Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Игра – путешествие «Чем пахнут ремесла»

Цель формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у воспитанников с ТНР. Задачи Образовательная область «Познавательное развитие» - продолжать учить воспитанников с ТНР рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет - закрепить знания воспитанников с ТНР о наличных и безналичных деньгах, банковских операциях, бюджете, прибыли, доходах, расходах монетах, пластиковых картах - продолжать учить воспитанников с речевой патологией определять элементарные проблемы в области семейных финансов, пути их решения - развивать любознательность и познавательную мотивацию у воспитанников с ТНР. Образовательная область «Речевое развитие» - активизировать словарь по теме занятия именами существительными. - учить отвечать на вопросы полным предложением - развивать навыки общения и рассуждения, самостоятельную, связную, грамматически правильную речь - развивать коммуникативные навыки. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» - развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий - формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 77 «Бусинка»

Методическая разработка

«Конспект итогового занятия по познавательному развитию

«Игра – путешествие «Чем пахнут ремесла»

Ответственный исполнитель:

Яценко Л.Н.

воспитатель

Сургут

2023г.

Итоговое занятие по познавательному развитию «Игра – путешествие «Чем пахнут ремесла»
Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у воспитанников с ТНР.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

- продолжать учить воспитанников с ТНР рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

- закрепить знания воспитанников с ТНР о наличных и безналичных деньгах, банковских операциях, бюджете, прибыли, доходах, расходах; монетах, пластиковых картах;

- продолжать учить воспитанников с речевой патологией определять элементарные проблемы в области семейных финансов, пути их решения;

- развивать любознательность и познавательную мотивацию у воспитанников с ТНР.

Образовательная область «Речевое развитие»:

- активизировать словарь по теме занятия именами существительными: банкомат, купюра, монета, деньги, доход, бюджет, расход, сдача, стоимость, кошелек, пароль, мошенничество, номинал, реклама, пенсия, стипендия, выплата, университет, польза, бездельник, лень, пара, пекарь, стекольщик, доктор, кондитер, плотник, изделия, маляр, столяр, стеклорез; глаголами: изготовить, смастерить, работать, купить, сэкономить, заработать, заплатить, оплатить, рекламировать, отличаться; прилагательными: дорогие, наличные, одинаковые, бесполезные, финансовые, банковские.

- учить отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать навыки общения и рассуждения, самостоятельную, связную, грамматически правильную речь;

- развивать коммуникативные навыки.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий;

- формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Для достижения поставленных задач используются следующие методы и приемы: проблемные методы (создание проблемных ситуаций), наглядный метод (рассматривание, демонстрация иллюстраций), словесный метод (объяснение, беседа, рассказ), репродуктивный метод (образец правильной речи педагога, вопросы, речевые пояснение к действиям), игровые методы (создание игровой воображаемой ситуации, дидактические игры, ребусы.). Были применены информационно-коммуникативные технологии, что позволило дополнительно вызвать интерес к выполняемой деятельности. Считаю, что включение методов игровой ситуации, таких как, сюрпризные и игровые моменты, а также постоянная смена деятельности, мотивация на предстоящую деятельность, позволили заинтересовать и удерживать интерес воспитанников в течении занятия.

Предварительная работа.

Тематические беседы: «История одной копилки», «Что такое деньги? откуда берутся и на что тратятся?», «Бюджет моей семьи», «Товар. Результаты труда человека», «Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются» «Беседа о рекламе», «Без труда нет жизни на земле».

Чтение художественной литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремесла», Братья Гримм «Выгодное дело», В. И. Даль «Про мышь зубастую да, про воробья богатого», русские народные сказки: «Мужик и медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Жадная старуха», «Мена», «Чудесная рубашка», К. Чуковский: «Муха -Цокотуха», С. Михалков «Как старик корову продавал», «Сами виноваты», Я. Пинясов «Кем быть и кем не быть?», Э. Мошковская «Жадина», Рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала».

