Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дизайн программы рисования песком на световых столах как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Цель исследования выявить особенности проектирования программы рисования песком на световых столах как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования 1 Изучить особенности проектирования дизайна программ по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста 2 Дать характеристику особенностям воображения детей дошкольного возраста 3 Выявить специфику рисования песком как современной технологии развития творческого воображения детей дошкольного возраста 4 Проанализировать методическое обеспечение развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в ДОО 5 Разработать рекомендации к дизайну программы рисования песком на световых столах как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №38»

Тема:Дизайн программы рисования песком на световых столах как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Выполнила: Тихомирова Анастасия Геннадьевна,

воспитатель 1 квалификационной категории

г. Череповец 2023 год

Актуальность вопросов развития творческого воображения дошкольников состоит в том, что данный психический процесс представляет собой обязательный компонент любой формы творческой деятельности ребенка, а также его поведения в целом.

Воображение представляет собой особое свойство психики человека, которое стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Творческое воображение – достаточно сложный психических процесс. Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты.

Остановимся подробнее на важности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, так как современное общество требует присутствия творчески активной личности. В условиях современного мира человек должен уметь решать различные проблемы, преодолевать различные препятствия эффективно и нестандартно.

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития воображения, поэтому именно этот возраст привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов, а перед образовательными учреждениями ставится вопрос о воспитании и развитии творческих способностей детей.

Вопрос о развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста актуален, так как к первому классу у детей воображение должно быть уже достаточно сформировано, и ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.

На значение творческого воображения в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (Д. Дьюи, В. Штерн) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л. С. Выготский С. Л. Рубинштейн) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.

Так же большой интерес у исследователей вызывают вопросы индивидуальных особенностей развития творческого воображения, проявлений индивидуальности ребенка в творческой деятельности.

В отечественной психологии развитие воображения зачастую связывают с развитием игровой деятельности ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.), с овладением дошкольником творческими видами деятельности: конструктивной, музыкальной, изобразительной, художественно-литературной.

Именно способность к творческому воображению нуждается в особом попечении в плане развития. Творческое воображение интенсивно развивается в детском возрасте. И если в этот период целенаправленно не заниматься его развитием, в будущем происходит активное снижение этой функции. В связи с этим, возможности воображения оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей.

Именно эти факты в настоящее время помогли сформулировать одну из актуальных задач дошкольного образования - развитие личности ребёнка, обладающей творческим воображением.

Необходимость развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» представленная в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования - «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности».

Сегодня появилось множество вариантов развития творческого воображения у детей. Одним из новых предложений является - рисование песком на световых столах.

Большой спрос на данную услугу заставил образовательные учреждения организовать студии рисования песком, для этого мало закупить необходимые материалы, главной задачей стало – создать методические материалы для педагогов по данному направлению, а именно спроектировать дизайн программы рисования песком на световых столах как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Так как рисование песком достаточно новая услуга, то дизайн программы по данному направлению разработан еще недостаточно. Исходя из данной необходимости встал вопрос о проектировании дизайна программы, направленной на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Следовательно, возникает противоречие между необходимостью внедрения дополнительной образовательной программы рисования песком в ДОУ и недостаточной разработанностью дизайна для данной программы.

Данное противоречие порождает проблему исследования, которая формулируется следующим образом: каков дизайн программы рисования песком на световых столах как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из проблемы исследования, можно выделить цель исследования.

Цель исследования: выявить особенности проектирования программы рисования песком на световых столах как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: дизайн программы рисования песком на световых столах как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: комплекс особенностей дизайна программы рисования песком на световых столах как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1) Изучить особенности проектирования дизайна программ по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста

2) Дать характеристику особенностям воображения детей дошкольного возраста

3) Выявить специфику рисования песком как современной технологии развития творческого воображения детей дошкольного возраста

4) Проанализировать методическое обеспечение развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в ДОО

5) Разработать рекомендации к дизайну программы рисования песком на световых столах как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

- анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме;

- анализ методического обеспечения развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в ДОО;

- анализ дизайна имеющихся программ рисования песком на световых столах как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста ;

- сравнительный анализ.

Практическая значимость: заключается в том, что предложенный дизайн программы рисования песком на световых столах как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве детского сада может быть использован в практической деятельности ДОУ.

В начале нашей работы мы поставили перед собой следующие задачи:

1) Изучить особенности проектирования дизайна программ по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста

Решая данную задачу, мы определили, что данная программа должна содержать методы и приемы, которые соответствуют возрасту детей, имеет научную обоснованность, включает в себя современные технологии, имеет индивидуальность и исключительность, которые включает педагог. Мы определили принципы построения программы: принцип эстетизации предметно-пространственной среды и быта, принцип использования нестандартных технологий, принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности, принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности, принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта, принцип организации тематического пространства.

2) Дать характеристику особенностям воображения детей дошкольного возраста

Творческие способности - это индивидуальные характеристики качества человека, которые определяют успех его или ее творческой деятельности различных видов. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия для формирования творческих способностей у детей. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих областях, улучшаются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), развиваются личностные качества, развиваются способности и способности на их основе. И для развития творческих способностей необходимы особые условия.

3) Выявить специфику рисования песком как современной технологии развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Выделяются основные направления рисования песком:

- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды необходимыми материалами, соответствующие рисованию песком.

- Организация совместной деятельности с детьми, которая включает в себя обучение простейшим способам работы с материалами и инструментами.

- Вовлечение родителей (законных представителей) в творческий процесс с детьми.

- Развитие собственной креативности.

Рисование песком подразумевает:

-игры и упражнения с песком, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов, на повышение концентрации внимания и усидчивости;

- рисование на песке, одна из форм естественной и доступной деятельности ребенка, способствующая широким возможностям для развития и обучения детей различного возраста. Поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.

- рисование песком или «Пескография». Технические элементы рисования-кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами. Одновременное использование двух пальцев, симметрично двумя руками, отсечение лишнего, насыпанние из кулачка.

В процессе рисования песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, воображение, творческие способности, память, а также происходит активное формирование речевой деятельности.

4) Проанализировать методическое обеспечение развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в ДОО

Нами был проведен анализ методического обеспечения развития творческого воображения у детей дошкольного возраста в ДОО. Базов анализа послужил Детский сад г. Череповца. Решая данную задачу, мы провели беседу со старшим воспитателем ДОО, после чего нами были сделаны выводы:

1. ДОО, в котором проходил анализ, методически оснащен.

2. Большая часть данных программ – куплены.

3. Отметим, что по каждой платной услуге имеется программа, созданная педагогом, который ведет данное занятие.

4. В ДОО есть педагог, который совсем не давно пришел работать и испытывает сложности в проектировании дизайна программы по занятиям, которые преподает.

5. ДОО давно не обновляли программы, что может повлиять на особенности занятий – сделает их несовременными.

6. Старший воспитатель отметил, что их сад нуждается в проектировании дизайна программ по развитию творческого воображения детей.

7. Педагоги ДОО открыты для рекомендаций, им интересно данное направление.

5) Разработать дизайн программы рисования песком на световых столах как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Далее нами был разработан дизайн программы по рисованию песком на световых столах:

- Пояснительная записка;

- Цель;

- Задачи;

- Возраст детей и срок реализации программы;

- Режим и форма организаций занятий;

- Ожидаемые результаты;

- Формы подведения итогов;

- Учебно – тематический план;

- Содержание программы;

- Методическое обеспечение – дидактическое обеспечение программы и материально-техническая база;

- Список литературы.

На основе данного дизайна нами была составлена примерная программа по рисованию песком на световых столах.

Таким образом, все поставленные задачи были решены.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области