Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование дидактических игр на уроках окружающего мира как средство формирования познавательного интереса у младших школьников

Целью – изучить педагогические условия формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира. Задачи исследования 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования 2. Описать сущность познавательного интереса 3. Выявить методы и приемы для формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира 4. Экспериментально изучить сформированность познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира 5. Разработать и апробировать систему работы для повышения уровня познавательного интереса учащихся на уроках окружающего мира.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Содержание

Введение…………………………………………………………............………….3

Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса

у младших школьников на уроках окружающего мира …….................….....….8

1.1. Сущность понятия «познавательный интерес» …...………............……..... 8

1.2. Методы и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира ………………………………..... 12

1.3. Особенности формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира ……………….......................…… 16

1.4 Анализ программ и учебников по теме исследования …………………..

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира...................... 25

2.1. Диагностика начального уровня сформированности познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира ……..………25

2.2. Комплекс заданий направленных на повышения уровня познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира ….................. 29

2.3. Анализ результатов исследования …………….........................................40

Заключение……………………………………………………………..................48

Список литературы………………………………………………….................…50

Приложение…………………………………………………………....................53

Введение

ФГОС НОО в качестве основного принципа начального школьного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств младших школьников. Согласно ФГОС НОО программа должна обеспечивать развитие личности детей данного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Одной из наиболее актуальных проблем педагогики является исследование познавательного интереса учащихся в процессе обучения и методы ее развития в случаях, когда ребенок обучаться не хочет.

Стремление вызвать живой интерес детей к учебе, научить или заставить мыслить, рассуждать, уметь отстаивать свою точку зрения и давать аргументированный ответ партнеру – вот что интересует ученых и педагогов в данной сфере.

Проблема формирования познавательного интереса детей в различных аспектах рассматривалась в работах Б.В. Ананьева, А.Л. Леонтьева, Л.И. Божович, Г.И. Щукиной, Н.Г. Морозовой, В.А. Крутецкогои др. Исследователи рассматривают познавательную активность и познавательный интерес как структурные компоненты познавательного развития ребенка.

Наиболее полное освещение имеющиеся подходы к проблеме формирования познавательного интереса получили в работах Г.И. Щукиной и Шамовой Т.И. [ 28, с. 55].

Психологической основой для развития, теории познавательного интереса послужили положения теории деятельности, разработанные в трудах психологов А.Н. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна, М.В. Демина, Л.И. Божович и другие. Все авторы подчеркивают важность постановки проблем, связанных с формированием и развитием познавательного интереса, т.к. они вплотную примыкают к проблемам формирования самостоятельности и творчества в познавательной деятельности.

Проблему развития познавательного интереса учащихся изучали также Л.М. Аристова, М.А. Данилов, П.И. Пидкасистый и другие ученые.

В современном мире вызвать интерес детей к обучению становится все труднее и труднее ввиду объективных внешних причин: изменение ситуации в мире, изменение взглядов и представлений детей, появление различных электронных средство коммуникации (ПК, планшет), уменьшение времени родителей на занятия.

В связи с этим требуется повысить интерес к обучающим занятиям через введение интересного содержания, применения новых методов обучения.

У многих детей возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса, снижением познавательной мотивации. Дети разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни обучаются легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня программы детского сада требуются напряженные усилия. И есть дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают усвоить даже основные знания, поэтому теряют интерес к занятиям и обучению в целом. Таким образом, чувство постоянной неуспешности приводит ребенка к потере интереса к обучению.

Выходом из такой ситуации является использование дидактических игр с целью повышения познавательного интереса.

Н.Ф. Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием красок является богатым источником развития познавательного интереса младшего школьника и эстетических переживаний ребенка [6, с. 89].

Содержание учебного материала на уроках окружающего мира в начальной школе заключает в себе возможности по-новому проникнуть в уже известное, открывать в имеющихся знаниях новые грани, рассматривать их под новым углом зрения и испытывать при этом глубочайшее чувство удовлетворения, что теперь ты знаешь предмет лучше, глубже и основательнее. Содержание знаний несет в себе и такой важный стимул познавательного интереса, как осознание и понимание практической роли познания [7, с. 94].

Как видно, источником формирования и развития познавательного интереса является само содержание знаний.

Таким образом, познавательная активность в структуре познавательной деятельности - это действие эмоционально-оценочного отношения обучаемого к процессу и результату познания, которое проявляется в стремлении человека учиться, преодолевая на пути приобретения знаний определенные трудности, прилагая максимум волевых усилий, энергии в умственной работе. Уроки окружающего мира становятся источником познавательной активности.

Первостепенное значение в данной области уделяется прежде всего детям младшего школьного возраста, поскольку развитие познавательных интересов в даннном возрасте характеризуется отсутствием четкой направленности, неустойчивостью, следовательно, требует особой подготовки и подхода к обучению [4, с.13].

Тема работы: «Использование дидактических игр на уроках окружающего мира как средство формирования познавательного интереса у младших школьников».

Целью исследования – изучить педагогические условия формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира.

Объект исследования –процесс формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира.

Предмет исследования –педагогические условия формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира.

Гипотеза исследования явилось предположение о том, что повышение уровня сформированности познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира будет если:

-младший школьник включается в собственную деятельность по…

-выполняет задания…

Задачи исследования:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2.Описать сущность познавательного интереса;

3.Выявить методы и приемы для формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира;

4.Экспериментально изучить сформированность познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира;

5.Разработать и апробировать систему работы для повышения уровня познавательного интереса учащихся на уроках окружающего мира.

В рамках исследования применялись следующие методы:

Исследование проводилось на базе МБОУ «Баевская СОШ Баевского района Алтайского края» 2 класс, количество респондентов 14 человек, 5 мальчиков, 9 девочек.

Дипломная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира

1.1. Сущность понятия «познавательный интерес»

Проблема формирования познавательного интереса младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Это и понятно, ведь необходимость ее решения продиктована большой практической значимостью.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования активно использует термин «познавательное развитие».

В ФГОС НОО используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

Познавательные интересы представляют собой намерение ребенка познавать новое, проявляющееся в желании выявить сходства и различия качеств, характеристик, свойств предметов, явлений действительности, найти взаимосвязи между ними.

Познавательные действия представляют собой конкретные шаги, способы активных действий – деятельность детей, которую они осуществляют, чтобы добиться цели в получении новых знаний или расширении уже имеющихся.

Познавательное развитие представляет собой систему изменений в познавательных психических процессах, его умственных способностей, которые происходят посредством влияния на них среды и опыта ребенка.

В целом познавательное развитие детей младшего школьного возраста предполагает переход от одной стадии к другой: любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная активность.

Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

1.Любопытство предполагает избирательное отношение к любому предмету, основанное на внешних обстоятельствах, и характеризуется наличием для ребенка занимательности самого предмета. При этом ребенок может не задумываться о его сущности.

2.Любознательность характеризуется активным стремлением личности понять «загадку» предмету и попытке ее расшифровать. Для этой стадии характерны эмоции удивления, восторга, радости.

3.Познавательный интерес отличается большей устойчивостью, четкой нацеленностью на познаваемый предмет, познавательной мотивацией. Данная стадия характеризуется стремлением школьника установить взаимосвязи, выявить закономерности, понять сущность предмета или явления путем исследования, постановке вопросов и самостоятельному поиску ответов на них.