Просмотр детских энциклопедий: «Волшебный банкомат» Т. Попова, А. Булавкина; «Математика и деньги: покупаем, продаём, меняем» А. Воронина, Т. Воронина; «Что почём? Экономика для малышей» Е. Протасова; Комикс «История о рублике и его друзьях», книжка-раскраска «Как сорока карту потеряла», сборник задач и ребусов для детей «Путешествие в мир финансов».

Просмотр слайдовых и мультимедийных презентаций (ИКТ): «Детям о финансах», «Что такое реклама», «Феечка Копеечка знакомится с профессиями», «Кому что нужно для работы».

Просмотр тематического видео, мультфильмов: «Сказка про лень», Смешарики: «Золотое яблоко», «Золушка», «Черный день», «Есть ли у вас план?», «Благородное дело»; Три кота «Поход в магазин»; Фиксики: «История вещей», «Деньги»; «Уроки тетушки Совы: «Семейный бюджет», «О банке», «Умение работать», «Работа и зарплата»; «Самоучитель семейных финансов для детей «Дети и Деньги»; Интерактивный мультипликационный сериал «Богатый бобрёнок»; Обучающий мультфильм «Профессор Почемучкин», «История денег: от куниц до бумажных»; «Виды доходов»; «Как устроены наличные деньги»; «Что такое бюджет и как его составлять».

Дидактические игры и упражнения: «Кто кем работает?» ««Школа банкиров», «Кому что нужно», «Хочу и надо», «Доход-расход», «Купи что хочешь», «Потребность – возможность», «Продукт труда», «Что можно купить за деньги», «Сдача», «Квест в супермаркете».

Сюжетно ролевые игры: «В торговом центре», «Банк», «Рекламное агентство», «Супермаркет», «Семейный отпуск».

Продуктивная деятельность: «Чеканка монет (тиснение по фольге)», «Изготовление из соленого теста атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин», «Кондитерская», Аппликация «Реклама нового торгового центра», «Деньги для кассы», «Моя личная банковская карта».

Работа с родителями: Совместный детско-родительский исследовательский проект «Откуда берутся деньги?», «Какая профессия самая важная?»; памятки для родителей на тему «Дети и деньги», «Нужно ли дошкольнику экономическое воспитание», «Как можно сэкономить деньги в семье», «Использование сказок в экономическом воспитании; изготовление лэпбука «Золотые монеты Буратино».

Досуговая деятельность: «Мастер-класс «Учимся рекламировать», «Конкурс семейных рисунков «Кем быть», родительские минутки «Моя профессия», «Квест-игра для детей и родителей «Товар-реклама-доход».

Составление рассказов: «Профессия моей мамы», «Где лучше хранить деньги», «Кем я стану, когда вырасту», «Как можно экономить», «Куда я потрачу свою первую зарплату».

Оборудование и материалы к проведению занятия: интерактивный экран, банкомат «Алма-Банк», витрина булочной, слайды «Профессии», ребус, интерактивная дидактическая игра «Кому что нужно» (программно-аппаратный комплекс «Сова»), деревянный конструктор, схемы моделей из деревянного конструктора, рабочие фартуки для столяров, набор столярных инструментов, игровые наборы Фрёбеля «Чаепитие друзей», поварские кители, фартуки, колпаки, карточки-схемы и карточки-ситуации к дидактической игре «Доход-расход», игрушечные банковские карты, монеты, купюры разного номинала, муляжи хлебобулочных изделий, ценники, кошельки, фартуки и головной убор для продавца, кассовый аппарат, грамоты для награждения.

Ход занятия

1.Вводно-организационный этап

Воспитанники заняты самостоятельной деятельностью.

Воспитатель: Мальчики и девочки, минутку внимания, как вы думаете, что это?

Вова: Это ребус, и он довольно сложный.

Воспитатель: предлагаю его разгадать.

