Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО.

Взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Взаимодействие детского сада и семьи 
в условиях реализации ФГОС ДО.

«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть ни кому неизвестной пылинкой. ... Человек оставляет себя, прежде всего в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни. Если ты хочешь остаться в сердце человеческом,- воспитай своих детей».

В.А. Сухомлинский

Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. По словам Д. И. Писарева, «...только в молодости человек может развернуть и воспитать те силы своего ума, которые потом будут служить ему в зрелом возрасте; если что-то не развилось в молодости, то остается неразвитым на всю жизнь». Физическое, сенсорное, умственное, нравственное и эстетическое воспитание и развитие должно осуществляться в органическом единстве. Сенсорное и эмоциональное развитие, характерное для семейного воспитания, предопределяет умственное развитие ребенка. Развитие любознательности ведет к развитию мышления, а развитие мышления к умственному развитию. Вот почему необходимо педагогически организованное воздействие.

Любознательность, пытливость, желание узнавать - это те самые первые, самые необходимые черты характера, которые необходимо развивать в ребенке, готовя его к школе, к будущей жизни в целом. Воспитание детей в семье и в ДОУ преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию.

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе
является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании»
ст.18.п.1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не
принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие предоставляет собой способ организации совместной
деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования
объединены одним важным и значимым критерием его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в
разряд актуальных проблем. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.
В нашем детском саду ежегодно разрабатывается план совместной
деятельности с родителями воспитанников. Все мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем детском саду решается в трех направлениях:
1) Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с новыми формами работы с родителями.

2)Повышением педагогической культуры родителей.
3) Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи нашей работы следующие:
1) Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
2) Объединить усилия для развития и воспитания детей;
3) Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов,
эмоциональной взаимоподдержки;
4) Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
5) Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями является:
1) Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2) Индивидуальный подход.
Индивидуальный подход важен не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.
Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию,
настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и
педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать или вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3) Сотрудничество, а не наставничество.
Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому ,позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
4) Серьезное отношение к любому мероприятию.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями
необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе качество, а не количество. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или консультация могут негативно повлиять на положительный имидж детского сада в целом.
5) Динамичность развития.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не
функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро
реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать
родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в д/саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников
на тему: « Портрет моей семьи». Анкета включает в себя вопросы по социальному статусу семьи. По результатам изучения анкет
выяснилось следующее: если раньше родители подразделялись на группу служащих и рабочих, то с изменением общественных условий появились предприниматели, неработающие, много неполных семей, есть многодетные семьи. Анализ рисунков воспитанников на тему: «Моя семья», «Мой дом» помогает понять, как относятся к ребенку дома. Родители детей, посещающих сегодня детский сад, можно условно разделить на три группы.
Первая группа- это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта группа родителей вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, родительские собрания, семинары и.др.
Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях.
Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишить ребенка
полноценного детского общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, их необходимо
вовлечь в работу детского сада.
Третья группа-это семьи с неработающими мамами или папами. Эти родители ждут от детского интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдение правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя выделить из этой родительской группы активных мам или пап, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведений праздников, конкурсов, выставок и т.д.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные
формы. Главное донести до родителей знания.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
Традиционные формы - подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции,, круглые столы) и индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому), а также
наглядно информационные (выставки, стенды, ширмы, папки передвижки).
Нетрадиционные формы
1) Информационно аналитические. Сюда входит выявление
организации общения педагогов и родителей интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической
грамотности. Проводится с помощью социалистических срезов, опросов, анкетирования.
2) Познавательные. Ознакомление родителей с возрастными и
психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Проводятся семинары практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей.
3) Наглядно информационные. Ознакомление родителей с работой
ДОУ, особенностями воспитания детей. Это информационные проекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых
просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет.
4) Досуговые. Установление эмоционального контакта между
педагогами, детьми. Это совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках и т.п.
В работе со всеми родительскими группами мы активно используем
разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные.
Работая, в этом направлении уже больше 3 лет была проведена большая работа с родителями. Родителей знакомим с жизнью детского и их ребенка через родительские собрания, уголки, информационные стенды и газеты, проводим консультации, беседы с показом видеозаписей, развлечения с родителями и наконец, занятия с участием родителей. Убеждаем их о необходимости
систематичности этих мероприятий. Ничто так не сближает родителей,
педагогов и детей, как совместные мероприятия, которые проходят
интересно и разнообразно.

Ежегодно для родителей проводятся дни открытых дверей.

Родителей мы приглашаем на совместное проведение утреней гимнастики. Во время утренней гимнастики родители получают заряд бодрости и хорошего настроения и становятся ближе к своим детям.

В нашем детском саду уже второй год ведет работу Консультационный центр для детей, не посещающих детский сад. Каждый месяц дети вместе с родителями приходят на занятия Консультационного центра, где поют, танцуют, лепят, рисуют.. От этих занятий родители и дети получают большое удовольствие. Кроме этого детки привыкают к детскому саду и уже в первые дни поступления в детский сад идут в него с удовольствием.

Кроме этих направлений мы используем досуговое направление, оно оказывается самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации.
Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Очень теплой традицией стало ежегодное проведение мероприятия в
ноябре, посвященное «Дню матери». Целью этого мероприятия было:
развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».
Праздник в детском саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

В.А. Сухомлинский сказал: «Дети это счастье, созданное нашим трудом.
Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда.
Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Поэтому наш коллектив решил – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

В нашем детском саду стало традиционным проведение спортивных
праздников, посвященных «23 февраля» «Дню пап» «Дню семьи» и.др.. Наши мальчишки охотно соревнуются с подгруппой пап. При их проведении создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи.
В теплой обстановке, за чашкой чая, проходят чаепития с мамами,
бабушками, где проходит чествование женщин матерей, которые, воспитывая своих детей, дарят тепло своих сердец и другим детям.
Постоянное проведение разнообразных конкурсов и выставок «Накорми птиц!», «Моя семья», «Щедрая осень», « И расцвел подснежник! » и другие, позволяют укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной группы.
В течение года педагогами группы оформляются газеты: «Моя семья»; «Расти здоровый малыш!»; «Как мы провели лето» «Мы выпускники!»
Каждый номер газеты посвящаются определенной теме.

Хочется сказать об одном важном моменте системе работы с родителями. Каждый человек, выполнив какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждается и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях» писал Ф. Ларошфуко. Это актуально всегда и везде. И мы это делаем, а родители платят нам тем же.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки
родителей. Именно поэтому многое у нас в детском саду сделано руками пап и мам наших детей (сшиты костюмы для музыкального зала, оформлена детская площадка и многое другое).
Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной
деятельности родителей с воспитателем.

На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» ремонт группы, игрушек, мебели, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. Мы вместе стремимся к тому, чтобы детям в детском саду было хорошо, уютно.
Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей.
Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас в коллективе сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» из «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателей, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более
гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились
выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности,
эмоционально поддерживать своего ребенка.
Семья и детский сад ,два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для нашего детского сада это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы останавливаемся на достигнутом, а все вместе продолжаем искать новые пути сотрудничества. Ведь у нас одна цель
воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети,
когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области