Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 77 «Бусинка»
Методическая разработка
«Конспект итогового занятия по познавательному развитию
«Игра – путешествие «Чем пахнут ремесла»
Ответственный исполнитель:
Яценко Л.Н.
воспитатель
Сургут
2023г.
Итоговое занятие по познавательному развитию «Игра – путешествие «Чем пахнут ремесла»
Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у воспитанников с ТНР.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- продолжать учить воспитанников с ТНР рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- закрепить знания воспитанников с ТНР о наличных и безналичных деньгах, банковских операциях, бюджете, прибыли, доходах, расходах; монетах, пластиковых картах;
- продолжать учить воспитанников с речевой патологией определять элементарные проблемы в области семейных финансов, пути их решения;
- развивать любознательность и познавательную мотивацию у воспитанников с ТНР.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- активизировать словарь по теме занятия именами существительными: банкомат, купюра, монета, деньги, доход, бюджет, расход, сдача, стоимость, кошелек, пароль, мошенничество, номинал, реклама, пенсия, стипендия, выплата, университет, польза, бездельник, лень, пара, пекарь, стекольщик, доктор, кондитер, плотник, изделия, маляр, столяр, стеклорез; глаголами: изготовить, смастерить, работать, купить, сэкономить, заработать, заплатить, оплатить, рекламировать, отличаться; прилагательными: дорогие, наличные, одинаковые, бесполезные, финансовые, банковские.
- учить отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать навыки общения и рассуждения, самостоятельную, связную, грамматически правильную речь;
- развивать коммуникативные навыки.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий;
- формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Для достижения поставленных задач используются следующие методы и приемы: проблемные методы (создание проблемных ситуаций), наглядный метод (рассматривание, демонстрация иллюстраций), словесный метод (объяснение, беседа, рассказ), репродуктивный метод (образец правильной речи педагога, вопросы, речевые пояснение к действиям), игровые методы (создание игровой воображаемой ситуации, дидактические игры, ребусы.). Были применены информационно-коммуникативные технологии, что позволило дополнительно вызвать интерес к выполняемой деятельности. Считаю, что включение методов игровой ситуации, таких как, сюрпризные и игровые моменты, а также постоянная смена деятельности, мотивация на предстоящую деятельность, позволили заинтересовать и удерживать интерес воспитанников в течении занятия.
Предварительная работа.
Тематические беседы: «История одной копилки», «Что такое деньги? откуда берутся и на что тратятся?», «Бюджет моей семьи», «Товар. Результаты труда человека», «Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются» «Беседа о рекламе», «Без труда нет жизни на земле».
Чтение художественной литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремесла», Братья Гримм «Выгодное дело», В. И. Даль «Про мышь зубастую да, про воробья богатого», русские народные сказки: «Мужик и медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Жадная старуха», «Мена», «Чудесная рубашка», К. Чуковский: «Муха -Цокотуха», С. Михалков «Как старик корову продавал», «Сами виноваты», Я. Пинясов «Кем быть и кем не быть?», Э. Мошковская «Жадина», Рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала».
Просмотр детских энциклопедий: «Волшебный банкомат» Т. Попова, А. Булавкина; «Математика и деньги: покупаем, продаём, меняем» А. Воронина, Т. Воронина; «Что почём? Экономика для малышей» Е. Протасова; Комикс «История о рублике и его друзьях», книжка-раскраска «Как сорока карту потеряла», сборник задач и ребусов для детей «Путешествие в мир финансов».
Просмотр слайдовых и мультимедийных презентаций (ИКТ): «Детям о финансах», «Что такое реклама», «Феечка Копеечка знакомится с профессиями», «Кому что нужно для работы».
Просмотр тематического видео, мультфильмов: «Сказка про лень», Смешарики: «Золотое яблоко», «Золушка», «Черный день», «Есть ли у вас план?», «Благородное дело»; Три кота «Поход в магазин»; Фиксики: «История вещей», «Деньги»; «Уроки тетушки Совы: «Семейный бюджет», «О банке», «Умение работать», «Работа и зарплата»; «Самоучитель семейных финансов для детей «Дети и Деньги»; Интерактивный мультипликационный сериал «Богатый бобрёнок»; Обучающий мультфильм «Профессор Почемучкин», «История денег: от куниц до бумажных»; «Виды доходов»; «Как устроены наличные деньги»; «Что такое бюджет и как его составлять».
