Тема урока: Понятие о наречии
Тип урока: урок открытия новых знаний, усвоение знаний о наречии, формирование универсальных учебных действий в рамках личностного развития учащихся 6 классов.
Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий.
Задачи: организация деятельности учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи; создание содержательных и организационных условий для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного; содействование развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи; формирование умения структурировать информацию; создание условий для развития умения общаться, для реализации диалогической и монологической речи.
Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; формирование предпосылок к овладению учебной деятельностью, навыками сотрудничества.
Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование, учебник, раздаточный материал, презентация к уроку.
Ход урока:
Эмоциональный настрой
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке гости, давайте, поприветствуем их. Садитесь.
- Мы с вами продолжаем изучать большой раздел лингвистики – Морфологию. Что она изучает? (Морфология изучает слова как части речи).
- На какие группы делятся части речи? (Части речи делятся на самостоятельные и служебные).
- Назовите служебные части речи. (Служебные части речи – это предлоги, союзы, частицы).
- Назовите самостоятельные части речи, которые мы с вами уже изучили, чем они отличаются от служебных? (Мы изучили имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное. Они отличаются от служебных тем, что отвечают на вопросы, в предложении играют синтаксическую роль).
- Знакомство с какой частью речи мы с вами закончили? (с числительным)
- Что такое числительное, на какие разряды по значению делятся? (Числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов и порядок их при счёте. По значению числительные делятся на количественные, порядковые).
- На какие разряды по строению делятся числительные? (По строению числительные делятся на простые, сложные, составные).
- Какие числительные включают в себя количественные числительные? (Количественные числительные – это числительные, обозначающие целые числа, дробные, собирательные).
- Молодцы! Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одной самостоятельной частью речи.
Откройте тетради, запишите число, «классная работа». Сегодня у нас будет необычный урок русского языка. (звучит фрагмент увертюры из кинофильма о Шерлоке Холмсе).
- Где вы слышали эту мелодию? Кто такой Шерлок Холмс? (Ученики высказываются, говорят о том, что они слышали эту музыку в фильме «Приключения Шерлока Холмса»)
- Правильно! Это знаменитый английский сыщик, который раскрыл много загадочных историй и тайн. А как звали его помощника? (доктор Ватсон)
- А придумал этого героя английский писатель Артур Конан Дойл (показ книги).
Организация урока. СЛАЙД №1
Наш класс на время урока превратится в Агентство Шерлока Холмса, в котором за каждой партой работают Ш. Холмс и д-р Ватсон.
Сегодня с сыщиком известным
Раскроем дело… но о чем?!
Введение в тему урока, постановка цели.
- Для этого расшифруем зашифрованную фразу. СЛАЙД №2
Малявый Дундик куроло хрюмкал.
Вы должны определить члены предложения и надписать части речи. (один ученик выполняет данную работу на доске)
- Итак, проверим, у всех так? У кого иначе?
- Как вы определили части речи? (Части речи определили по вопросам)
- Какая часть речи, которую мы ещё не изучали встретилась вам? (Наречие)
- У вас на столах лежат таблицы, давайте заполним первую колонку «Часть речи». Что вы должны записать? (Наречие)
Часть речи | Общее грамматическое значение | Морфологические признаки | Синтаксическая роль | Вопросы | Примеры |
Наречие |
Определение темы урока «Понятие о наречии»
- Итак, о чем будем сегодня говорить на уроке? Какова тема сегодняшнего урока? (Мы будем говорить о наречии, а тема урока – «Наречие».)
- Запишите тему СЛАЙД №3
Определение цели и задач урока
- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке, какие задачи будем решать? (Сегодня на уроке мы познакомимся с наречием, узнаем, что оно обозначает).
- Совершенно верно. Сегодня мы с Вами:
Поиск решения учебной задачи («Открытие нового знания»).
- Что же такое наречие, и откуда оно появилось? Об это вам расскажет ещё один герой, вернее героиня, знаменитых рассказов о Шерлоке Холмсе – Миссис Хадсон.
Слово наречие – очень старое, оно встречается в древнерусском языке, корень «речь» как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием». Русские грамматисты называли ее точно так же, изменив лишь приставку, видя главное содержание наречия в том, что оно должно быть при глаголе.
Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владеньям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.
Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменили в слове хороший окончание суффиксом -о- и получилось замечательное наречие. Хорошо! Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание – в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, кверху и даже верхом. Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречие с помощью суффикса -о-. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом - о- наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами – сколько угодно: заново, снова, вновь. Совсем по- новому ведет себя слово! Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать – вскачь. В отличие от имен и глаголов наречие не изменяется.
Проходили века. Речь людей совершенствовалась. Наречий появлялось всё больше и больше. Среди людей появились учёные. Однако, и до сих пор идут споры среди учёных об истории возникновения наречий.
- Хорошо. Первая задача выполнена. Мы с Вами познакомились с наречием. А теперь давайте определим его основные морфологические признаки. У вас на партах лежат конверты с карточками, достаньте их. У каждого ряда свое задание. Работать вы будете в парах как знаменитые Ш. Холмс и д-р Ватсон. Внимательно прочитайте задания и выполните их в рабочих тетрадях.
КАРТОЧКА №1
1 ряд
Понаблюдайте. Обсудите! Запишите в тетрадь.
Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?
1. Измените словосочетание работать хорошо по временам и по родам.
2. Сделайте вывод об изменении наречия по временам и по родам.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА №1
2 ряд
Понаблюдайте. Обсудите! Запишите в тетрадь.
Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица
1. Измените словосочетание говорить громко по лицам и числам.
2. Сделайте вывод об изменении наречия по лицам и числам.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА №1
3 ряд
Понаблюдайте. Обсудите! Запишите в тетрадь.