4.Познавательная активность, направленная на решение учебно-познавательной задачи.

Младший школьный возраст характеризуется наличием внутренней познавательной мотивации, хотя мотив познания еще ребенком не осознается.

С точки зрения Г. И. Щукиной, познавательный интерес-это «...избирательная направленность личности, обращенная к области познания,

к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями» [28, с. 67].

Ориентируемся на характеристики познавательного интереса о том, что оннаправляет личность на активный самостоятельный поиск знаний и способполучения этих знаний, можем сказать, что познавательный интерес способен достигнуть такого уровня развития, когда довольствуется прямым расширением знаний об интересующем предмете, вызывает стремление переработки этих знаний, поиска существенных связей и отношений внутри этих знаний.

Наиболее точная структура познавательного интереса была дана Г. И. Щукиной. Она выделила следующие компоненты познавательного интереса:

1.Интеллектуальный компонент – выражающийся в направленности на познание объекта, стремлении постичь его сущность.

2.Эмоциональный компонент – проявляющийся в положительном эмоциональном отношении к объекту.

3.Волевой компонент – рассматривающийся как степень сосредоточенности на данном объекте, применении усилий для достижения поставленной цели и отражающийся в устойчивости интереса.

Анализ научной, методической, психолого-педагогической литературы позволил определить общую линию становления познавательных интересов, которые, являясь динамичной, подвижной системой, существуют на различном уровне развития и в различной степени выраженности. В исследованиях ученых Н.Г. Морозовой, Г. И. Щукиной, и других определены следующие стадии развития познавательного интереса:

1.Любопытство – элементарная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения.

2.Любознательность – ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.

3.Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Они содействуют проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениями, в закономерности познания.

4.Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность.

А.М. Матюшкин считал познавательный интерес структурным компонентом творческого потенциала ребенка, формируемым в рамках психических процессов [8, с. 122].

По мнению Л.С. Выготского познавательный интерес — это «естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка сходится с его органическими потребностями». Вследствие чего, оптимальным решением учителя будет построение «всей воспитательной системы на конкретно учтенных детских интересах...» [10, с.115].

Таким образом, познавательный интерес выражается в познавательной активности, ясной избирательной направленности на учебные предметы, ценной мотивации, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Характеризуется поступательным движением познавательной деятельности, связанной с активным поиском интересующей школьника информации.

Известно, что познавательные интересы возникают у ребенка довольно рано. Ребенок часто приходит в школу с широким кругозором и с той информацией, которая превышает те сведения, содержащие в учебных пособиях. Но знания, приобретённые ребенком до школы, как правило, обрывочны и не систематизированы, их преобразование в логичную и полную картину мира происходит именно с участием учителя. Но существует весьма серьезная опасность того, что с поступлением в школу ребенок продолжит удовлетворять свои познавательные интересы в отрыве от школьного обучения, что сделает для него процесс обучения равнодушными не дающий ожидаемого результата. Исходя из этого, можно сказать, что проблема управления формированием познавательного интереса младшего школьника является достаточно значимой в современном образовании.

1.2. Особенности формирования познавательного интереса на уроках окружающего мира

На основе образовательной деятельности школы можно выделить пути формирования познавательного интереса и стимулирования познавательной активности посредством организации различных видов деятельности, ситуаций общения, самостоятельной деятельности. При этом важными условиями для развития познавательного развития детей являются, а) внешние факторы: непосредственное содержание деятельности, методы работы педагога, психологический климат в школьном коллективе, б) внутренние факторы: содержание и формы общения со взрослыми и сверстниками, уровень психического здоровья ребенка.

Согласно С.А. Козловой и С.В. Кожокарь можно выделить педагоги-ческие условия, способствующие формированию и развитию устойчивости познавательных интересов:

Е.Л. Белкин считает, что в формировании познавательного интереса большая роль принадлежит родителям. Важно стимулировать задавание ребенком вопросов, мотивировать познавательную деятельность, показывать что-то необъяснимое, непонятное для ребенка [2, с. 12].

Важным в познавательном развитии является создание ситуации успеха ребенка. Если в дошкольном возрасте дети не склонны переживать неудачи, то младшего школьника неуспех наоборот может стимулировать. В связи с этим актуальным является использование проблемных ситуаций. Такого мнения придерживаются Г. С. Альтшуллер, Л. Н. Сергеева, С.Л. Соловейчик, Н. Б. Шумакова и др.

Поскольку в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная, то учебные предметы являются доступным для ребенка средством познания [5, с. 39].

По мнению Т. М. Бабуновой, важными условиями познавательного развития являются создаваемые педагогом воображаемые ситуации, образы в содержании учебной деятельности [5, с. 66]. Согласно Е. Л. Виноградовой, решающая роль в младшем школьном возрасте принадлежит педагогу, поскольку именно он может направить интерес ребенка к познанию [7, с. 82].

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к познавательной деятельности.

Развивающие игры часто требуют соответствующей психологической перестройки участников, изменяют характер деятельности учителя, который выступает в роли организатора игры, помощника, нейтрального арбитра, отказываясь (по крайней мере, на время игры) от директивных функций, авторитарной позиции. Возможность и целесообразность применения игры в учебном процессе зависят от целей обучения.

Для активизации познавательного интереса эффективным методом являются дидактические игры.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Идея игры состоит в том, что учитель формирует учебную проблему или создает проблемную ситуацию, а учащиеся стараются решить эту проблему. Они понимают, что для решения проблемы им недостаточно имеющихся знаний.

Во-первых, дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности.

Во-вторых, основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры. В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью[4, с. 12].

Задачами дидактических игр являются:

1) способствовать освоению учебной деятельности, включение в нее детей;

2) развитие у детей психических процессов таких, как устойчивость, наглядно-образное мышление, внимание и память;

3) формирование познавательной мотивации [14, с. 32].

Целенаправленное проведение дидактических игр играет положительную роль при обучении ребенка. Для школьников дидактическая игра, как на уроке, так и вне его делает познавательный процесс полноценным, окрашенным положительными эмоциями. Дидактические игры положительно влияют на речевое развитие ребенка. С помощью развлекательных моментов можно поддерживать интерес к урокам, желание узнать новое.

Использование дидактических игр, как на уроках, так и вне является наиболее результативным для создания психолого-педагогических условий развития познавательных интересов детей, привлечению их к совместному решению задач, подведению к самостоятельным выводам. В ходе дидактической игры происходит процесс обучения, который стимулирует активность всех детей. Дидактическая игра способствует умению рассуждать, высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться ведь каждый ошибочный ответ рассматривается не как неудача, а как поиск правильного ответа, решения. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания [14, с. 32].

