Информационные технологии
на уроках географии
Особенность современного мира заключается в том, что он меняется всё более быстрыми темпами, поэтому знания, полученные учащимися в школе, устаревают раньше, чем они успевают применить их на практике.
Современное общество требует скорейшего совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
География - это не просто школьная дисциплина, это целая наука, заставляющая совершить путешествие по миру и познать его. К сожалению, интерес современных школьников к изучению данной дисциплины оставляет желать лучшего. Очень мал процент выпускников, которым география интересна или нужна. На самом деле мы наблюдаем плачевный результат. Некоторые школьники не знают, где расположен Калининград, а где Камчатка, или, например, имея дачу в пригороде Минска, не всегда представляют, в какой стороне от города она располагается. Незнание географии - это, безусловно, показатель невежества. И что самое интересное, оно нередко встречается у людей, которые бывали уже везде. Мы очень просто относимся к тому, что дети выносят из поездок, не требуем от них осмысления. Та же картина происходит на традиционных уроках в школе: выучил - рассказал, отложил - забыл. Сейчас одним из направлений модернизации системы географического образования считается внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую работу, углубить демократизацию методики преподавания, раскрыть творческие способности и развивать мышление, восприятие, память обучающихся детей.
Современный урок географии, как и любой другой урок невозможно представить без применения информационных технологий это и интерактивные карты, интернет ресурсы, презентации, онлайн-тестирование, мультимедийные пособия и т.д.
Увеличение умственной нагрузки на уроках географии заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование же компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. В школе компьютер становится посредником между учителем и учеником, позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе. Ученик, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется главное преимущество компьютера в процессе обучения: он работает с каждым учеником в отдельности.
Использование компьютерных технологий на уроках географии - это существенное обновление содержания географического образования, и поэтому учитель должен быть компетентным в отрасли компьютерных технологий:
- знать основы информатики;
- владеть современными операционными системами и текстовым редактором;
- учиться использовать действующие учебные компьютерные программы.
География - предмет, где ИКТ, особенно презентации, можно использовать практически на каждом уроке. Моя работа на уроках географии планируется по таким направлениям:
Демонстрация материала – важный фактор урока географии. Все хорошо знают, что без карты нет географии. Карты имеются в наличии на дисках готового мультимедийного ресурса, они не требуют большого пространства для их размещения, каждая тема представлена необходимым комплектом карт.
Можно использовать материалы педагогического программного обеспечения
Для проверки знаний, учащихся по изученной теме я использую электронные тесты. Так учитель освобождается от монотонной работы - проверки тестов, а имеет возможность использовать это время для творческой работы.
Работа над созданием презентаций - очень длительный процесс, где используются не только сведения из учебника, это своеобразный синтез с другими науками, то есть происходит непосредственная предметная интеграция. Привлечение детей к созданию презентаций - это реализация творческих способностей, возможностей учеников.
Компьютерную презентацию можно использовать в щадящем режиме в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.
Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массам современной, свежей информации. А сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации. Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации.