Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Сценарий урока по окружающему миру. "Из истории имен"

Цель способствовать формированию представления о происхождении имен, фамилий, отчеств.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Урок окружающего мира в 3 классе

Тема: Из истории имён. (Как рождались имена. Отчество. Имя.)

Тип урока: открытие нового знания.

Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о происхождении имен, фамилий, отчеств.

Предметные результаты: знать способы образования имен, фамилий.

Этап урока

Педагогические задачи

Планируемые результаты

Содержание этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося.

1

2

3

4 Хорошего вам настроения и успехов!

5

I.Актуализация знаний и постановка проблемы

Активизировать ранее полученные знания обучающихся; создать проблемную ситуацию

Уметь фиксировать затруднение; работать с информацией в разных форматах. (Познавательные УУД)

Уметь принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД)

-Здравствуйте, дети, гости!

- Поприветствуйте гостей.

-Я рада вас видеть!

- Сегодня мы начинаем работу с новым разделом «Как люди жили в старину».

-Предположите, о чем будем изучать в этом разделе. (отвечают)

Я предлагаю вам сегодня стать учеными, которые изучают имена. Наука называется. Антропонимика.

Так как вас недостаточно для изучения такой большой темы, я предлагаю нашим гостям побывать в роли ученых.

Разделиться на 2 группы. Одна группа дополняет группы детей.

2группа работает индивидуально.

-Вы согласны выступить в роли ученого антропонимика?

Оденьте пожалуйста академические шапочки, прикрепите эмблемы.

-Поздравляю Вас! Теперь вы настоящие ученые!

Высказывают свои предположения.

О жилищах, как и где жили. Чем питались.

Как рождались имена, фамилия, отчества.

II.Формулирование темы урока, постановка задач

Научить формулировать учебную проблему в виде темы урока

Уметь определять и формулировать тему и задачи урока; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)

- Сегодня мы изучим первую тему этого раздела.

- Чтобы определить тему урока., вам необходимо разделить слова на группы: Алексей, Александрович, Стрельцов, Петрович, Игоревна, Марина, Любимов, Василий, Мышкин и оформить на доске.

-По какому признаку вы их разделили?

-Подпишите группы.

- Предположите тему урока.

- Тема нашего урока «Из истории имен»

Разделы «Как рождались имена», «Отчества, фамилии».

-Обратите внимание на доску.

-Какие задачи вы ставите на сегодняшнем заседании ученых. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

-Откройте в учебнике раздел «Как жили люди в старину». Прочитайте, на какие вопросы вы сможете ответить при изучении нашей темы.

Ваши предположения совпали? Если нет, то не беда, вы обязательно узнаете сегодня, то что еще не знаете.

-У каждого имени есть своя история.

-На доске рефлексивное дерево. Найдите своё место на дереве на начало урока, где вы себя видите. Разместите свой магнит на дереве.

Есть желание увеличить свои знания? Тогда вперед!

- Имя, отчество, фамилия.

- Имя, отчество, фамилия.

Я узнаю, как появились имена, Ф и О.

Я познакомлюсь с материалами учебника.

Я вспомню то, что изучали раньше.

Я узнаю, как раньше называли людей.

- Как появились имена и фамилии?

- Почему людям стали давать имена и фамилии?

III.Совместное открытие новых знаний в форме исследования

Научить решать учебные задачи.

Уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; проводить классификацию по заданным критериям; заполнять предложенную схему с опорой на прочитанный текст; работать с информацией, представленной в разных форматах; ориентироваться в словарях; уметь структурировать информацию в определённом порядке. (Познавательные УУД)

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Регулятивные УУД)

Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы. (Коммуникативные УУД)

-Имя – это первое, что получает человек, что слышит ребенок при рождении. Он еще не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно своё имя.

-Итак, что означает слово «имя»?

-Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определенной таинственной силой, которая может человеку помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение: оно рассматривалось как оберег.

Задания ученым:

1 группе «Познайка» дать толкование слову имя (ищут в словаре)

2 группе ученых «Мудрая сова» дать определение слову оберег (в учебнике)

3 - группа «Профессор»– определение слова «Прозвище»

-Молодцы, отлично справились. Я вам даю ваши определения. (Они вам пригодятся в дальнейшем)

- Как наши далекие предки получали имена? Всегда ли имена были таким, какими мы знаем их сегодня?

Вы можете ответить на эти ?? Что нам надо с вами сделать?

-Позднее вы обратитесь к текстам из статьи учебника и узнаете.

- Что такое фамилия, имя, отчество? Вы можете сейчас дать ответ? Почему?

Для этого ученым нужно будет выполнить разные задания.