При проведении игры учитель выступает одновременно как организатор двух взаимосвязанных, но существенно различающихся видов деятельности учащихся-игровой и учебно-познавательной, стремится не только достичь дидактической цели, но и сохранить и развить увлечённость, заинтересованность, самостоятельность детей. Например, при проведении игры, соревновательного характера он обращает внимание на правильность и точность ответов (действий) учащихся, адекватность принимаемых ими решений и т. п. В то же время, не ограничиваясь узкоучебными результатами игры, учитель поощряет быстроту реакции, находчивость, сообразительность, ловкость, соблюдение правил, сплочённость команды, взаимопомощь и т. д. [22, с. 41]

Для практики воспитания особенно важным является развивающее воздействие дидактической игры; развитие двигательного аппарата, психомоторики, сопереживания, умение представить себя в чужой роли, формирование умений планировать, оценивать предстоящие действия, ориентироваться в ситуации, развитие навыков сотрудничества (особенно в командных играх), ряда личностных качеств (терпения, настойчивости, самоконтроля), делающих игру школой произвольного поведения.Таким образом, в познавательном развитии детей младшего школьного возраста важными условиями являются: создание педагогом развивающей среды, в которой дети будут стремиться искать новые пути и способы познания окружающей действительности, выполнение педагогом организаторской роли с целью направлять поисковую деятельность детей.

Можно сделать вывод о том, что целостное познавательное развитие детей младшего школьного возраста возможно при создании комплекса условий, направленных на поддержание в ребенке стремления узнавать новое, создание ситуации успеха, использование дидактических игр и проблемных ситуаций и учебной деятельности.

1.3. Использование дидактических игр на уроках окружающего мира

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактические игры помогают сделать учебный материал более увлекательным, сформировать учебную мотивацию. Если включить вовремя дидактические игры в учебный процесс, то это намного облегчит обучение, так как игровая деятельность уже знакома младшим школьникам. Играя, ребенок получает в основном положительные эмоции, что способствует облегчению процесса усвоения знаний. Но нельзя использовать сплошное игровое обучение, оно не должно быть единственным в образовательной работе с детьми. Практика показывает, что игровое обучение не формулирует способность учиться, но развивает познавательный интерес младших школьников. На уроках игра используется как своеобразный путь получения знаний об окружающей среде.

Основой любой дидактической игры является познавательное содержание, которое направлено на усвоение знаний, формирование и развитие умений в рамках учебной программы, которое предъявляется в игровой форме.

В качестве оборудования на уроке окружающего мира могут выступать:

- технические средства: компьютер, интерактивная доска, видеофильм, аудиозапись и т.д.;

- наглядные средства: таблицы, модели;

- природный материал (песок, камень, цветок, дерево и т.д.) [1, с. 62].

Общие требования к проведению дидактической игры:

- четкий определенный результат в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение;

- направленность на самостоятельное приобретение знаний;

- наличие взаимодействия между учителем и учащимися. Учащимися между собой;

- отслеживание сохранения интереса на протяжении всей игры и его поддержание;

- нельзя навязывать игру, если дети в плохом настроении или у них нет интереса;

- при потере интереса к игре необходимо своевременно предпринять действия: эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих;

- эмоциональная и выразительная речь учителя, в противном случае, детям будет неинтересно;

- игра должна быть познавательной, необходимо сочетать игровое и учебное содержание, чтобы оно оказывало положительное влияние на развитие знаний и умений, а также на интерес учащихся [8, с. 56].

Рассмотрим методику проведения дидактических игр на уроках окружающего мира.

Словесные игры построены на углублении уже имеющихся знаний учащихся. Здесь можно применять игры, направленные на описание предметов, выделение их характерных признаков, отгадывание по описанию, нахождение сходств и различий, группировку предметов, явлений по различным признакам. К таким видам игр можно отнести ребусы, головоломки, кроссворды. Примером может быть служить игра «Узнай, кто/что это», направленная на умение выделять особенности описываемого предмета и делать вывод.

Дидактическая игра «Домашние и дикие животные» направлена на выделение признаков деления животных на домашних и диких, определение отдельных представителей обеих групп.

Игровые действия: Учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки. Например: «Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла» (Корова).

Примером может быть рассказ о том, как растет бабочка. Дети могут в творческой форме показать, как происходит развитие.

Еще примеры: «Один - много», «Кем был?» «Кем будет?» «Я расту» (эволюция мотылька, бабочки), «Подбор прилагательных», «Добавь словечко».

Особенности подготовки проведения словесных игр:

- четкие инструкции;

- направленность на развитие речи, воображения, смекалки, логического мышления, ориентировку в мире природы;

- должны включать самостоятельную деятельность детей на поиск познавательной задачи;

- должны содержать комплекс вопросов, способствующих пониманию задачи и поиску ее решения учащимися [22, с. 42].

Игры с природным материалом являются наиболее эффективным методом обучения на уроках окружающего мира.

Дидактические игры с природным материалом (семена растений, камушки, ракушки и т.д.) способствуют закреплению знаний детей об окружающей их природной среде, формированию мыслительных процессов (анализ, синтез, классификация) и воспитанию любви к природе, бережному к ней отношению.

Особенности подготовки и проведения данного вида дидактических игр:

- наличие наглядности – реального предмета (цветок, лист, желудь, кора дерева, песок и т.д.);

- направленность на сравнение, установление сходств и различий, классификацию предметов и явлений, группировка по признаку, форме, назначению;

- организована как на уроке в школе, так и на экскурсии, при наблюдении [26, с. 78].

Примеры предметных игр - игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, фишки, карточки со звуковыми схемами слов, лото, домино и др. Рассмотрим некоторые из них:

а) подбор картинок по парам: самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; потом задания могут усложняться: ученик объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу;

б) подбор (классификация) картинок по общему признаку: здесь требуется обобщение, установление связи между предметами (картинками);

в) запоминание состава, количества и расположения картинок;

г) составление разрезных картинок или пазлов с разнообразным сюжетом, целью которых может быть развитие умения предположить тему урока, экскурсии, назначение каких-либо предметов, явлений;

д) описание, рассказ по картинке или с показом действий, движений: в таких играх учитель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество; в этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа [13, с. 63].

Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.) [26, с. 76].

Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра при включении ее в уроки окружающего мира способствует успешной учебной деятельности. Дидактические игровые формы обучения способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у детей желание экспериментировать и заниматься учебной деятельностью.

Существуют два основных вида игр, которые используются на уроках: игры с открытыми правилами и игры со скрытыми правилами.

Дидактические игры относятся к первому виду. Различия между той или иной дидактической игрой заключаются в содержании, игровых правилах, организации познавательной деятельности детей, по роли педагога, взаимоотношениям между участниками игры.

Представим несколько классификаций дидактических игр.

По содержанию:

- сенсорные;

- словесные;

- по ознакомлению с природой;

- по формированию математических представлений и др.[3, с. 92].

По основному методу:

- Игры-путешествия

- Игры-поручения

- Игры-предположения

- Игры-загадки

- Игры-беседы (игры-диалоги) [24, с. 62].

Рассмотрим каждый вид более подробно.

Игры-путешествия с одной стороны, они содержат реальные факты, события, с другой, - схожи со сказкой: факты раскрываются через необычное интересное содержание. Как правило, они направлены на то, чтобы обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Данные игры способствуют развитию вниманию, наблюдательности, лучшему пониманию задач, преодолению трудностей.

Игры-поручения по содержанию проще и короче по времени. В основе данных игр лежат действия с предметами, игрушками, а также словесные инструкции типа «Помоги Незнайке ответить на вопросы…» или «Давайте проверим домашнее задание, которое сделал Крошка Енот» [11, с. 37].

