation of electronic educational resources.

Keywords: additional education, information technologies, electronic educational

resource, digital educational resource, choreographic art.

Развитие и совершенствование методов и средств современных информационных

технологий создают реальные возможности для их использования в системе

дополнительного образования с целью развития творческих способностей человека в

процессе его образования. Именно информационные технологии в образовании сегодня

вносят коренные изменения технологии получения нового знания посредством более

эффективной организации познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного

процесса.

Использование сложившегося на сегодняшний день многообразия форм и средств

информатизации образования должно быть нацелено на достижение максимальной

дидактической эффективности процесса обучения. Вместе с тем, наибольший

дидактический эффект может быть достигнут только при комплексном использовании

отдельных средств современных информационных технологий на различных видах

занятий в информационно-поисковой, экспериментально-исследовательской и

самостоятельной учебной деятельности, а также деятельности обучаемых по обработке

информации, представлению и извлечению знаний. Основными дидактическими целями

использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в обучении являются

сообщение сведений, формирование и закрепление знаний, формирование и

совершенствование умений и навыков, контроль усвоения и обобщение. [1]

Электронные образовательные ресурсы позволяют:

 организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по

самостоятельному извлечению и представлению знаний;

 применять весь спектр возможностей современных информационных

технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том

числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный

диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий

(виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;

 использовать в учебном процессе возможности технологий мультимедиа,

гипертекстовых и гипермедиа систем;

 диагностировать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень

их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию;

 управлять обучением, автоматизировать процессы контроля результатов учебной деятельности, тренировки, тестирования, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, умений, навыков, особенностей его мотивации;

 создавать условия для осуществления самостоятельной учебной деятельности

обучаемых, для самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования,

самореализации. [3]

Информационный образовательный ресурс – это документ (совокупность

документов), предназначенный и самостоятельно оформленный для распространения

среди неограниченного круга лиц, либо служащий основой для предоставления

информационных услуг. [5]

В работе [6] под электронным образовательным ресурсом понимаются связанные с

образованием документы и их совокупности, хранимые и обрабатываемые в

информационных системах в цифровом виде. Мы согласимся с этим определением.

К основным видам образовательных ресурсов, размещенных в электронном виде,

относятся [2]:

 Электронные учебники;

 Интерактивные обучающие ресурсы;

 Виртуальные среды учебно-практической деятельности;

 Справочно-информационные источники (словари, энциклопедии, справочники);

 Электронные библиотеки;

 Электронные музеи;

 Электронные периодические издания;

 Базы данных и архивы; «Современное образование: традиции и инновации»

 Электронные коллекции;

 Онлайновая поддержка обучения;

 Онлайновое тестирование (олимпиады, конкурсы) и так далее.

Электронные учебники создаются, как правило, на базе технологий Flаsh, видео, но

иногда это просто электронные копии бумажных изданий, выполненные с

использованием гиперссылок. Интерактивные обучающие ресурсы обеспечивают

активное взаимодействие с ними обучающихся. Виртуальные среды учебно-практической деятельности моделируют реальные лаборатории, позволяющие решать учебноэкспериментальные задачи.

Образовательные базы данных содержат, прежде всего, нормативные документы,

студенческие работы, задачи. Электронные коллекции содержат видео, аудио, графику,

тексты и другую информацию, которая может быть использована в учебном процессе. [3]

По своему методическому назначению электронные образовательные ресурсы

можно классифицировать как [1]:

 обучающие. ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в

формировании знаний, умений, навыков учебной или практической деятельности,

обеспечении необходимого уровня усвоения учебного материала;

 тренажеры. ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в отработке разного рода умений и навыков, повторении или закреплении пройденного

материала;

 контролирующие. ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в

контроле, измерении или самоконтроле уровня овладения учебным материалом;

 информационно-поисковые и информационно-справочные. ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в сообщении сведений, формировании

умений и навыков систематизации знаний;

 демонстрационные. ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в

визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их исследования и

изучения;

 имитационные (ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в

предоставлении определенных аспектов реальности для изучения структурных и

функциональных характеристик).

По форме изложения материала электронные образовательные ресурсы могут быть

разделены на следующие: конвекционные; программированные; проблемные;

комбинированные (универсальные).

Конвекционные ЭОР соответствуют установившимся традициям классической

педагогики и носят энциклопедический и монографический характер. ЭОР организует

информационную функцию обучения.

Программированные ЭОР основаны на обучении системе «стимул-реакция». Такие

ресурсы имеют разветвленную и линейную формы и ориентированы прежде всего на

самостоятельную работу учащихся.

Проблемные ЭОР базируется на теории проблемного обучения и направлено на

развитие логического мышления, стимулирование творческой составляющей восприятия

знаний.

