Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Путешествие по сказкам»

Цель Формирование математических представлений у детей с ТНР с помощью палочек Кюизенера. Задачи Образовательная область «Познавательное развитие» - закрепить навык прямого и обратного счета в пределах 10 с помощью цветных палочек - закрепить умение детей составлять фигуры домашних и диких животных из палочек - дать представление о составе числа 6 - продолжать учить сравнивать предметы с помощью условной меры - закрепить умения ориентироваться в пространстве - развивать логическое мышление, внимание, смекалку, зрительную память, творческое воображение, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Образовательная область «Речевое развитие» - закрепить правильное, четкое произношение звуков в словах, предложениях. - развивать самостоятельную, связную, грамматически правильную речь. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» - развивать социально-эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание - формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» - развивать восприятие художественное литературы и фольклора.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Занятие по развитию математических представлений

«Путешествие по сказкам»

для детей группы компенсирующей направленности

старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Цель: Формирование математических представлений у детей с ТНР с помощью палочек Кюизенера.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

- закрепить навык прямого и обратного счета в пределах 10 с помощью цветных палочек;

- закрепить умение детей составлять фигуры домашних и диких животных из палочек;

- дать представление о составе числа 6;

- продолжать учить сравнивать предметы с помощью условной меры;

- закрепить умения ориентироваться в пространстве;

- развивать логическое мышление, внимание, смекалку, зрительную память, творческое воображение, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Образовательная область «Речевое развитие»

- закрепить правильное, четкое произношение звуков в словах, предложениях.

- развивать самостоятельную, связную, грамматически правильную речь.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

- развивать социально-эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание;

- формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

- развивать восприятие художественное литературы и фольклора.

Прогнозируемые результаты:

Образовательная область «Познавательное развитие»

- у детей сформирован навык прямого и обратного счета в пределах 10 с помощью цветных палочек;

- дети умеют составлять фигуры домашних и диких животных из палочек;

- дети получили первоначальные представления о составе числа 6;

- дети умеют сравнивать предметы с помощью условной меры;

- у детей в стадии формирования умения ориентироваться в пространстве;

- в стадии развития логическое мышление, внимание, смекалка, зрительная память, творческое воображение и умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Образовательная область «Речевое развитие»

- повысился уровень самоконтроля над звукопроизношением;

- у детей в стадии формирования умения строить предложения используя имена существительные, прилагательные, глаголы;

- дети умеют отвечать на вопросы полными предложением.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

- дети проявляют эмоциональную отзывчивость, сопереживание;

- дети проявляют готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Предварительная работа

Организация игр на ознакомление с цветными палочками:

- «Найди и покажи такую же палочку, как у меня»;

- «Найди самую длинную или короткую палочку»;

- «Назови из палочек каких цветов построен дом или дорога»;

Организация игр на измерение:

- «Найди палочку, короче синей, но длиннее желтой»;

- «Составь из нескольких палочек такую же по длине, как бордовая или синяя»;

- «Измерь с помощью любой палочки длину карандаша, книги, ножки стола»;

- «Найди две одинаковые длинные, а затем и короткие палочки»;

Организация игр на построение:

- «Построй предмет используя шаблон»;

Организация игр на состав числа:

- «Найди большую палочку равную сумме двух маленьких».

Решение логических заданий с палочками Кюизенера:

- «Расположи палочки так, чтобы белая была между красной и синей, а синяя рядом с черной».

Организация игр на изучение цвета:

- «Построй квадрат из красных палочек, а затем из голубых, какой больше»;

- «Выложи палочки по схеме: красная, желтая, красная, желтая»;

- «Палочки какого цвета не хватает?».

Работа (по схемам и без) с палочками Кюизенера, решение логических задач, решение

проблемных ситуаций.

Д/игры с палочками Д. Кюизенера: «Золотой ключик», «Угадай кто я?», «Сосчитай»,

«Сколько?», Какой по счету?», «Угадай цифру».

Разучивание считалок, чтение сказок: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномиков». Просмотр сказки «12 месяцев».

Работа с родителями: чтение сказки «Два Мороза», беседа по сказке. Рисование по сказке и организация выставки.

Оборудование и материалы к проведению занятия:

- 6 наборов «Палочки Кюизенера»;

- сюжетные картинки «Сказки моего детства» для создания маршрута;

- видеофрагмент «Состав числа 6»,

- карточки с числовым рядом;

- обручи и карточки с цифрой 6;

- интерактивная доска;

- фрагмент из мультфильма Белоснежка и семь гномов;

- имитация пламени (костра).

Ход занятия:

1.Вводно-организационный этап.

Воспитатель:

«Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

«Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И конечно не молчим».

(Звучит заставка передачи «В гостях у сказки» В. Дашкевича. На интерактивной доске появляются сюжетные картинки по сказкам, воспитатель предлагает назвать и выбрать из сказок, сказки в названии которых присутствует цифра).