Игры-предположения основаны на предъявлении картинки, фото с вопросом «Что было бы...?» или «Что бы я сделал, если бы...». Таким образом, детям осмысливают последующие свои действия на основе поставленной задачи, созданных условий. Данные игры направлены на формирование умений делать предположения, обобщать, находить причинно-следственные связи и доказывать свою точку зрения. Также часто вводятся соревновательный момент «Кто быстрее?» [23, с. 19].

Игры-загадки направлены на проверку имеющихся знаний учащихся, развитие находчивости, внимательности, представляя собой популярное и интересное развлечение. В содержание игры- загадки входят: логическая задача, смысловое описание, которое нужно разгадать, доказать путем сравнения, припоминания, догадки, выполнения мыслительных действий: анализа, обобщение, рассуждение, умозаключение.

Игры-беседы (диалоги) направлены на поиск познавательного содержания путем организации взаимодействия учителя и учащихся, ориентированных на развитие умений слушать и слышать вопросы учителя, дополнять ответы других детей, высказывать и аргументировать свое мнение.

Особенностью данной игры является выполнение обязательных требований, направленных на активизацию эмоционально-мыслительных процессов, - единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение.

Классификация по виду материала:

- игры с дидактическими игрушками, направленные на формирование и развитие умений сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов, определять свойства, признаки т.д.;

- настольно-печатные игры основаны на использовании наглядности в виде изображения;

- словесные игры направлены на формирование и развитие мышления, умений слушать, задавать вопросы, делать выводы, аргументировать свой ответ [15, с. 95].

Данная классификация ориентирована на развитие познавательного интереса учащихся, однако она не учитывает методику проведения дидактической игры: игровые задачи, действия и правила, организацию взаимодействия учащихся между собой, учителя и учащихся.

В зависимости от дидактических целей игры можно разделить по структурным элементам урока:

а) игры для изучения нового материала;

б) игры для закрепления;

в) игры для проверки знаний;

г) обобщающие игры;

д) релаксационные игры – паузы [16, с. 25].

На уроках окружающего мира дидактическая игра ориентирована на практическую деятельность детей с использованием знаний, полученных не только в урочной и внеурочной деятельности, но и в рамках жизненного опыта.

По источнику познания дидактические игры можно разделить на: 1)      игры на основе устного изложения учебного материала;

2)      игры на основе работы с наглядностью;

3)      игры на основе практической работы школьников [15, с. 98].

По количеству участников можно разделить на групповые, индивидуальные, парные, массовые (весь класс).

Также можно разделить дидактические игры на моделирующие и ролевые. Первые имитируют реальные ситуации из различных областей и направлены на интеграцию предметных знаний и их переносу на новые ситуации. По своей сути они предполагают решение определенной задачи.

Ролевые игры направлены на формирование коммуникативных навыков, социальных норм поведения.

Таким образом, использование дидактических игр разных видов и разного содержания способствует полноценному познавательному развитию младших школьников.

Выводы по первой главе:

Ориентируемся на характеристики познавательного интереса о том, что он направляет личность на активный самостоятельный поиск знаний и способ получения этих знаний, можем сказать, что познавательный интерес способен достигнуть такого уровня развития, когда довольствуется прямым расширением знаний об интересующем предмете, и вызывает стремление переработки этих знаний, поиска существенных связей и отношений внутри этих знаний.

Использование дидактических игр, как на уроках, так и вне является наиболее результативным для создания психолого-педагогических условий развития познавательных интересов детей, привлечению их к совместному решению задач, подведению к самостоятельным выводам. В ходе дидактической игры происходит процесс обучения, который стимулирует активность всех детей. Дидактическая игра способствует умению рассуждать, высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться ведь каждый ошибочный ответ рассматривается не как неудача, а как поиск правильного ответа, решения. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания.

Дидактические игры помогают сделать учебный материал более увлекательным, сформировать учебную мотивацию. Если включить вовремя дидактические игры в учебный процесс, то это намного облегчит обучение.

Особенности подготовки проведения словесных игр:

- четкие инструкции;

- направленность на развитие речи, воображения, смекалки, логического мышления, ориентировку в мире природы;

- должны включать самостоятельную деятельность детей на поиск познавательной задачи;

- должны содержать комплекс вопросов, способствующих пониманию задачи и поиску ее решения учащимися.

Глава 2. Эмпирическое исследование сформированности познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира

2.1 Анализ программ окружающего мира по проблеме исследования

В настоящее время в начальной школе функционируют традиционные и развивающие системы обучения, реализующие выполнение обязательного минимума содержания интегрированного учебного предмета «Окружающий мир», расширяющих и углубляющих его. К ним относятся программы:

- «Окружающий мир» авт. А.А. Плешаков (УМК «Школа России»);

-«Окружающий мир» автор Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова (УМК «Школа XXI века»)

- «Окружающий мир» авт. О.Т. Поглазова (УМК «Гармония»)

- Окружающий мир»О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов(УМК «Перспективная начальная школа»)

Рассмотрим две авторские программы окружающего мира, наиболее распространенные в начальной школе алтайского края ( УМК  « Школа XXI      века », УМК «Школа России»), с точки зрения формирования познавательного интереса у младших школьников.

Программа А.А. Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Школа России») носит интегрированный характер: она включает в себя не только естественнонаучный, но и обществоведческий материал, имеет экологическую направленность. Учебный курс носит личностно-развивающий характер. Цель - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде обитания, к природному и культурному достояниям человечества.

Приоритетной задачей программы является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентиро-ванной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность.

К важнейшим задачам также относится воспитание любви к своему городу, селу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде. Развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных дисциплин в школе.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» А.А. Плешакова осуществляется на основе следующих идей:

1. Многообразие мира. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается ярко особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов мира; самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

2.Экологическая целостность мира, которая реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: живой и неживой природой, между природой и человеком; рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты; в программу включены сведения из области экономики.

3. Идея уважения к миру: новое отношение к окружающему, основанное на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру [19, с. 26].

Для реализации этих идей в программе «Окружающий мир» используются разные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект.

Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни (с помощью учителя), выполняют практические работы и опыты, различные творческие задания.

Проводятся дидактические и ролевые игры, например: во 2 классе - дидактическая игра «Узнай дерево», «Угадай профессию». Доминируют словесные методы изучения материала, в том числе учебные диалоги, беседы, встречи с людьми разных профессий. Учащиеся моделируют объекты и явления окружающего мира (круговорот воды в природе и т.д.). На уроках рекомендуется использование таких приемов работы как:

Все это предполагает разнообразие форм организации работы: уроки в классе и природе, экскурсии, полевые практикумы, практические и домашние работы.

Таким образом, программа А. А. Плешакова «Окружающий мир» ориентирована на формирование познавательного интереса младшего школьника.

В программе «Окружающий мир» УМК «Начальная школа XXI века» (авторы Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова) рассматривается окружающая социальная и природная среда, место человека в ней. Были выделены основные структурные элементы, которые важны для процесса усвоения знаний младшими школьниками: образ, факт, связь, деталь. Отбор знаний для курса «Окружающий мир» осуществлялся с учетом экологического воспитания младшего школьника, то есть формирования у ребенка элементарных умений предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в обществе.

