Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Путешествие в мир народных промыслов

1. Учить различать и называть знакомые народные промыслы России «Мезенская», «Хохломская», «Гжельская», «Жостовская», «Городецкая» росписи и их характерные особенности 2. Развивать у детей умения создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади. 3. Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Путешествие в мир народных промыслов»

Задачи:

1. Учить различать и называть знакомые народные промыслы России : «Мезенская», «Хохломская», «Гжельская», «Жостовская», «Городецкая» росписи и их характерные особенности;

2. Развивать у детей умения создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.

3. Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: мезенская посуда, сундук; хохлома-посуда; гжель-посуда, фигурки, городецкая – деревянные сувениры, жостовская - подносы (иллюстрации + демонстрационный материал)+ презентация по всем вышеперечисленым росписям.

Раздаточный: краски, кисти, салфетки, непроливайки, трафареты.

Предварительная работа:

Знакомство с изделиями народных промыслов «Мезенская», «Хохломская», «Гжельская», «Жостовская», «Городецкая»). Рассматривание и рисование, лепка элементов росписей. Разучивание народных игр и стихотворений о народных промыслах. Беседы.

Методические приемы:

Рассказывание: рассмотреть изделия народных промыслов, организовать беседу о них, используя стихи, вопросы, рассказ.

Выделить разнообразные композиции по строению, колориту, составным элементам росписи.

Ход занятия:

Ребята!

Сегодня мы с вами отправимся в сказку, в которой нас ждет много интересного.

Хотите расскажу вам сказку?

-Да!

Сказка:

Жила-была в одном селе девушка, и прозвали ее – Марья Искусница. 

И такая она была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду разными узорами расписывать умела - залюбуешься.

Прослышал о Марьи Искуснице Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство.

Налетел, схватил ее и понес!

А Марья Искусница превратилась в Жар-птицу и стала ронять свои разноцветные перышки, на память о себе.

Куда попало красивое перышко, там и появились новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

А вот куда упали эти пёрышки мы с вами сейчас и узнаем!

И упало одно перышко (украшено узорами гжельской росписи) в город с необычным назнанием…

А как он называется, вы узнаете, отгадав загадку:

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми. (Гжель)

- Ребята, а кто из вас знает, почему мастера использовали для росписи именно синие цвета?

Да действительно, сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

- Что же мастера рисовали на посуде, что бы она получилась такой чудесной?

(Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек).

Ещё одно пёрышко (украшено узорами хохломской росписи) упало в Нижегородскую область, в деревню с веселым название Хохлома.

Вы не знаете, ребята,

Отчего и почему

Очень часто называют

Золотою Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома,

Может всюду там сияют

Золотые купола?

Деревянная, резная,

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой

Вот чем славится она!

Ребята о какой росписи идет речь?

- Хохлома.

Какое время года напоминает эта роспись?

-Лето

Посмотрите на картинку какие цвета используются в данной росписи?

-Красный, золотой, черный, зеленый

Какой материал используют для росписи?

- Деревянный

- А какие элементы хохломской росписи вы знаете? ( Разные ягоды: смородина, клубника, гроздья рябин. Травка, завитки, листья, цветы).

- Скажите, на каком фоне расписаны и украшены узоры? (На черном и желтом фонах).

- Молодцы.

Ой, ребята посмотрите третье перышко  отправилось в город Жостово. Находится он рядом с Москвой. Послушайте стихотворение…

Вот жостовский чёрный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

Чтоб роспись художник нанёс на металл.

Фон чёрный на нём должен быть или алым

И краски нежнейшие сада и луга.

Вот кисть живописца пустилась по кругу.

Вальсирует ловко и быстро кружится,

Мазками упругими краска ложится.

И вот разлетелись по чёрному лаку

Пионы, ромашки, розаны и маки.

Художник в работе не любит повторов,

У мастера много красивых узоров.

И как ни похожи букеты на них,

А в Жостово дважды не встретишь таких.

Когда за окном снегопад и мороз,

Живыми цветами усыпан поднос.

Посмотришь с улыбкой на дивный букет

И кажется, лето нам шлёт свой привет.

Так что же расписывают в Жостове ребята?

-Подносы

А какой главный элемент в жостовской росписи? (цветок)

Правильно, мастера рисуют разные цветы, используют разные оттенки, проявляют творчество и получают вот такие красивые подносы.

Четвертое перо отправилось в город Городец

Есть на Волге город древний, по названью Городец

Славится на всю Россию он росписью своей

Распускаются букеты, ярко красками горя,

Чудо - птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

Посмотрите на городецкие изделия. Какие изделия используют мастера? (Много листьев и цветов)

А цвета? (зеленые, розовые, голубые)

А еще, какой элемент используют? (городецких птиц, коней)

Птицу или две или коня рисуют в центре изделия, а края изображают другими элементами росписи.

А пятое перо опустилось в Архангельской области.

Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских росписей. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту.

Она занимала большое место в оформлении изб, как внутри , так и снаружи.

Как и большинство других народных росписей, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Двиной и Печорой.

Вы, ребята, знаете, что делали мезенские мастера? (Выслушать ответы детей)

- Какую краску использовали они для создания узоров?

- Кто мне подскажет, какие элементы узора использовались при росписи?

Предметы густо испещрены дробным узором (звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра.

Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты.

Давайте ребята рассмотрим с вами картинки с этой чудесной росписью.

Но что же это, осталось еще одно перо, но оно почему то без узоров.

Я предлагаю вам, превратиться в Мастеров и Мастериц и расписать кастрюлю. Вы согласны?

-Да.

Тогда, присаживаемся на свои места за столы, для вашей работы все подготовлено.

Но прежде чем начать работу мы с вами потренируем наши глазки.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

А теперь давайте разомнем с вами наши пальчики

Пальчиковая гимнастика.

Разотру ладошки сильно

Каждый пальчик покручу

Поздороваюсь с ним сильно, и вытягивать начну.

Затем руки я помою

Пальчик в пальчик я вложу

На замочек их закрою и тепло поберегу

Выпущу, я пальчики

Пусть бегут, как зайчики.

Мастера, вы можете приступать к работе.

Самостоятельная работа под спокойную музыку.

В процессе работы даю советы, пояснения, частичный показ, слежу за осанкой детей. В завершение детских работ, оформляется выставка. Какие красочные и яркие получились у вас изделия. Молодцы, мастера-умельцы!

Жар птица вам передала угощения.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 07.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области