Классный час «Скажем курению - НЕТ!»
Цель: формировать у учащихся отрицательное отношение к курению и потребность в здоровом образе жизни.
Задачи:
-познакомить учащихся с последствиями курения;
-формировать у воспитанников потребность противостоять вредным привычкам;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки и здоровье;
- способствовать выработке отрицательного отношения к табакокурению.
Оборудование: мультимедийная установка, плакаты, презентация.
Ход мероприятия:
Слайд 1.
Учитель 1: «Здравствуйте!»
Учитель 2: Просто «Здравствуйте»?
Учитель 1: Что особенного тем мы друг другу сказали?
Учитель 2: Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Учитель 1: Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Учитель 2: Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Учитель 1: Итак, здравствуйте!!! И пусть вам будет сегодня светло и радостно!
Учитель 2: Давайте поприветствуем друг друга.
«Приветствие»
– Здравствуйте, те, кто родился зимой! (те, кто родился зимой, здороваются и садятся)
- Здравствуйте, те, кто родился летом! (те, кто родился летом, здороваются и садятся)
- Здравствуйте, те, кто родился весной! (те, кто родился весной, здороваются и садятся)
- Здравствуйте, те, кто родился осенью! (те, кто родился осенью, здороваются и садятся)
Учитель 1: Здороваться - это желать здоровья! Мы желаем, чтобы во все времена года у вас было отличное здоровье!
Учитель 2: Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность.
Слайд 2.
Учитель 1: Мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Вот что ответил мудрец: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
Слайд 3.
Учитель 1: Почему-то считают, что забота о здоровье - дело медицины? Но разве каждый из нас не должен быть в ответе за свое здоровье? Природа окружила человека различными микробами и вирусами, а человек «украсил» свою жизнь вредными привычками, самыми опасными из которых являются - Никотин, Алкоголь и Наркотики.
Учитель 2: Сегодня мы поговорим с вами о вреде табака. Все знают о том, что курить вредно, но некоторые мальчишки и девчонки, прячась в укромных местах, украдкой от взрослых курят.
Слайд 4.
Учитель 1: Сейчас, ребята, мы предлагаем вам выполнить задания, которые помогут вам понять, что главная ценность жизни - собственное здоровье. Перед вами поле из 9 квадратов, каждый из которых содержит свое задание. Открывать квадраты вы сможете, правильно решив предложенные примеры. После выполнения задания также будет открываться сектор на большом квадрате-плакате. Таким образом, мы с вами узнаем, что изображено на обратной стороне квадрата.
Слайд 5.
Квадрат 1.
Учитель 2: Внимание пример! Насколько 9 больше 10. Правильно на 1. Открываем квадрат под цифрой 1. «Опасный туман».
Выходит учащийся в костюме «Дым»
Дым: Ребята, вы меня узнали? Я – Дым. Но совсем не простой дым, а дым - табачный. Вы знакомы со мной? Ах, нет? Тогда давайте знакомиться. Сейчас я расскажу вам о себе много интересного. А после знакомства вы решите надо вам дружить со мной или нет.
Учитель 2: Как вы думаете, сколько в табачном дыме различных веществ?
«Дым» показывает 4 карточки, на которых написаны следующие числа –
100, 2500, 4000, 1450.
Перед вами 4 числа выберете то число, которое по вашему равно числу веществ находящихся в него.
Ответы учащихся.
Дым: Что ж ребята, не все из вас угадали количество веществ содержащихся во мне.
Учитель 2: Это и не удивительно, ведь вы их не видите. Действительно в дыме более 4000 веществ. А как вы думаете, это полезные или вредные вещества?
Учитель 2: Да, это все вещества вредные и когда дым попадает к человеку в организм, он его разрушает. Но некоторые, почему-то этого не бояться.
Дым: А кто скажет, как я появляюсь на свет?
Ответы учащихся.
Учитель 2: Да, действительно, когда зажигают сигарету. А кто знает, до какой температуры нагревается кончик сигареты, откуда появляется дым?