Содержанием природоведческих представлений являются сведения о человеке как биологическом существе и части природы. Младшие школьники узнают о некоторых особенностях организма человека, психологических особенностях индивида (как чувствует и познает мир, что такое внимание, память и др.). К задачам курса относятся:

Исходя из этого, можно отметить: во-первых, построение содержания курса «от ребенка», прослеживание его взаимоотношений с миром природы «Я и природа», вещей «Я и вещи»; во-вторых, подведение ученика к мысли, что он является частью социальной группы коллектива, общества; в- третьих, обеспечение самостоятельной, индивидуальной деятельности школьника, которая возможна, если он владеет запасом сенсорных понятий об окружающем мире.

Все это обуславливает иное построение курса «Окружающий мир»:

Обязательной структурной единицей урока по ознакомлению с окружающим миром становится игра (преимущество отдается ролевой игре) и продуктивная деятельность (изобразительная, трудовая, проведение опытов).

Таким образом, программа Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» представляет собой интегрированный курс, нацеленный на формирование единой социально-природной картины мира, созвучной специфики познания ребенком действительности с расширением обществоведческого аспекта, что позволяет в рамках курса использование занимательного материала.

2.2. Диагностика начального уровня познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира

Цель экспериментальной работы:выявить влияние дидактических игр на формирование познавательного интереса у младших школьников.

Задачи:

- подобрать диагностические методики для выявления уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников;

-разработать критерии сформированности познавательного интереса у младших школьников;

-провести следующие диагностики: Анкета (Н.Г. Лусканова), «Диагностика уровня познавательной активности обучающихся» (Г.И. Щукина, Т.И. Шамова), «Методика с конвертами» (Г.И. Щукина), беседа с учителем;

-описать результаты исследования сформированности познавательного интереса у младших школьников.

Методы:

Эмпирические: анкетирование учащихся Н.Г. Лусканова, Диагностика уровня познавательной активности обучающихся по Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой, "Методика с конвертами" Г.И. Щукиной, беседа с учителем.

База исследования: МБОУ "Баевская СОШ", с.Баево, количество респондентов 18 (8 девочек, 10 мальчиков). Учебная программа по которой занимаются дети - «Начальная школа XXI века».

С целью изучения уровня мотивации познавательного интереса к уроку окружающего мира у учащихся было проведено анкетирование Н.Г. Лускановой (Приложение 1).

Детям предлагалось ответить на вопросы закрытого типа и выбрать один из вариантов ответа. Каждый вариант ответа равен определенному количеству баллов, за первый вариант ответа ученики получали 3 балла, за второй вариант ответа 2 балла, за третий вариант ответа 1 балл, четвертый вариант ответа ставилось 0 баллов. Количество набранных баллов учениками определяет уровень мотивации познавательного интереса к уроку окружающего мира.

Критерии уровня сформированности:

Высокий уровень - 25-30 баллов

Средний уровень -20-24 балла

Ниже среднего - 15-19 баллов:

Низкий уровень - 10-14 баллов

Очень низкий уровень - 0-9 баллов

Выделены уровни мотивации познавательного интереса к уроку у младших школьников:

Высокий уровень 25-30 баллов:

Высокий уровень мотивации познавательного интереса к предмету, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые учителем требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.

Средний уровень 20-24 балла:

Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.

Ниже среднего 15-19 баллов:

Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя на уроке, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

Низкий уровень 10-14 баллов:

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроке часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

Очень низкий уровень 0-9 баллов:

Негативное отношение к предмету, к учителю. Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

Результаты исследования сформированности уровня мотивации познава-тельного интереса к уроку окружающего мира у младших школьников представлены на диаграмме (Рис. 1).

Рис. 1. Результаты исследования сформированности мотивации познавательного интереса к уроку окружающего мира.

Анализ результатов исследования сформированности мотивации познавательного интереса к уроку окружающего мира показал, что низкий уровень выявлен у 16,5 % (3 чел.) учащихся. Эти дети посещают уроки неохотно, на уроке занимаются посторонними делами, испытывают затруднения в учебной деятельности. На уровне мотивации ниже среднего находится 44% (8 чел.) учащихся. У таких детей познавательные мотивы, сформированные в меньшей степени и их мало привлекает учебный процесс. 22% (4 чел.) учащихся находятся на среднем уровне мотивации к уроку. Школьники на данном уровне успешно справляются с учебной деятельностью, проявляют интерес к предмету. На высоком уровне мотивации выявлено 16,5% (3 чел.) учащихся. Такие дети четко выполняют требования учителя, добросовестны и ответственны, присутствует познавательный мотив. (Приложение 2).

Таким образом, можно сделать вывод, что большее количество детей с уровнем мотивации познавательного интереса к уроку окружающего мира ниже среднего.

С целью изучения уровня познавательной активности обучающих проведена диагностика (Г.И. Щукина, Т.И. Шамова) (Приложение 3).

Учителю предлагалось определить уровень познавательной активности каждого учащегося, исходя из их характеристики разработанной Г. И. Щукиной. Результаты представлены в таблице (Приложение 4).

Выделены уровни сформированности познавательной активности обучающихся

Таблица 1

Уровни познавательной активности

Психолого-педагогические особенности учащихся

Нулевой уровень

Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога.

Низкий уровень

Воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?».

Средний уровень

Интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Высокий уровень (творческий)

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

Результаты исследования уровня сформированности познавательной активности обучающих представлены на диаграмме (Рис. 2).

Рис. 2. Результаты исследования уровня сформированности познавате-льной активности обучающихся.

Анализ результатов исследования показал, что на нулевом уровне сформированности познавательной активности обучающих 22,20% (4 чел.) учащихся, такие дети пассивны, не проявляют желания к самостоятельной работе, редко реагируют на требования учителя. На низком уровне выявлено 33,30% (6 чел.) учащихся, дети на данном уровне имеют воспроизводящую активность, присутствует стремление учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания. 22,7% (5 чел.) учащихся находятся на среднем уровне познавательной активности, характеризуется стремление к выявлению смысла изучаемого содержания, стремится довести начатое до конца, дети имеют интерпретирующую активность. На высоком уровне познавательной активности находятся 16,7% (3 чел.) учеников, появляются высокие волевые качества учащихся, упорство и настойчивость в достижении цели и стойкие познавательные интересы.

Можно сделать вывод, что большее количество детей с уровнем сформированности познавательной активности обучающихся находятся на низком уровне.

С целью выявления уровня познавательного интереса младших школьников через учебную деятельность проведена методика Г.И. Щукиной "Методика с конвертами"(Приложение 5).

Методика проводилась с каждым учеником индивидуально. Перед учениками было 4 конвертов на выбор, каждый конверт был определенного направление деятельности. В конверте было 3 вопроса, ученик самостоятельно выбирал понравившейся ему вопрос и давал на него ответ. Каждый вопрос оценивался определенным уровнем познавательного интереса.

Критерии уровней познавательного интереса младших школьников через учебную деятельность:

Выбор первого ответа оценивался высоким уровнем, так как требовал от школьника грамотного, рассудительного, распространенного и четкого ответа.

Ответ на второй вопрос оценивался средним уровнем, от школьника также требовался грамотный и четкий ответ, но вопрос содержал один конкретный вопрос, на который можно было ответить, не рассуждая, а сразу назвать конкретный ответ.