Настя: На первом элементе буква Д, значит первая буква будет в слове - Д.

Булат: Затем нарисован олень, перед которым нарисованы 2 запятые. Поэтому в слове ОЛЕНЬ нужно убрать первые две буквы, остается ЕНЬ.

Булат: Если соединить все элементы, получится слово ДЕНЬГИ!

Воспитатель: Отлично! Егор, повтори пожалуйста, какое слово получилось? Умница, Егорка. Ангелина, как ты думаешь, к какой области относятся такие слова, как деньги, бюджет, расход, доход?

Ангелина: К финансовой грамотности.

2.Основной этап

Воспитатель: Супер! Мы с Вами очень много нового и интересного узнали о финансовой грамотности, пора проверить знания. В этом нам поможет игра-путешествие «Чем пахнут ремесла». Если задание будет выполнено правильно, вы услышите звук фанфар. Вы готовы к игре-викторине?

На экране доски слайд с изображением булочной. Воспитатель зачитывает первое четверостишие:

«У каждого дела запах особый: в булочной пахнет тестом и сдобой».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, человек какой профессии работает в булочной?

Алиса: В булочной работает пекарь.

Воспитатель: Алиса, назови изделия, которые можно купить в булочной?

Алиса: В булочной можно купить хлеб, батон, пирожки, булочки, рогалики.

Воспитатель предлагает взять себе кошелек с 20-ю рублями и пройти к витрине с муляжами хлебобулочных изделий с ценниками.

Воспитатель: Вам нужно будет купить любое изделие, но при этом сэкономить и оставить в своем кошельке не меньше 5 рублей.

Дети по очереди выбирают товар и покупают его.

Воспитатель: Вова, расскажи, что ты купил и почему?

Вова: Я купил 2 пончика по 6 рублей. Мне дали сдачу 8 рублей.

Воспитатель: Замечательно, молодец!

Булат: А я купил батон. Он стоит 8 рублей. У меня осталась одна монета в 10 рублей и еще мне дали сдачу 2 рубля. У меня в кошельке 12 рублей.

Воспитатель: Отлично! Ты все точно подсчитал! Егорка, что выбрал ты?

Егор: Я выбрал рогалик. Он стоит 13 рублей.

Воспитатель: И сколько же у тебя осталось денег? Настя, посчитай вместе с Егором его сдачу.

Егор: Осталось 7 рублей.

Воспитатель: Замечательно! Настя, спасибо за помощь.

Звучат фанфары.

Воспитатель: Первое задание выполнено. Переходим к следующему.

На экране появляется заставка с изображением столярной мастерской. Воспитатель зачитывает четверостишие:

«Мимо столярной идешь мастерской, - стружкою пахнет и свежей доской».

Воспитатель: Как ты думаешь, Булат, кто работает в столярной мастерской?

Булат: В столярной мастерской работают столяры и плотники.

Воспитатель: Приглашаю вас в мастерскую, где вам необходимо с опорой на схему изготовить модель транспорта, оценить ее и продать.

Дети с опорой на схему изготавливают выбранные модели.

Воспитатель: Алиса, я бы хотела приобрести твою модель корабля. Сколько ты за нее хочешь получить?

Алиса: Корабль стоит 10 рублей.

Воспитатель: Я считаю, что это дорого.

Алиса: Нисколько, корабль состоит из множества деталей, его легко обыграть, он прочный, изготовлен из дерева, что очень важно для здоровья. Но я вам уступлю две монеты.

Воспитатель: Замечательно, спасибо. Настя, а сколько стоит твой самолет?

Настя: Мой самолет стоит четыре монеты. Его могут приобрести семьи, чей доход не очень высокий.

Воспитатель: Настенька ты умница. Ребята, вы отлично поработали и заработали, а в ваших кошельках появились новые монеты.

Звучат фанфары.

Воспитатель: Прекрасно, посмотрите на следующее задание.

На экране появляется заставка с изображением маляра и стекольщика. Воспитатель зачитывает четверостишие:

«Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой».