Дым показывает 4 карточкам, на которых написаны следующие числа –
100, 250,800, 1000.
- Перед вами 4 числа выберете то число, которое равно температуре горения сигареты.
Ответы учащихся.
Учитель 2: И так теперь вы знаете, что в табачном дыме содержится 4000 веществ, и температура их горения около 800 градусов.
Табачный дым содержит вредные вещества: угарный газ, пиридиновые основания, синильную кислоту, мышьяк, стирол, сероводород, углекислоту, аммиак, азот, эфирные масла.
Выходят учащиеся с названиями вредных веществ.
Учитель 2: Скажите, ребята, когда человек курит, он вдыхает вредные вещества, находящиеся в дыму, только сам, или рядом стоящий человек тоже отравляет себя?
Ответы учащихся.
Выберете, какую часть дыма получает курильщик, а какую тот человек, который стоит рядом?
Дым показывает ребятам следующие карточки: 50/50; 20/80; 80/20; 10/90.
Учитель 2: Правильный ответ следующий: 20 % дыма получает курильщик, 80% тот, кто стоит рядом, и поэтому его называют пассивным курильщиком.
Дым: Вот, ребята, вы и познакомились со мной поближе и вам самим решать - будете вы со мной дружить или нет.
Учитель 2:Ребята, как вы думаете, стоит ли дружить с табачным дымом?
Ответы учащихся.
Слайд 6.
Квадрат 5
Учитель 1: Решите следующий пример. Уменьшите число 9 на 4. Ответ 5, правильно и мы открываем квадрат с цифрой 5. «Мишени для табака».
Приглашаются учащиеся для участия в конкурсе. Им раздаются таблички, на которых написаны название органов человека:
легкие, сердце, печень, желудок, глаза, уши, зубы.
Учитель 1: Вот органы человека, которые подвергаются вредному воздействию табака, если люди курят или являются пассивными курильщиками. Необходимо будет спасти органы человека от этого пагубного влияния. Коварные сигареты будут целиться в орган, участнику необходимо рассказать о влиянии табака на тот орган, который он защищает, а также о возможных заболеваниях этого органа, которые вызывает курение.
Участники зачитывают заранее подготовленные тексты.
Сердце - курение является фактором риска в развитии сердечно - сосудистых заболеваний. После каждой выкуренной сигареты увеличивается давление крови, пульс, сужаются сосуды, что влечет за собой такие заболевания, как атеросклероз, гипертонию, стенокардию, инфаркт миокарда.
Легкие и органы дыхания в целом - у курильщиков чаще, чем у других возникают воспалительные заболевания дыхательных путей. В достаточно молодом возрасте у них развивается хронический бронхит. Может развиться бронхиальная астма, воспаление легких, рак легких.
Печень - образующиеся при курении деготь, содержит вещества, оказывающие токсическое воздействие непосредственно на печеночные клетки, в конечном итоге может развиться цирроз печени.
Желудок - курильщики в 2 раза чаще болеют язвенной болезнью желудка, чем некурящие.
Глаза (орган зрения)- курение вызывает нарушение зрения, светобоязнь, боль в глазных яблоках при их движениях.
Уши (орган слуха)- у курящих людей снижается слух.
Зубы - у курящих людей нарушается эмаль на зубах, вследствие чего они изменяют цвет и в большей степени подвержены заболеваниям кариес и пародонтоз.
Учитель 1: И крепкие, и легкие, и электронные сигареты имеют одинаковый состав табака и наносят вред организму человека. Курение – смертельно опасная привычка! Она провоцирует развитие онкологических заболеваний.
Раннее употребление электронных сигарет, прежде всего, негативно сказываются на лёгких. У подростка возникают первые признаки одышки, мучает кашель.
При длительном курении у курильщика сильно страдает печень, т.к. никотин наносит большой урон печени. Сердце начинает работать более учащённо, что приводит к его раннему изнашиванию.