Третий вопрос оценивался низким уровнем, так как ответ на данный вопрос не требовал от школьника особых усилий и знаний.

Как показало проведённое исследование, учащихся, обладающих высоким уровнем развития познавательного интереса на уроках окружающего мира крайне мало. Результаты исследования уровня познавательного интереса младших школьников через учебную деятельность представлены на диаграмме (Рис. 3).

Рис. 3. Результаты исследования уровня познавательного интереса младших школьников через учебную деятельность.

Анализ исследования показал, что 44,4% (8 чел.) учеников имеют низкий уровень познавательного интереса. Учащиеся выбирают в конверте 3 вопрос, который не требует от них особых усилий и знаний.

33,3% (6 чел.) учащихся имеют средний уровень познавательного интереса. Дети данного уровня выбирают 2 вопрос в конвертах.

22,2% (4 чел.) учеников имеют высокий уровень познавательного интереса. Выбранные вопросы в конверте находились под первыми номерами. Ответы на эти вопросы требовали грамотного и полного ответа.

Проанализировав ответы учеников всего класса, можно сделать вывод, что большая часть младших школьников производила выбор конвертов направленно и обдуманно. В то же время многие ученики предпочитали решение более легких вопросов, не требующих особых усилий, поэтому большинство школьников показали низкий уровень.(Приложение 6).

С целью выявления опыта работы учителя по формированию познавательного младших школьников на уроках окружающего мира проведена беседа. Учителю предлагалось ответить на ряд вопросов(Приложение 7).

С целью выявления представлений учителя выявлении познавательного интереса и познавательной активности была разработана первая группа вопросов (вопросы под номерами 1-2).

Учитель считает, что познавательный интерес - это направленность личности ребёнка на овладение знаний в предметной области, а познавательная активность выражается в систематическом выполнении домашних заданий, готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает учитель.

Вторая группа вопросов с целью выявления активности учащихся на уроке ( вопросы под номерами 3-5 ).

С помощью учителя мы узнали, чем увлекаются дети вне школы, таким образом, посещают детскую спортивную школу - 7 учеников, танцевальную студию - 10 учеников, изостудию - 3 ученика.Педагог рассказал нам об отношение учащихся к творческим поисковым задачам и как ведут себя дети про затруднениях. Оказалось, что в силу возрастных особенностей полностью самостоятельно выполнить какое-либо поисковое задание они не могут. У них возникает чувство тревоги, становится нужна помощь взрослого. Тогда дети начинают чувствовать себя более уверенней и с удовольствием включаются в работу. При затруднениях многие учащиеся спрашивают помощи у своих одноклассников, некоторые идут за помощью сразу к учителю.

С целью изучения методов и приемов, которые использует учитель была разработана третья группа вопросов ( вопросы под номерами 6-10 ).

Педагог считает, чтобы вести работу по формированию познавательного интереса, необходимо изучить, выявить уровень интереса у учащихся. Для этого в начале работы проводится анкетирование детей. Эффективным средством формирования познавательного интереса младших школьников являются творческие задания, дидактические игры, проблемные задания и интегрированные уроки. Узнаем, что педагог на всех своих уроках проводит дидактические игры.

Четвертая группа вопросов составлена с целью выявления опыта работы учителя по использованию дидактических игр.

Педагог рассказала какие дидактические игры использует на своих уроках. Игры - соревнования, игры-задачи, игры-предположения, игры-путешествия и сюжетно-ролевые игры. Учитель отказалась отвечать на ряд вопросов, таких как: " Как отбираете дидактические игры?" и "Каким образом Вы их проводите?"

Проанализировав данные проведенных диагностик, можно определить на каком уровне сформированности познавательного интереса находятся учащиеся. Получили следующие данные: большая часть учеников 2 класса имеют низкий уровень познавательного интереса- 44% ( 8 чел.) учащихся.

Так как уровень познавательного интереса у учащихся мал, образуется проблема: Как повысить уровень познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира и какое место в этом процессе следует отвести дидактической игре?

Мы предполагаем, что формированию познавательного интереса поспособствуют дидактические игры. Мы предлагаем свой комплекс дидактических игр, направленных на формирование познавательного интереса учеников второго класса.

Можно предположить, что разработанный нами комплекс дидактических игр, направленный на формирование познавательного интереса у младших школьников позволит повысить уровень сформированности познавательного интереса на уроках окружающего мира у младших школьников.

2.3. Комплекс дидактических игр, направленных на формирование познавательного интереса учеников второго класса на уроках окружающего мира

Данный комплекс дидактических игр может быть использован педагогом для проведения с младшими школьниками во втором классе. Дидактические игры направлены на формирование познавательного интереса.

Цель: формировать познавательный интерес учащихся с помощью дидактических игр на уроках окружающего мира

Задачи: 

-развитие любознательности; любопытства; удивления; стремление узнать новое.

-разработать комплекс дидактических игр, направленных на формирование познавательного интереса у младших школьников.

1. Тема урока: "Наши помощники- органы чувств"

Дидактическая игра: «Вкусно-невкусно».

Цель дидактической игры: - формирование интереса к органам чувств

формирование у детей представление о различных анализаторах

Содержание: В процессе игры идет тренировка различных анализаторов, дети не только определяют возникшее чувство (сладко, тепло, холодно, кисло; красное синее; тяжелое, легкое), но и называют это точным словом.

Особенности проведения: предлагается детям назвать цвет предмета. При этом выигрывает тот, кто назовет цвет более точно.

2. Тема урока: "Чтобы избежать неприятностей"

Дидактическая игра: "Мой адрес"

Цель дидактической игры: формирование понятия о значимости знания своего адреса

Содержание: ученик, не называя своего адреса, описывает его, остальные играющие угадывают.

Особенности проведения: перед началом игры обсудите стихотворение Г. Остера(стр.66), выясните мнение учащихся: прав ли автор, когда предлагает детям придумывать адрес, почему нужно знать свой адрес и телефон.

3. Тема урока: Царства природы. Бактерии.

Дидактическая игра: «Царства живой природы»

Цель дидактической игры: формирование у детей знания о царствах живой природы

Содержание: детям предлагается рассмотреть картинки представителей живой природы(животные, птицы, насекомые, растения и др.) и распределить их на группы по царствам природы. После выяснения, какие бывают царства дети называют своих представителей для каждой группы.

Особенности проведения: выигрывает тот, кто назовет больше представителей каждого из царств природы.

4. Тема урока: "Грибы"

Дидактическая игра: "Кто больше"

Цель дидактической игры: формирование у детей знания о грибах

Содержание: нужно назвать гриб и дать его характеристику.

Особенности проведения: судьей в игре может быть ученик. Для начала предложите эту роль активному, доброжелательному, справедливому ребенку. Он даст образец объективного судейства, который впоследствии будут использовать другие дети.

5. Тема урока: "Животные леса"

Дидактическая игра: "Кто больше"

Цель дидактической игры: выявить уровень представлений второклассников о животных, которые обитают в лесу.

Содержание: классифицирование животных по классам.

Особенности проведения: дети называют примеры к классам земноводные, пресмыкающиеся и звери.

6. Тема урока: "Почему нужно правильно питаться"

Дидактическая игра: "Умеешь ли ты есть?"