Воспитатель: Нас здесь ждет интересная игра. (На экране включается интерактивная игра «Кому что нужно» (Комплекс «Сова»).

Воспитатель: Помогите маляру и стекольщику найти свои инструменты.

Воспитатель: Вова, что ты выбрал для маляра?

Вова: Я выбрал валик, потому что он нужен маляру, чтобы красить.

Воспитатель: Правильно. Алиса, а ты что выберешь для стекольщика?

Алиса: Стеклорез.

Воспитатель: Алиса, отвечаем полным предложением.

Алиса: Для работы стекольщику нужен стеклорез

Воспитатель: Отличный ответ! Егор, повтори пожалуйста, что необходимо стекольщику для работы?

Егор: Стекольщику для работы нужен стеклорез.

Звучат фанфары.

Воспитатель: Переходим к следующему заданию.

На экране появляется заставка с изображением водителя. Воспитатель зачитывает следующие строки из стихотворения:

«Куртка водителя пахнет бензином. Блуза рабочего – маслом машинным».

Воспитатель: Егор, как ты думаешь, как можно оплатить проезд на пассажирском транспорте?

Егор: Проезд можно оплатить деньгами – монетами и купюрами, то есть наличными деньгами.

Воспитатель: А если у вас нет наличных денег?

Вова: Деньги можно снять в банкомате.

Воспитатель: Согласна с вами. А всегда ли безопасно пользоваться картой?

Ангелина: Не всегда. Карточку могут украсть, или вы ее потеряете, а другие могут найти и узнать пароль от вашей карты.

Булат: Чужие люди могут позвонить, обманом узнать пароль и снять все деньги через интернет.

Воспитатель: Да, ребята, как это можно назвать одним словом?

Настя: Это называется мошенничество!

Воспитатель: Совершенно верно.

Алиса: Чтобы не попали ваши деньги к мошенникам, нужно беречь свою карту, никому не говорить свои пароли.

Воспитатель: Какая ты молодец, Алиса, напомнила нам всем правила безопасности от мошенничества!

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в банкомат и снять деньги.

Звучат фанфары.

Воспитатель: Для следующего задания вам нужно разделиться на пары. Что такое пары?

Настя: Это значит по два человека.

Воспитатель: Верно. Как можно разделиться на пары?

Егор: Можно разделиться по считалке.

Алиса: Я бы хотела быть в паре с тем, с кем дружу.

Вова: Еще можно поделиться на пары мальчик с девочкой.

Воспитатель: Верно, можно и так. Но я вам предлагаю другой способ. Каждый из вас вытянет по одной купюре. У кого будут одинаковые купюры, тот и составит пару.

Воспитатель: Ребята, а чем отличаются купюры?

Вова: Цветом.

Воспитатель: Вова, ответь, пожалуйста, полным ответом.

Вова: Купюры отличаются цветом.

Воспитатель: Правильно. А еще чем отличаются купюры, Настя?

Настя: Купюры отличаются номиналом.

Воспитатель: Супер! Какое сложное слово ты вспомнила!

На экране появляется заставка кондитерской, воспитатель зачитывает следующие строки стихотворения:

«Пахнет кондитер орехом мускатным».

Воспитатель: Булат, напомни, пожалуйста, где работает кондитер?

Булат: Кондитер работает в кондитерской.

Воспитатель: Верно. С помощью игрового набора «Чаепитие друзей» вам нужно создать (испечь), а потом прорекламировать ваше кондитерское изделие. Вспомните, мы с вами уже рекламировали очень много разных товаров, когда проводили мастер-класс с родителями. Поэтому предлагаю использовать мнемотаблицы. Егор, вы готовы представить ваш десерт?

Егор: Да, мы готовы! Я буду показывать торт, а Алиса его рекламировать.

Алиса: «Торт - наслаждение, торт - объедение, просто чудо угощенье.

