Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Доминантовый септаккорд и его обращения»

План-конспект открытого урока

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

План-конспект открытого урока

по предмету сольфеджио

преподавателя Птицыной Ирины Яковлевны

с учащимися 5 класса ДПОП.

Тема: «Доминантовый септаккорд и его обращения».

09.12.19 год

Цель урока: Повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у детей путём применения различных форм музыкальной деятельности. Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия. Закрепление пройденного материала, доступное объяснение новой темы и первичное её закрепление.

Задачи урока.

Образовательная: Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков учащихся по теме «Д 7», «Главные трезвучия и их обращения», «Буквенные обозначения звуков и тональностей». Объяснение  нового  материала. Первичное закрепление знаний по новой теме. Обеспечить контроль за результатами самостоятельной работы обучающихся.

Воспитательная: Способствовать гармоничному воспитанию растущей личности; способствовать формированию нравственных качеств личности: работоспособности, дисциплинированности, ответственности, доброжелательности, умение работать в группе. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, тем самым повышая интеллектуальный и духовно-нравственный уровень развития учеников.

Развивающая: Развивать и совершенствовать вокально - интонационные навыки, чувство ритма, слуховые представления о главных трезвучиях и обращениях, доминантовом септаккорде и его обращениях, умение анализировать и сопоставлять элементы музыкального языка.

Методы обучения: Словесный, наглядно-слуховой, наглядно-образный, сравнения, сопоставления, проблемно-поисковый, объяснительно -иллюстративный; накопление знаний; наблюдение; контроль; самоконтроль.

Тип урока: Изучение нового материала с элементами комбинированного типа урока.

Вид урока:Лекция с элементами презентации и беседы; практикум, контрольная работа (музыкальная эстафета).

Форма урока: групповая

       Нотный материал:

         -Ж. Металлиди и А. Перцовская «Мы играем, сочиняем и поём» 5 кл-№101, №102(д.з.), №103(в классе)  

          -Ф. Шуберт «Вальс» (слуховой анализ аккордов, новые аккорды)

          -В. Кирюшин «Интонационно-слуховые упражнения для развития абсолютного звуковысотного муз. слуха, мышления, памяти» № 136 (чтение с листа, анализ тонального плана, аккордов – пройденных и новых.)

-Рабочая тетрадь 5 класс Г.Ф. Калининой с.23 у.5, 6, 7, 8, 9.

План урока:

I.           Организационный момент.

II.        Проверка домашнего задания (были заданы правила в р.т. с.3,4,5).

III.             Актуализация знаний по теме: «Трезвучия и их обращения. Буквенные обозначения. Доминантсептаккорд».

IV.            Работа в командах «Музыкальная эстафета» - выбор капитана, название команды (вопросы –  проверочная  презентация по аккордам; карточки по буквенным обозначениям; музыкальное домино; слуховой анализ аккордов в F – dur – настроить в тональности, а затем построить гармоническую последовательность на доске – F dur гармонический вид – T53 S64 D6 T53- участники команд поочерёдно выходят к доске и поэтапно строят данную цепочку – ступени, нижний голос, средний голос и верхний голос). Каждая команда поёт в мелодическом расположении, а затем просольфеджировать  на голоса. Итоги: «Победила дружба!»

V.       Объяснение нового материала (презентация «Обращения Д7: стихотворение, схематическое изображение обращений и разрешений, интервальные составы»).

VI.            Построение Д7 и обращений с разрешениями в F – dur, сольфеджирование.

VII.         Чтение с листа - В. Кирюшин «Интонационно-слуховые упражнения для развития абсолютного звуковысотного муз. слуха, мышления, памяти» № 136 (определение тональности, анализ тонального плана, аккордов Д7 и его обращения, ритмические особенности, вокально –интонационная работа.  Спеть  с дирижированием под предложенный  аккомпанемент.)

VIII.      Разгадать запутанный диктант – диктант записан на обратной стороне доски отдельными мотивами, после проигрывания мелодии преподавателем дети должны расставить цифры  правильной очерёдности  мелодию, определить тональность и найти в ней обращение Д65. Записать в тетрадь.

IX.                 Рефлексия: подведение итогов урока: вопросы с помощью карточек со ступенями, буквенными обозначениями аккордов, их интервальным составом.

X.    Домашнее задание: 1.Рабочая тетрадь Г. Калининой 5 класс с.23              

2.Ж. Металлиди с.44 № 101, 102 – определить тональность, найти в мелодиях изучаемые аккорды и подписать их, сольфеджировать; №103 играть и петь с дирижированием.

3.Выучить новую тему и закреплять пройденные.

Ход урока

I.                   Учитель: Доброе утро, дорогие ребята!

Вашим домашним заданием на сегодня было очень хорошо выучить правила по теме буквенные обозначения, трезвучия, их обращения, Д7. Для проверки ваших знаний нужно разделиться на две команды и выбрать  капитана, а так же придумать название команды.

Работа в командах «Музыкальная эстафета» -

 - проверочная  презентация по аккордам;

 - карточки по буквенным обозначениям;

 - музыкальное домино;

 - слуховой анализ аккордов  Т53 S64 D6 T53 в F – dur гармонический вид – настроить в тональности, каждая команда поёт тетрахордами восьмыми длительностями и с дирижированием на 2/4.