1. Измените словосочетание рубаха навыпуск по падежам
2. Сделайте вывод об изменении наречия по падежам.
(Проверка выполненных заданий)
- Какое исследование вы провели? Какой вывод сделали? (наречие не изменяется)
- Давайте эти выводы запишем в колонке «Морфологические признаки» нашей таблицы. (запись в таблице)
Часть речи | Общее грамматическое значение | Морфологические признаки | Синтаксическая роль | Вопросы | Примеры |
Наречие | Не изменяется |
- А теперь из конвертов достаньте карточки №2. Давайте определим, на какие вопросы отвечает наречие и от какой части речи чаще всего зависит? В словосочетаниях найдите главное слово и задайте от него вопрос к зависимому. Для этого поработайте в парах.
КАРТОЧКА №2
На какие вопросы отвечает наречие и от какой части речи чаще всего зависит? В словосочетаниях найдите главное слово и задайте от него вопрос к зависимому.
Бежать ( ) сегодня,
Бежать ( ) впереди,
Бежать ( ) назад,
Бежать ( ) издалека,
Бежать ( ) быстро, долго
- Какой вывод вы можете сделать? (Наречие зависит от глагола. Отвечает на вопросы Когда? Где? Куда? Откуда? Как?)
- Давайте проверим. Проведем взаимопроверку. Поменяйтесь тетрадями и сверьтесь со слайдом. СЛАЙД №4
- У всех так?
- Где мы можем проверить наши предположения? (в учебнике)
- Откройте «Теорию» на с 201, §109
- А теперь впишите вопросы в таблицу в колонку «Вопросы»
Физпауза
- Устали немножко? Давайте отдохнём и сделаем физразминку?! Встаньте, слушайте внимательно
Сначала мы пойдём налево-1,2,3.
А теперь пойдём направо –1,2,3.
Станем мы сейчас поближе –1,2,3.
А потом уйдём подальше –1,2,3.
Руки вверх поднимем дружно 1,2,3.
И помашем влево –вправо.1,2,3
А сейчас присядем ниже 1,2,3
Головы поднимем выше.1,2,3
Дружно хлопаем руками.1,2,3
Тихо топаем ногами.1,2,3
Чтобы веселее стало,1,2,3
Всё опять начнём сначала. (повторяем зарядку)
- Отдохнули?! Запишите все наречия, которые мы с вами использовали во время физической минутки в тетрадь. Я прочитаю текст ещё раз, а вы запишите. Проверим. Несколько слов запишите в нашу таблицу в колонку «Примеры»
- Вернемся к нашему предложению. Что вы можете сказать о слове КУРОЛО? Расследуйте, может ли быть слово куроло:
1 гр.— подлежащим;
2 гр.— сказуемым;
3 гр.— определением;
4 гр.— дополнением.
- Почему? (отвечает на вопросы)
Вывод.
Каким же членом предложения является наше слово? (Это слово в предложении является обстоятельством).
- Какой вывод сделаем? (Наречие в предложении является обстоятельством) - Заполните колонку «Синтаксическая роль» таблицы.
- А какую колонку в таблице мы с вами ещё не заполнили? (Мы не заполнили колонку «Общее грамматическое значение»).
- Используя теорию, самостоятельно заполните оставшуюся колонку. (Работа с правилом на стр.201-202).
А теперь, используя любимое выражение Холмса «Элементарно, Ватсон…», расскажите все, что вы узнали сегодня на уроке о наречии.(по таблице)
Вот мы и справились с задачей №2 «Определить основные признаки наречия». А теперь перейдём к задаче «Научиться применять полученные знания на практике».
Проверим, насколько вы подружились с наречием. Выполним задание «Одним словом». Я буду читать Вам фразеологизм, а Вы будете заменять его одним словом – наречием:
Рефлексия.
- А теперь давайте проведем самооценку своей деятельности: что Вы узнали на уроке и как поработали? (рефлексия содержания и рефлексия деятельности; приём «Телеграмма»)
- Я предлагаю заполнить бланки телеграммы. Напишите, пожалуйста, мне телеграмму, в которой вы коротко, лаконично, с использованием наречий поделитесь знаниями об изученном на сегодняшнем уроке материале. Вы должны дать свою оценку происходящему на уроке: что запомнили и как работали. Это поможет нам в нашей дальнейшей работе по данной теме. Не забудьте подписать свои ФИО.
- А теперь перейдём к домашнему заданию. На дом каждому из вас дана карточка с заданиями, которые вы должны выполнить в тетради.
Образец задания (задания даны индивидуально): 1.Спиши текст, вставь пропущенные наречия, а также пропущенные буквы. Заглавные буквы подскажут начало предложений. Выполните синтаксический разбор предложения №1 (характеристика, схема предложения).
Песня начиналась ______, как будто она рождалась где-то на небесах. ______ разл_валась мелодия, на душе становилось ______ и ______ , а глазам - ______ от подступающих слез. То ______ веяло степным воздухом, то ______ сгущ_лись тучи, то легкие обл_ка двигались ______ песне, и это заст_ вляло петь ______ и ______. ______ песня вл_валась в душу, глаза распахивались ______, ______, ______ как ______ в детстве. Мелодия подн_малась ______, ______, уносилась ______, и не было ей ни конца, ни начала…
Слова для справок: Неожиданно, Певуче, легко и хорошо, горячо, свежо, зловеще, в такт, ещё и ещё, Волей-неволей, по-новому, по-вольному, точь-в-точь как давным-давно, вверх, ввысь, вдаль.
- А теперь я оценю Вашу деятельность на уроке и выставлю отметки за работу.