Технологическая карта урока
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Денисова Валентина Николаевна |
Место работы | МБОУ Школа 16 г. Саров Нижегородская область |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 6 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | III четверть |
Тема урока | «Эхо прошедшей войны» Екимов. «Ночь исцеления». |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Личностные ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | |
Метапредметные ученик научится соотносить содержание литературного произведения с определенной исторической эпохой, с различными художественными ценностями культуры: произведениями изобразительного искусства, музыкальными произведениями. | |
Предметные воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые монологические высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного. | |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): милосердие, сострадание, образ, композиция, сюжет, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и т.д. | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Тетрадь. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Здравствуйте, ребята. Федор Михайлович Достоевский, русский писатель, однажды выразил такую мысль: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Как Вы понимаете данную фразу? |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
Учитель: Давайте посмотрим на название рассказа Б. П. Екимова? Предположите, о чём будет это произведение. (Высказывания детей). Подберите однокоренные слова к слову «исцеление». (Целитель, целебный, целительный, исцеляющий, исцелять) - Какие ассоциации вызывают эти слова? (Избавление от чего-то тяжёлого, исправление чего-либо) - Подберите синонимы к слову исцеление. (Излечение, выздоровление, восстановление здоровья, возвращении к жизни – физическом выздоровлении.) - О каком исцелении пойдет речь: духовном или физическом? (Речь пойдёт о физическом и духовном выздоровлении, преображении) -Кому должно прийти исцеление? (Бабе Дуне) |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Учитель: Ребята, а теперь скажите, исходя из того, что мы с Вами успели обсудить в начале урока, какой будет тема нашего занятия? (Формулировки обучающихся). Учитель: Запишем тему занятия в тетрадь. «Эхо прошедшей войны» Екимов. «Ночь исцеления». Учитель: А какой будет цель нашего урока? Соотнесите тему урока и Ваши размышления о рассказе, его сюжете, содержании. - Сегодня на уроке литературы мы будем беседовать о людях, нуждающихся в нашем внимании, в нашей заботе. О людях, которые пережили войну, прошли большой жизненный путь, испытали трудности, а сейчас нередко чувствуют себя забытыми и одинокими. В рассказе Бориса Екимова «Ночь исцеления» о войне говорится не напрямую, а косвенно. В основе произведения – внутренняя драма героини, связанная с пережитым вовремя давно закончившейся войны. -Ребят, а вы можете, исходя из вышесказанного предположить, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? О доброте, сострадании, милосердии. -Правильно. А что вы понимаете под словом милосердие? От каких слов оно образовано? Милосердие- это сострадание, любовь к ближнему. Образовано от слов милое + сердце (сложением двух основ) Словарная работа: Милосердие - готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадание- сочувствие, жалость, вызываемые страданием, несчастьем другого человека. - А с каким цветом у вас ассоциируется слово «милосердие»? (Например: красный – любовь, белый – чистота, добродетель, синий – мечта, зеленый – жизнь, рост, желтый – энергия, жизнь, солнечный свет и т.д.) Значит, милосердие – это помощь нуждающимся. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Учитель: Что вы можете рассказать о прошлом бабы Дуни? -Внешний малый мир бабы Дуни…Нормален ли он? -Что было тому виной? Боль, взрывы, потери. Война-это зло, когда не бывает непострадавших. -А теперь внутренний круг, мир…Годы войны…Исказили ли они этот мир? Вспомним сны бабы Дуни…О чём они? ( Сны возвращают её к событиям войны. Часто снится старушке, что она потеряла карточки, на которые давали хлеб « в войну и после»). Учитель: Займемся чтением и анализом рассказа отрывков «Сны бабы Дуни» - Кто желает начать? Читаем и фиксируем неизвестные Вам слова. «Чтение вслух с остановками». Чтение отрывков «Сны бабы Дуни» 1)«Во тьме, в тишине так ясно слышалось тяжёлое бабушкино дыхание. …….. Имена детей она словно выпевала тонко и болезненно.» 2) «…и уже в полудрёме Гриша услыхал бабушкино бормотание: ………….. И рыдания оборвали крик». - На белом листе воспоминаний бабы Дуни есть всё, но нет воспоминаний о себе. Есть только забота о других, беспокойство за детей. Война не сумела исказить её внутренней сущности. Осталась ли она такой? Поищем доказательства в тексте. (« И стала баба Дуня ездить к детям всё реже и реже, а потом лишь обыденкою: протрясётся два часа в автобусе , спросит про здоровье и назад», т. е. не хотела тревожить своих близких, поэтому нечасто гостила у сына с невесткой) - Как они относились к её болезни? ( «Поговорят, поуспокаивают, валерьянки дадут и разойдутся», « Водили к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало», пробовали кричать « Молчать!») -Как сама баба Дуня относилась к происходящему с ней? Найдите в тексте слова , которые наиболее точно передают отношение героини к своему недугу. - Вечер уходит, приходит ночь. И снова сон, тревожный сон бабы Дуни. Что поражает Гришу? « Баба Дуня проснулась, Гриша наклонился над ней. В свете электрической лампочки засияли на бабушкином лице слёзы. -Бабаня…- охнул Гриша.