Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Консультация для педагогов. Использование деятельностных технологий в развитии музыкальных способностей старших дошкольников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Консультация для педагогов.

Использование деятельных технологий в развитии музыкальный способностей старших дошкольников.

Музыка непременно нужна для развития человека.

Она не является предметом роскоши, без которого нельзя обойтись.

Музыка – мощный источник душевного обогащения,

И задача педагога – открыть его всем людям. 

                                                                                                   Золтан Кодай

Работая над развитием творческих способностей у детей, осуществляю собственный творческий поиск применения современных методик, новых форм и методов музыкального воспитания и обучения дошкольников. Один из актуальных вопросов музыкальной педагогики – развитие средствами музыки творческого потенциала ребёнка. 

Возник самый важный вопрос –  Как организовать учебный процесс, какие инновационные технологии  и  современные методы необходимо использовать, чтобы  музыкальное творчество стало интересным и доступным детям?

Изменилось время, изменились образовательные модели воспитания как в семье, так  и для воспитателей творческих и заинтересованных, не боящихся современных инновационных технологий, задумывающихся над  построением работы. 

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей; на смену традиционным методам приходят интерактивные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

 Современное преподавание должно быть целенаправленным, веселым, интенсивным. Существует много форм, методов, приёмов обучения для того, чтобы сделать занятие качественным и запоминающимся. 

Очень важно пользоваться инновационными формами работы, интерактивными методами,  которые позволяют превратить обычное занятие в обучающую игру, активизировать учебную деятельность дошкольника, тем самым позволяя повысить эффективность занятия в несколько раз.         

Педагогические условия  развития детского творчества в музыкальной деятельности

Л.С. Выготский считал, что одним из важных вопросов в детской педагогике и психологии является вопрос о творчестве детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка. Как известно, творчество не появляется на пустом месте, чтобы им заниматься ребёнок должен приобрести опыт и только тогда он сможет преобразовывать, варьировать, импровизировать, придумывать что- то новое в разнообразных видах музыкальной деятельности.

Задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы развить у детей общую музыкальность, которая будет фундаментом, почвой для развития творческих способностей.

Важным условием является отбор методов и приёмов, способствующих развитию творчества. 

Методы.

Методические приёмы.

1.Наглядные и наглядно – слуховые

Показ: приёмов исполнения, картин, иллюстраций, пособий, музыкальных инструментов, графического изображения. 

Качественное исполнение музыкальных произведений.

 Пение без сопровождения музыкального инструмента и в его сопровождении.

2. Словесные 

Образный короткий рассказ о музыкальном произведении. 

Беседа.

Пояснение.

 Вопросы, направленные на указания к исполнению.

3. Метод

 целостного восприятия

Синтез музыки, изобразительного искусства и поэзии. Технология «Синтез искусств». Направлена в основном на восприятие музыки через привлечение других видов искусств (изобразительное искусство, театр, литература, хореография).

4.Развитие творческого мышления и воображения

Элементы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). ММА (метод морфологического анализа).

МФО (метод фокальных объектов).

ММЧ (моделирование маленькими человечками).

 Работа со сказкой.

5. Игровые

Музыкально – дидактические игры на развитие сенсорных способностей. 

 Творческие задания. Музыкальные загадки. Игры путешествия.

6.Метод элементарного музыцирования

7. Интерактивные методы    

Вопросы, направленные на самостоятельное принятие решения. 

Озвучивание стихов, картин, загадок о явлениях природы, сказок и др.

 Участие в шумовом оркестре.

 Творческие задания. Игры  со звуками. Диалоговое обучение.   Вопросы, направленные на самостоятельное принятие решения. Музыкальные игры.

            Н. А. Ветлугиной было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источникам творчества, его образцом. Выдающиеся музыканты и педагоги, как Б.Л. Яворский считал, что детям свойственно целостное восприятие искусства, что синтез музыки и литературы обогащает музыкальное восприятие, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Д.Б. Кабалевский говорил, что нужно учить «видеть музыку» и «слышать».     

   Метод целостного восприятия музыкального произведения – один из основных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста. Задача музыкального руководителя вывести детей за рамки их конкретного чувственного опыта в мир художественного воображения и ассоциаций, используя для этого выразительные средства музыки, пластики, поэзии и изобразительного искусства.

