Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Технологическая карта урока литературы "Эхо войны" по рассказу Б. П. Екимова "Ночь исцеления"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Технологическая карта урока

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Денисова Валентина Николаевна

Место работы

МБОУ Школа 16 г. Саров Нижегородская область

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

6

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

III четверть

Тема урока

«Эхо прошедшей войны» Екимов. «Ночь исцеления».

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные

ученик научится соотносить содержание литературного произведения с определенной исторической эпохой, с различными художественными ценностями культуры: произведениями изобразительного искусства, музыкальными произведениями.

Предметные

воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые монологические высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): милосердие, сострадание, образ, композиция, сюжет, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и т.д.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Тетрадь.

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Здравствуйте, ребята. Федор Михайлович Достоевский, русский писатель, однажды выразил такую мысль: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Как Вы понимаете данную фразу?

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Учитель: Давайте посмотрим на название рассказа Б. П. Екимова?

Предположите, о чём будет это произведение. (Высказывания детей).

Подберите однокоренные слова к слову «исцеление». (Целитель, целебный, целительный, исцеляющий, исцелять)

- Какие ассоциации вызывают эти слова? (Избавление от чего-то тяжёлого, исправление чего-либо)

- Подберите синонимы к слову исцеление. (Излечение, выздоровление, восстановление здоровья, возвращении к жизни – физическом выздоровлении.)

- О каком исцелении пойдет речь: духовном или физическом?

(Речь пойдёт о физическом и духовном выздоровлении, преображении)

-Кому должно прийти исцеление? (Бабе Дуне)

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Учитель: Ребята, а теперь скажите, исходя из того, что мы с Вами успели обсудить в начале урока, какой будет тема нашего занятия? (Формулировки обучающихся).

Учитель: Запишем тему занятия в тетрадь. «Эхо прошедшей войны» Екимов. «Ночь исцеления».

Учитель: А какой будет цель нашего урока?

Соотнесите тему урока и Ваши размышления о рассказе, его сюжете, содержании.

- Сегодня на уроке литературы мы будем беседовать о людях, нуждающихся в нашем внимании, в нашей заботе. О людях, которые пережили войну, прошли большой жизненный путь, испытали трудности, а сейчас нередко чувствуют себя забытыми и одинокими. В рассказе Бориса Екимова «Ночь исцеления» о войне говорится не напрямую, а косвенно. В основе произведения – внутренняя драма героини, связанная с пережитым вовремя давно закончившейся войны. 

-Ребят, а вы можете, исходя из вышесказанного предположить, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? О доброте, сострадании, милосердии.

-Правильно. А что вы понимаете под словом милосердие? От каких слов оно образовано? Милосердие- это сострадание, любовь к ближнему. Образовано от слов милое + сердце (сложением двух основ)

Словарная работа:

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание- сочувствие, жалость, вызываемые страданием, несчастьем другого человека.

- А с каким цветом у вас ассоциируется слово «милосердие»? (Например: красный – любовь, белый – чистота, добродетель, синий – мечта, зеленый – жизнь, рост, желтый – энергия, жизнь, солнечный свет и т.д.)

Значит, милосердие – это помощь нуждающимся.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Учитель: Что вы можете рассказать о прошлом бабы Дуни?

-Внешний малый мир бабы Дуни…Нормален ли он?

-Что было тому виной?

Боль, взрывы, потери. Война-это зло, когда не бывает непострадавших.

-А теперь внутренний круг, мир…Годы войны…Исказили ли они этот мир? Вспомним сны бабы Дуни…О чём они?

( Сны возвращают её к событиям войны. Часто снится старушке, что она потеряла карточки, на которые давали хлеб « в войну и после»).

Учитель: Займемся чтением и анализом рассказа отрывков «Сны бабы Дуни»

- Кто желает начать? Читаем и фиксируем неизвестные Вам слова.

«Чтение вслух с остановками».

