Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Инновационные технологии в системе воспитательной работы

Данная статья раскрывает методы, средства и подходы к организации инновационной технологии в системе воспитательной работы, пути усовершенствования воспитательного процесса в общеобразовательных школах.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Саканян К. С.

МБОУ СОШ имени М.И.Калинина МО «город Бугуруслан»

Инновационные технологии в системе воспитательной работы

Аннотация. Данная статья раскрывает методы, средства и подходы к организации инновационной технологии в системе воспитательной работы, пути усовершенствования воспитательного процесса в общеобразовательных школах.

В нашем современном мире становится актуальной проблема появления новых взглядов и людей, которые действуют нестандартно, и способны творчески управлять деятельностью других людей. Именно поэтому в системе российского образования происходит переход от школы, распространявшей моноидеологическое мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее формирование человека, которая создаёт условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, в овладении прочными знаниями, умениями и навыками с возможностью их применения на практике.

Потребность инновационного характера развития образования в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в использовании образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования выпускников.

Понятие «инновация» рассматривается как результат творческого процесса; как процесс внедрения новшеств.

Воспитательная работа – это занятия, которые проводит учитель совместно с ребятами после уроков, для расширения и углубления ЗУН, развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха и является часть учебно-воспитательной работы.

Я считаю, что внеклассная работа рассчитана на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции).

Именно поэтому воспитательная работа может быть простроена в разных формах, но одной из главных форм была и остается - час общения. В этом году во всех школах страны каждый понедельник начинается с занятия « Разговоры о важном». Основные темы связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России.

Час общения - это время, когда мы по-настоящему в непринужденнойобстановке можемчто-тосоздать илисотворить, обсудить и узнать. Под моим руководством дети включаются в подготовленную работу, которая помогает формировать отношение к окружающему миру, что подтверждает необходимость использования педагогических технологий.

Сегодня быть хорошим высококвалифицированным учителем невозможно без знания таких педагогических технологий как:

В своей работе я использую следующие воспитательные технологии.

Например, технологию развития критического мышления.  Воспитательный процесс я тесно связываю с уроками литературы, поэтому этот метод помогает моим обучающимся пользоваться многообразными стратегиями чтения, интерпретировать прочитанный материал, выбирать информацию с точки зрения ее важности, исключая второстепенную, делать заключения и обобщения, уметь оценивать новые знания.

Стратегия IDEAL

Данная технология помогает моим ребятам увидеть проблему, проанализировать ее, выделить аспекты, оценить и выбрать способы решения. В ходе работы предлагаю учащимся алгоритм решения проблем стратегией IDEAL
• Я читаю (показываю) фрагмент книги (фильма), например: М. И. Шолохова «Судьба человека», где отображена проблема.

 Интересно, в чем проблема?
• Формулировка проблемы должна начинаться с вопросительного слова «Как…?», в ней должна отсутствовать частица «не», а также – она должна быть точной. Вопросов должно быть не менее восьми, и все они должны быть разными.
• Выдвижение гипотез:  Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!
• Учащиеся определяют, какую информацию получили из фрагмента из фрагмента и что знают по проблеме из собственного опыта? (индивидуальная работа).
• Учащиеся определяют, что нужно узнать, чтобы решить проблему.
• Есть ли какие-либо хорошие решения? 

Ребята выражают разные способы решения проблемы, определяют наиболее оптимальные (можно использовать любую форму работы -индивидуальную, группову, фронтальную).
• А теперь сделаем выбор! Выбор одного способа решения проблемы, обоснование выбора.

Например: наблюдая за поведением главного героя, мы можем оценить русский национальный характер, отличительной чертой которого является гордость и самоуважение. Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером — это своеобразная психологическая «дуэль». Один из участников поединка — слабый, изможденный человек. Другой — сытый, благополучный, самодовольный. И, тем не менее, победил слабый и изможденный. Андрей Соколов по силе своего духа превосходит фашиста Мюллера. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия показывает внутреннюю силу Андрея Соколова. «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!» Сама мысль об этом показалась Андрею Соколову кощунственной. На предложение Мюллера выпить за свою погибель, Андрей соглашается. «А что мне было терять? — вспоминает он впоследствии. — За свою погибель и избавление от мук я выпью».В моральном поединке Мюллера и Соколова последний одерживает победу еще и потому, что абсолютно ничего не боится.

Технология КТД (коллективные творческие дела)

Я использую этот метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.

Виды коллективных дел:

Трудовые КТД.

Цель: расширить знания учащихся об окружающей среде, воспитывать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также заботиться о близких и далеких людях (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, "Снежная сказка", трудовой сюрприз, фабрика, мастерская).

Познавательные КТД.

 Цель: развивать у школьников такие качеств личности, как стремление к познанию неопознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума (вечер-путешествие, вечер, разгаданных и неразгаданных тайн, пресс-бой, пресс-конференция, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал).

Художественные КТД.

Цель: развивать художественно - эстетические вкусы детей и взрослых; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; обогащать внутренний мир человека (литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии).

Спортивные КТД.

Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (веселая спартакиада, "Следопыт").

Общественно-политические КТД.

Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).

Организаторские КТД. 

Любое практическое занятие становится коллективным и творческим лишь в живой совместной - организаторской деятельности (школьная газета -"МИФ", Движение первых).

Любое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.

Сегодня компьютеризация воспитательного процесса относится к числу крупномасштабных инноваций, которые пришли в школу в последние десятилетия. Принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в воспитательный процесс:

-      использование современных информационных технологий в качестве инструментов воспитания, познания себя и действительности;

-      использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

-      использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

-      использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

Кейс-технология. В своей работе я часто использую этот метод, потому что он позволяет ребятам приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Кейс – метод развивает:

1. аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы;

2. практические умения ;

4. формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать);

5. социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).

Таким образом, кейс-технология развивает у ребят такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Технология проблемного диалога может использоваться в любой воспитательной системе, в том числе и на часах общения, на которых изучаем какой-либо новый материал.
Притча.
1.Читается притча, предлагаются вопросы для обсуждения.
2. Читается притча без окончания, предлагается обсудить, чем она могла бы закончиться.

Притча всегда подразумевает беседу с учащимися, и ее основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана, и мы  начинаем ее осмысление. Так как процесс осмысления может быть бесконечным, притча не исчерпывает всей своей смысловой глубины. Она делает  сознание более гибким и подвижным, что в свою очередь способствует лучшему усвоению представлений о нравственных ценностях.

Таким образом, используя инновационные технологии мы сможем улучшить качество воспитательной работы в классе, развить познавательный интерес у учащихся. Применения инновационных подходов в воспитательной работе является воспитание современного человека, готового к постоянному изменению, совершенствованию, самообразованию, способного продолжить эстафету поколений и жить в современном обществе.

Литература

1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001

2. Караковский В.А., Новикова Л.И. и др. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика воспитательных систем. М., 2000

3. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Актуальные вопросы управления развивающейся школы: Концепция управления развитием школы. Новокузнецк, 2004

4. Новикова Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции // Сов. Педагогика, 1991, № 11

5. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе. Дисс. О.И.- канд. пед. наук. - М., 2006

6. Теория и практика воспитания: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной, О.В. Еремкиной. - Рязань: Феникс, 2007

7. Учебно-воспитательные комплексы - новый тип школы для XXI века / Под ред. И.Ф. Исаева. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2001

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области