Появляется рассеянность, частые головные боли, раздражительность, равнодушие ко всему происходящему. Вещества, которые содержаться в табачном дыму губительно действуют на клетки мозга, а значит, постепенно отнимают у человека память и внимание, возможность творить и придумывать. Такому человеку трудно добиться успеха. Жизнь становится скучной и неинтересной.
Квадрат 9.
Слайд 12.
Учитель 2: Внимание пример! 3х3, правильный ответ 9.
«Воздействие никотина на сосуды». Ребята, отгадайте загадку
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг,
Прекратится этот стук.
Правильно – это сердце!
(Учащийся, который первый отгадал загадку, выходит, и становиться ведущим).
Ребята, предлагаем вам заглянуть в наш организм и почувствовать изменения, происходящие в сосудах под воздействием углекислого газа и различных видов ядов.
Приглашаются участники игры, которые делятся на две команды: «Сосуд» и «Кровь». Команда «Сосуд» строиться в 2 шеренги лицом друг к другу, руки соединяют в ладонях. Участники игры стоят на расстоянии большого шага (приём игры «ручеёк»). Команда «Кровь» становиться в шеренгу, и держит друг друга за руки. Ведущий «Сердце» проводит команду через команду «Сосуд».
«Здоровый человек».
«Кровь» спокойно проходит через «сосуд».
«Курильщику 5 лет».
Участники «сосуд» делают небольшой шаг друг к другу - «сосуд» сужается. «Сердце» проталкивает «кровь» в момент прохождения через «сосуд».
«Курильщику 10 лет»
Участники «сосуд» делают еще один небольшой шаг друг к другу. Возможно, плотное прилегание тел участников, изображающих «сосуд».
«Сердце» толкает «кровь» при прохождении участников «кровь» через «сосуд».
В этой части моделирующего упражнения возможны динамические проявления: возможно столпотворение ребят - «закупорка сосудов» и прорывы шеренг - «лопанье сосудов».
Ведущий отслеживает динамику, предохраняя ребят от ушибов.
Ребята «сосуды» и «кровь» делятся полученными ощущениями.
Слайд 7
Квадрат 3.
Учитель 1: Внимание пример! Найдите сумму чисел 2 и 1. Ответ 3. Открываем квадрат под цифрой 3 «Зарядка для ума».
Я предлагаю желающим поучаствовать в конкурсе «Зарядка для ума».
Участники делятся на группы по 5-7 человек. Каждая группа получает карточки со словами. Необходимо правильно собрать пословицы.
мудрость, табак, удаляется, появляется, Когда.
(Когда появляется табак, удаляется мудрость)
попрощайся, Поздоровавшись, с умом, с сигаретой.
(Поздоровавшись с сигаретой, попрощайся с умом)
вредить, Курить, здоровью
(Курить - здоровью вредить)
время, а взамен, здоровье, Отдай, получи, спорту.
(Отдай спорту время, получи здоровье)
дух, теле, В здоровом.
(В здоровом теле здоровый дух).
Квадрат 7
Слайд 11
Учитель 2: Внимание пример! Уменьшите 9 на 2. Ответ 7. Открываем квадрат под цифрой 7 «Бросай курить – вставай на лыжи».
Встав на «лыжи», с помощью клюшки вести пачку сигарет до ориентира - обруча. Доведя, закинуть в него пачку сигарет и вернуться обратно.
Слайд 10
Квадрат 6
Учитель 1: Внимание пример! 3х2. Ответ 6. Открываем квадрат под цифрой 6 «Здоровые легкие – здоровое дыхание». Посмотрите на слайд и отгадайте ребус.
Дыхательная гимнастика полезное и интересное занятие. Развитие дыхательной системы и насыщение организма кислородом помогут укрепить здоровье.
Глубокое очищение
Стать ровно. Сначала максимально выдохнуть воздух из лёгких, затем медленно и глубоко вдохнуть, выпячивая вперёд грудную клетку и стараясь свести лопатки. Через сомкнутые губы сделать три отрывистых сильных выдоха. Повторить 3 раза
Укрепление лёгких
Встать прямо, вытянуть руки перед собой, сжать в кулак. Медленно глубоко вдохнуть и задержать дыхание. Сделать три быстрых движения, разводя руки как можно дальше в стороны и за спину и возвращая их обратно в исходное положение. После этого усиленно выдохнуть воздух.
