Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Открытый урок в классе баяна на тему "Первые шаги в освоении инструмента"

ЦельУлучшение формирования основных навыков игры на баяне, аккордеоне на начальном этапе обучения. Задачи • Знакомство с инструментом • Работа над посадкой и постановкой рук • Развитие познавательных интересов и творческого потенциала учащихся • Использование выразительных средств музыкального языка и технических приемов для создания художественных образов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Лужский центр эстетического воспитания и образования детей»

Открытый урок по специальности

в классе баяна, аккордеона (1 класс) на тему:

«Первые шаги в освоении инструмента »

Составитель:

Ковальчук Л.И.,

педагог

дополнительного образования

г. Луга,

2023 год

Урок с учащимся 1 класса (аккордеон) дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Музыкальный инструмент. Баян, аккордеон»

Цель урока: Улучшение формирования основных навыков игры на баяне, аккордеоне на начальном этапе обучения.

Тип урока: Урок приобретения знаний, выработки умений и навыков.

Задачи урока:

Образовательные:

Воспитательные:

Основные методы работы:

Средства обучения:

Педагогические технологии:

ПЛАН УРОКА

Вводная часть урока (5 мин.)

Подготовительная часть урока (5 мин.) (Разыгрывание (исполнение учащимся его любимого или наиболее легкого произведений.)

Основная часть урока (25 мин.)

1) Знакомство с начальными музыкальными понятиями об исполнительстве на инструменте. -10 минут.

2) Упражнения на освобождение руки корпуса от зажатости и для правильной постановки рук. - 3минут.

3)Работа над пьесами- 10 минут

4)Физкультминутка между пьесами-2 минуты

Заключительная часть урока (5 мин.)

1) Игра в ансамбле с учителем- 5 минут

КОНСПЕКТ УРОКА

Вводная часть урока

Каждый ребенок развивается индивидуально. Иногда нужно просто изменить методику преподавания, найти индивидуальный подход к конкретному ребенку, заново осмыслить и по-другому преподнести нужный материал. Каждый ребенок по-своему талантлив. Конечно, не каждый сможет стать профессиональным музыкантом, но полюбить свой инструмент и научиться слушать, понимать и исполнять музыку может научиться каждый на своем уровне.

Тема урока звучит так: «Первые шаги в освоении инструмента», а целью урока является: «Улучшение формирования основных навыков игры на баяне, аккордеоне на начальном этапе обучения»

Наверно всем, кто когда-либо обучался музыке, запомнился первый урок. Мне он запомнился. Это говорит о том, что 1-ое занятие оставляет яркое впечатление и дает залог характера дальнейшей увлеченности в исполнительстве на инструменте.

Я предлагаю к вниманию текст, который поможет учителю начать с ребенком занятия по специальности:

«Встреча с удивительным миром музыки – всегда радость. Играя на инструменте, ты узнаешь много нового и интересного. Шаг за шагом, постепенно изучишь «музыкальные буквы»- ноты, освоишь нотную грамоту, научишься исполнять мелодии на слух и по нотам.

На уроках ты познакомишься со стихами, их желательно запоминать наизусть, как и правила. Будешь играть не только сам, но и в ансамбле с учителем. Ты станешь более чутким, честным, справедливым, умным и самостоятельным.

Очень скоро ты войдешь в большую, дружную семью музыкантов и выступая на концерте, будешь дарить окружающим красоту.

И сегодня на первых уроках Скажешь ты: «Я труда не боюсь, Я, конечно пока не волшебник, Ведь, я музыке только учусь!»

Очень важное значение на уроках специальности на начальном этапе обучения и всегда имеет работа над посадкой и постановкой рук.

