Администрация Заводского района муниципального образования «Город Саратов»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №246»
ЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА
410076 г. Саратов, ул. им.Чернышевского Н.Г., 12А Тел/факс (8452) 72-04-86 ОГРН 1026402489266 ИНН 6451125973
Экологический квест «Береги живое»
старшая логопедическая группа «Рябинка»
Подготовили:
Воспитатели: Маркарова М.Т.
Пименова М.Н.
Учитель-логопед: Шарина И.В.
2022-2023 уч.г.
Экологический квест по станциям «Береги живое!»
Цель: воспитывать эстетические чувства, потребности видеть и понимать прекрасное; воспитывать активных сторонников бережного отношения к природе нашей планеты.
Задачи:
Образовательные:
Обобщить и пополнить детские представления о планете Земля как большом доме для всех живых существ многообразии живых объектов.
Закрепить знания детей о растениях, птицах и животных.
Развивающие:
Развивать наблюдательность, слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Развивать импрессивный и экспрессивный словарь, образное воображение,
мышление, посредством использования пословиц и поговорок, выражая с их
помощью своё отношение к окружающему.
Развивать познавательно-исследовательского интерес, умение анализировать и грамматически правильно оречевлять решения в созданных проблемных ситуациях.
Воспитательные:
Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Воспитывать ответственность за сохранение красоты и богатства родной природы.
Предварительная работа: беседа с детьми, чтение рассказов, ознакомление с лесными животными и птицами. Заучивание экологических пословиц и поговорок.
Оборудование:
План-карта, плакат, разделенный на 2 части (зеленая – земля, голубая – небо), картинки животных, птиц, растений, насекомых, рыб, воздуха, карточки с цифрами; медали «Защитники природы»
Ход игры:
Воспитатель: Дети, сейчас мы с вами отправимся в очень интересное и познавательное путешествие по станциям, для того, чтобы узнать кого и что надо беречь на нашей планете. Все станции обозначены цифрами.
На каждой станции вам надо будет угадать о чём или о ком идёт речь.
В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий.
Дети получают карту с указанием станций, которые им встретятся на пути и отправляются в путь.
Станция 1. Воздух
Загадка.
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой! (Воздух)
Детям показывают картинку с изображением воздуха
Проблемная ситуация
Сейчас я расскажу вам сказку. В сказочном царстве была необычная школа, где учителем была Мудрая Сова, которая рассказывала зверятам про воздух: «Всему живому на Земле известно, что воздух необходим для жизни. Люди, животные, растения дышат воздухом» Маленький лисенок сказал: «А мне не нужен воздух. Я его все равно не вижу». В этот момент налетела неведомая сила и унесла его на планету Марс. На этой планете не было воздуха. Всего несколько минут пробыл Лисенок на другой планете, ему нечем было дышать, он стал задыхаться и чуть не погиб! Но добрые силы вернули его на Землю, в воздушное государство. Тогда-то Лисенок оценил всю ценность воздуха. Ничего, что он его не видел. Главное, он понял, что воздух существует.
Вопрос? Дети, кому нужен воздух? (всем – человеку, животным, растениям) Что случится, если на Земле исчезнет воздух?
Пословицы
«Лучше дышать свежим воздухом, чем пить лекарства»
Игра: «Воздушные гонки»
Дети закрепляют на плакате картинку с изображением воздуха.
Станция 2. Вода. Рыбы.
Загадка.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без … (воды)
Детям показывают картинку с изображением воды
Кому нужна вода? Для чего? Что случится, если вода в реках, озерах, морях станет грязная? Как мы должны относиться к водоемам?
Вывод: (Воду нужно беречь, не загрязнять.)
Пословицы
«Не плюй в колодец, придется водицы напиться»
«Была бы водица, а зелень родится»
Загадка.
В море плавает, в реке,
С плавниками в чешуе.
Она ни с кем не говорит,
Пузырьки пускает и молчит. (Рыба)
Детям показывают картинки с изображением рыбок
Проблемная ситуация
Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу плавало много маленьких рыбок.
-Дайте мне баночку, я наловлю рыбок - попросил Сережа родителей.
-Нельзя ловить мальков, - сказал отец
Вопрос: Почему папа так сказал? (Мальки должны вырасти, а в банке они погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в реках будет мало рыбы).
Пословицы
«Не накормит земля, так накормит вода»
Игра: «Рыбы»
После первой команды: «День», - все «рыбы» (дети) плавают; после второй – «Опасность» - замирают; третьей - «Ночь» - присаживаются на корточки и «засыпают».
Дети закрепляют на плакате картинки с изображением озера, рыбок.
Станция 3. Растения
Загадка.
Встречаются они в природе
В лесу, на поле, в огороде.
Для жизни воздух очищают,
Газ углекислый поглощают. (Растения)
Детям показывают картинки с изображением деревьев, цветов
Проблемная ситуация
В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в лес. На лужайках цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большие красивые колокольчики и захотела нарвать букет, но мама ей не разрешила.
