Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема

Выявить и обосновать возможности использования сюжетно-ролевых игры как средства развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема

Наше время характеризуется стремительностью, диктует новые формы общения. И в этой новой форме диалог сводится просто к обмену информацией, и фон освоения средств невербального, или как еще можно выразиться виртуального общения, культуры речи, умение устанавливать интерактивное взаимодействие с собеседником (умение слушать и слышать, проявлять активную реакцию отношение и т. д.).

Трудно поверить, что люди, общение которых сводится к виртуальному, в прямом и переносном смысле, смогут реализовать себя в обществе, без серьезных трудностей, построить и поддерживать отношения с людьми в личной так, сказать в приватной беседе, профессиональном и универсальном плане.

В повседневной жизни, знание коммуникационных технологий обогащает нас жизненным опытом, приводящие к развитию личностных качеств. Бесспорно, что человек, способный вести не только бытовую ситуационную беседу, но и организовать насыщенное, содержательное общение, будет успешен в школе, в профессиональной деятельности и в личной жизни.

Именно поэтому педагогам - воспитателям, необходимо всесторонне поддерживать первоначальную потребность маленького ребенка в общении, формировать у детей способность к диалогу друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равноправия в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить четко, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, спорить, высказывать предложения и пожелания.

Проблема развития речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: педагогам, логопедам, специалистам, педагогам дополнительного образования, психологам. Давно установлено, что к раннему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей.

Есть два основных направления общения дошкольника - со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенок вовлекается в диалог взрослым. Обращаясь к ребенку с вопросами, мотивами, суждениями, он тем самым активно реагирует на его высказывания и жесты, «фиксирует» диалог, интерпретирует, «разворачивает», распространяя неполные ситуационные высказывания своего маленького собеседника, доводит их до полной формы.

Опыт вербального общения со взрослым ребенком переносится на его взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность в самопрезентации, потребность в экспертной внимания, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в общении, в усвоении родного языка - его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Известно, что без знания родного языка, ребенок не сможет овладеть навыками диалогического общения.

Так как диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении Связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером. Наблюдений за развитием диалогической речи показали, что возраст (3-5 лет), особо чувствителен, чувствителен в усвоении диалогической речи детьми. Наблюдая за своими учениками, как развивается их диалогическая речь, учитель может выделить две линии: во-первых, улучшается ли их понимание взрослой речи; во-вторых, есть ли собственная активная речь?

Детям пяти лет жизненно необходимо делиться впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаться на предложение рассказать о своих встречах на природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках.

В диалоге со сверстниками, дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются в помощи взрослых в процессе обучения диалогическому общению со сверстниками. Для того, чтобы дети эффективно общались друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни.

Прежде всего, необходимы материальные условия для общения детей, то есть развивающая среда. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша.

Развитие диалога - это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них ребенок. Дети не умеют пользоваться имеющимися вербальными и невербальными средствами, не владеют способами построения диалога, не налаживают взаимодействия друг с другом во время диалога, то есть не умеют слышать, слушать друг друга, говорить инициативно.

Обучение диалогической речи традиционно принимает форму разговора. В ее ходе происходит практическое усвоение вопросно-ответной формы, которая включает в себя освоение простых синтаксических моделей фраз, формирование умения соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания.

Такая ярко выраженная учебная мотивация применима только к детям, у которых достаточно хорошо развита произвольная регуляция собственной деятельности. Как известно, дети, посещающие компенсационные группы, в большинстве случаев не рассматриваются в качестве таковых. Поэтому для решения проблем развития диалогической речи целесообразно использовать игровые методы, которые идеально вписываются в жизнь ребенка. При этом игровая мотивация речевой деятельности является решающей, но не единственной. В глубине игры зреет другая мотивация - обучение. Создается ситуация: чтобы продолжить игру, нужно чему-то научиться: игровая мотивация становится условной обучаемостью и наоборот.

Чтобы понять, что такое ролевая игра, нужно вникнуть в научное определение игры.