Цель: не помешать правильному развитию координации и свободы движения рук, развитию техники учащегося. Спина прямая. Ноги упираются прямо в пол под прямым углом, левая нога выдвинута немного вперед. Плечи опущены. Правая рука находится на клавиатуре, пальцы не давят на нее. Пальцы полусогнуты и своими подушечками сцеплены с клавишами. При этом рука должна быть не жесткой и не размягченной, а гибкой и упругой. Форма купола сохраняется благодаря 1 и 5пальцам, на которых держится конструкция. Для сохранения купола хорошо в классе иметь маленький мяч и играть в него во время физкультминутки. Первый палец правой руки обязательно должен быть на клавиатуре. Если ребенок убирает его за клавиатуру, то говорить, что пальчик плачет у дверей и хочет к нотам в гости, чтобы играть с ними.

Левая рука под ремнем находится на левой клавиатуре в районе ноты

«До».

Необходимо обеспечить сцепление подушечек с клавишами в правой руке и с кнопочками в левой руке. Пальцы всегда смотрят в клавиши и кнопочки. Переступая по клавиатуре, пальцы ведут руку.

О значении образного мышления можно говорить долго. Оно будит в ребенке интерес к исполнительству на инструменте и является важным не только на начальном этапе обучения, но и в период всего учебного процесса.

Мы можем видеть, как сильно увлекается ребенок на уроке, когда он погружается в сказку или вовлекается в инсценировку, в которой он участвует, исполняя какую-нибудь роль. Также ребенку нравиться, когда учитель на уроке показывает ему картины, читает стихи, дает прослушать исполнение музыкальных произведений. Богатый иллюстративный материал помогает учащемуся входить в мир музыки с увлечением и радостью. А когда интересно обучающему, то легко работать и педагогу.

Подготовительная часть урока.

Для разыгрывания обучающий исполняет пьесу, в которой чувствует себя уверенно: детская песня «Петя- булочник».

Знакомство с начальными музыкальными понятиями лучше начать с рассказа о составных частях баяна, аккордеона с показом рисунка. Педагог показывает на рисунке, а ученик на инструменте.

Далее следует нотная грамота: «Ноты – это музыкальные знаки, как буквы в словах». ( показ нот )

Кто играет и поет,

Знает в музыке семь нот.

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ

Ноты вслух произнеси.

Нота изображается в виде овала – полого или заштрихованного: овал головка, штиль, палочка приставляется к головке ноты. (показ )

Нотной азбуки король,

называется КЛЮЧ СОЛЬ,

От других ключей отличный,

Вот такой он ,

КЛЮЧ СКРИПИЧНЫЙ. (показ )

Пять линеек образуют нотный стан или нотоносец ( показ пяти линеечек с нумерацией.)

Ноты пишутся: на линейках, между линейками, под первой линейкой, над пятой линейкой, на верхних добавочных линейках, на нижних добавочных линейках. (показ )

ПЯТЕРО ДРУЗЕЙ

Вот так дружная семейка

Пять друзей, пять ловких братцев Будут здесь соревноваться (показ )

Первый палец вот такой

Самый сильный палец средний, На руке он палец ТРЕТИЙ.

Вот четвертый палец – странный, Потому что безымянный.

А мизинец, палец пятый, Любит братцев догонять. Научу я всю семейку

Замечательно играть!

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОПИСИ

Допиши строку: ноты на линейках. (показ) Ноты между линейками.

Ноты под первой и над пятой линейками. Головка скрипичного ключа.(показ)

Музыкальные звуки бывают: высокие и низкие, длинные и короткие, громкие и тихие.

Тембр - это окраска звука.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДОМ (показ) (про ноты первой октавы). Нарисуем на страничке

Пять линеек – нотный стан. Нотки, звонкие сестрички, Мы построим домик вам.

На добавочной линейке, На коротенькой скамейке Восседает нота ДО,

Не мешает ей никто.

А под первою линейкой Рядом РЕ всегда сидит, Ест конфеты и печенья, Растолстела и ворчит.

Видишь первую линейку, МИ стоит, как на ступеньке, Нотки в гости приглашает, Всех соседей угощает.

