Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Понятие о наречии

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема урока:  Понятие о наречии

Тип урока: урок открытия новых знаний, усвоение знаний о наречии, формирование универсальных учебных действий в рамках личностного развития учащихся 6 классов.

Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий.

Задачи:  организация деятельности учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи; создание содержательных и организационных условий для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного; содействование развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи; формирование умения структурировать информацию; создание условий для  развития умения общаться, для реализации диалогической и монологической речи.

Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; формирование предпосылок к овладению учебной деятельностью, навыками  сотрудничества.

Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование,  учебник, раздаточный материал, презентация к уроку.

Ход урока:

Эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке гости, давайте, поприветствуем их. Садитесь.

- Мы с вами продолжаем изучать большой раздел лингвистики – Морфологию. Что она изучает? (Морфология изучает слова как части речи).

- На какие группы делятся части речи? (Части речи делятся на самостоятельные и служебные).

- Назовите служебные части речи. (Служебные части речи – это предлоги, союзы, частицы).

- Назовите самостоятельные части речи, которые мы с вами уже изучили, чем они отличаются от служебных? (Мы изучили имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное. Они отличаются от служебных тем, что отвечают на вопросы, в предложении играют синтаксическую роль).

- Знакомство с какой частью речи мы с вами закончили? (с числительным)

- Что такое числительное, на какие разряды по значению делятся? (Числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов и порядок их при счёте. По значению числительные делятся на количественные, порядковые).

- На какие разряды по строению делятся числительные? (По строению числительные делятся на простые, сложные, составные).

- Какие числительные включают в себя количественные числительные? (Количественные числительные – это числительные, обозначающие целые числа, дробные, собирательные).

- Молодцы! Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одной самостоятельной частью речи.

Откройте тетради, запишите число, «классная работа». Сегодня  у нас будет необычный урок русского языка. (звучит фрагмент увертюры из кинофильма о Шерлоке Холмсе).

-  Где вы слышали эту мелодию?  Кто такой Шерлок Холмс? (Ученики высказываются, говорят о том, что они слышали эту музыку в фильме «Приключения Шерлока Холмса»)

- Правильно! Это знаменитый английский сыщик, который раскрыл много загадочных историй и тайн. А как звали его помощника? (доктор Ватсон)

- А  придумал этого героя английский писатель Артур Конан Дойл (показ книги).

Организация урока.    СЛАЙД №1

Наш класс на время урока превратится в Агентство  Шерлока Холмса, в котором за каждой партой работают Ш. Холмс и д-р Ватсон.

Сегодня с сыщиком известным

Раскроем дело… но о чем?!

Введение в тему урока, постановка цели.

- Для этого расшифруем зашифрованную фразу. СЛАЙД №2

Малявый Дундик куроло  хрюмкал.

Вы должны определить  члены предложения и надписать части речи. (один ученик выполняет данную работу на доске)

- Итак, проверим, у всех так? У кого иначе?

- Как вы определили части речи? (Части речи определили по вопросам)

- Какая часть речи, которую мы ещё не изучали встретилась вам? (Наречие)

- У вас на столах лежат таблицы, давайте заполним первую колонку «Часть речи». Что вы должны записать? (Наречие)

Часть речи

Общее грамматическое значение

Морфологические признаки

Синтаксическая роль

Вопросы

Примеры

Наречие

Определение темы урока «Понятие о наречии»

- Итак, о чем будем сегодня говорить на уроке? Какова тема сегодняшнего урока? (Мы будем говорить о наречии, а тема урока – «Наречие».)

- Запишите тему СЛАЙД №3

Определение цели и задач урока

- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке, какие задачи будем решать? (Сегодня на уроке мы познакомимся с наречием, узнаем, что оно обозначает).

- Совершенно верно. Сегодня мы с Вами:

Поиск решения учебной задачи  («Открытие нового знания»).

- Что же такое наречие, и откуда оно появилось? Об это вам расскажет ещё один герой, вернее героиня, знаменитых рассказов о Шерлоке Холмсе – Миссис Хадсон.

Слово наречие – очень старое, оно встречается в древнерусском языке, корень «речь» как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием». Русские грамматисты называли ее точно так же, изменив лишь приставку, видя главное содержание наречия в том, что оно должно быть при глаголе.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владеньям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.

Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменили в слове хороший окончание суффиксом -о- и получилось замечательное наречие. Хорошо! Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание – в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, кверху и даже верхом. Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречие с помощью суффикса -о-. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом - о- наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами – сколько угодно: заново, снова, вновь. Совсем по- новому ведет себя слово! Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать – вскачь. В отличие от имен и глаголов наречие не изменяется.

Проходили века. Речь людей совершенствовалась. Наречий появлялось всё больше и больше. Среди людей появились учёные. Однако, и до сих пор идут споры среди учёных об истории возникновения наречий.

- Хорошо. Первая задача выполнена. Мы с Вами познакомились с наречием. А теперь давайте определим его основные морфологические признаки. У вас на партах лежат конверты с карточками, достаньте их. У каждого ряда свое задание. Работать вы будете в парах как знаменитые Ш. Холмс и д-р Ватсон. Внимательно прочитайте задания и выполните их в рабочих тетрадях.

КАРТОЧКА №1

1 ряд 
         Понаблюдайте.   Обсудите!   Запишите    в    тетрадь.

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

1. Измените  словосочетание  работать хорошо по временам и по родам.   

2. Сделайте вывод об изменении наречия по временам и по родам. 

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

КАРТОЧКА №1

2 ряд
          Понаблюдайте.   Обсудите! Запишите    в    тетрадь.

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица

1.  Измените словосочетание  говорить громко по лицам и числам.