Чтение отрывков «Сны бабы Дуни»

1)«Во тьме, в тишине так ясно слышалось тяжёлое бабушкино дыхание. …….. Имена детей она словно выпевала тонко и болезненно.»

2) «…и уже в полудрёме Гриша услыхал бабушкино бормотание: ………….. И рыдания оборвали крик».

- На белом листе воспоминаний бабы Дуни есть всё, но нет воспоминаний о себе. Есть только забота о других, беспокойство за детей. Война не сумела исказить её внутренней сущности. Осталась ли она такой? Поищем доказательства в тексте.

(« И стала баба Дуня ездить к детям всё реже и реже, а потом лишь обыденкою: протрясётся два часа в автобусе , спросит про здоровье и назад», т. е. не хотела тревожить своих близких, поэтому нечасто гостила у сына с невесткой)

- Как они относились к её болезни?

( «Поговорят, поуспокаивают, валерьянки дадут и разойдутся», « Водили к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало», пробовали кричать « Молчать!»)

-Как сама баба Дуня относилась к происходящему с ней? Найдите в тексте слова , которые наиболее точно передают отношение героини к своему недугу.

- Вечер уходит, приходит ночь. И снова сон, тревожный сон бабы Дуни. Что поражает Гришу?

« Баба Дуня проснулась, Гриша наклонился над ней. В свете электрической лампочки засияли на бабушкином лице слёзы.

-Бабаня…- охнул Гриша.- Ты вправду плачешь? Так ведь это всё сон…»

-Слёзы потрясли Гришу. Как же помочь бабушке? Но наступает утро…день:

« Гриша пообедал и стал собираться. А когда надел лыжный костюм, то стал ещё выше. И красив он был, в лыжной шапочке, такое милое лицо, мальчишечье, смуглое, с румянцем».

-Какой он видит бабу Дуню в этот момент?

(«…совсем старой: согбенное, оплывающее тело, седая голова тряслась, и в глазах уже виделось что-то нездешнее.

Гриша мельком, но явственно вспомнил лицо её в полутьме, в слезах. Воспоминание резануло по сердцу».)

согбенное-( син . согнутое, склонённое)

-Что могло согнуть?

(старость, тяжёлая жизнь)

-«нездешнее» (в мыслях она ещё с войной, а , быть может , она в будущем, готовиться покинуть этот мир)

Какой особый эпитет использует автор? С какой целью?

«живительным холодком».

Баба Дуня не так одинока- у неё есть внук, которому « Про бабушку думать было больно. Как помочь ей? Как мать советовала? Говорит, помогает. Вполне может и быть. Это ведь психика. Приказать, крикнуть - и перестанет.

Гриша неторопливо шёл и шёл, раздумывая, и в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло».

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Учитель: Чтобы помочь бабушке, Грише приходится выбирать один из двух способов.

-Чем они отличаются?

Заполнение таблицы

Учитель: Итак, кульминационная сцена- « И пришла ночь» - выразительное чтение учащимися

-Какова специфика предложений?

(Нераспространённые. Это передаёт тревожное настроение Гриши, внутреннюю зажатость.)

-И финал этой сцены…..Есть предложение, рисующее действие: « Белел снег, посверкивая живыми искрами.» Почему? ( ночь была оживляющая, искры жизни возвращаются к бабе Дуне)

-Поведение Гриши в эту ночь? «Теплело и таяло»- что это? ( душа , любовь к бабушке)

-А « жгло беспокойство»? ( за бабушку)

- «глубоко вздохнул.. готов крикнуть, даже ногу поднял- топнуть»

- Какая метафора далее следует? ( « сердце облилось жалостью и болью»)

-И он не просто говорил с бабой Дуней, а«настойчиво повторял, громко сказал, говорил, словно приказывая», то есть он убеждал.

Работа в группах

1 группа

Почему автор описывает, как после первой ночи катается мальчик, как ему хорошо, а потом эти описания отсутствуют?(Сначала Гриша воспринимает прошлое отстранённо, а потом принимает к сердцу, оно стремительно приближается, оно становится его болью.