Цель дидактической игры: формирование представлений у детей о правильном питании

Содержание: классифицировать продукты на полезные и вредные для здоровья человека. Возможно проведение игры "съедобное-несъедобное"

Особенности проведения: выигрывает тот, кто был наиболее внимательным и не допустил ошибок в перечислении съедобных и несъедобных предметов.

7. Тема урока: "Почему нужно быть осторожным?"

Дидактическая игра: "Соотнеси дорожный знак с его значением"

Цель дидактической игры: формировать умение различать дорожные знаки

Содержание: учащимся предлагается рассмотреть иллюстрации дорожных знаков, описать каждый дорожный, выявить его значение, распределить их по группам.

Особенности проведения: учитель к уроку подготавливает два вида карточек- дорожные знаки, их значение. Возможное составление своих знаков, учитывая их классификацию.

8. Тема урока: "Как трудятся россияне"

Дидактическая игра: "Хлебные изделия"

Цель дидактической игры: закрепить знания детей о профессиях людей, которые участвуют в производстве хлеба.

Содержание: дети выкладывают вокруг большой карточки с изображениями "хлебной" профессии маленькие с ее атрибутами и особенностями. Восстанавливают последовательность действий представителей разных профессий в производстве хлеба.

Особенности проведения: работа проводится в группах, выигрывает группа, которая справилась быстрее и не допустила ошибок в распределении последовательности профессий и их атрибутов.

9. Тема урока: "Разнообразие растений"

Дидактическая игра: "Кто больше назовет растений "

Цель дидактической игры: вспомнить разные виды растений

Содержание: Проведение данной игры целесообразнее провести разделив детей на группы и дать им основания для называния разных видов растений. Например: дерево, кустарники, цветы.

Особенности проведения: дети называют известные ими растения, кто больше назовет растений, тот и победил.

10. Тема урока: "Травянистые растения леса"

Дидактическая игра: "Узнай по описанию"

Цель дидактической игры: учить детей отгадывать растения по описанию

Содержание: Ученик выходит к доске, загадывает растение и описывает его классу. Задача класса отгадать это растение по его признакам.

Возможен и другой способ проведения. Ученик выходит к доске, отворачивает от класса, учитель показывает иллюстрацию какого-либо растения. Задача класса не называя растения, объяснить учащемуся у доски, что это за растение, описав его признаки.

Особенности проведения: ученик, не называя растения, описывает его; дети должны назвать это растение. Выигрывает тот, кто отгадал растение за меньшее количество предложенных описаний этого растения.

11. Тема урока: "Животные леса"

Дидактическая игра: "Угадай птицу по описанию"

Цель дидактической игры: учить детей отгадывать знакомых птиц по описанию

Содержание: Ученик выходит к доске, загадывает птицу и описывает её классу. Задача класса отгадать это за птица по её признакам.

Возможен и другой способ проведения. Ученик выходит к доске, отворачивает от класса, учитель показывает иллюстрацию какой-либо птицы. Задача класса не называя птицу, объяснить учащемуся у доски, что это за птица, описав её признаки.

Особенности проведения: ученик, не называя птицу, описывает ее; дети должны назвать эту птицу.

12. Тема урока: "Луг и его обитатели"

Дидактическая игра: "Кто больше"

Цель дидактической игры: закрепить знания о разнообразии обитателей животного мира

Содержание: задача учащихся назвать обитателей луга

Особенности проведения: выигрывает тот, кто назовет больше обитателей луга.

Выводы по второй главе:

Мы рассматривали две авторские программы окружающего мира, наиболее распространенные в начальной школе алтайского края (УМК « Школа XXI века », УМК «Школа России»), с точки зрения формирования  познавательного интереса у младших школьников.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» А.А. Плешакова осуществляется на основе следующих идей:

1. Многообразие мира. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается ярко особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов мира; самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

2.Экологическая целостность мира, которая реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: живой и неживой природой, между природой и человеком; рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты; в программу включены сведения из области экономики.

3. Идея уважения к миру: новое отношение к окружающему, основанное на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру.

Проводятся дидактические и ролевые игры: во 2 классе - дидактическая игра «Узнай дерево», «Угадай профессию». Доминируют словесные методы изучения материала, в том числе учебные диалоги, беседы, встречи с людьми разных профессий. Учащиеся моделируют объекты и явления окружающего мира (круговорот воды в природе и т.д.).

Таким образом, программа А.А. Плешакова «Окружающий мир» ориентирована на формирование познавательного интереса младшего школьника.

В программе «Окружающий мир» УМК «Начальная школа XXI века» (авторы Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова) рассматривается окружающая социальная и природная среда, место человека в ней. Были выделены основные структурные элементы, которые важны для процесса усвоения знаний младшими школьниками: образ, факт, связь, деталь. Отбор знаний для курса «Окружающий мир» осуществлялся с учетом экологического воспитания младшего школьника, то есть формирования у ребенка элементарных умений предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в обществе.

Цель экспериментальной работы: выявить влияние дидактических игр на формирование познавательного интереса у младших школьников.

Проведя различные диагностики, на выявления сформированности познавательного интереса у младших школьников, можно определить на каком уровне сформированности познавательного интереса находятся учащиеся. В результате получили следующие данные: большая часть учеников 2 класса имеют низкий уровень познавательного интереса- 44% ( 8 чел.) учащихся.

Так как уровень познавательного интереса у учащихся мал, образуется проблема: Как повысить уровень познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира и какое место в этом процессе следует отвести дидактической игре?

Мы предполагаем, что формированию познавательного интереса поспособствуют дидактические игры. Мы предлагаем свой комплекс дидактических игр, направленных на формирование познавательного интереса учеников второго класса.

Можно предположить, что разработанный нами комплекс дидактических игр, направленный на формирование познавательного интереса у младших школьников позволит повысить уровень сформированности познавательного интереса на уроках окружающего мира у младших школьников.

Заключение

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса — формирование познавательного интереса у школьников.

Познавательный интерес — это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Многие специалисты полагают, что для формирования познавательного интереса способствуют организация познавательного поиска детей, вовлечение в выполнение творческих заданий, создание проблемно-поисковых ситуаций, включение занимательности в содержание, использование дидактических игр.

В результате моего исследования я рассмотрела понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе, выявила особенности формирования познавательного интереса младших школьников, рассмотрела использование дидактических игр на уроках окружающего мира.

Проведено эмпирическое исследование сформированности познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира. Результатыисследования показали, что большинство младших школьников имеют низкий уровень познавательного интереса.

Эти дети инертны, равнодушны к учению, не задают вопросов, их интеллект не тревожат нерешённые вопросы, во время звонка эти учащиеся сразу перестают слушать, оставляют неоконченным начатое задание, закрывают книги и первыми выбегают на перемену. Но есть группа учащихся, у которых присутствует познавательная активность, положительный эмоциональный настрой и отмечается устойчивый познавательный интерес к учебной деятельности.

Если в процессе обучения систематически используются, разнообразные дидактические игры, то дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, начинают самостоятельно организовывать этот вид игр: выбирают игру, контролируют выполнение правил и действий, оценивают поведение играющих. Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств всестороннего воспитания детей.