2. Сделайте вывод об изменении наречия по лицам и числам.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

КАРТОЧКА №1

3 ряд
           Понаблюдайте.   Обсудите! Запишите    в    тетрадь.

1.  Измените словосочетание  рубаха навыпуск по падежам

     2. Сделайте вывод об изменении наречия по падежам.

(Проверка выполненных заданий)

- Какое исследование вы провели? Какой вывод сделали? (наречие не изменяется)

- Давайте эти выводы запишем в колонке «Морфологические признаки» нашей таблицы. (запись в таблице)

Часть речи

Общее грамматическое значение

Морфологические признаки

Синтаксическая роль

Вопросы

Примеры

Наречие

Не изменяется

- А теперь из конвертов достаньте карточки №2. Давайте определим, на какие вопросы отвечает наречие и от какой части речи чаще всего зависит? В словосочетаниях найдите главное слово и задайте от него вопрос к зависимому. Для этого поработайте в парах.

КАРТОЧКА №2

На какие вопросы отвечает наречие и от какой части речи чаще всего зависит? В словосочетаниях найдите главное слово и задайте от него вопрос к зависимому.

Бежать (       ) сегодня,

Бежать (      ) впереди,

Бежать (      ) назад,

Бежать (      ) издалека,

Бежать (        ) быстро, долго

- Какой вывод вы можете сделать? (Наречие зависит от глагола. Отвечает на вопросы Когда? Где? Куда? Откуда? Как?)

- Давайте проверим. Проведем взаимопроверку. Поменяйтесь тетрадями и сверьтесь со слайдом. СЛАЙД №4

- У всех так?

- Где мы можем проверить наши предположения? (в учебнике)

- Откройте «Теорию» на с 201, §109

- А теперь впишите вопросы в таблицу в колонку «Вопросы»

Физпауза

- Устали немножко? Давайте отдохнём и сделаем физразминку?! Встаньте, слушайте внимательно

Сначала мы пойдём налево-1,2,3.
А теперь пойдём направо –1,2,3.
Станем мы сейчас поближе –1,2,3.
А потом уйдём подальше –1,2,3.
Руки вверх поднимем дружно 1,2,3.
И помашем влево –вправо.1,2,3
А сейчас присядем ниже 1,2,3
Головы поднимем выше.1,2,3
Дружно хлопаем руками.1,2,3
Тихо топаем ногами.1,2,3
Чтобы веселее стало,1,2,3
Всё опять начнём сначала. (повторяем зарядку)

- Отдохнули?! Запишите все наречия, которые мы с вами использовали во время физической минутки в тетрадь. Я прочитаю текст ещё раз, а вы запишите. Проверим. Несколько слов запишите в нашу таблицу в колонку «Примеры»

- Вернемся к нашему предложению. Что вы можете сказать о слове КУРОЛО? Расследуйте, может ли быть слово куроло:

 1 гр.— подлежащим;

 2 гр.— сказуемым;

 3 гр.— определением;

 4 гр.— дополнением.

- Почему? (отвечает на вопросы)

Вывод.

Каким же членом предложения является наше слово? (Это слово в предложении является обстоятельством).

- Какой вывод сделаем? (Наречие в предложении является обстоятельством) - Заполните колонку «Синтаксическая роль» таблицы.

- А какую колонку в таблице мы с вами ещё не заполнили? (Мы не заполнили колонку «Общее грамматическое значение»).

- Используя теорию, самостоятельно заполните оставшуюся колонку. (Работа с правилом на стр.201-202).

А теперь, используя любимое выражение Холмса «Элементарно, Ватсон…», расскажите все, что вы узнали сегодня на уроке о наречии.(по таблице)

Вот мы и справились с задачей №2 «Определить основные признаки наречия». А теперь перейдём к задаче «Научиться применять полученные знания на практике».

Проверим, насколько вы подружились с наречием. Выполним задание «Одним словом». Я буду читать Вам фразеологизм, а Вы будете заменять его одним словом – наречием:

Рефлексия.

- А теперь давайте проведем самооценку своей деятельности: что Вы узнали на уроке и как поработали? (рефлексия содержания и рефлексия деятельности; приём «Телеграмма»)

- Я предлагаю заполнить бланки телеграммы. Напишите, пожалуйста, мне телеграмму, в которой вы коротко, лаконично, с использованием наречий поделитесь знаниями об изученном на сегодняшнем уроке материале. Вы должны дать свою оценку происходящему на уроке: что запомнили и как работали. Это поможет нам в нашей дальнейшей работе по данной теме. Не забудьте подписать свои ФИО.

- А теперь перейдём к домашнему заданию. На дом каждому из вас дана карточка с заданиями, которые вы должны выполнить в тетради.

Образец задания (задания даны индивидуально): 1.Спиши текст, вставь пропущенные наречия, а также пропущенные буквы. Заглавные буквы подскажут начало предложений. Выполните синтаксический разбор предложения №1 (характеристика, схема предложения).

Песня начиналась ______, как будто она рождалась где-то на небесах. ______ разл_валась мелодия, на душе становилось ______ и ______ , а глазам - ______ от подступающих слез. То ______ веяло степным воздухом, то ______ сгущ_лись тучи, то легкие обл_ка двигались ______ песне, и это заст_ вляло петь ______ и ______. ______ песня вл_валась в душу, глаза распахивались ______, ______, ______ как ______ в детстве. Мелодия подн_малась ______, ______, уносилась ______, и не было ей ни конца, ни начала…

Слова для справок:  Неожиданно, Певуче, легко и хорошо, горячо, свежо, зловеще, в такт, ещё и ещё, Волей-неволей, по-новому, по-вольному, точь-в-точь как давным-давно, вверх, ввысь, вдаль.

- А теперь я оценю Вашу деятельность на уроке и выставлю отметки за работу.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области