Воропаева А.А.
воспитатель первой категории
Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной группе
Педагогическое событие: занятие по экспериментально - исследовательской деятельности
Тема: «Извержение вулкана»
Цель занятия: использование опытно-экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности детей подготовительной группы.
Задачи:
Интеграция: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие
Оборудование:
- презентация «Вулканы»;
- видеофильм «Строение вулкана»;
- макет «Вулкан» (2 шт, подготовленные заранее);
- материалы, необходимые для эксперимента (уксус, сода, вода, гуашь, поднос, весы, пипетка, мерная ложка, моющая жидкость);
- картинки с изображением разных вулканов;
- глобусы;
- карта;
- карточки для звукового анализа слов;
- цветные карандаши;
- халаты, перчатки, защитные очки;
- картинки гейзеров;
-технологические карты по изготовлению вулканов.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята! К нам пришло заказное письмо. Нас приглашают на научную конференцию выступить с докладом «Извержение вулкана». Мы сегодня будем учеными, которые занимаются исследованием вулканов. А вы знаете, как называются такие ученые
Дети: Вулканологи.
Воспитатель: Предлагаю нам переодеться в халаты. Уважаемые коллеги, так я теперь буду к вам обращаться, потому что мы с вами стали учеными, которые занимаются исследовательской работой? А что значит заниматься исследовательской работой?
Дети: искать что-то новое.
Воспитатель: Верно! Уважаемы коллеги, сначала нам нужно составить план исследования. Скажите, как нам ученым можно добыть информацию о вулканах?
Дети: подумать, почитать в книге, провести эксперимент, посмотреть в компьютере, спросить у взрослого.
Воспитатель выставляет на мольберте картинки с условными обозначениями методов получения информации.
Воспитатель: Вот сколько есть способов, чтобы добыть новую информацию. Выберем секретаря, он всю полученную информацию запишет на листе бумаги с помощью условных обозначений. А в конце исследования сделаем сообщение, доклад. Первое, что мы можем сделать – подумать. Давайте подумаем, а что же такое вулкан?
Дети: ответ.
Воспитатель: Верно! Но информации для доклада маловато. Второе, что мы можем сделать, это посмотреть в интернете. Вводим в поисковике запрос: «все о вулканах» и смотрим интересную презентацию.
По ходу презентации воспитатель делает паузы, чтобы составить схему вулкана (его составляющих), секретарь записывает на листочек схематично.
Воспитатель: Замечательная схема! Но все же, для выступления на научной конференции, информации недостаточно! Давайте посмотрим на наши карточки-подсказки. Третий способ, о котором вы сказали, прочитать в книге. Давайте пройдем в библиотеку и выберем подходящие книги. Что это за книги?
Дети: энциклопедии.
В энциклопедии вычитывают о спящих и действующих вулканах. Секретарь схематично зарисовывает полученную информацию.
Воспитатель: Как же страшно и могущественно происходит извержение вулкана!!!! Предлагаю нам сейчас попробовать это повторить, превратится в извергающийся вулкан. По моему хлопку вы резко застываете в движении. По следующему хлопку резко меняете движение и снова застываете. Хлопки будут ускорятся и движения ваши будут меняться так же быстро. Тогда, когда я начну хлопать очень быстро, движения ваши станут похожи на настоящий вулкан.
Воспитатель: Так много новых слов мы с вами узнали. Узнали и новую профессию. О людях какой профессии, мы с вами сегодня говорим?
Дети: Вулканологи.
Воспитатель: Верно! Я предлагаю вам, ребята, побыть сегодня, не просто вулканологами, а настоящими исследователями и поработать с почти настоящими вулканами, которые мы сами и сделаем. Но для этого нам нужно получить ключ от лаборатории.
Воспитатель с детьми проследует к доске. Несколько детей остаются у доски. Остальные рассаживаются в произвольном порядке. На столах у детей карточки со словами (кратер, жерло, лава, магма, очаг, вулканолог). Воспитатель предлагает детям, при помощи карточек и цветных карандашей, провести звуковой анализ слов.
Воспитатель: Вулканологи оставили нам пароль от входа в лабораторию, за каждое правильно разобранное слово, мы получим букву от пароля.
Пароль: ВУЛКАН.
Воспитатель: Ну что, вы просто молодцы!!!! Пароль от лаборатории получен, добро пожаловать, друзья!!!!!!
Дети с воспитателем проследуют к столам, где подготовлены два макета и материалы для эксперимента.
Воспитатель: Ребята, скажите, что самое важное в экспериментировании?
Дети: Безопасность, работать со взрослыми, работать в спец одежде.
Воспитатель: Конечно! Для этого у нас есть халаты, перчатки и защитные очки! Предлагаю нам переодеться и приступить к работе.
На столах подготовлены два макета. Дети делятся на две группы. Работают по технологическим картам, воспитатель сопровождает работу инструкциями. Одна группа ребят работает с весами, другая с мерными ложками.
Воспитатель: Ребята! У нас получились настоящие действующие вулканы! Вы просто настоящие ученые- экспериментаторы. Какой же вывод мы можем сделать?
Дети: При извержении вулкана, лава вырывается наружу и заполняет собой все вокруг.
Воспитатель: А что же нового вы сегодня узнали? На что похожи вулканы? Что извергается из вулкана? Как называется застывшая лава? Как называются люди, изучающие вулканы? Для чего они это делают?
Для помощи в ответах на вопросы дети и воспитатель используют полученную схему. После запечатывают полученный доклад в конверт и готовят его к отправке.
Воспитатель: Ребята, мы отлично поработали сегодня!!! И для того, что бы закрепить информацию, я подготовила вам несколько энциклопедий, с яркими иллюстрациями. И в нашем изо уголке есть множество раскрасок и заданий ребусов про вулканы.