- Ты вправду плачешь? Так ведь это всё сон…» -Слёзы потрясли Гришу. Как же помочь бабушке? Но наступает утро…день: « Гриша пообедал и стал собираться. А когда надел лыжный костюм, то стал ещё выше. И красив он был, в лыжной шапочке, такое милое лицо, мальчишечье, смуглое, с румянцем». -Какой он видит бабу Дуню в этот момент? («…совсем старой: согбенное, оплывающее тело, седая голова тряслась, и в глазах уже виделось что-то нездешнее. Гриша мельком, но явственно вспомнил лицо её в полутьме, в слезах. Воспоминание резануло по сердцу».) согбенное-( син . согнутое, склонённое) -Что могло согнуть? (старость, тяжёлая жизнь) -«нездешнее» (в мыслях она ещё с войной, а , быть может , она в будущем, готовиться покинуть этот мир) Какой особый эпитет использует автор? С какой целью? «живительным холодком». Баба Дуня не так одинока- у неё есть внук, которому « Про бабушку думать было больно. Как помочь ей? Как мать советовала? Говорит, помогает. Вполне может и быть. Это ведь психика. Приказать, крикнуть - и перестанет. Гриша неторопливо шёл и шёл, раздумывая, и в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло». |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Учитель: Чтобы помочь бабушке, Грише приходится выбирать один из двух способов. -Чем они отличаются? Заполнение таблицы Учитель: Итак, кульминационная сцена- « И пришла ночь» - выразительное чтение учащимися -Какова специфика предложений? (Нераспространённые. Это передаёт тревожное настроение Гриши, внутреннюю зажатость.) -И финал этой сцены…..Есть предложение, рисующее действие: « Белел снег, посверкивая живыми искрами.» Почему? ( ночь была оживляющая, искры жизни возвращаются к бабе Дуне) -Поведение Гриши в эту ночь? «Теплело и таяло»- что это? ( душа , любовь к бабушке) -А « жгло беспокойство»? ( за бабушку) - «глубоко вздохнул.. готов крикнуть, даже ногу поднял- топнуть» - Какая метафора далее следует? ( « сердце облилось жалостью и болью») -И он не просто говорил с бабой Дуней, а«настойчиво повторял, громко сказал, говорил, словно приказывая», то есть он убеждал. Работа в группах 1 группа Почему автор описывает, как после первой ночи катается мальчик, как ему хорошо, а потом эти описания отсутствуют?(Сначала Гриша воспринимает прошлое отстранённо, а потом принимает к сердцу, оно стремительно приближается, оно становится его болью. 2 группа Процитируйте, как переживает, что чувствует Гриша в ночь исцеления? 1) «Про бабушку думать было больно» - 2)в душе что-то теплело, что-то жгло и жгло. – 3)«Сердце мальчика облилось жалостью» 4) «Слёзы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё…» «Он не спал, но находился… в той жизни, такое горе, такая беда и печаль, что он не мог не плакать» Чтение эпизода «Его бил озноб… И он плакал вытирая слёзы кулаком» - Почему он не может согреться?( Это не физическое состояние. Это озноб нервный, ведь он часть боли бабушки Дуни, её слёзы взял на себя, Гриша не мог не плакать. Он думал и о своём отце и о всех людях. - Какое ключевое слово повторяется? (сердце) 3 группа Что символизирует мотив сердца? (Душевную боль, страдание, сочувствие, сострадание, любовь к людям, милосердие) - О чём говорят слёзы Гриши? (он пережил то же, что чувствовала бабушка, он стал чувствовать чужую боль.) – Это исцелилась, очистилась от непонимания его душа. 2) –Перед каким выбором оказался Гриша в конце рассказа? – Почему он принимает решение не говорить, как он ей помог? «Он отчётливо понял- ни слова, ни даже намёка. Это должно остаться и умереть в нём. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придёт исцеление». Учитель: Он повзрослел и понял, что она, узнав обман, не сможет поправиться. -Гришатка – целитель? Да. Какой дар дан ему? ( Он умеет проявлять терпимость к другим, он умеет сопереживать) Б. Екимов верит, что если рядом с человеком будет тот, кто умеет сопереживать, сочувствовать, человек не будет ощущать себя одиноким, ощущать дефицит тепла. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
А теперь назовите основные элементы композиции. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка) Соотнесите элементы композиции с содержанием и расположите их в правильном порядке (работа в парах) ! Проверка |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