Метод элементарного музицирования  даёт возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребёнком, создавая условия для развития творческих способностей.

Немаловажное значение имеют игровые методы. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, при прослушивании П.И. Чайковского «Болезнь куклы» можно предлагать детям изобразить жестом, мимикой сочувствие больной кукле. 

Для выражения чувств, определения характера музыкального произведения, его жанра используют символическую аналогию. Таким образом детей учат линиями выражать своё отношение к музыке. Для этого каждому ребёнку следует пользоваться планшетами с карандашами. 

Если произведение нежное, мягкое, то дети изображают его круглыми, мягкими линиями, а если музыка бодрая, резкая, печальная – острыми линиями. Линии взрослый и дети придумывают сами. 

Используя метод ММЧ (моделирование маленькими человечками), можно говорить детям, что ноты – это маленькие человечки и каждая из них имеет своё имя (до, ре, ми.) и когда они сливаются, появляется красивая мелодия. ММЧ применяют при определении жанра музыки, её характера. 

Реформирование системы дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшиеся формы и методы работы с детьми. Гуманный стиль общения педагога и ребенка заставляет применять привлекательные для детей формы, методы и приемы организации музыкальной деятельности в ДОУ.

 Современные  технологии и приёмы в развитии музыкальности  и творчества дошкольников

 Игровое экспериментирование со звуками.

 Игры  звуками: Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а, следовательно, и основ музыкального искусства, являются игры звуками – деревянными, стеклянными, бумажными и т.д. Эти игры почти не разработаны в отечественных музыкальных методиках, но они ничем не заменимы, поскольку являются начальной формой знакомства с музыкальным искусством. 

В музыкальном воспитании дошкольников процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности.

Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т.п.), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок.

В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления: 

Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться педагогом в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритмодекламация, игра), которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству.

 Активное слушание музыки  как форма современной развивающей технологии 

Как же сделать процесс слушания музыки интересным для дошкольников?

И тут на помощь приходит такая форма работы, как активное слушание. Наблюдения за детьми показали, что многие из них невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему. Зная потребность ребенка в движении можно добиться эмоционально – образного восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста через музыкально – двигательные импровизации. Практический метод является одним из эффективных в развитии музыкального восприятия и заключается в передаче характера музыки в движении.

Метод образно-игрового вхождения в музыку можно рассмотреть на примере инсценирования песен. В начале, детям предлагается прослушать песню, вникнуть в текст, затем попытаться выразить в движениях содержание песни. Роль педагога – наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их, помогать в подборе образных движений и оформлении целостной композиции, но инициатива остается за детьми. 

  Ритмодекламация под музыку

 Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Еѐ можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поѐтся, а ритмично декламируется. Ритм, заложенный в словах и фразах, очень легко усваивается детьми: притопывается, прихлопывается, переносится на музыкальные инструменты. Использование речевых упражнений в сочетании с музыкальными инструментами не только развивает чувство ритма, хорошую артикуляцию, но также вводит детей в мир динамических оттенков и тембрового разнообразия. Самое главное это то, что дети незаметно для себя заучивают стихи наизусть и рассказывают их с особым чувством и выражением. 

      Используя в своей практике различные способы и приемы организации процесса  обучения, активизации творческих проявлений при которых дети не только усваивают конкретные знания, но и умеют применять их в аналогичных и измененных условиях.

Методическими основами проблемного обучения на музыкальных занятиях являются:

Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента: потребность в поисковой деятельности; неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации; доступность в выполнении проблемного музыкального задания.

Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования.

      Считаю, что применение проблемно-поисковых ситуаций в музыкальных видах деятельности помогает в воспитании творческой личности. Ведь то что сегодня ребенок может делать в сотрудничестве, завтра он сможет сделать самостоятельно.

Надеюсь, что представленные инновационные технологии, интерактивные   методы помогут Вам  превратить обычное занятие в обучающую игру, активизировать учебную деятельность дошкольника, тем самым позволяя повысить эффективность занятия в несколько раз.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области