2 группа

Процитируйте, как переживает, что чувствует Гриша в ночь исцеления?

1) «Про бабушку думать было больно» - 2)в душе что-то теплело, что-то жгло и жгло. – 3)«Сердце мальчика облилось жалостью» 4) «Слёзы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё…»

«Он не спал, но находился… в той жизни, такое горе, такая беда и печаль, что он не мог не плакать»

Чтение эпизода «Его бил озноб… И он плакал вытирая слёзы кулаком»

- Почему он не может согреться?( Это не физическое состояние. Это озноб нервный, ведь он часть боли бабушки Дуни, её слёзы взял на себя, Гриша не мог не плакать. Он думал и о своём отце и о всех людях.

- Какое ключевое слово повторяется? (сердце)

3 группа

Что символизирует мотив сердца? (Душевную боль, страдание, сочувствие, сострадание, любовь к людям, милосердие)

- О чём говорят слёзы Гриши? (он пережил то же, что чувствовала бабушка, он стал чувствовать чужую боль.) – Это исцелилась, очистилась от непонимания его душа.

2) –Перед каким выбором оказался Гриша в конце рассказа? – Почему он принимает решение не говорить, как он ей помог?

«Он отчётливо понял- ни слова, ни даже намёка. Это должно остаться и умереть в нём. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придёт исцеление».

Учитель: Он повзрослел и понял, что она, узнав обман, не сможет поправиться.

-Гришатка – целитель? Да. Какой дар дан ему? ( Он умеет проявлять терпимость к другим, он умеет сопереживать) Б. Екимов верит, что если рядом с человеком будет тот, кто умеет сопереживать, сочувствовать, человек не будет ощущать себя одиноким, ощущать дефицит тепла.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

А теперь назовите основные элементы композиции. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

Соотнесите элементы композиции с содержанием и расположите их в правильном порядке   (работа в парах)

! Проверка

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

- Можно исцелить, если ты усерден душой, если ты милосерден?

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Пока человек чувствует боль – он жив.

Пока человек чувствует чужую боль – он Человек»

Учитель: Как же называется чувство, о котором идет речь в нашем эпиграфе? И это чувство называется сострадание. Именно о сострадании мы будем с вами говорить, готовясь к сочинению –рассуждению 9.3 в формате ГИА (ОГЭ).

2. Словарная работа

Учитель:  Давайте вспомним структуру сочинения –рассуждения. Те, кто забыл, могут обратиться к памятке на обратной стороне листа

Итак, первое, что мы должны сделать- это ….сформулировать тезис.

-Что является тезисом для сочинении 9.3? (определение) В нашем случае мы должны определить лексическое значение слова «сострадание»

- Если разобрать это слово по составу, мы сможем в нем выделить приставку со-. Назовите слова, в которых имеется такая же приставка. (содружество, сочувствие, сопереживание, сотрудничество, сослуживец, соратник) Что она обозначает?- «вместе»

В толковом словаре существует несколько определений. Постарайтесь узнать, в каком из них речь идет о сострадании.

1. ….-сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку;

2…… - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

3. ……- морально-психологическое качество личности, выражающееся в гуманном отношении к другим лицам.

Учитель:  Открою вам секрет: ни одно из них не является определением слова «сострадание».

- Что можно сказать обо всех этих определениях? (они похожи) Значит, слова, которые они обозначают, являются синонимами. Какие это слова? (милосердие, доброта, человечность)

Учитель:  Перед вами на листах опорная схема, куда мы будем записывать подсказки к каждому этапу работы над сочинением.

Заполните эти прямоугольники словами или словосочетаниями. (работа в парах)

3. Проверка

Учитель: Пользуясь материалами составленной вами схемы, сформулируйте и запишите определение слова сострадание и небольшой комментарий к этому определению.

Вам помогут слова, которые называютсяГИПЕРОНИМАМИ(схема 1)

На вашей схеме они располагаются в центральной части.

