Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад № 32 «Родничок» Комбинированного вида.
Отчёт по теме самообразования
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2- 3 лет».
Подготовила воспитатель
Алексеева Л. Ш.
Г. Инта
2020г.
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребёнок многое усваивает путём непосредственного подражания окружающим его людям. Взрослые, находящиеся рядом с ребёнком должны приложить немало усилий, чтобы детская речь развивалась правильно и своевременно.
Эта тема стала для меня особенно актуальной после общения с вновь прибывшими ребятишками. Я обратила внимание что, многие дети из моей группы плохо разговаривают, у них нарушено звукопроизношение, словарный запас был скуден и невелик, общение со сверстниками и взрослыми велось в основном односложными словами и строилось или в виде просьбы, или на неречевых средствах (мимике, жестах, интонации).
Цель работы:
1) повышение своего профессионального мастерства и компетентности;
2) способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора.
Задачи:
1) приобщать детей к устному народному творчеству, развивать их речь;
2) вызвать эмоционально положительное отношение к потешкам, сказкам, загадкам, пестушкам, народным песенкам и играм;
3) способствовать сохранению радостного настроения во время пребывания в МДОУ;
4) воспитывать гуманные отношения.
Неоценимую роль в решении этих задач я возлагала на русский народный фольклор т. к. он расширяет знания ребёнка об окружающем мире, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Фольклорные произведения очень хорошо воспринимаются детьми благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Приступая к работе по данной теме, я ознакомилась с методической литературой. Отбор фольклорного материала осуществляла в рамках тематических разделов Программы, учитывая возрастные особенности детей.
Прекрасным речевым материалом для меня явились народные сказки, потешки, заклички, песенки, которые можно было использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно - партнёрской деятельности с детьми.
Для обеспечения вхождения нового ребёнка в группу и лучшего знакомства с ним использовала потешки ,в текст которых надо было подставлять имя:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Катенька хорошая,
Катенька пригожая.
Красные кафтанчики
Синие карманчики
На дубу они сидят
Меж собою говорят – про Кирилла, про хорошего.
Знакомство детей с народными потешками я начала с рассматривания иллюстраций, картинок в книгах, игрушек. Потешки очень понравились ребятишкам. Они привлекли детей звучностью, напевностью, ритмичностью и вызвали желание слушать, повторять и запоминать занимательный текст. Для привития внимания я использовала все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, эмоциональность, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети легко их запоминают и вводят в свою речь. Ценность потешек состоит в том, что в них слова можно соединять с действиями.
Совушка сова, большая голова
На дереве сидит,
Во все стороны глядит,
Да как полетит. Уф, уф, уф.
Потешки не только легко запоминаются, но ещё легко и инсценируются. Ребятишки с удовольствием участвуют в показе, используя простые атрибуты
Чики, чики, чикалочки.
Едет Максим на палочке,
Сонечка в тележке
Щёлкает орешки.
Чтение потешек, в которых упоминаются имена детей вызывает у них радость. Вначале ребятишки с удовольствием слушают незнакомый тест, а потом хором все вместе повторяют его за воспитателем.
Потешки я использовала для развития речи, для обогащения словаря, для развития познавательных способностей и для овладения диалогом.
Чтение, заучивание, обыгрывание даже одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию.
Кисонька - мурысенька,
Где была? - На мельнице.
-Курочка - рябушка,
Куда пошла?
На речку.
-Курочка - рябушка
Зачем на речку пошла?
За водицей.
Курочка - рябушка, зачем тебе водица?
Цыпляток поить.
Как твои цыплята водичку будут пить?
-пи, пи, пи.
Воспитание звуковой культуры речи я осуществляла через проведение пальчиковых игр с опорой на фольклорный материал. Детям эти игры очень нравятся.
Они хорошо запомнили к концу года текст таких потешек, как: «Идёт коза рогатая», «Этот пальчик дедушка», «Сорока ворона», «Мы капусту рубим», «Стали мы гостей созывать». К концу года многие ребятишки стали проговаривать слова чётче и яснее.
Учитывая, что звуковая культура речи – это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание я обращаюсь к такому виду народного творчества, как колыбельные песни и заклички.
Колыбельный напев и песни ребятишки услышали от меня в первые дни посещения детского сада. Когда им приходилось оставаться на тихий час. Детей трудно было уложить в кровать, они сильно плакали. Приходилось покачивать и напевать колыбельную. Дети, даже не понимая многие слова, слушали, успокаивались и потихоньку засыпали.
Сейчас они сами поют колыбельные песни, укладывая дочек спать. Сложив руки на груди, качая куклу, они поют и про серого волчка, про котика кота.
Заклички я применяю, когда выходим на улицу. Заклички ценны тем, что очень быстро запоминаются, и дети проговаривают их при любом удобном случае хором.
Солнышко - колоколнышко
Выгляни в окошко,
Твои детки плачут,
По лавочкам скачут.
Или
Дождик, дождик
Дождик лей,
Будет травка зеленей.
Трудно представить мир ребёнка без сказки. Сказка, придя к человеку в детстве, остаётся с ним навсегда. Почти каждый день я читаю детям сказки. Слушая русские сказки «Три медведя», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Теремок!», «Заюшкина избушка!» и др., дети овладевают языком своего народа.
Для усвоения слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с ними красочные картинки, даю возможность самим пересказывать сказку, используя сюжетные иллюстрации, договаривая окончание текстовых фраз (Катится колобок по дорожке, а навстречу ему). Дети с удовольствием участвуют в театрализации сказок: сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», песни «Жили у бабуси», проявляя все свои речевые знания, эмоциональные качества.
Зная, что двигательная функция у маленьких детей является ведущей, я даю им возможность побегать, пошалить, покричать и провожу с ними народные игры, которые способствуют развитию у детей памяти, внимания, сообразительности, быстроте интеллектуальных, физических реакций.
Наши малыши любят играть в «Зайка беленький сидит и ушами шевелит», «У медведя во бору», «Заинька», «Каравай», «Во поле берёза стояла», «Гуси - гуси», «Солнышко и дождик».
Большое значение для развития речи малышей играет специальная организация предметно - развивающей среды.
В нашей группе есть подбор книг с фольклорными произведениями, книги - раскладушки, атрибуты для театрализации, есть пальчиковые театры: «Колобок»,» Репка»,» Курочка Ряба», наборы сюжетных картинок и дидактических игр по сказкам, образные игрушки, народные музыкальные инструменты. Всё это даёт детям возможность самостоятельно учиться, повышает их активность и уровень познавательно-речевого развития.
В папке-передвижке помещены консультации «Устное народное творчество - как средство развития речи», «Детский фольклор». Консультации для родителей «Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить?», «Баю- баюшки – баю…» (как укладывать ребёнка спать).
В результате проделанной работы я отметила, что к концу года у большинства детей улучшилось звукопроизношение, что дети умеют отвечать на несложные вопросы, свободно общаются со взрослыми и сверстниками, пользуются формами речевого этикета, сопровождают речью игровые и бытовые действия. Дети знают стихи, потешки, песенки, сказки и с удовольствием их рассказывают и поют.