Познавательно-игровой проект
«Занимательная математика в ДОУ»
.
Актуальность
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни. Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Вид проекта: долгосрочный
Тип проекта: познавательно- игровой
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Проблема: неумение детьми применять математические знания в нестандартных ситуациях, ставить цель, составлять план работы, выполнить её до конца.
Цель проекта: Целью проекта является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Задачи:
* развитие логического мышления и творческих способностей.
* развитие математических способностей .
* развитие личностных качеств
* развитие навыков самоконтроля и самооценки.
*обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
*овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)
*побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.
Формы реализации проекта
Беседа (получение нового материала);
Совместная игра воспитателя с ребёнком;
Самостоятельная деятельность детей;
Математические развлечения;
Занятия (в соответствии с учебным расписанием).
Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.
Методы обучения
Совместная организованная деятельность. ( “Игры дидактические, развивающие, подвижные”. Включают в себя игры с математическим содержанием воспитывающие у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому, творческому поиску)
Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы.
Подвижные игры, игры соревнования ,словесные игры.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
3. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
4. Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
5. Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.
Календарно-тематическое планирование
«Занимательная математика»
для детей старшего дошкольного возраста
Месяц | № темы | Тема занятия | Программное содержание |
Октябрь | 1. | «Где находится предмет?» | Цель: развивать умение определять расположение предмета в пространстве |
2. | «Где находится предмет» | Цель: развивать умение определять расположение предмета в пространстве | |
3. | «Посчитай и обозначь цифрой» | Цель: закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. | |
4. | «Посчитай и обозначь цифрой» | Цель: закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. | |
5. | «Засели домики» | Цель: закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10. | |
6. | «Засели домики» | Цель: закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10. | |
7. | «Какое число больше?» | Цель: развивать умение сравнивать смежные числа. | |
8. | «Какое число больше?» | Цель: развивать умение сравнивать смежные числа. | |
Ноябрь | 9. | «Раздели на группы» | Цель: развивать умение делить множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком, объединять части в целую группу, дополнять, удалять из множества части. |
10. | «Раздели на группы» | Цель: развивать умение делить множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком, объединять части в целую группу, дополнять, удалять из множества части. | |
11. | «Какой по счету?» | Цель: закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом. | |
12. | «Какой по счету?» | Цель: закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом. | |
13. | «Найди нужный предмет» | Цель: упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму. | |
14. | «Найди нужный предмет» | Цель: упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму. | |
15. | «Назови фигуру и ее свойства. Сложи узор из счетных палочек». | Цель: развитие представлений о геометрических фигурах. Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек. | |
16. | «Назови фигуру и ее свойства. Сложи узор из счетных палочек». | Цель: развитие представлений о геометрических фигурах. Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек. | |
Декабрь | 17. | «Раздели на части» | Цель: уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части. |
18. | «Раздели на части» | Цель: уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части. | |
19. | «Чего больше?» | Цель: сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Развитие понимания результата измерения длины от величины меры | |
20. | «Чего больше?» | Цель: сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Развитие понимания результата измерения длины от величины меры | |
21. | «Который час?» | Цель: развивать умение определять время по часам. | |
22. | «Который час?» | Цель: развивать умение определять время по часам. | |
23. | «Двигаемся по команде» | Цель: развивать умение изменять направление движения по заданию педагога. Упражнять в воспроизведении движений по названному числу. | |
24. | «Двигаемся по команде» | Цель: развивать умение изменять направление движения по заданию педагога. Упражнять в воспроизведении движений по названному числу. | |
Январь | 25. | «Больше или меньше?» | Цель: закреплять знания о знаках: “<”, “>”, развивать умение обозначать количество предметов знаками. |
26. | «Больше или меньше?» | Цель: закреплять знания о знаках: “<”, “>”, развивать умение обозначать количество предметов знаками. | |
27. | «Мы исследователи» | Цель: развивать умение измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры. | |
28. | «Мы исследователи» | Цель: развивать умение измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры. | |
29. | «Угадай сколько, если в правой руке… то в левой...» | Цель: Продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда. | |
30. | «Угадай сколько, если в правой руке… то в левой...» | Цель: Продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда. | |
Февраль | 31. | «Назови слова с противоположным значением» | Цель: закрепление понятий : широко- узко, далеко – близко, выше-? Меньше-? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? И т.д. |
32. | «Назови слова с противоположным значением» | Цель: закрепление понятий : широко- узко, далеко – близко, выше-? Меньше-? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? И т.д. | |
33. | «Сравни» | Цель: упражнять в сравнении смежных чисел, используя знаки< >. | |
34. | «Сравни» | Цель: упражнять в сравнении смежных чисел, используя знаки< >. | |
35. | «Составь задачу и запиши» | Цель: развивать умение составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =). | |
36. | «Составь задачу и запиши» | Цель: развивать умение составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =). | |
37. | «Магазин» | Цель: продолжать знакомить с монетами различного достоинства. | |
38. | «Магазин» | Цель: продолжать знакомить с монетами различного достоинства. | |
Март | 39. | «Создай картину » | |
Цель: развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д. | |||
40. | «Создай картину » | Цель: развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д. | |
41. | «Соберем грибочки» | Цель: закрепить умение выполнять арифметические действие на сложение и вычитание. Закреплять способы вычислений. | |
42. | «Соберем грибочки» | Цель: закрепить умение выполнять арифметические действие на сложение и вычитание. Закреплять способы вычислений. | |
43. | «Что за чем следует» | Цель: закреплять знание времен года, месяцев и дней недели | |
47. | «Что за чем следует» | Цель: закреплять знание времен года, месяцев и дней недели | |
Апрель | 48. | «Разделите на 2 равные группы». | Цель: развивать умение работать в парах, следить за выполнением задания. |
49. | «Разделите на 2 равные группы». | Цель: развивать умение работать в парах, следить за выполнением задания. | |
50. | «Запиши при помощи цифр» | Цель: развивать умение составлять числовое выражение при помощи цифр и знаков. | |
51. | «Запиши при помощи цифр» | Цель: развивать умение составлять числовое выражение при помощи цифр и знаков. | |
52. | «Сколько нас без одного?» | Цель: продолжать развивать умение составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче. | |
53. | «Сколько нас без одного?» | Цель: продолжать развивать умение составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче. | |
54. | «Измерь» | Цель: развивать умение измерять длину отрезка с помощью мерки (мерка равна длине 2 клеток). | |
55. | «Измерь» | Цель: развивать умение измерять длину отрезка с помощью мерки (мерка равна длине 2 клеток). | |
Май | 56. | Развлечение «Юные математики» | Цель: закрепление изученногоматериала |
57. | Итоговое занятие. | Повторение пройденного материала. Защита проекта. |
Заключение:
Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
В результате обобщения работы над проектом ожидается получить следующий продукт, который может быть использован в работе группы, это совместные детско-родительские проекты, мастер-классы.
Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует:
Удовлетворённости родителей в образовательных услугах ДО