«Путешествие в мир народных промыслов»
Задачи:
1. Учить различать и называть знакомые народные промыслы России : «Мезенская», «Хохломская», «Гжельская», «Жостовская», «Городецкая» росписи и их характерные особенности;
2. Развивать у детей умения создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
3. Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: мезенская посуда, сундук; хохлома-посуда; гжель-посуда, фигурки, городецкая – деревянные сувениры, жостовская - подносы (иллюстрации + демонстрационный материал)+ презентация по всем вышеперечисленым росписям.
Раздаточный: краски, кисти, салфетки, непроливайки, трафареты.
Предварительная работа:
Знакомство с изделиями народных промыслов «Мезенская», «Хохломская», «Гжельская», «Жостовская», «Городецкая»). Рассматривание и рисование, лепка элементов росписей. Разучивание народных игр и стихотворений о народных промыслах. Беседы.
Методические приемы:
Рассказывание: рассмотреть изделия народных промыслов, организовать беседу о них, используя стихи, вопросы, рассказ.
Выделить разнообразные композиции по строению, колориту, составным элементам росписи.
Ход занятия:
Ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в сказку, в которой нас ждет много интересного.
Хотите расскажу вам сказку?
-Да!
Сказка:
Жила-была в одном селе девушка, и прозвали ее – Марья Искусница.
И такая она была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду разными узорами расписывать умела - залюбуешься.
Прослышал о Марьи Искуснице Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство.
Налетел, схватил ее и понес!
А Марья Искусница превратилась в Жар-птицу и стала ронять свои разноцветные перышки, на память о себе.
Куда попало красивое перышко, там и появились новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.
А вот куда упали эти пёрышки мы с вами сейчас и узнаем!
И упало одно перышко (украшено узорами гжельской росписи) в город с необычным назнанием…
А как он называется, вы узнаете, отгадав загадку:
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми. (Гжель)
- Ребята, а кто из вас знает, почему мастера использовали для росписи именно синие цвета?
Да действительно, сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
- Что же мастера рисовали на посуде, что бы она получилась такой чудесной?
(Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек).
Ещё одно пёрышко (украшено узорами хохломской росписи) упало в Нижегородскую область, в деревню с веселым название Хохлома.
Вы не знаете, ребята,
Отчего и почему
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома,
Может всюду там сияют
Золотые купола?
Деревянная, резная,
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой
Вот чем славится она!
Ребята о какой росписи идет речь?
- Хохлома.
Какое время года напоминает эта роспись?
-Лето
Посмотрите на картинку какие цвета используются в данной росписи?
-Красный, золотой, черный, зеленый
Какой материал используют для росписи?
- Деревянный
- А какие элементы хохломской росписи вы знаете? ( Разные ягоды: смородина, клубника, гроздья рябин. Травка, завитки, листья, цветы).
- Скажите, на каком фоне расписаны и украшены узоры? (На черном и желтом фонах).
- Молодцы.
Ой, ребята посмотрите третье перышко отправилось в город Жостово. Находится он рядом с Москвой. Послушайте стихотворение…
Вот жостовский чёрный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
Чтоб роспись художник нанёс на металл.
Фон чёрный на нём должен быть или алым
И краски нежнейшие сада и луга.
Вот кисть живописца пустилась по кругу.
Вальсирует ловко и быстро кружится,
Мазками упругими краска ложится.
И вот разлетелись по чёрному лаку
Пионы, ромашки, розаны и маки.
Художник в работе не любит повторов,
У мастера много красивых узоров.
И как ни похожи букеты на них,
А в Жостово дважды не встретишь таких.
Когда за окном снегопад и мороз,
Живыми цветами усыпан поднос.
Посмотришь с улыбкой на дивный букет
И кажется, лето нам шлёт свой привет.
Так что же расписывают в Жостове ребята?
-Подносы
А какой главный элемент в жостовской росписи? (цветок)
Правильно, мастера рисуют разные цветы, используют разные оттенки, проявляют творчество и получают вот такие красивые подносы.
Четвертое перо отправилось в город Городец
Есть на Волге город древний, по названью Городец
Славится на всю Россию он росписью своей
Распускаются букеты, ярко красками горя,
Чудо - птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.
Посмотрите на городецкие изделия. Какие изделия используют мастера? (Много листьев и цветов)
А цвета? (зеленые, розовые, голубые)
А еще, какой элемент используют? (городецких птиц, коней)
Птицу или две или коня рисуют в центре изделия, а края изображают другими элементами росписи.
А пятое перо опустилось в Архангельской области.
Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских росписей. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту.
Она занимала большое место в оформлении изб, как внутри , так и снаружи.
Как и большинство других народных росписей, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Двиной и Печорой.
Вы, ребята, знаете, что делали мезенские мастера? (Выслушать ответы детей)
- Какую краску использовали они для создания узоров?
- Кто мне подскажет, какие элементы узора использовались при росписи?
Предметы густо испещрены дробным узором (звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра.
Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты.
Давайте ребята рассмотрим с вами картинки с этой чудесной росписью.
Но что же это, осталось еще одно перо, но оно почему то без узоров.
Я предлагаю вам, превратиться в Мастеров и Мастериц и расписать кастрюлю. Вы согласны?
-Да.
Тогда, присаживаемся на свои места за столы, для вашей работы все подготовлено.
Но прежде чем начать работу мы с вами потренируем наши глазки.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
А теперь давайте разомнем с вами наши пальчики
Пальчиковая гимнастика.
Разотру ладошки сильно
Каждый пальчик покручу
Поздороваюсь с ним сильно, и вытягивать начну.
Затем руки я помою
Пальчик в пальчик я вложу
На замочек их закрою и тепло поберегу
Выпущу, я пальчики
Пусть бегут, как зайчики.
Мастера, вы можете приступать к работе.
Самостоятельная работа под спокойную музыку.
В процессе работы даю советы, пояснения, частичный показ, слежу за осанкой детей. В завершение детских работ, оформляется выставка. Какие красочные и яркие получились у вас изделия. Молодцы, мастера-умельцы!
Жар птица вам передала угощения.