1.Задание ученым «Мудрая сова». Используя статью учебника, вам необходимо создать кластер «Как рождалось имя». Отобразить в кластере, что отражало имя и привести примеры имен. Выбрать все группы.

2. Задание ученым «Познайка».

- В жизни мы часто встречаем людей с одинаковыми именами. Как же тогда различить их?

Пользуясь текстом учебника вам необходимо дополнить текст и заполнить таблицу «Происхождение фамилий». В колонки таблицы занести данные, как произошла фамилия и привести примеры. Ученые, вам понятны поставленные задачи? (выполняют работу)

3 Группа ученых педагогов ((Кластер+таблица)

- Имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни.

- Оберег – предмет, оберегающий от бед и нечистой силы.

- Название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной черте, свойству.

Не достаточно сведений.

Нет информации, не изучали.

Узнать информацию в учебнике, в дополнительных источниках.

I V. Первичное закрепление. Выступление обучающихся по группам.

Научить решать учебные задачи.

Уметь принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивное УУД)

Уметь точно, последовательно и полно передавать необходимую информацию (Коммуникативное УУД)

- Итак, как же рождались имена, фамилии?

Предлагаю защитить свои научные работы.

V. Самостоятельная работа

Выявить уровень усвоения материала

Уметь самостоятельно заносить данные анкеты используя платформу ГлобалЛаб. Проект «Ваши имена»

Занесение данных в анкету платформы ГлоболЛаб

- Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребенок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребенку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.

- Вашем ДЗ было заполнить анкету, взятую с платформы ГлобалЛаб. Пожалуйста зачитайте, что вы узнали об именах, которые носите. Кроме 10 пункта.

-Молодцы!

-Заполните лист оценивания.

-Сейчас ваша задача зайти на сайт ГлобалЛаб, открыть проект «Имена» и приступить к работе.

- Заполнить анкету в электронном виде с №1 по 7пункт.

- После заполнения сохраните в черновике, - --С 8по 14 пункт, продолжите дома.

Защищают групповые работы

Выполняют самостоятельно.

Совместное открытие новых знаний в форме исследования

Научить решать учебные задачи.

-Рассмотрите картину В.М.Васнецова «Богатыри».

- Как звали богатырей, которых изобразил Васнецов?

- Вспомните былины, которые мы читали на уроках литературного чтения, и скажите, почему богатырей назвали именно так.

-Даша: Почему так назвали Илью Муромца

-Геля - Почему так назвали Алешу Поповича.

-Ксюша: с кем сражался Илья Муромец?

- Что к имени этого отрицательного героя добавилось? (прозвище).

- Что такое прозвище? Слово ученым 3 группы

- Чем похожи имя и прозвище? (они называют человека)

- Чем отличаются? (Без имени нельзя прожить, а без прозвища можно)

- Вспомните, почему великие князья Ярослав Мудрый и Владимир Красное Солнышко имели такие прозвища.

- Почему в народе царя Ивана IV называли Грозным?

Зафиксируйте результаты в лист оценивания

Делают вывод.

V. Включение нового знания в систему знаний

Научить практически применять новые знания

Уметь осуществлять анализ объектов. (Познавательные УУД)

Уметь устанавливать причинно-следственные связи (Познавательные УУД)

Уметь принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивное УУД)

Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы. (Коммуникативное УУД)

У вас в анкете было творческое задание сочинить стихотворение или написать сочинение эссе, или сочинить синквейн. Прошу вас представьте свои работы.

Читают свои работы. (стих, синквейн.)

VI.Рефлексия учебной деятельности

Научить фиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности; создать условия для осуществления самооценки результатов деятельности

Уметь обобщать и делать выводы. (Познавательные УУД)

Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивное УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативное УУД)

Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностное УУД)

- Много есть на свете слов, но для каждого человека есть одно, которое больше других вызывает различные эмоциональные переживания – его собственное имя. - Так зачем человеку дают имя?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что получилось?

- Что не получилось? Почему?

Подведите итог в листе продвижения.

Мне очень приятно, что результат ваш изменился. Вы настоящие ученые. Я вручаю мам медали «Знатоки окружающего мира»

Всем спасибо за урок.

Найдите своё место на дереве. Разместите магнит.

- Домашнее задание – пересказ статьи учебника на стр.40-45, рабочая тетрадь стр.10-задание 20. На листе А-4 сочинить историю возникновения своей фамилии.

- Доделать начатый проект на платформе ГлобалЛаб (с 7 по 14 пункт)

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

Имя выделяет человека из числа других людей, даёт индивидуальность человеку.

Называют основные позиции нового материала, что получилось и не получилось, почему.

Заполняют лист и дерево

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области