Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование лексико-грамматического строя речи с помощью игр и упражнений на примере лексической темы "Овощи".

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Эти направления коррекционной работы тесно связаны между собой и реализуются параллельно.

Основные задачи логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи: обогащение словаря, уточнение значений слов, усвоение морфологических средств языка. Успешное решение этих задач обеспечивает не только расширение словарного запаса за счет введения новых слов, усвоение практическим путем правил употребления различных грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, но и точное употребление слов, умение свободно и правильно ими пользоваться, формирование чувства языка.

Логопедическая работа по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников проводится по следующим направлениям:

Работа по развитию лексики направлена на увеличение словарного запаса (за счет усвоения новых слов и значений), качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний).

Работа над словарем осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным.

В процессе формирования словоизменения отрабатываются все грамматические формы слов – существительных, прилагательных, глаголов на основе последовательности их формирования в онтогенезе; вырабатываются представления о смысловом значении предлогов, о предлоге как об отдельном слове; дифференцируются значения предлогов и развивается навык правильного употребления той падежной формы существительного, которую требует связанный с существительным предлог.

В процессе формирования словообразования осуществляется работа по закреплению наиболее продуктивных словообразовательных моделей с постепенным переходом к непродуктивным. Поскольку значение слова представляет собой единство лексического и грамматического значений, работа по формированию словообразования способствует уточнению значения слова, овладению системой грамматических значений.

Рассмотрим логопедическую работу по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников на основе лексической темы: «Овощи» с помощью дидактических игр и упражнений:

Детям раздаются разрезные картинки с изображением частей овощей и фруктов и две корзинки. Сложив разрезную картинку, ребенок называет её, определяет, овощ это или фрукт, и кладет в соответствующую корзинку.

Логопед называет существительное в единственном числе, бросая ребенку мяч. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, изменяя число существительного.

помидор ….(помидоры)

огурец ….. (огурцы)

баклажан ….(баклажаны)

тыква …..(тыквы)

перец …..(перцы)

кабачок ….(кабачки)

Логопед демонстрирует детям предметные картинки. Детям предлагается, рассмотрев их, ответить на вопросы «какой?», «какая?», «какое?» и охарактеризовать: по размеру, по форме, по вкусу, по цвету (репа, огурец, морковь, помидор, свекла и т.д.).

Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов и предлагается сосчитать их (помидор, огурец, репа, свекла, кабачок и т.д.).
5. «С чем корзинка?» (предлоги)

Логопед раздает детям корзинки и раскладывает перед ними картинки с изображением овощей. Детям предлагается, называя изображенное на них, наполнить корзинки и сообщить, у кого что в корзинке: У меня в корзинка с огурцами. У меня корзинка с капустой. У меня корзинка с репой.

6. «Волшебник» (суффиксальный способ образования)

Логопед предлагает ребенку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением предмета обычного размера, «превратить» его в маленький, назвав правильно слово. Если ребенок выполняет задание безошибочно, то ему демонстрируется картинка с изображением маленького предмета (огурец – огурчик, помидор – помидорчик и т.д.).

Дидактические игры и упражнения являются эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей, которые могут применяться не только на логопедических занятиях, но в разных видах деятельности, в режимных моментах воспитателями.

Значительную помощь в формировании лексико-грамматических конструкций оказывают родители. Совместная работа с родителями является неотъемлемой частью комплексного процесса развития речи. Для повышения компетентности родителей проводятся открытые занятия, беседы консультации, обучающие семинары-практикумы и другие виды работ.

Список литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области