Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Классические произведения в репертуаре хора ДМШ и ДШИ. Исполнительские задачи.

работа над техническими аспектами исполнения работа над музыкальным содержанием работа над коллективным исполнением работа над интерпретвцией

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Система дополнительного музыкального образования помимо музыкально-эстетических чувств, формирует очень востребованные в современных условиях качества - успешность, лидерство, волю. Самым действенным фактором формирования названных выше качеств является публичное выступление.

Публичное выступление для юных музыкантов всегда очень ответственное и волнительное событие. Исполнение музыкальных произведений на публике предполагает овладение учащимся музыкальной школы или студии целого комплекса теоретических знаний и практических навыков. Ежедневная подготовка к занятиям основного музыкального инструмента, репетиции к академическим концертам, конкурсам и экзаменам – это начало пути, который должен пройти каждый музыкант–исполнитель и начинать этот путь необходимо с раннего возраста.

Волнение перед публичным выступлением связано с особым состоянием учащегося музыкальной школы – состоянием публичной деятельности. Учащиеся детской музыкальной школы испытывают волнение и в классе. Таким образом, класс становится сценой выступления, а педагог – слушателем, причем самым строгим, компетентным, все понимающим слушателем.

Волнение, охватывающее ученика в этот момент, по сути дела, имеет то же психологическое содержание, психологическую природу, что и сценическое волнение, поэтому обращение к системе К. С. Станиславского, потенциал которой на наш взгляд используется педагогами-вокалистами недостаточно, будет уместным и логичным. «…Б_ы_т_ьн_е в г_о_л_о_с_е!» — Какое это мучение для певца и для драматического артиста. Чувствовать, что звук не повинуется тебе, что он не долетает до зала, переполненного слушателями! Не иметь возможности высказать того, что ярко, глубоко и невидимо создает внутреннее творчество!...» [1] .

По словам К.С. Станиславского, различаются два вида волнения: «волнение в образе» и «волнение вне образа» [24, с. 131]. Важный педагогический момент: если концерт играет ученик, то педагогу не следует давать последние наставления, касающиеся интерпретации. У каждого ученика свой, индивидуальный психологический настрой и подобные советы перед выходом на сцену могут лишь вызвать скованность, неуверенность. Полезнее в данном случае помочь ему психологически настроиться на максимальную отдачу.

При общении с публикой необходимо максимально добиваться ясности и четкости произношения слов, слогов и звуков, что называется дикцией.

Станиславский пишет: «К сожалению, есть вокалисты, которые мало интересуются словом и, в частности, согласными. Вследствие этого при пении нередко голоса ставятся правильно на гласных буквах, а на согласных — неправильно, тогда как [на занятиях по] дикции, наоборот, на гласных — неправильно, а на согласных — правильно» [1].

Неясность дикции (наличие какого-либо недостатка: картавость, шепелявость) отвлекает внимание слушателя от содержания речи, а тем более от литературного текста вокального произведения. Органы, принимающие участие в образовании звука: гортань, губы, ротовая и носовая полости, язык, небо. Речевые недостатки исполнителей могут быть органического и неорганического характера.

Органические – неправильный прикус, неровные и редкие зубы, короткая уздечка, толстый ленивый язык. В данном случае необходимо вмешательство специалистов: логопедов, стоматологов, ортопедов.

Неорганические – приобретенные (вялая неразборчивая речь, «горошечная»).

В таких случаях мы рекомендуем своим ученикам прибегнуть к ряду упражнений на дикцию.

Упражнения для губ: (повторить 4-5 раз):

1. Проделать натяжение верхней губы сверху – вниз, нижней – наоборот.

2. Губы свернуть в хоботок и поворачивать влево, вправо.

3. Отвисшей челюстью делать движения вправо, влево.

4. Натянутая улыбка, обнажая зубы, проделать через усилия. Упражнения для языка:

1. Рот полуоткрыт, язык свободно лежит, вывалить лопатой и убрать назад.

2. Высунув язык, достать кончик носа.

3. Сделать круговые движения языком вокруг десен.

4. Проделать резкие уколы языком в щеки.

При хорошей дикции выступающего содержание речи без усилий «непроизвольно» воспринимается слушателем, без напряжения отслеживается ход мысли, легко усваивается материал. Четкость дикции, в конечном итоге, зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата и, в первую очередь, языка, губ и мышц нижней челюсти. Овладение хорошей дикцией сводится к тренировке этих мышц, выработке устойчивых навыков правильной артикуляции.

Огромное значение имеет и правильное дыхание. Все голосовые характеристики, прежде всего, связаны с дыханием. Практика показывает, что основные причины быстрой утомляемости и неверного звучания голоса заключаются в неправильном дыхании, а также в перенапряжении мышц голосового и речевого аппаратов. Отсутствие необходимого запаса выдыхаемого воздуха приводит к срывам голоса, неоправданным паузам, искажавшим фразу.

Следует помнить, что неравномерно расходуемый воздух зачастую не дает возможности до конца договорить фразу, заставляет «выжимать» из себя слова. Существует понятие «воспитание голоса», что является чрезвычайно тонким делом, сложным и трудоемким. Работа над голосом и дыханием, заключается в постоянной и настойчивой тренировке, в выполнении специальных упражнений и непрерывном самоконтроле.

Упражнения способствуют развитию природных голосовых данных, увеличивая объем, силу, звучность, выразительность и гибкость голоса. Три типа дыхания:

Один из лучших способов побороть сценический страх – это «привыкание» к сцене. При этом, не обязательно физически выходить на сцену, а можно моделировать ситуацию:

Съемки на видео также могут быть очень полезны. Видеосъёмка для нас это такой же наблюдатель, при котором ребенок может привыкнуть находится на сцене и выступать в состоянии «искусственного стресса», так как «наблюдатель» или «зритель» не только видит и слышит всю его концертную программу, но и в состоянии фиксировать ее.

К более простым методам формирования оптимального сценического самочувствия относятся выступление и репетиции перед близкими и знакомыми людьми.

Располагать к успешному выступлению должна и сама сцена,на ней все должно быть удобно. Концерт может загубить не то освещение, незнакомый зал, шум за окном на улице и т.п. Обо всем необходимо позаботиться заранее. Но вообще, публичному выступлению нужно учиться в любых условиях и при любых обстоятельствах. Важной является и одежда, в которой выступает артист. Одежда должна быть комфортной, не сковывать движения юного артиста.

Огромное значение имеет «разбор полетов» после концерта. Необходимо закрепить, если они были, интересные находки и решения в интерпретации, проанализировать то, что получилось или не получилось у исполнителя в концертном состоянии, попытаться «доиграть» или «переиграть» произведение так, как надо, при наличии остатка волнения.

В качестве заключении хотелось бы привести мудрые слова великого театрального педагога, постановщика, артиста К. С. Станиславского: «Уроки пения даются ученикам совсем не для того, чтоб только во время них производить упражнения по постановке голоса или по исправлению дикции. Во время класса надо лишь хорошо усвоить то, что надлежит делать на уроках «тренинга и муштры», сначала под присмотром опытного репетитора, а потом самостоятельно, дома и всюду — в своей повседневной жизни» [1].

Литература

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области