Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методические рекомендации для преподавателей к построению урока классического танца

Настоящие методические рекомендации предназначены для преподавателей классического танца по образовательной программе среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования по специальности 52.02.01 Искусство балета.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Самарское хореографическое училище (колледж)»

Методические рекомендации для преподавателей

к построению урока классического танца

Специальность - 52.02.01 Искусство балета

(углубленная подготовка)

Квалификация: Артист балета, преподаватель

Самара, 2022

Настоящие методические рекомендации предназначены для преподавателей классического танца по образовательной программе среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования по специальности 52.02.01 Искусство балета.

Содержание учебного предмета/ дисциплины/междисциплинарного курса «Классический танец» и образовательные результаты его освоения определяются федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 52.02.01 Искусство балета, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «30» 01.2015 № 35, а также соответствующими рабочими программами и комплектами оценочных средств, утвержденными в установленном порядке ГБПОУ «Самарское хореографическое училище (колледж)».

В процессе изучения классического танца обучающиеся приобретают следующие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК10. Использовать в профессиональной деятельности личностные, метапредметные, предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в профессиональной деятельности.

ОК11. Использовать в профессиональной деятельности умения и знания, полученные обучающимися в ходе освоения учебных предметов и профильных учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

ПК 1.1. Исполнять хореографический репертуар в соответствии с программными требованиями и индивидуально-творческими особенностями.

ПК 1.2. Исполнять различные виды танца: классический, дуэтно-классический, народно-сценический (характерный), историко-бытовой (исторический).

ПК 1.3. Готовить поручаемые партии под руководством репетитора по балету, хореографа, балетмейстера.

ПК 1.4. Создавать художественно-сценический образ в соответствии с жанрово-стилевыми особенностями хореографического произведения.

ПК 1.5. Находить средства хореографической выразительности, соответствующие музыкальному образу.

ПК 1.6. Сохранять и поддерживать внешнюю, физическую и профессиональную форму.

ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

Продолжительность обучения классическому танцу по образовательной программе среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования по специальности 52.02.01 Искусство балета составляет 7 лет 10 месяцев.

Структура урока классического танца универсальна, поскольку обусловлена стремлением поддерживать и совершенствовать физический и психофизический аппарат танцовщика. Традиционно в структуре урока классического танца четыре раздела:

1. Экзерсис у станка.

2. Экзерсис на середине.

3. Раздел прыжков – allegro.

4. Пальцевый урок (женский класс).

Последовательность всех четырех разделов не может быть изменена. Это продиктовано бережным отношением к физическому аппарату обучающегося. Только подготовленное «размятое» по всем физическим параметрам тело может выполнить в должном качестве, без травм и растяжений, виртуозные движения двух последних разделов урока.

Упражнения классической системы очень последовательны, каждое из них имеет свою определенную задачу. Упражнения классической системы не только тренируют тело, они обогащают его и запасом движений, которые становятся выразительным средством танца.

Экзерсис у станка

Классический экзерсис у станка важен прежде всего тем, что вырабатывает правильную постановку и устойчивость корпуса, который при экзерсисе должен держаться на опорной ноге с прямой подтянутой спиной. Как указывает профессор А.Я. Ваганова «правильно поставленный корпус – основа для всякого па». Правильно поставленная спина дает абсолютную свободу движения. Поэтому задача классического станка – добиться надлежащей постановки корпуса спины.

Классический экзерсис у станка развивает и укрепляет также весь суставно-мышечный аппарат тела, дает правильную постановку головы, рук и ног, вырабатывает точность, свободу, эластичность и координацию движений.

Таким образом, основная задача классического экзерсиса у станка заключается в том, чтобы путем целесообразно подобранных, постоянно повторяемых тренировочных упражнений помочь обучающимся развить тело и научиться свободно и пластично управлять своими движениями. Для решения этой задачи необходимо добиваться во всех упражнениях полной выворотность ног. Выворотность – положение ног, при котором «ступни, разведенные носками в стороны, идут либо по линии плеч, либо параллельны им, и вследствие этого раскрыта внутренняя поверхность (сторона) голеней и бедер», - незыблемый канон классического танца, основа всей его техники.

Без выворотности классический экзерсис лишается своей эффективности. Поэтому учащиеся должны хорошо освоить существующие в классическом танце пять строго выворотных позиций ног и в дальнейшем при всех упражнениях настойчиво добиваться соблюдения выворотности.

Система классического тренажа требует выполнения всех позиций (позиция – положение, фиксирующее начало или окончание движения) и упражнений с предельно выворотным положением ног.

Анатомическое строение скелета человека, в частности тазобедренного пояса и ног, таково, что в выворотном положении ноги имеют гораздо больший размах движения, могут выше подниматься и свободнее вращаться. Преподаватель должен знать строение человеческого тела, чтобы суметь объяснить обучающимся значение выворотности.

