Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект на тему "Дружба народов"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №33»

Конспект занятия

на тему «Дружба народов»

в подготовительной группе «Теремок»

Подготовила воспитатель:

Сонина Кристина Николаевна

г. Челябинск, 2022 г.

Цель занятия: формирование представлений у детей о разных народах России, их культуре, традициях .

Задачи:

1. Формировать гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:

- к семье, городу, стране;

- к культурному наследию своего народа.

2. Воспитать чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

3. Воспитать толерантное отношение к представителям других национальностей;

4. Воспитать патриотизм и чувство гордости за свою страну, края.

Закрепление: Проводится коллективная работа детских рисунков «Народные костюмы Грузии, Татарстана и Азербайджана».

Демонстрационный материал: дидактический материал «Народные костюмы», картинки с национальными блюдами.

Методические приемы: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа.

Ход занятия:

Организационный момент:

Собрались все дети в круг (дети берутся за руки и встают в круг)

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)

Лучики его возьмите, (сжимают, разжимают кисти рук)

И к груди своей прижмите. (прижимают руки к груди)

Друг другу подарите, (протягивают руки вперед)

«Здравствуйте!»- скажите.

Воспитатель: - Сегодня я предлагаю начать наше занятие с игры «Клубок дружбы». Вы будете передавать друг другу клубок, при этом каждый может сказать добрые слова своему соседу, сделать ему комплимент.

Основная часть:

Воспитатель: - Мы не просто так начали наше занятия с игры «Клубок дружбы». Сегодня мы с вами поговорим о дружбе народов. В какой стране мы живем? (Россия). Наша страна великая, сильная и очень красивая. Но страна – это не только поля, леса, реки, озера и города. Страна – это, прежде всего люди, живущие в ней. Мы все с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов. А народов этих очень много. Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары, чукчи, ненцы, осетины, ингуши. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру и традиции, национальный костюм.

Воспитатель: - А что такое народные традиции? (варианты детей). Это то, что передается от родителей детям, внукам. Все это бережно сохраняется и передается из поколения в поколение. Бережное отношение к родной земле, к людям, родному языку, памятникам истории и культуры. Например, это народные праздники, свадебные традиции.

Воспитатель: - Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленница, Рождество, Пасха, праздник жаворонков, День Ивана Купалы)

Воспитатель: - А вот у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ в поле (воспитатель показывает картинку).

У каждого народа свои народные традиции, но это не делает один народ лучше или хуже другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России.

У каждого народа свои сказки, песни, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с некоторыми народами нашей страны.

Грузинский народный костюм.

Женское платье – картули кааба – шилось длинным и шнуровалось так, чтобы максимально облегало стан.

Спереди лиф застегивался на скрытые петли и крючки, оставляя открытым глубокий вырез. Он закрывался вставкой гулиспири, часто контрастного с платьем цвета. Молодые девушки позволяли себе ярко-красную вставку или чисто белую, чтобы оттенить свежесть лица.

Знатные особы вышивали гулиспии золотой нитью, девушки и женщины небогатых семей в качестве украшения делали множество защипов и складок. Нередко украшением вставки становилась стилизация мужского архалука со множеством мелких пуговок.

Рукава картули каба могли быть как сшитыми, так и разрезными по типу мужского каба. В этом случае женщина обязательно поддевала куртманджи – внутренний рукав.

Наряд мужчин многослойный, состоящий из верха и низа.

Верхом служили различные по покрою и предназначению кафтаны и куртки (чоха, каба, чекмень, бешмет, куладжа).

Под кафтаны грузинские мужчины надевали нижнюю рубаху – перанги, сшитую из шелка, ситца или отбеленного холста, а сверху – ахалухи (архалук) сорочку со стоячим воротником. На груди архалук застегивался на длинный ряд мелких пуговиц или крючков.

Татарский костюм.

Татары — один из древнейших народов нашей страны. Их традиции возникли много веков назад. Я хочу рассказать подробнее обо всех национальных особенностях. 

У коренных татар очень красивые костюмы. Главное отличие мужчин — тюбетейка. Мужчины в возрасте носят неяркие тюбетейки, а молодые могут надеть цветной головной убор. Женщины украшают свои шляпы ювелирными камнями. 

Традиционный костюм татар состоит из шароваров и длинной рубахи, похожей на платье. Дополняет этот образ кафтан. 

Особенностью нарядов татар всегда был орнамент. Он обладал магическим характером. Например, на груди у женщин была особенная вышивка, потому что они кормили детей. 

Татары ценят мех. Верхнюю одежду шьют из куницы, лисы или бобра. Обувь изготавливают из цветной кожи. Вся одежда татар свободная и красочная.

Азербайджанский костюм.

Чоха – это типичный образец грузинского костюма. Существуют его мужская и женская версии.
Вначале для изготовления подобной одежды использовалась шерсть верблюда или овцы. Современные наряды имеют свободный подол. Для них берут искусственную или хлопковую ткани.
Чоха застегивается, начиная с верхней части и заканчивая талией. Грудь украшена декором - вставками, похожими на газыри. Пояс дополнен булатом.

Рукава чохи шьют таким образом, чтобы они закрывали руки мужчины до кисти. Их иногда закатывают до плеч в виде своеобразного шарфа.

Также на ткани вышивали:

Вышивали даже целые сюжетные композиции. Чаще всего они изображали либо сцены из дворцовой жизни, либо иллюстрации к стихам.

Ткань использовали преимущественно красного цвета. Этот цвет был символом счастливой жизни, поэтому невесты на свадьбу надевали именно красное платье. Да и слово азер (от названия нации) переводится с арабского как пламя.

Воспитатель: - У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой национальный , например мордовский или татарский, и русский язык. На русском языке говорят во всей нашей стране. Русский язык помогает всем народам России общаться, понимать друг друга. Якут или осетин могут не знать татарского или башкирского языка, но все они могут договориться на русском языке.

- Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из покорения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. А как вы думаете чем? (ответы детей). В них добро побеждает зло, они учат справедливости, щедрости, смеются над злом, жадностью, глупостью.

- Какие народные сказки вы знаете? (ответы детей). Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов в них сказано о настоящей дружбе. Поэтому все народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, помогают друг другу.

- Очень богата Россия народными мастерами и умельцами (воспитатель показывает иллюстрации народных промыслов).

- У каждого народа есть свои народные блюда. Любимое блюдо русского народа – пироги и блины. У чукчей – строганина – блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей сладости – халва, пахлава. У татар вкусные сладости, например чак-чак.

Заключительная часть:

- О костюмах, каких народов мы сегодня поговорили? (татарский, грузинский, азербайджанский)

- Какие костюмы вам понравились и почему? (варианты ответов детей)

- Какие блюда вы запомнили? (варианты ответов детей)

- Помните, ребята, что страна – это, прежде всего люди, живущие в ней. Будьте терпимы к друг другу, уважайте друг друга и помогайте. Спасибо всем за занятия, вы большие молодцы!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области