Игра - это факт полезного вида занятости детей и взрослых, следствие которой состоит не в ее заключительных итогах, а в самом ходе игры. Игра является одним из видов занятости всего человечества. Как не трудное и достаточно увлекательное явление, данный вид деятельности прельщает внимание людей разнообразных ремесел и профессий.

Изучения советских и заграничных ученых - философов, социологов, историков культуры (Хайнц Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) анализируют индивидуальность игры, ее роль и смысл в жизни общества и каждой персоны отдельно, в культуре всего человечества в целом. Исследователи обозначают первоначально ценность игры, ее условность, а также делают акцент на ее значимость в сформированности общественного поведения, самореализации человека, а также вероятность прогнозирования его поведения в условиях общения с окружающими их людьми.

Сюжетно - ролевая игра – один из основных видов игр ребенка в дошкольном возрасте. Делая попытки охарактеризовать ее суть, С. Я. Рубинштейн отмечал, что эта игра наиболее спонтанное и непредсказуемое творение мышления ребенка и в то же время она основывается на взаимодействии чада со старшими. В основных чертах игры можно выделить несколько качеств в личности ребенка: эмоциональная удовлетворенность и увлеченность детей, независимость, энергичность и инициативность, желание активно участвовать в игровом процессе, креативность, индивидуальная неповторимость и импровизация.

Существенно важнейшим источником, насыщающем ролевую игру дошкольников, является окружающая его среда, жизнь и творческие интересы и увлечения родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестер и, безусловно, их сверстников.

В сюжетно - ролевой игре зарождаются всевозможные воображаемые ситуации и обстоятельства. Воображаемая ситуация рождаются сами собой из заданного сюжета и распределенных между участниками игры ролей.

Сюжетно – ролевая игра, именуемая как, художественно - творческая игра в дошкольной среде, в развернутой форме, знакомит детей с видом деятельности, в которой они могут выбирать себе всевозможные роли – профессии, (функции) взрослых и в общественной форме в преднамеренно созданных игровых условиях и ситуациях воссоздают деятельность взрослых и взаимоотношения между ними. Данные условия можно охарактеризовать применением всевозможных различных игровых предметов, вещей, заменяющих подлинные объекты и предметы во взрослой деятельности.

Любительский не профессионально - педагогический характер игровой деятельности детей дошкольного возраста состоит в том, что они энергично и оригинально, с индивидуальными особенностями воспроизводят и воссоздают целый ряд определенных фактов и явлений, действий и отношений.

Оригинальность и индивидуальность действий детей в процессе игры обусловлены некоторыми особенностями восприятия детьми окружающего их мира, уяснения и постижения определенных фактов, явлений, связей, присутствием или отсутствием опыта и естественной непринужденностью чувств.

Творческий и духовный потенциал игровой деятельности активно проявляется в том, что дети как бы перевоплощается в того, кого он имитирует, и, всей душой веря в истинность и сущность игры, воплощает особую и неповторимую игровую жизнь и искренне переживает разные чувства и эмоции, такие как радость и горе, счастье и злость, во время игры.

Оживленный интерес к разным жизненным ситуациям и явлениям, людям, животным, потребность и острую необходимость в социально значимой деятельности дети удовлетворяют через разнообразные самостоятельные действия в сюжетно – ролевой игре.

Игра как в сказках, учит ребенка проникнуться размышлениями и эмоциями подражающих ими людей, выходя за круг повседневных и будничных впечатлений в огромнейший мир людских стремлений и страстей, и героических перевоплощений, и поступков, и действий. Не малая роль в формировании и насыщении детской инициативы, творении подражания и парирования окружающего мира и перевоплощения относится к воображению. Именно с помощью силы воображения созидаются обстоятельства игры, воспроизводятся в ней образы и фигуры, вероятность объединения реальности с привычным, и вымышленным, что придает детской игре привлекательность и индивидуальность, характерную и свойственную только ей.

В сюжетно – ролевых играх явственно выражаются оптимистичность - жизнелюбие, наиболее сложное в них, как правило, завершается благополучно и счастливо: капитаны кораблей бес особых препятствий, проводят их сквозь ненастные бури и огромные штормы, пограничники задерживают всех злостных нарушителей, врачи исцеляют тяжело, больных пациентов.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воспроизводит, моделирует реальные истинные явления окружающего мира и их собственной жизни, испытывает сопереживание к ним и именно это насыщает его жизнь достаточно богатым содержанием, тем самым, оставляя огромный след и неизгладимые впечатления на долгие, долгие годы.