Слайд 6
Квадрат 2
Учитель 2: Внимание пример! 4 разделить на 2. Ответ-2. «Не зевай – быстро отвечай».
Сейчас я буду задавать вопросы, а вы, если согласны со мной, - хлопайте, если нет – топайте. Приготовились!
Игра на внимание
Вы любите есть конфеты?
Курить сигареты?
Смотреть мультфильмы?
Спрашивать: «У тебя с фильтром?»
Стекла бить?
Тайком курить?
Читать книжки?
Драться с мальчишками?
Собирать сигаретные пачки?
Малышей защищать?
Бычки подбирать?
Примерными быть?
Родителей любить?
Учитель 2: А теперь ответьте на такой вопрос: кто из вас мечтает быть здоровым, счастливым, сильным, молодым?
Ответы учащихся.
Слайд 8
Квадрат 4
Учитель 1: Внимание пример! Найди разность чисел 10 и 6. Ответ-4. «Кричалки». Предлагаю поучаствовать в игре «Кричалки». Продолжите «Кричалки».
Если хочешь долго жить –
Сигареты брось…(курить!)
Никотин — ужасный яд,
Что ж ты куришь все подряд?
Бросай вредную привычку,
Потуши скорее ….. (спичку).
Куренье вред!
Куренье зло!
Кто курит, тем не ….(повезло)!
Куренье зло, и пухнут губы,
И станут грязными все …..! (зубы)
Чтоб стал наш мир иным-
Исчезнет пусть табачный …(дым!)
Напомним каждому с любовью -
Курение вредит… (здоровью)!
Учитель 2: Внимание пример! Произведение чисел 4 и 2, правильный ответ 8.
Слайд 13
Квадрат 8
Учитель 2: Внимание пример! Найди суму чисел 6 и 2. Ответ-8. Предлагаем вашему вниманию видео ролик «».
Ученик 1: Запомни - человек не слаб!
Рожден свободным, он не раб.
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
Ученик 2: «Я выбрал сам себе дорогу к свету,
И презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я человек! Я должен сильным быть!»
Учитель 1: «Курить или не курить?» - важный вопрос, решать который приходится многим в какой-то момент жизни. И в тот момент, когда вам придётся делать этот выбор, вспомните это мероприятие и задумайтесь, что выбрать: курение или здоровье.
Учитель 2: В настоящее время ведение здорового образа жизни (ЗОЖ) стало не только полезным, но и модным увлечением. Существует множество здоровых способов получить удовольствие от жизни. И их гораздо больше, чем плохих. Самый простой и доступный из них — общение с близкими нам людьми. Общаясь с друзьями, мы можем обсудить с ними наши проблемы, поделиться радостями и невзгодами.
Учитель 1: Всё больше людей выбирают для себя активное занятие спортом. Бывает достаточно легкой пробежки, чтобы избавиться от дурных мыслей, которые лезут к нам в голову. Можно и просто прогуляться (это доступно каждому) .
Учитель 2: Можно посетить музей, театр или кинотеатр, причем лучше всего сделать это вместе с родственниками или друзьями. Или просто почитать книгу.
Учитель 1: Помните! Здоровье - это главная ценность человека, а человек – это главная ценность нашей страны. И будет здоровой наша страна или нет, зависит от нас с вами, от каждого из нас! Не растрачивайте попусту то, что дано вам природой, поддерживайте и сохраняйте ваше здоровье.
Ведущий 2:Теперь я предлагаю всем встать и громко ответить мне на вопрос – что мы скажем курению? (все встают и вместе отвечают – Скажем, курению – НЕТ!)
Ведущий 2: Большое спасибо всем за внимание, желаем Вам крепкого здоровья! До свидания!