Комбинированные (универсальные) ЭОР содержат отдельные элементы всех

перечисленных видов ЭОР. [2]

При разработке ЭОР следует учитывать дидактические и технологические

принципы. В первую группу (дидактических принципов) входят принципы:

1. Непрерывности процесса образования, означающий, что процесс образования

проходит через всю жизнь человека. Данный принцип заставляет учитывать приоритет

образовательных ценностей, обеспечивающих всестороннее развитие человека.

Последовательная реализация данного развития означает наличие «образовательного

маршрута» для каждого человека.

2. Гуманизация образования, требующий во главу ставить личностные

потребности субъекта образовательного процесса, реализацию личностной

последовательности изучении я содержания образования. Данная последовательность

может быть определена траекторией обретения смыслов: от смысла – к смыслу, когда

обретенный смысл переходит в разряд мотивов при поиске и обретение других смыслов.

3. Гибкости и открытости, обеспечивающий в свою очередь, адаптивные

возможности самого ЭОР. Электронно-образовательный ресурс легко преобразуется в

зависимости от образовательных потребностей, подразумевает множественность и

доступность форм образования. Это достигается при открытости электронного

образовательного ресурса.

Во вторую группу входят технологические принципы:

 принцип квантования: разбиение материала на разделы, минимальные по

объему, но замкнутые по содержанию;

 принцип полноты: раздел должен иметь следующие компоненты:

теоретическое ядро, включающее структурную модель изучаемого материала; примеры,

действующие модели и другие;

 принцип презентативности: каждый раздел должен состоять из страниц с

минимум текста и использовать подходящие способы визуализации, облегчающей

понимание и запоминание материала;

 принцип ветвления: каждый раздел должен быть связан гипертекстовыми ссылками с другими разделами так, чтобы у пользователя была возможность смысловых

переходов;

 принцип диалогового построения управляющих элементов: обучающийся

самостоятельно управляет сменой разделов, страниц и тому подобное. [1], [4]

Применение электронных образовательных ресурсов позволяет выделить

следующие их преимущества:

 использование ЭОР значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, мультипликации позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности;

 применение ЭОР усиливает мотивацию учения. Повышению интереса к учебе

способствует не только новизна работы с электронным образовательным ресурсом, но и

возможность регулировать уровень сложности предъявляемых задач и заданий;

 изменения в когненитивной сфере – развитие пространственного восприятия

и воображения, развития мышления;

 изменения в мотивационной сфере – развитие мотивации и склонности к исследовательской деятельности;

 изменения в эмоциональной сфере – преобладает положительный

эмоциональный фон, ниже уровень тревожности. [6]

В общем виде можно сказать, что использование ЭОР, усиливает познавательную

мотивацию, что приводит к повышению эффективности процесса обучения. С помощью

использования такой информационной технологии, как ЭОР, педагог поддерживает или

создает интерес к учебному процессу. Возможности применения ЭОР при обучении

учащихся создают условия для самостоятельной проработки учебного материала

(самообразования) и дает возможность представления в мультимедийной форме

уникальных информационных материалов.

Список источников

1. Акимов, С. С. Электронный образовательный ресурс в контексте

проектирования и применения педагогом методических материалов // Современное

«Современное образование: традиции и инновации» № 2/23 125

образование: традиции и инновации. – 2022. – № 3. – С. 36-42. – DOI

10.51623/23132027_223_36. – EDN CUUWXZ.

2. Зудин, В. Л. Педагогические программные средства и автоматизация обучения:

Учебное пособие. – Ярославль, 2007.

3. Ильин, В. В. Теоретико-методологические основы проектирования

информационного образовательного ресурса. – Волгоград-Южносахалинск, 2005.

4. Кравченко, Н. Н. Дидактическое возможности электронного портфолио при

формировании профессиональной компетентности студентов в рамках среднего

профессионального образования // Современное образование: традиции и инновации. –

2022. – № 3. – С. 72-76. – DOI 10.51623/23132027_223_72. – EDN DOTCZS.

5. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров. – Омск, 2007.

6. Электронные ресурсы: технологии разработки и взаимодействия: Учебное

пособие / Н. В. Буханцев. – Волгоград, – 2008.

References

1. Akimov, S. S. Electronic educational resource in the context of the design and

application of methodological materials by a teacher // Modern education: traditions and

innovations. – 2022. – No. 3. – PP. 36-42.

2. Zudin, V. L. Pedagogical software tools and automation of training: A textbook. –

Yaroslavl, 2007.

3. Ilyin, V. V. Theoretical and methodological foundations of designing an information

educational resource. Volgograd-Yuzhnosakhalinsk, – 2005.

4. Kravchenko, N. N. Didactic possibilities of an electronic portfolio in the formation of

professional competence of students in the framework of secondary vocational education //

Modern education: traditions and innovations. – 2022. – No. 3. – PP. 72-76.

5. Lapchik M.P. ICT competence of teaching staff. – Omsk, 2007.

6. Electronic resources: technologies of development and interaction: Educational

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области