Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Пейзажная живопись как средство формирования любви к Родине

формирование любви к родному краю у обучающихся в процессе создания живописного пейзажа Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Пейзажная живопись как средство формирования любви к Родине.

Landscape painting as a means of forming love for the Motherland.

Мовсесян Валерия Владимировна

Movsesyan Valeria Vladimirovna

Аннотация. В статье рассматривается проблема воспитания любви к родному краю у обучающихся; исследования проведены на примере работы с обучающимися среднего школьного возраста; рассматриваются различные методы воспитания патриотизма и выделяются их структурные компоненты; предлагаются методики решения проблемы.

Ключевые слова: ценностные представления о мире; патриотизм; пейзаж; живопись; искусство

Annotation.The article deals with the problem of educating students to love their native land; studies have been conducted on the example of working with students of secondary school age; various methods of educating patriotism are considered and their structural components are highlighted; methods of solving the problem are proposed.

Keywords: value ideas about the world; patriotism; landscape; painting; art

Воспитание положительного отношения к родному краю у обучающихся является одной из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие патриотических чувств.

Одной из задач нравственного воспитания личности в целом является формирование основ патриотизма. Важнейшей составляющей частью патриотических чувств у человека, в том числе у ребенка, является любовь к родному краю. Первооснову воспитания любви к родному краю у детей составляет привязанность и любовь к родным людям и ближайшему окружению. Формирование любых нравственных чувств, в том числе и любви к ближнем, базируется на развитии эмоционально-чувственной сферы ребенка. Одно из наиболее сильных средств воздействия на эмоции и чувства – искусство.

Эмоциональное, положительно-окрашенное восприятие произведений изобразительного искусства способствует переносу вызванных данным произведением эмоций и чувств на реальные объекты и явления окружающей действительности, и способствуют формированию нравственных чувств.

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить взрослых, умением видеть окружающий мир

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста. Ценно то, что оно пробуждает философское отношение к жизни.

А. А. Блока пишет: «Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие). Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети»

При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребенок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Воспитатель подчеркивает, что значимость изображенного явления, настроение произведения художник раскрывает посредством цвета, композиции, мимики, жестов. Любое произведение искусства строится по определенным, логичным представлениям художника об окружающем мире, о смысловых связях между явлениями и предметами, об их назначении. Так детей подводят к осознанию замысла художника (о чем написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. С помощью живописи развивают и мыслительную деятельность старших дошкольников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь. Внутренняя речь, кроме того, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, как бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства. Воспитательная функция искусства. Более полное познание детьми произведения изобразительного искусства позволяет воспитателю не только развивать у них интерес к живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения. Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с жанровой живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни страны, к различным видам деятельности человека, отношениям его к труду, к ценностям, которые создает народ. Приобщая детей к живописи как виду искусства, можно воспитывать нравственно-патриотические чувства.

Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется нравственное сознание. Они учатся сравнивать собственный опыт с опытом людей, изображенных художником, и переносить воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношений между людьми в реальные жизненные ситуации.

Восприятие живописи, ее познание невозможны без эмоций, поэтому не следует ограничиваться только искусствоведческим рассказом или анализом содержания и выразительных средств произведения. Картины художников должны вызывать у детей определенные чувства, желание творить красоту и добро.

Поэтому в процессе ознакомления детей с живописью, особенно на первых этапах, оправдывает себя прием «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий.

Эмоциональное отношение ребенка к картине - показатель возникшего интереса к произведению. На основе эмоционально-личностного отношения у дошкольника начинают закладываться ценностные ориентации, основы его мировоззренческой направленности. Учитывая это, педагог имеет возможность формировать нравственно-эстетические представления о добре и зле, красивом и безобразном в искусстве.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту - настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак. Сравнение репродукций картин одной тематики между собой и с реальными явлениями действительности, установления в них сходства и различий способствуют проявлению у детей сильных эмоциональных чувств, что очень важно для творческого восприятия дошкольниками произведений искусства.

Используется прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником. Как бы ставит ребенка в позицию «сотворчества» с художником. Для того, чтобы дети были больше вовлечены в проблемы особенностей культуры родного края, необходимо систематически организовывать им ознакомительные прогулки по творческим галереям местных художников, посещать выставки. Нужно продемонстрировать детям, как можно с помощью живописи показать всю красоту и глубину тех пейзажей, которые они возможно видят каждый день. Именно такие картины и завораживают зрителей, заставляют остановиться и задуматься о том, как много мы не замечаем вокруг нас в повседневной жизни.

Для того, чтобы привить ребенку любовь и уважение к собственному краю, нужно, чтобы, для начала, у него проявилась любовь к родному месту, где он живет. Также у него необходимо сформировать и развить воображение и память. Перед предстоящим выходом на пленэр желательно ознакомить обучающихся с особенностями ландшафта, которые можно будет увидеть на предполагаемой территории. Если это охраняемый природный объект природы, или заповедная зона, или же православная святыня, необходимо изначально рассказать об их назначении, истории, подчеркнуть, особенности и значимость. То, что запомнили обучающиеся, и то, что их больше всего затронуло они в дальнейшем отразят в своих этюдах.

Большую роль в системе художественного образования играет пленэрная практика, как в общеобразовательных учебных заведениях, так и в специализированных детских художественных заведениях.

Для того, чтобы заинтересовать и замотивировать детей пленэрной практикой, учителю стоит для начала самому изучить историю того места, куда он собирается отвезти детей на практику, затем провести беседу с ними, рассказывая им интересные факты об этом месте. Также можно раздать задания ученикам о поиске познавательной и ранее неизвестной информации о той местности, в которой они собираются побывать. Важно, чтобы в момент выступления детей и педагога, их речь сопровождалась рядом фотографий того или иного уголка природы.

Во время пленэрной практики ученики осваивают и получают нужные знания, опыт и умения самостоятельной изобразительной деятельности. Также пленэрная практика помогает улучшить их способности, углубить свои умения и навыки работы в пейзажной живописи.

Необходимо предусмотреть активную самостоятельную работу обучающихся на пленэре, над разработкой зарисовок, набросков, этюдов с натуры и композиционных поисков, с использованием различных техник и материалов. Работая на открытом воздухе, обучающиеся учатся постигать красоту обыденных, привычных глазу мест, деревьев, скамеек. Учатся смотреть на это новым и свежим взглядом. У обучающихся развивается наблюдательность, цветовое восприятие, они начинают замечать игру света и тени, пытаются воспроизвести перспективу.

Формирование устойчивого интереса к родному краю необходимо вести систематично и последовательно с раннего детства и школа имеет при этом немаловажное значение. Единство приемов, методов и воздействий, различных видов деятельности и форм работы, педагогический пример, обеспечивают положительное и бережное отношение к природе, а значит и к Родине.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области