Между первой и второй ФА застряла с головой,

Очень тесно ей бедняжке И вздыхает ноткатяжко.

На второй линейке СОЛЬ На обед жует фасоль, Посыпает густо солью, Оттого зовется СОЛЬ.

Между третьей и второй Нотка ЛЯ унасживет

Голос звонкий, озорной, Целый день она поет.

Вот на третьей на линейке Громко плачет нота СИ. А о чем она рыдает, Лучше у нее спроси.

По ступенькам, по линейкам Прогулялись мы на славу,

И про ноты все узнали,

И про первую октаву. (показ)

О КЛАВИШАХ

Клавиш много – черных, белых, Как красив их стройный ряд!

Прикоснись к ним пальцем смело, Сразу громко зазвучат.

Как две черных ты нажмешь, То над ними ДО найдешь, РЕ тихонечко нажми,

И за ней найдешь ты МИ. Повнимательней смотри: Видишь белых клавиш три?

Три подружки- ФА,СОЛЬ,ЛЯ

Эти ноты все подряд: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

И от нижней ДО до верхней Прошагали мы не мало, Белых семь и черных пять

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОПИСИ

В нотных тетрадях даются следующие задания:

1)Раскрась красным цветом ноты, которые расположены на линейках; 2)Раскрась зеленым цветом ноты, которые расположены между линейками; 3)Напиши следующие ноты первой октавы (по три раза);

ЛЕВАЯ КЛАВИАТУРА

Выучи считалочку, и ты легко запомнишь место белых клавишь во втором ряду.

СЧИТАЛОЧКА ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ, ЛЯ, МИ, СИ

СИ, МИ, ЛЯ, РЕ, СОЛЬ, ДО, ФА.

Первый и второй ряды- БАСЫ. Третий, четвертый, пятый- АККОРДЫ. В НОТАХ РЯДЫ ОБОЗНАЧАЮТ ТАК:

В – 1-ый ряд ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ

Без буквы – 2-ой ряд ОСНОВНОЙ

Б- 3-ий ряд МАЖОРНЫЕ АККОРДЫ (веселые) М- 4-ый ряд-МИНОРНЫЕ АККОРДЫ (грустные) 7-5-ый ряд СЕПТАККОРДЫ

СЧИТАЛОЧКА К УПРАЖНЕНИЮ «ГОВОРЯЩИЕ ПАЛЬЧИКИ»

Сделай 4 удара каждым пальцем:

1-ый палец- Мальчик-пальчик,где ты был? 2-ой палец- С этим пальцем в лес ходил.

3-ий палец- С этим пальцем щи варил, 4- ый палец- С этим пальцем кашу ел,

ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ НОТ сказать, что ЦЕЛАЯ-

наибольшая длительность, ПОЛОВИННАЯ вдвое короче ЦЕЛОЙ, ЧЕТВЕРТЬ вдвое короче ПОЛОВИННОЙ, и т.д

Когда обучающийся долго сидит за инструментом, в одном положении, то приходит пора физкультминутки.

«НОВАЯ И СЛОМАННАЯ КУКЛА»:

«Робот» или «Живое дерево» - туловище расслаблено и согнуто пополам

РАБОТА НАД ПЬЕСАМИ

Работа над пьесами Н.Чайкина Полька и р.н.п. «Во саду ли, в огороде».

Н.Чайкин Полька. Характер веселый, задорный. Название этой пьесы мы придумали свое – «Танцующий кузнечик».Далее говорит Максим: «Кузнечик радуется и весело танцует польку. Скачет по земле и по листьям цветов.»середине пьесы он будет играть на скрипке.»

Первый период кузнечик радостно прыгает, приветствует других насекомых и приглашает всех послушать его замечательную песню на скрипке.Песня на скрипке – это следующий период или вторая часть трехчастной польки.

Третья часть – это реприза первой части. В ней кузнечик снова прыгает, радуется и благодарит всех за внимание к его исполнению на скрипке.Каждая фраза по два такта. В одном предложении по две фразы.