Воспитатель: Булат, назови нам сказки, в названии которых присутствует цифра? Отвечаем полным предложением, контролируя звукопроизношение.

Булат: «3 медведя», «12 месяцев», «Волк и 7 козлят», Белоснежка и 7 гномов», «3 поросенка», «2 Мороза».

Как ты думаешь Настя, куда я хочу вас пригласить?

Настя: В путешествие по сказкам.

2.Основной этап.

Воспитатель: Предлагаю вам построить маршрут в мир сказок, для этого мы разделимся на две команды. Подскажите, как можно разделиться на две команды?

Дети: По считалочке, с помощью фишек, карточек, мальчики отдельно, девочки отдельно.

Воспитатель: Как много вариантов вы предложили, а как же выбрать?

Дети: Будем голосовать за каждое предложение отдельно.

Воспитатель: Большинство голосов за предложение Саши, нужно назвать считалку. Кто готов разделить нас на команды с помощью считалочки? Замечательно, Саша.

Раз, два, три, четыре, пять!

Научился я считать!

Протянул мне руку Вовка:

«Сосчитай-ка пальцев сколько!»

Что же тут не сосчитать:

«Раз, два, три, четыре, пять!»

(Команды с помощью сюжетных картинок из сказок разрабатывают маршрут. Воспитатель помогает с помощью наводящих вопросов. Команды представляют свои маршруты, голосуют за один из двух маршрутов).

Воспитатель: Дашенька какая сказка ждет нас в гости?

Даша: Это сказка «Три медведя»

Воспитатель: Убегая от трех медведей. Маша сломала ступеньки на крыльце, нужно помочь отремонтировать. Нам в этом поможет наш стишок и волшебные палочки

«Мы по лесенке шагаем, и ступеньки все считаем.

Все ступеньки до одной

Знаем в лесенке цветной!

Первая-это белый листок …»

Ой, а я забыла какие по счету лесенки были сломаны, напомните мне. Кто вспомнит?

Дети закрывают глаза. В это время ребенок, который запомнил отсутствующие лесенки убирает несколько палочек. Дети называют каких палочек не хватает в соответствии с цифрой и цветом?

Воспитатель: Володя, посмотри и определи пожалуйста какая сказка следующая?

Володя: «Белоснежка и 7 гномов».

(На экране появляется отрывок из мультипликационного фильма «Белоснежка и 7 гномов» где поет Белоснежка.)

Воспитатель: Ребята предлагаю поиграть в игру «Музыкальная математика», через которую мы познакомимся с составом числа 6. Для выполнения задания «Составь число 6 из 2 меньших чисел» нам необходимо разделиться на пары. Дашенька, как ты думаешь, что такое пара? Совершенно верно, это два. Предлагаю вам самостоятельно найти себе пару для выполнения задания. Вы меня очень радуете, благодарю.

Саша и Настя расскажите нам, как вы составили число 6 из двух меньших чисел?

Саша и Настя: Я взял палочку белого цвета, которая обозначает цифру 1, а я взяла палочку желтого цвета, она обозначает цифру 5 и получилась цифра 6.

Воспитатель: Какой полный, развернутый ответ мы получили от ребят. Молодцы. Следующая пара пожалуйста.

Даша и Алиса: Я нашла палочку розового цвета, которая обозначает цифру 2, а я красного цвета, которая обозначает цифру 4 получилась цифра 6.

Воспитатель: Умницы девочки!

Воспитатель: Девочки и мальчики давайте повторим, как еще можно получить число 6 из двух меньших чисел?

Булат: 4 и 2 будет шесть.

Даша: 3 и 3 будет шесть.

Алиса: 0 и 6 будет шесть.

(Звучит песенка трех поросят)

Воспитатель: Как вы думаете, какая сказка приглашает нас? Проверьте пожалуйста по нашему маршруту.

Поросята хотят построить высокий, крепкий забор от волка, но не умеют считать и не знают цифры, чтобы заказать строительный материал. Нам в этом помогут карточки, где нужно вставить в числовой ряд вместо знака «?» нужную цифру и сосчитать.

Воспитатель: Настя какая цифра пропущена в первом числовом ряду?

Настя: В первом числовом ряду пропущена цифра 6.

Алиса: Во втором числовом ряду пропущена цифра 3.

Воспитатель: Булат, а тебе досталась карточка с более сложным задание, где пропущено 2 цифры. Дети, кто еще хочет получить карточку с более сложным заданием. А кто уже справился помогите своим друзьям.

Воспитатель: Ангелина, посмотри по маршруту какая сказка ждет нас следующая?

Ангелина: Нас ждет сказка «Два Мороза».

Воспитатель: Я думаю, что наши Морозы приготовили нам задачи на смекалку, вы что думаете? Посмотрим, кто из нас угадал? Для решения задач мы будем использовать цветные палочки.

