Конспект занятия по математике в старшей группе
«Путешествие Знаек»
Цели. Учить детей выполнять действия, закодированные цифрами. Упражнять в счете до 10 прямом и обратном. Продолжать учить детей различать и называть геометрические фигуры. Закрепить знания детей о свойствах предметов, умение находить признаки их сходства и различия. Уточнить пространственные отношения: между, посередине, над, под, влево, вправо. Развивать воображение, логическое мышление, внимание, память, речь детей. Учить детей находить предмет по указанной группе свойств. Закрепить с детьми понимание смысла действия сложения, взаимосвязи целого и частей.
Оборудование. Письмо от Зайчика. Лист бумаги с кодировкой корабля (по количеству детей). Карандаш простой (по количеству детей). Флажки на веревке (5 геометрических фигур, разного цвета и размера). Облака (5 штук разной формы и величины). Рыбки (8 шт., с направлением вправо, влево). Картинка с изображением деталей дома. Мяч. Лист бумаги с «подарками» (по количеству детей). Цветные карандаши (зеленый, красный, синий).
Ход занятия.
Дети получают письмо от Зайчика:
Дорогие ребятишки, в гости жду я Вас сейчас.
Отправляйтесь. В добрый час.
Воспитатель. А отправимся мы с вами … Впрочем догадайтесь сами:
Когда-то в древние века,
Был деревянным он всегда,
Под парусами плавал он,
И назывался … (Кораблём).
– Значит, на чем мы оправимся в гости к Зайчику? (На корабле).
Задание 1. «Соедини по порядку»
«Посчитай до 10 и обратно»
(см. приложение 1).
– На своих листочках вы должны по порядку соединить цифры от 1 до 7. И у вас получился … (Кораблик). Молодцы!
Мы кораблик смастерили,
По реке его пустили.
Ту-ту-ту, ту-ту-ту,
На кораблике плыву.
Задание 2. «Назови геометрические фигуры»
«Что изменилось?»
«Какой флажок находится посередине?»
(см. приложение 2).
– Посмотрите, какие красивые флажки на нашем корабле. Назовите знакомые фигуры. (Квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, круг).
– Скажите, что изменилось? (Форма, размер и цвет; цвет и форма; форма, размер и цвет; форма и размер).
– Какая форма у флажка, что находится посередине? (Овальная форма). Какого цвета этот флажок? (Красного). Молодцы!
Задание 3. «Над, под»
«На что похожи облака?»
«Поймай рыбку»
(см. приложение 3).
Наш кораблик на волнах качается,
И ребята с чудесами встречаются.
– Ух, как интересно путешествовать на корабле! Что у нас над головой? (Небо). Что вы увидели на небе? (Облака). На что похожи облака? (Ответы детей).
– Что у нас под кораблем? (Река). Кто плавает в реке? (Рыбки). Алеша, поймай рыбку, которая плывет вправо. Влад, поймай рыбку, которая плывет влево. А сейчас мы рыбок опять отпустим в речку. Молодцы!
Динамическая пауза «Рыбки».
Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде.
То согнуться, разогнуться,
То зароются в песке.
Задание 4. «В каком доме живет Зайка?»
«Засели домик жильцами»
(см. приложение 4).
– Вот мы и приплыли. Посмотрите на фотографию и по деталям найдите дом, в котором живет Зайчик. Молодцы!
– В других домах тоже живут жители. Посмотрите, возле дома стоит цифра 2. Как вы думаете, сколько жильцов проживает в этом доме? Давайте поиграем в игру и заселим каждый домик жильцами (3, 4, 5).
Задание 5. «Подарки»
(см. приложение 6).
– Дети, нас встречает Зайчик. Он рад нас видеть, и хочет угостить сладким. Интересно, чем? Давайте назовем жителей сладкой страны.
– Зайчик приготовили для вас подарки – печенье разной формы. Один мешочек и второй мешочек с печеньем.
– Что лежит в первом мешке? (Два зеленых треугольника, один красный квадрат). Что лежит во втором мешке? (Один зеленый треугольник, один синий круг).
– Давайте положим два подарка в один мешок. Какое действие мы выполняем с печеньем? (Мы его складываем). Значит, какой мы поставим знак между мешочками? (Знак «+»).
– Как называется первый мешок с печеньем? (Первая часть). Как называется второй мешок с печеньем? (Вторая часть). Когда мы сложили две части, то, что мы получили? (Целое). Какой мы ставим знак? (Знак «=»).
– Что у вас лежит в большом мешке? (Ответы детей). Молодцы!
Итог занятия.
– Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
– Какие игры понравились? Какие игры были трудными для вас?