С нежностью сделан и лаской, очень вкусный, похожий на сказку».

Звучат фанфары.

Воспитатель: И с этим заданием вы справились! Идем дальше.

На экране появляется заставка медицинского кабинета. Воспитатель читает следующие строки:

«Доктор в халате – лекарством приятным».

Воспитатель: Настя, как ты думаешь, если в семье кто-то заболел, что это значит для бюджета семьи?

Настя: Это значит, что в семье будут расходы.

Воспитатель: Правильно. Возьмите карточки и слушайте меня внимательно. Бабушка с дедушкой получили пенсию. Вова, какую карточку ты поднимешь?

Вова: Я подниму карточку с зеленой стрелкой вверх, потому что пенсия бабушки и дедушки – это доход.

Воспитатель: Умница! Это верный ответ. В семье сломался автомобиль. Булат, почему ты поднял такую карточку?

Булат: Я поднял карточку с красной стрелочкой вниз, потому что, когда ломается автомобиль – это расходы в бюджете семьи.

Воспитатель: Отлично! Ты прав. Сестра получила стипендию. Егор, ты поднял карточку с красной стрелкой, почему?

Егор: Я не помню, что такое стипендия.

Воспитатель: Алиса, подскажи Егору, что такое стипендия?

Алиса: Стипендию платят студентам за хорошую учебу в институте. Значит это доход.

Воспитатель: Умница, Алиса, совершенно верно. Егор, повтори, пожалуйста, что такое стипендия?

Егор: Стипендию платят студентам за хорошую учебу в институте.

Воспитатель: Молодец!

Звучат фанфары.

Воспитатель: Ребята, напомните мне, как называется сегодняшняя игра-викторина?

Вова: «Чем пахнут ремесла».

3. Заключительный этап

Воспитатель:

«Рыбой и морем пахнет рыбак,

только безделье не пахнет никак!»

На экране появляется слайд с изображением бездельника.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто такой бездельник?

Булат: Бездельник – это тот, кто лежит без дела.

Ангелина: Бездельник — это бесполезный человек. Он не приносит некому ни пользы, ни радости. Быть бесполезным плохо.

Воспитатель: Ты это верно подметила, Ангелина. Вот и закончилась наша игра-путешествие. О том, что вам понравилось или вы считаете сложным и не интересным, вы изобразите в своих рисунках, которые нарисуете после сна, организуете выставку для родителей и расскажите им о сегодняшнем мероприятии. Домашнее задание: дома совместно с родителями найдите ответ на вопрос «Что значит быть успешным человеком?». Вы сегодня меня очень порадовали, я рада вашим успехам как маленьким финансистам.

Звучат фанфары. Воспитатель вручает детям грамоты «Маленький финансист».

Список используемой литературы:

1. А.Д. Шатова «Тропинка в экономику»

2. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

3. Сборник игр по организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

4. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

5. Сборник задач и ребусов для детей «Путешествие в мир финансов»

Приложение

Работа с ребусом

«У каждого дела запах особый: в булочной пахнет тестом и сдобой»

«Покупка хлебобулочных изделий»

«Мимо столярной идешь мастерской, стружкою пахнет и свежей доской»

Схемы построек из деревянного конструктора

Работа в столярной мастерской

«Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой»

Интерактивная игра «Кому, что нужно для работы» (Комплекс «Сова»)

«Куртка водителя пахнет бензином.

Блуза рабочего – маслом машинным»

Работа с банкоматом «Алма Банк»

«Пахнет кондитер орехом мускатным»

Изготовление кондитерских изделий с использованием игрового набора Фребеля «Чаепитие друзей»

Реклама кондитерского изделия

«Доктор в халате – лекарством приятным»

Карточки-схемы к игре «Доход-расход»

Карточки-ситуации к игре «Доход-расход» (Задания)

«Рыбой и морем пахнет рыбак,

только безделье не пахнет никак!»

Грамоты «Маленький финансист»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 07.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области