(Максим исполняет польку.)

Задачи: разобрали, соединили, разделили фразы по построениям, теперь работаем над каждой фразой отдельно.

Работа над первой фразой: нужно обязательно слушать мелодию. Как заставить ребенка почувствовать, что это общая фраза? Япрошу Максима исполнить всю фразу на беззвучном касательном движении,

чтобы определить крупные движения руки (показ ученика). Рука делает общее крупное движение, чтобы обрисовать контур мелодии, из этого

возникает сама сущность staccato в мелодии. Обязательно играем мелодию отдельно, рука перемещается к каждому пальцу. Трудность: за одно короткое предложение сделатьcreshendo и diminuendo. Его надо пропеть вслух на «тра- та-та», отработать в медленном темпе. Использовать меховедение по два такта.

Во второй части аккордеоном имитировать скрипку. Делать акцент мехом, как будто делаешь акцент смычком. Сначала играть отдельно каждой рукой, затем вместе. Меховедение похоже на движение смычка.

Третья часть – это реприза первой части. Здесь кузнечик ликует и прыгает. Чтобы это изобразить, просим Максима исполнить третью часть, используя все возможности аккордеона: staccato, меховедение с правильной динамикой, запас меха.

Русская народная песня «Во саду ли, в огороде» (Максим проиллюстрировал произведение)

Задача: добиться мягкого и певучего звука, плавного legatoв правой руке, необходимого для изображения фольклорной песни, в которой рассказывается о молодой девушке.

Пьеса имеет лирический характер. Играя ее, дети заряжаются лирическим настроением и стремлением больше узнать русское фольклорное творчество.

Произведение написано в форме темы и двух вариаций.

Важно выстроить в пьесе фразировку. Правой рукой добиваться горизонтального ведения фразы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

ИГРА В АНСАМБЛЕ

Ансамблем учащиеся занимаются с первого класса на уроках специальности (дуэт преподавателя с учеником). Состав ансамбля может быть разным (дуэт, трио, квартет). В рамках учебно-воспитательного процесса в классе ансамбля баянов решаются задачи технического развития учащихся, приобретения ими художественно-эмоциональных навыков и расширения музыкального кругозора. К задачам технического развития следует отнести развитие чувства метроритма, синхронности исполнения, умение свободно и художественно читать с листа в любом темпе, приобретение аппликатурных навыков. Играя в ансамбле, учащиеся учатся слушать не только себя, но и партнера, у них развивается гармонический слух и умение слышать многоголосную фактуру, вырабатывается музыкальная и человеческая чуткость, совершенствуется умение подчинять свою игру общему художественному замыслу.

Мы предложим ансамбль, известную пьесу А. Островского «Спят усталые игрушки». Это колыбельная. Исполняется не спеша, на legato. (Иллюстрируется произведение.)

В конце урока занимаемся деятельностью, приносящей эстетическое удовольствие от исполнения, а именно, игрой в ансамбле известного произведения. Добиваемся певучести текста.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Практика показывает, что от первых уроков зависит дальнейшее отношение ребёнка к инструменту и к музыке вообще. Одна из основных задач преподавателя, научить ребёнка через любовь к инструменту любить и понимать музыку вообще. Первые уроки обязательно должны проходить в занимательной, игровой форме, с использованием разных способов сохранения внимания ребенка. Не боюсь повториться – чтобы было интересно ребёнку, нужно, чтобы было интересно самому преподавателю.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Крылова Г.И. Азбука маленького баяниста. /- Учебно-методическое пособие.- Владос пресс 2010

2Лушников В. Школа игры на аккордеоне. /- Учебно- методическое пособие.- М.: Советский композитор, 1986.

3Кудрявцев А. Самоучитель игры на аккордеоне. /- Учебно- методическое пособие.- М.: Советский композитор, 1959.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области