Примерно в середине дошкольного детского возраста самым главным содержанием игры становится взаимосвязь между ролями, которые четко обрисованы и выделены. Дети сами выбирают их и дают им названия и перед игрой. Существуют игровые действия и поступки, которые передают взаимоотношения с другими участниками игры, если кашу положили на тарелочки, если нарезали хлеб, то все должны отдать «детям» на завтрак. Действия детей становятся короче и более точные, и конкретные, относящиеся к конкретной ситуации, они не дублируются и не сменяют друг друга. Все действия, которые совершает ребенок вовремя сюжетно – ролевой игры совершаются им не только не ради себя, а для осуществления, обусловленного или установленного отношения к другому игроку в соответствии с заданной ему ролью.

Сюжет игры - это область действительности или другими словами место, где происходят основные события по заданной тематике, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, магазин и т. д.). Сюжеты игр отражают характерные обстоятельства ребенка. Они могут меняться в зависимости от этих заданных условий, вместе с увеличением кругозора ребенка и ознакомлением его с окружающим.

Суть игры – это то, что отображается ребенком в качестве самого необходимого в человеческих взглядах и отношениях. В содержании игры отображается более углубленное проникновение ребенка в отношения и вид деятельности людей. Она может отображать только образную или внешнюю сторону того, как ведет себя человек и какие он совершает поступки, только то, с чем и как человек действует, или отношение человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности.

Абстрактный нрав отношений между людьми, которые дети воспроизводят в игре, может отличаться в зависимости от отношений реальных взрослых, которые в настоящее время окружают и воспитывают ребенка.

Говоря о влиянии взрослых на игру детей, К. Д. Ушинский писал: «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая природу игры, а именно, поставки материала для работ, которые ребенок будет брать на себя. Не нужно думать, что весь этот материал можно купить в игрушечной лавке. Вы можете купить яркий, красивый дом для вашего ребенка, и он сделает из него тюрьму, вы купите куклы для него, и он сможет выстроить их в ряды солдат. Вы купите красивые вещи для него, и он не будет их беречь, он будет переделывать и перестраивать игрушки не по их прямому назначению».

Действительно, одна и та же игра по своему сюжету (например, «для семьи») может иметь совершенно разное содержание и характер воспроизведения: одна «мама» может проявлять свою жесткость, а иногда и жестокость характера и будет бить, и ругать своих «детей», другая – будет ласковая, заботливая и внимательная по отношению к ребенку, третья - постоянно мыть грязную посуду и готовить разнообразные блюда, четвертая - читать детям книги и играть в разные увлекательные и интересные игры т.д. Все приведенные варианты отражают то, что «проникает» в осознанное мышление ребенка из окружающей его жизни на данном этапе. Социальные условия, где проживает и воспитывается ребенок, определяют не только сюжеты, но прежде всего основное содержание детских сюжетно - ролевых игр.

Таким образом, очень тонкая грань игры в сфере человеческих отношений говорит нам о том, что она является общественной не только по своему возникновению, но и по своему содержанию в течение всего игрового процесса.

Самая первая и основная задача воспитателя и педагогов дошкольных учреждений - научить детей, дать им сюжет. Например, предлагая детям поиграть в разные профессии, учитель заблаговременно узнает у детей, кем работают их родители, и только потом дает им возможность самим определиться с сюжетом предстоящей игры.

Дети после долгих споров и предложений пришли к определенному выводу и единогласному решению, что у них появилась возможность поиграть в «Строителей». Детьми была определена цель игры и поставлена задача - построить новый и красивый город под названием «Счастливый город». Роли в игре были достаточно быстро распределены, и правила предстоящей игры установлены.