 - построить гармоническую последовательность на доске – F dur гармонический вид – T53 S64 D6 T53- участники команд поочерёдно выходят к доске и поэтапно строят данную цепочку –

ступени,

нижний голос,

средний голос,

верхний голос

 Каждая команда поёт в мелодическом расположении, а затем просольфеджировать  на голоса.

 Итоги: «Победила дружба!»

II.               Объяснение нового материала (презентация «Обращения Д7: стихотворение, схематическое изображение обращений и разрешений, интервальные составы»).

Учитель: Сегодня у нас на уроке новое знакомство. И начать это знакомство я хочу вот  с этого стихотворения («У Доминанты было три сына»). Вы его, пожалуйста, внимательно послушайте и попытайтесь разгадать тему урока.

У ДОМИНАНТЫ БЫЛО ТРИ СЫНА.


У Доминанты было три сына.
Сын его старший был толстым и сильным.
Квинтсекстаккордом все его звали,
И по широким шагам узнавали.
Орден Секунды носил он. Но где?
Не угадаете… На голове!

У Доминанты было три сына.
Сын его средний – любопытный детина.
Терцквартаккордом все его звали
И по хитрющим глазам узнавали.
Орден секунды носил он. Но где?
Не угадаете… На животе.

У Доминанты было три сына.
Сын его младший был вечно унылый.
Секундаккордом все его звали,
И по склонённой голове узнавали.
Орден секунды носил он. Но где?
Не угадаете… На сапоге.

Учитель: в процессе беседы с учащимися выясняется, что тема урока называется «Обращения Д7».

 Учитель: Скажите, пожалуйста, что такое обращение и какие уже вы знаете обращения?

Дети: Обращение – это когда нижний звук переносится на октаву выше. У интервала одно обращение, у трезвучий два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд.

Учитель: Да, правильно. И сейчас, мы с вами подробно познакомимся с обращениями Д7.(работа с презентацией «Обращения Д7», учащимся раздать таблицы по новой теме)

Учитель: Предлагаю построить в нотной тетради Д7 и его обращения в тональности F – dur.

III.            Построение Д7 и обращений с разрешениями в F – dur, сольфеджирование.

Учитель: На базе пройденного материала, коим является №136 из сборника В. Кирюшина, попытаемся закреплять свои знания по новой теме. Итак, для  начала мы его просольфеджируем с дирижированием. Данный № исполняется под аккомпанемент.

Дети исполняют № 136 с учителем. Обсуждают тональный план-основная тональность и отклонения, большое количество Д7.

Учитель: Девочки, посмотрите внимательно на мелодию и скажите, а встречаются в ней обращения Д7?

Учащиеся: Да, втсречаются. Это Д65, который звучит и вверх и вниз.

Учитель: Молодцы, всё верно. Давайте его отметим в мелодии и просольфеджируем с разрешением, по два такта(спели).Предлагаю просольфеджировать №136 ещё раз зная, что вы поёте еще и Д65.(дети поют).

Учитель: Молодцы, девочки!

IV.                    Чтение с листа - В. Кирюшин «Интонационно-слуховые упражнения для развития абсолютного звуковысотного муз. слуха, мышления, памяти» № 136 (определение тональности, анализ тонального плана, аккордов Д7 и его обращение, ритмические особенности, вокально –интонационная работа.  Спеть  с дирижированием под предложенный  аккомпанемент.)

             Учитель: (открывает запутанный диктант на доске). Для вас необычное задание: вы должны распутать мелодию. Работаем так же  в командах. После проигрывания мелодии команды обсуждают свои варианты и капитаны отвечают. Отрывочки должны пронумеровать.

V.            Разгадать запутанный диктант – пронумеровать в правильном порядке мелодию, записанную по мотивам и найти в ней обращение Д65, тональность обсудить. Записать в тетрадь.

            Учитель: Ну что ж, вы отлично справились с заданием, а теперь эту мелодию вы должны грамотно записать в свою нотную тетрадь(записали и исполнили № сольфеджио с дирижированием).

          VI. Учитель: Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

               Учащиеся: Познакомились с обращениями Д7.

               Учитель: (на доске на магниты вешает карточки с обозначением 4 –х аккордов и предлагает детям к каждому аккорду подобрать нужную ступень и интервальный состав).

- Пригодятся ли полученные знание в дальнейшей нашей работе?

- Над чем еще необходимо поработать? Что не получилось?

.

  Домашнее задание. 1.Рабочая тетрадь Г. Калининой 5 класс с.23                  у.5,6,7,8,9.

2.Ж. Металлиди с.44 № 101, 102 – определить тональность, найти в мелодиях изучаемые аккорды и подписать их, сольфеджировать, №103 играть и петь с дирижированием.

               3.Выучить новую тему и закреплять пройденные.

              4.Разучить самостоятельно песенки – правила об обращениях Д7,                найти и отметить обращения и разрешения.

              5. Ф. Шуберт «Вальс» (тональность определить, найти и отметить Д7 и обращения Д7).

              6. №136 играть и петь с дирижированием.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области