Вопрос: Почему мама не разрешила Кате собирать цветы? (Цветы красивые, люди приходят в лес и все любуются ими. В цветах, на ночь и в непогоду прячутся маленькие насекомые, если срывать цветы, насекомые останутся без домиков).
Пословицы
«Кто лес любит и знает, тому он помогает»
Игра: «Собери цветок»
Игра для 2-ух команд.
Собрать из лепестков и серединок цветок
Дети закрепляют на плакате картинки с изображением растений.
Станция 4. Насекомые
Загадка.
Бабочки, пчёлы, жучки нам знакомые,
Они все хорошие, они — ... (насекомые)
Детям показывают картинки с изображением насекомых
Проблемная ситуация
Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.
-Давай поймаем ее, - попросил Витя.
-Нельзя ловить бабочек, сказал Коля.
-От них, все равно, никакой пользы - ответил Витя.
Вопрос? Кто из мальчиков был прав, Витя или Коля? Почему нельзя ловить бабочек? (Бабочка не только красивое, но и полезное насекомое. Добывая сладкий нектар, они переносят пыльцу с цветка на цветок, помогая размножению растений).
Пословицы
«Будет пчела на цветке – будет и яблоко на столе»
Игра: «Гусеницы наперегонки»
Дети двух команд выстраиваются в колонны.
Присев, кладут руки на пояс находящемуся впереди ребёнку, и по сигналу ведущего «гусеница» должна «проползти» вокруг поставленного впереди предмета и вернуться назад.
Побеждает та команда, чья «гусеница», не развалившись, быстрее вернулась обратно.
Дети закрепляют на плакате картинки с изображением насекомых
Станция 5. Животные
Загадка.
Домашними и дикими бывают,
Они природу нашу украшают,
Есть хищники, а есть и травоядные,
Есть страшные, а есть очень приятные. (Животные)
Детям показывают картинки с изображением животных
Проблемная ситуация
Однажды в лес пришли плохие люди. Они стали охотиться на животных, убивать их. И некоторых животных стало очень мало! А вдруг, животные совсем исчезнут, и мы никогда их не увидим…!?
Задумались люди: Как же сделать так, чтобы эти животные совсем не исчезли?
Вопрос: Что людям нужно сделать, чтобы редкие животные совсем не исчезли? (Охранять, не охотиться на них. В лесу не шуметь, не разводить костер, не оставлять мусор).
А еще люди подумали и записали всех животных, которые могут исчезнуть в одну книгу. Как она называется (Красная книга). Прочему она красная? (Красный цвет – цвет опасности)
Пословицы
«Зверей оберегай, никогда не обижай и всегда им помогай!»
Игра: «Изобрази животного, которого я назову»
Дети закрепляют на плакате картинки с изображением животных
Станция 6. Птицы
Загадка.
В небесах они летают,
На деревьях восседают,
И живут и там, и тут,
А еще они поют.
Как одежду перья носят,
Радость в нашу жизнь привносят. (Птицы)
Детям показывают картинки с изображением птиц
Проблемная ситуация
Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.
-Смотри, смотри, мама- птичка летает так низко, что я могу поймать ее! Пусть она поживет у нас дома.
-Нет, этого нельзя делать – сказала мама.
Вопрос: Почему мама не разрешила сыну взять птицу? (Потому что знала, это был птенец, который учился летать. Дома он погибнет)
Что нужно птенчику, чтобы он вырос и стал сильной, красивой птицей? (Чистый воздух, чистая вода, чистый лес)
Пословицы
«Покорми птиц зимой – они отплатят тебе добром летом»
«Птичьих гнезд не разоряй, птицам всегда помогай!»
Игра: «Птички в гнездышке»
Дети закрепляют на плакате картинки с изображением птиц
Воспитатель: дети, вот вы и прошли квест - игру. Все очень постарались!
А теперь давайте посмотрим, какие картинки вы закрепили после того, как отгадали загадки, и вспомним, кого или что надо беречь на нашей планете.
Дети: вода, животные, растения, воздух, насекомые, птицы, рыбы.
Стук в дверь. Заходит «Земля»
Здравствуйте, дети! Я Земля, ваш дом. Сегодня я поняла, что вы настоящие друзья и защитники природы! Спасибо вам, ребята. Мне так было с вами интересно. Давайте будем беречь планету! Вы любите природу, оберегайте ее.
Никогда не губите эту красоту. Обещаете?
Воспитатель:
Дорогая Земля! Желаем тебе жить долго- долго! Желаем здоровья твоим рекам, озерам, лесам, твоим питомцам — зверям и птицам, рыбам и насекомым. Желаем быть самой красивой и чистой!
Земля: На память о нашей встрече я хочу подарить каждому из вас памятную медаль «Защитники природы»!
Воспитатель:
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб Земля расцветала,
И росли, как цветы малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Использованная литература
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. — М.: Просвещение – 1999
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» — 1998.
Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду : прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
Рыжова, Н. А. Программа «Наш дом - природа»: блок занятий «Я и природа» / Рыжова Н. А. - М.: ООО "КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА", 2005.