- Можно исцелить, если ты усерден душой, если ты милосерден? |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую боль – он Человек» Учитель: Как же называется чувство, о котором идет речь в нашем эпиграфе? И это чувство называется сострадание. Именно о сострадании мы будем с вами говорить, готовясь к сочинению –рассуждению 9.3 в формате ГИА (ОГЭ). 2. Словарная работа Учитель: Давайте вспомним структуру сочинения –рассуждения. Те, кто забыл, могут обратиться к памятке на обратной стороне листа Итак, первое, что мы должны сделать- это ….сформулировать тезис. -Что является тезисом для сочинении 9.3? (определение) В нашем случае мы должны определить лексическое значение слова «сострадание» - Если разобрать это слово по составу, мы сможем в нем выделить приставку со-. Назовите слова, в которых имеется такая же приставка. (содружество, сочувствие, сопереживание, сотрудничество, сослуживец, соратник) Что она обозначает?- «вместе» В толковом словаре существует несколько определений. Постарайтесь узнать, в каком из них речь идет о сострадании. 1. ….-сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; 2…… - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. 3. ……- морально-психологическое качество личности, выражающееся в гуманном отношении к другим лицам. Учитель: Открою вам секрет: ни одно из них не является определением слова «сострадание». - Что можно сказать обо всех этих определениях? (они похожи) Значит, слова, которые они обозначают, являются синонимами. Какие это слова? (милосердие, доброта, человечность) Учитель: Перед вами на листах опорная схема, куда мы будем записывать подсказки к каждому этапу работы над сочинением. Заполните эти прямоугольники словами или словосочетаниями. (работа в парах) 3. Проверка Учитель: Пользуясь материалами составленной вами схемы, сформулируйте и запишите определение слова сострадание и небольшой комментарий к этому определению. Вам помогут слова, которые называютсяГИПЕРОНИМАМИ(схема 1) На вашей схеме они располагаются в центральной части. Проверка, чтение нескольких вариантов. 6.Работа с аргументацией с опорой на текст. Учитель: Что нужно сделать во второй части сочинения? (В этой части сочинения, опираясь на текст, нужно доказать, что сострадание- это способность человека разделить чужую боль, несчастье, горе) Что значит – с опорой на текст? Допустим ли пересказ текста в том виде, какой он есть? Что нужно сделать с текстом? (Очень сжато рассказать о главном, подводя к доказательству тезиса) 4. Анализ текста Учитель:Какая ситуация лежит в основе прочитанного текста? -Почему баба Дуня не может спокойно спать? (ее тревожат воспоминания) -Почему эти воспоминания не исчезли, не померкли со временем, с чем это связано? -Почему Гриша не остался равнодушным к проблеме? -Как ему удалось помочь бабушке? Какие чувства испытывает герой текста? Что вы можете сказать о нем? Обратимся к тексту. Какие предложения текста помогают нам понять, что Гриша испытывает сострадание к бабе Дуне? Найдите и обведите номера этих предложений. Докажите, что содержание этих предложений соответствует тезису. Сформулируйте и запишите аргумент 1. Не забывайте, что пересказа быть не должно, только основные моменты текста, важные для понимания тезиса. 5.Работа над 2 аргументом. Учитель: Откуда нужно взять второй аргумент? Что входит в понятие жизненный опыт? :Аргумент из жизненного опыта: - Обратимся к произведениям русской литературы. В каких произведениях мы встречаемся с примерами сострадания, а может, и с его отсутствием? (называют и коротко анализируют 2-3 произведения) Высказывания известных людей также помогут вам доказать свое мнение. Есть два рода сострадания. Одно — малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья….Но есть и другое сострадание — истинное, которое требует действий, ….оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их. Стефан Цвейг Достаточно ли просто испытывать сострадание? Как вы понимаете словосочетание деятельное сострадание? Приведите примеры: волонтерское движение, благотворительные фонды, сбор пожертвований пострадавшим от стихийных бедствий) |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Работа в группах 1 ряд и 2 ряд Сопоставительный анализ. Какие же выводы позволяет сделать это сопоставление? В результате проведенного сопоставительного анализа учащиеся приходят к выводу, что Гриша, в отличие от родителей, понимает бабушку всем сердцем. У мальчика отзывчивая, чуткая душа. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Учитель: Как вы понимаете смысл заглавия? О чьём исцелении рассказывает автор? Исцеление – это полное выздоровление не только от физической боли, но и от душевной раны. Гриша лечит бабушку силой внушения, лаской, любовью. И главное, он верит в свои силы, надеется на лучший исход. А кто верит, у того многое получается. Гриша стал чувствовать чужую боль, научился сострадать. Это исцелилась, очистилась от непонимания его душа. Может быть, под влиянием рассказа кто-то из нас исцелится от черствости и равнодушия. . Учитель: Что же хочет сказать нам автор? ( Добротой и лаской можно исцелить человека, внимательность, забота мальчика сделали то, чего не смогли сделать врачи и взрослые.) Учитель: А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: «О чём заставил меня задуматься рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления?» (О том, как плохо оказаться забытым, одиноким при живых детях и внуках; невольно хочется быть добрее, внимательнее к близким и помнить, что кому-то, возможно, нужна наша помощь, которую нужно оказать вовремя, а то будет поздно.) Таким образом, Б. Екимов навёл нас на размышление о добре, о трагедии одиночества, о милосердии и гуманизме.) |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы. |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Дополните предложения: |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Домашнее задание дифференцировано. 1. Сочинение-размышление «О чем заставляет меня задуматься этот рассказ?» 2.Письменно ответить на вопрос: «Какие проблемы поднимает Б. Екимов в рассказе «Ночь исцеления»? 3. Письмо Грише. |