Таким образом, мы предположили, что формировать познавательный интерес можно с помощью дидактических игр, которые мы представили в параграфе 2.3.

Задачи, поставленные в начале эксперимента, нами были решены, цель исследования достигнута.

Список использованной литературы

Приложение 1

Анкета Н.Г. Лусканова

Цель - выявить уровень мотивации познавательного интереса к уроку окружающего мира у учащихся.

Вопросы анкеты:

1)Тебе нравятся уроки окружающего мира, проводимые в школе?

2) Ты с радостью идешь на уроки по окружающего мира?

3) Тебе нравится ваш учитель?

4)Ты хотел бы, чтобы у вас был менее строгий учитель?

5)Тебе нравится, когда у вас нет урока по окружающему миру?

6)Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашнее задание по окружающему миру?

7) Ты часто рассказываешь родителям об успехах по окружающему миру?

8) Обсуждаете ли вы с одноклассниками интересные моменты урока?

9) Посещаешь ли дополнительные кружки, связанные с предметом " окружающий мир"?

10)С интересом ли ты выполняешь полученные творческие задания, если они есть?

Критерии оценки:

Высокий уровень - 25-30 баллов

Средний уровень - 20-24 баллов

Ниже среднего - 15-19 баллов

Низкий уровень - 10-14 баллов

Очень низкий - меньше 10 баллов

№ вопроса

Оценка

За первый ответ

За второй ответ

За третий ответ

За четвертый ответ

1

3

2

1

0

2

3

2

1

0

3

3

2

1

0

4

3

2

1

0

5

3

2

1

0

6

3

2

1

0

7

3

2

1

0

8

3

2

1

0

9

3

2

1

0

10

3

2

1

0

Приложение 2

Результаты сформированности уровня мотивации

познавательного интереса к уроку окружающего мира у младших школьников

И.Ф. ученика

Баллы за тест

Уровень мотивации

Михаил А.

20

Средний

Алина А.

17

Ниже среднего

Ваня Б.

14

Низкий

Виктория Б.

20

Средний

Таня Б.

26

Высокий

Роман Д.

22

Средний

Виктория К.

23

Средний

Томара Л.

13

Низкий уровень

Сергей П.

19

Ниже среднего

Элла С.

19

Ниже среднего

Варвара С.

12

Низкий

Влад Х.

21

Средний

Юлия Ч.

19

Ниже среднего

Екатерина Ш.

18

Ниже среднего

Приложение 3

Диагностика уровня познавательной активности обучающихся

(по Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой)

Цель: изучить уровень познавательной активности обучающихся

Инструкция: изучите характеристику уровней познавательной активности и исходя из характеристики определите каждого учащегося к конкретному уровню познавательной активности.

Уровни познавательной активности

Психолого-педагогические особенности учащихся

Нулевой уровень

Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога.

Низкий уровень

Воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?».

Средний уровень

Интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Высокий уровень (творческий)

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

Приложение 4

Результаты диагностики уровня познавательной активности обучающихся

И.Ф. ученика

Нулевой уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Александр А.

+

Роман Б.

+

Мария Б.

+

Елизавета Б.

+

Данил Г.

+

Антон Г.

+

Кирилл З.

+

Наталья И.

+

Егор Л.

+

Алёна М.

+

Данил Н.

+

Полина П.

+

Мирослава С.

+

Юлия С.

+

Кирилл У.

+

Алексей Х.

+

Егор Ш.

+

Ангелина Ш.

+

Приложение 5

Методика Г.И. Щукиной «Методика с конвертами»

Цель: выявить уровень познавательного интереса младших школьников через учебную деятельность.

Методика проводится в форме беседы, интервью, ответы детей.

Описание задания: данная методика проводилась с каждым учеником индивидуально. Данная методика сочеталась с наблюдением, интервью и ответами школьника. Перед учениками было 4 конвертов на выбор, каждый конверт был определенного цвета, на конверте было его название и направление деятельности. В каждом конверте было по 3 вопроса, школьнику предлагалось выбрать любой вопрос, на который он хочет ответить. Выбор первого вопроса оценивался высоким уровнем, так как требовал от школьника грамотного, рассудительного, распространенного, четкого ответа. Ответ на второй вопрос оценивался средним уровнем, от школьника также требовался грамотный и четкий ответ, но вопрос содержал один конкретный вопрос, на который можно было ответить, не рассуждая, а сразу назвать конкретный ответ. Третий вопрос оценивался низким уровнем, так как ответ на данный вопрос не требовал от школьника особых усилий и знаний.

Материал: конверты с вопросами.

Ученикам были предложены конверты с вопросами конкретной направленности:

1 конверт «Эта удивительная природа»

Направленность: познавательные и воспитательные дела.

Вопросы:

1) Какие вещества входят в состав воздуха?

2) Как нужно беречь воду в озерах и реках?

3) Какими свойствами обладает вода?

2 конверт «Мы и наше здоровье».

Направленность: нравственно - трудовая проблематика.

Вопросы:

1) Почему ты выбрал этот конверт? Можно ли сказать, что человек является частью природы? Почему?

2) Приведи примеры пословиц о здоровье.

3) Что нужно делать для сохранения здоровья?

3 конверт «Наша безопасность».

Направленность: эстетические и воспитательные дела.

Вопросы:

1) Какие вредные привычки губят человека?

2) Как действовать при аварии водопровода?

3) Каким должен быть современный пешеход?

4 конверт «Чему учит экономика».

4 конверт «Пустой».

Направленность: отсутствие интереса, к какой - либо деятельности.

В этом конверте отсутствовали вопросы.

Критерии оценивания:

Выбор первого вопроса оценивался высоким уровнем, так как требовал от школьника грамотного, рассудительного, распространенного, четкого ответа.

Ответ на второй вопрос оценивался средним уровнем, от школьника также требовался грамотный и четкий ответ, но вопрос содержал один конкретный вопрос, на который можно было ответить, не рассуждая, а сразу назвать конкретный ответ.

Третий вопрос оценивался низким уровнем, так как ответ на данный вопрос не требовал от школьника особых усилий и знаний.

Приложение 6

Результаты Методики Г.И. Щукина «Методика с конвертами»

И.Ф. ученика

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

Александр А.

Конверт №3, 1 вопрос

2

Роман Б.

Конверт №2, 2 вопрос

3

Мария Б.

Конверт №1, 3 вопрос

4

Елизавета Б.

Конверт №2, 3 вопрос

5

Данил Г.

Конверт №3, 3 вопрос

6

Антон Г.

Конверт №4, конверт не поменял

7

Кирилл З.

Конверт №2, 1 вопрос

8

Наталья И.

Конверт №1, 2 вопрос

9

Егор Л.

Конверт №1, 1 вопрос

10

Алёна М.

Конверт №3, 1 вопрос

11

Данил Н.

Конверт №1, 3 вопрос

12

Полина П.

Конверт №1, 2 вопрос

13

Мирослава С.

Конверт №2, 3 вопрос

14

Юлия С.

Конверт №2, 2 вопрос

15

Кирилл У.

Конверт №1, 3 вопрос

16

Алексей Х.

Конверт №2, 3 вопрос

17

Егор Ш.

Конверт №3, 2 вопрос

18

Ангелина Ш.

Конверт №1, 2 вопрос

Приложение 7

Беседа с учителем

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области