При подъеме ноги в не выворотном положении большой вертел бедренной кости упирается в тазобедренную кость и не позволяет поднять ногу выше 35-65 градусов.

В выворотном положении большой вертел назад и не препятствует поднятию ноги – диапазон движения увеличен. В таком положении ногу можно поднять на 90—120 градусов конечно, при соответствующей тренировке. Выворотность необходима не только для улучшения техники танца — она придаѐт движению изящество и гармоничность. Помимо соблюдения выворотности необходимо также, чтобы все упражнения у станка исполнялись в полную силу. Надо, чтобы работающие мышцы до конца напрягались, иначе эффективность упражнений очень понижается, и мышцы не приобретают требуемой крепости. Все упражнения классического экзерсиса должны делаться совершенно точно и чѐтко, при полном напряжении работающих мышц и суставов. Очень важно, вводить в упражнения классического экзерсиса несложные движения рук, корпуса и головы. Такой экзерсис значительно поможет развитию свободы и пластичности рук, которые в танцевальном искусстве служат важнейшим средством внешней выразительности. Подобные комбинированные упражнения будут вырабатывать у учащихся навыки координации движений различных частей тела. Повседневный опыт показывает, что экзерсис у станка может полностью отвечать всем требованиям классического канона и в то же время оставаться механическим, формальным. Между тем в нѐм участвуют основные компоненты танцевальной выразительности — руки, корпус и голова. Поэтому в упражнениях классического станка следует добиваться эмоциональности, гармоничности и координации движений, их соответствия содержанию музыки, танцевальность всего исполнения.

Порядок упражнений у станка необходимо устанавливать по принципу чередований движений, тренирующих различные группы мышц. Урок должен начинаться с полуприседаний и глубоких приседаний, поскольку они постепенно вводят в работу мышцы и суставно-связочный аппарат. Дальше могут даваться упражнения, тренирующие различные группы мышц, причѐм надо чередовать движения на развитие подвижности стопы на вытянутых ногах с движениями на присогнутых ногах; мягкие, плавные с резкими, отрывистыми. Музыкальное сопровождение на занятиях должно быть органически связано с выполняемым упражнением, должно соответствовать движению по характеру, стилю. Движение должно быть точно согласовано с ритмом музыки.

Экзерсис на середине зала

Одной из основных задач экзерсиса на середине зала является овладение устойчивостью, для чего необходимо правильное распределение центра тяжести корпуса на 20-х или на 1-ой ноге.

На начальных этапах обучения экзерсис на середине зада используется не в полном объеме. Исполнение упражнений переносится на середину зала по мере их усвоения у станка, поэтому желательно, чтобы они исполнялись в «чистом виде» или в простейших сочетаниях (не более 2-х движений).

По мере освоения новых элементов у станка, увеличивается объем материала на середине зала. Вводится epaulement и часть движений исполняется в различных положениях epaulement.

На более поздних этапах обучения количество упражнений на середине зала сокращается за счет соединения движений в комбинации.

Прыжки (allegro)

Главная задача данного этапа урока классического танца – овладение техникой прыжка без дополнительных усилий. Изучение allegro следует начинать после того, как освоена постановка корпуса и выработана определенная сила и выворотность ног в demi-plie. Прыжки начинают изучать лицом к станку, затем переносят на середину зала.

Экзерсис на пальцах

Экзерсис на пальцах следует начинать не ранее, чем обучающиеся овладеют правильной постановкой корпуса, рук, ног, головы, а главное, приобретут силу стопы, натянутость и выворотность ног.

Упражнения начинают проучивать лицом к станку, впоследствии переносят их на середину зала. Главная задача – освоение постановки стопы на пальцах. В этой работе не следует спешить, так как в противном случае это может привести к травмам и некачественному исполнению движений.

Таким образом, полный урок постепенно развертывается в своем объеме по мере освоения материала. В начале обучения учащиеся делают только экзерсис у станка и на середине зала, соответственно программе. Усложнение в урок вносит изучение поз, на основе которых строятся элементарные adagio, направленные на приобретение устойчивости. Постепенно все упражнения экзерсиса у станка переносятся на середину зала и исполняются в epaulement.

Новые упражнения в программе каждого года обучения сначала изучаются «в чистом виде», затем комбинируются в различных сочетаниях с другими упражнениями.

Последовательность упражнений в экзерсисах обязательна, главным образом, в младших классах, в дальнейшем она может корректироваться.

Значительную роль в художественном воспитании обучающихся играет этюдная работа, которая осуществляется на основе пройденного материала. Небольшие танцевальные комбинации, простейшие классические образцы развивают выразительность и танцевальность.

При проведении урока необходимо руководствоваться следующими принципами:

- постепенно увеличивать нагрузку: от простых упражнений к более сложным;

- чередовать упражнения быстрые и медленные;

- темп исполнения упражнений должен быть сначала медленным с последующий ускорением;

- следить за свободным дыханием и самочувствием обучающихся.

Список использованной литературы

– М., 2014

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области