Основным правилом, предложенным детьми, было не строить темные и серые дома. Все дома должны быть светлыми, яркими, разноцветными, приносящими радость и счастье, при одном только взгляде на них. По окончанию игры детьми был проведен веселый праздник под названием «Наш счастливый город». Конечно, одной только детской фантазии недостаточно для такой игры, нужен еще и определенный жизненный опыт. И тут приходит время принять участие в игре и самому воспитателю - педагогу. Он тактично и постепенно подсказывает, каким должен или может быть еще Город «Счастья» и как можно провести выходные или отпуск, совместно с родными в этом городе в разное время года.

В образовательно процессе насчитывается огромное количество примеров сюжетно - ролевых игр. Эти игры можно перечислять целую вещность, так как они напрямую сопряжены с разнообразными профессиями, а их множество, на нашей планете. Самое важное и главное в ролевой игре коллективный характер. Именно в ходе сюжетно - ролевой игры дети обучаются правильному общению, новым незнакомым действиям в соответствии с заданной ролью, озвучиванию этой роли и умению высказывать свое мнение в процессе игры.

Очень часто воспитатели - педагоги встречаются с таким препятствием, как дети абсолютно не умеют принимать участие в сюжетно - ролевой игре: они не могут придумать свою тему, часто ссорятся и не могут найти компромисс и прийти к единому мнению при определении сюжета игры, и ее правилами. Все это заставляет воспитателей - педагогов проявлять тактику, вдумчивых и рассудительных руководителей, а в дальнейшем и участников самой сюжетно – ролевой игры.

Сюжетно - ролевая игра может быть не продолжительной по времени (один день или полдня) и очень долгой (два или несколько дней). Такую игру обычно принято называть ролевой с продолжением. К длительной по времени игре необходимо предварительно тщетно подготовиться. В такой сюжетно – ролевой игре воспитатели сами предлагают детям сюжет игры.

Это уточняется, и только после этого детям дается возможность обдумать, что понадобиться и необходимо им для более точного и соответствующего оформления такой игры. К такой игре можно привлекать и помощь, и участие самих родителей.

В игре четко выражаются необходимые потребности дошкольников. По мере роста и социального развития ребенка, окружающий его мир, который он осознает, расширяется и увеличивает свой кругозор, возникает внутренняя потребность принимать участие в такой взрослой деятельности, которая на данном этапе недоступна ему в реальной жизни. В процессе игры, дети берут на себя роль, и стараются подражать всем взрослым, чьи образы сохранились в их маленьком жизненном опыте. Играя, дети дошкольного возраста практически действуют самостоятельно, свободно выражают свои эмоции, чувства и желания. В отличие от обыденной жизни, где их постоянно учат оберегают от разных неприятностей (не бегать, не падать, мой руки, не выдумывай, слушайся и не перебивай и т. Д.), в игре дети могут все: плавать на кораблях и подводных лодках, летать на ракетах и комических кораблях в космос, учить учеников и проверять уроки в школе и т. д.

Ребенок - это постоянно и непрерывно растущее и развивающееся существо. Движение - одно из основных условий его полноценного и своевременного роста и развития. Острая потребность в активных движениях и действиях удовлетворяется и восполняется во всех видах игр, особенно в подвижных играх. В сюжетно - ролевых играх у детей есть автомобили, каталки, коляски, которые побуждают их к всевозможным движениям.

Возможности игры безгранично велики в удовлетворении врожденной и приобретенной потребности в общении у ребенка. В дошкольных учреждениях, как правило, имеются игровые группы, которые объединяют детей в соответствии с общими интересами и взаимными дружескими симпатиями. Играя в игры, дети вливаются в такие отношения, в которых они еще «не до конца развиты» в других условиях, а именно в отношениях взаимопомощи по отношению друг к другу, подчинения, требовательности и неприхотливости. При наличие таких отношений можно говорит о том, что играющая группа детей совместно с воспитателем – педагогом становится полноценной «играющей командой».

Таким образом, углубившись в сюжетную линию игры, отражающую определенные условия жизни детей дошкольного возраста, одномоментно и по совместительству рождаются и дифференцируются другие виды деятельности (трудовая, педагогическая). По мере нарастания развития игры ребенок овладевает всевозможными компонентами, присущими в ходе любой деятельности: учится поставить перед собой точную цель, планировать свои действия спонтанно и заблаговременно и конечно же добиваться желаемого результата в более кратчайшие сроки.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области