«Сядем рядком, поговорим ладком»

Воспитатель:

На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон на дереве?

Алиса: На дереве две вороны.

Воспитатель: Булат ты согласен с Алисой?

Булат: Да

Воспитатель: Даша, а у тебя какой ответ?

Даша: Я согласна с Настей, две вороны.

Воспитатель: У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

Булат: Я думаю, что 1внук.

Воспитатель: Еще кто как думает? Саша твой ответ?

Саша: Я считаю, что тоже один внук, потому что Пушок -это домашняя птица, а собака - домашнее животное.

Воспитатель: Молодцы! Следующая задача.

Сколько ушей у трёх мышей?

Володя: У трех мышей шесть ушей.

Воспитатель: Почему ты так думаешь?

Володя: потому что у одной мышки два уха. У двух мышек 4 уха, а у трех – 6.

Воспитатель. Молодцы справились и с этим заданием.

Воспитатель: Алиса, посмотри по маршруту какая сказка ждет нас следующая?

Володя: Нас дальше ждет сказка «Волк и 7 козлят».

Воспитатель: После того, как волк чуть не съел козлят, мама коза волнуется за них, когда уходит и ей было бы спокойно, если бы козлята были заняты занимательной игрой. Вспомните какая игра нам помогла выиграть в викторине «Превращение волшебной палочки»

Настя: «В мире животных», где наша команда с помощью палочек смогла создать больше всех животных.

Воспитатель:

Подойдите к столу, здесь уже готова лужайка и небольшой лес. Даже есть загон, как вы думаете для чего?

Саша: Для домашних животных их нужно разместить в загоне, а диких в лесу. Воспитатель: Молодцы, вот мы и поиграли, и научили козлят нашей игре.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это вдали.

Дети: Костер

Воспитатель: А в какой сказке встречается костер?

Дети: «12 месяцев».

Воспитатель: Давайте подойдём к костру и присядем вокруг него.

- Как вы думайте, где живут 12 месяцев?

Ангелина: В лесу.

Воспитатель: Я вам предлагаю сделать сюрприз и построить сказочную усадьбу, где у каждого из месяцев будет свой терем.

Игра «Усадьба для 12 месяцев»

Каждый ребенок получает «участок земли» (карточку) и строительный материал (палочки) и строит свой домик в деревне: дом, забор, сарай и гараж, сажает дерево. Важно, чтобы ребенок рассказал, что он построил, что слева, что справа, что за домом. Карточки объединяются, и получается деревня. А вот теперь можно сравнить, чей дом (дерево, забор) выше (ниже, длиннее. В спорных ситуациях учим детей пользоваться условной меркой – самой маленькой палочкой – белой, которая обозначает число «один».

Детям с высоким уровнем работоспособности предлагаю построить большое количество построек, детям с низким уровнем построек строят меньше построек.

Воспитатель: Ангелина, что ты построила?

Ангелина: Я построила дерево, забор, дом.

Воспитатель: Какая у тебя постройка выше?

Ангелина: У меня дерево высшее всех построек.

Воспитатель: Супер!

Воспитатель: Булат какая постройка находится с правой стороны?

Булат: с правой стороны построен гараж.

Воспитатель: Умничка!

Воспитатель: Даша и Володя у вас какие постройки?

Володя: Мы построили забор и дерево.

Воспитатель: Какая постройка длиннее у вас?

Даша: Забор длиннее, чем дерево.

Воспитатель: Назовите какой месяц будет жить в первом тереме?

Булат: В первом тереме будет жить месяц январь.

Воспитатель: Отлично!

Воспитатель: А какой месяц будет жить в четвертом тереме?

Ангелина: В четвертом тереме будет жить месяц апрель.

Воспитатель: Умничка, и за звуками следишь.

Воспитатель: Какие вы молодцы, сообразительные.

Воспитатель: Настя проверь наши маршруты, все ли мы станции прошли?

Настя: Да, все станции пройдены. Последняя станция была сказка «12 месяцев».

Заключительный этап. Рефлексия деятельности.

Присядем кружком, да поговорим ладком, о том, кого видели в пути, что делали.

Я предлагаю вам с помощью наших помощников палочек оценить сегодняшнее путешествие, по 10 бальной шкале и рассказать по чему вы поставили именно такую оценку. Всех вас благодарю, порадовали меня, молодцы!

Используемая литература.

1. Комарова Л. Д. «Как работать с палочками Кюизенера?», Москва, 2008.

2. Новикова В. П., Тихонова Л. И. «Развивающие и игры с палочками Кюизенера», Москва Мозаика-Синтез, 2010 г.

3. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. – М. Мозайка – Синтез, 2009.

4. Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ», Воронеж, ТЦ, «Учитель», 2007.

5. Дидактические игры – занятия в ДОУ /Авт. Составитель Е. Н. Панова С., 2007.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области