Проверка, чтение нескольких вариантов.

6.Работа с аргументацией с опорой на текст.

Учитель: Что нужно сделать во второй части сочинения?

(В этой части сочинения, опираясь на текст, нужно доказать, что сострадание- это способность человека разделить чужую боль, несчастье, горе)

Что значит – с опорой на текст? Допустим ли пересказ текста в том виде, какой он есть? Что нужно сделать с текстом? (Очень сжато рассказать о главном, подводя к доказательству тезиса)

4. Анализ текста

Учитель:Какая ситуация лежит в основе прочитанного текста?

-Почему баба Дуня не может спокойно спать? (ее тревожат воспоминания)

-Почему эти воспоминания не исчезли, не померкли со временем, с чем это связано?

-Почему Гриша не остался равнодушным к проблеме?

-Как ему удалось помочь бабушке?

Какие чувства испытывает герой текста? Что вы можете сказать о нем?

Обратимся к тексту. Какие предложения текста помогают нам понять, что Гриша испытывает сострадание к бабе Дуне? Найдите и обведите номера этих предложений.

Докажите, что содержание этих предложений соответствует тезису.

Сформулируйте и запишите аргумент 1. Не забывайте, что пересказа быть не должно, только основные моменты текста, важные для понимания тезиса.

5.Работа над 2 аргументом.

Учитель: Откуда нужно взять второй аргумент? Что входит в понятие жизненный опыт?

:Аргумент из жизненного опыта:

- Обратимся к произведениям русской литературы. В каких произведениях мы встречаемся с примерами сострадания, а может, и с его отсутствием? (называют и коротко анализируют 2-3 произведения)

Высказывания известных людей также помогут вам доказать свое мнение.

Есть два рода сострадания. Одно — малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья….Но есть и другое сострадание — истинное, которое требует действий, ….оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их. 

Стефан Цвейг

Достаточно ли просто испытывать сострадание? Как вы понимаете словосочетание деятельное сострадание? Приведите примеры: волонтерское движение, благотворительные фонды, сбор пожертвований пострадавшим от стихийных бедствий)

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Работа в группах 1 ряд и 2 ряд

Сопоставительный анализ.

Какие же выводы позволяет сделать это сопоставление?

В результате проведенного сопоставительного анализа учащиеся приходят к выводу, что Гриша, в отличие от родителей, понимает бабушку всем сердцем. У мальчика отзывчивая, чуткая душа.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Учитель: Как вы понимаете смысл заглавия? О чьём исцелении рассказывает автор?

Исцеление – это полное выздоровление не только от физической боли, но и от душевной раны. Гриша лечит бабушку силой внушения, лаской, любовью. И главное, он верит в свои силы, надеется на лучший исход. А кто верит, у того многое получается. Гриша стал чувствовать чужую боль, научился сострадать. Это исцелилась, очистилась от непонимания его душа. Может быть, под влиянием рассказа кто-то из нас исцелится от черствости и равнодушия.

. Учитель: Что же хочет сказать нам автор? ( Добротой и лаской можно исцелить человека, внимательность, забота мальчика сделали то, чего не смогли сделать врачи и взрослые.)

Учитель: А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: «О чём заставил меня задуматься рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления?» (О том, как плохо оказаться забытым, одиноким при живых детях и внуках; невольно хочется быть добрее, внимательнее к близким и помнить, что кому-то, возможно, нужна наша помощь, которую нужно оказать вовремя, а то будет поздно.) Таким образом, Б. Екимов навёл нас на размышление о добре, о трагедии одиночества, о милосердии и гуманизме.)

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Дополните предложения:

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Домашнее задание дифференцировано.

1. Сочинение-размышление «О чем заставляет меня задуматься этот рассказ?»

2.Письменно ответить на вопрос: «Какие проблемы поднимает Б. Екимов в рассказе «Ночь исцеления»?

3. Письмо Грише.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области