Дидактические игры и упражнения: «Кто кем работает?» ««Школа банкиров», «Кому что нужно», «Хочу и надо», «Доход-расход», «Купи что хочешь», «Потребность – возможность», «Продукт труда», «Что можно купить за деньги», «Сдача», «Квест в супермаркете».
Сюжетно ролевые игры: «В торговом центре», «Банк», «Рекламное агентство», «Супермаркет», «Семейный отпуск».
Продуктивная деятельность: «Чеканка монет (тиснение по фольге)», «Изготовление из соленого теста атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин», «Кондитерская», Аппликация «Реклама нового торгового центра», «Деньги для кассы», «Моя личная банковская карта».
Работа с родителями: Совместный детско-родительский исследовательский проект «Откуда берутся деньги?», «Какая профессия самая важная?»; памятки для родителей на тему «Дети и деньги», «Нужно ли дошкольнику экономическое воспитание», «Как можно сэкономить деньги в семье», «Использование сказок в экономическом воспитании; изготовление лэпбука «Золотые монеты Буратино».
Досуговая деятельность: «Мастер-класс «Учимся рекламировать», «Конкурс семейных рисунков «Кем быть», родительские минутки «Моя профессия», «Квест-игра для детей и родителей «Товар-реклама-доход».
Составление рассказов: «Профессия моей мамы», «Где лучше хранить деньги», «Кем я стану, когда вырасту», «Как можно экономить», «Куда я потрачу свою первую зарплату».
Оборудование и материалы к проведению занятия: интерактивный экран, банкомат «Алма-Банк», витрина булочной, слайды «Профессии», ребус, интерактивная дидактическая игра «Кому что нужно» (программно-аппаратный комплекс «Сова»), деревянный конструктор, схемы моделей из деревянного конструктора, рабочие фартуки для столяров, набор столярных инструментов, игровые наборы Фрёбеля «Чаепитие друзей», поварские кители, фартуки, колпаки, карточки-схемы и карточки-ситуации к дидактической игре «Доход-расход», игрушечные банковские карты, монеты, купюры разного номинала, муляжи хлебобулочных изделий, ценники, кошельки, фартуки и головной убор для продавца, кассовый аппарат, грамоты для награждения.
Ход занятия
1.Вводно-организационный этап
Воспитанники заняты самостоятельной деятельностью.
Воспитатель: Мальчики и девочки, минутку внимания, как вы думаете, что это?
Вова: Это ребус, и он довольно сложный.
Воспитатель: предлагаю его разгадать.
Настя: На первом элементе буква Д, значит первая буква будет в слове - Д.
Булат: Затем нарисован олень, перед которым нарисованы 2 запятые. Поэтому в слове ОЛЕНЬ нужно убрать первые две буквы, остается ЕНЬ.
Булат: Если соединить все элементы, получится слово ДЕНЬГИ!
Воспитатель: Отлично! Егор, повтори пожалуйста, какое слово получилось? Умница, Егорка. Ангелина, как ты думаешь, к какой области относятся такие слова, как деньги, бюджет, расход, доход?
Ангелина: К финансовой грамотности.
2.Основной этап
Воспитатель: Супер! Мы с Вами очень много нового и интересного узнали о финансовой грамотности, пора проверить знания. В этом нам поможет игра-путешествие «Чем пахнут ремесла». Если задание будет выполнено правильно, вы услышите звук фанфар. Вы готовы к игре-викторине?
На экране доски слайд с изображением булочной. Воспитатель зачитывает первое четверостишие:
«У каждого дела запах особый: в булочной пахнет тестом и сдобой».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, человек какой профессии работает в булочной?
Алиса: В булочной работает пекарь.
Воспитатель: Алиса, назови изделия, которые можно купить в булочной?
Алиса: В булочной можно купить хлеб, батон, пирожки, булочки, рогалики.
Воспитатель предлагает взять себе кошелек с 20-ю рублями и пройти к витрине с муляжами хлебобулочных изделий с ценниками.
Воспитатель: Вам нужно будет купить любое изделие, но при этом сэкономить и оставить в своем кошельке не меньше 5 рублей.
Дети по очереди выбирают товар и покупают его.
Воспитатель: Вова, расскажи, что ты купил и почему?
Вова: Я купил 2 пончика по 6 рублей. Мне дали сдачу 8 рублей.
Воспитатель: Замечательно, молодец!
Булат: А я купил батон. Он стоит 8 рублей. У меня осталась одна монета в 10 рублей и еще мне дали сдачу 2 рубля. У меня в кошельке 12 рублей.
Воспитатель: Отлично! Ты все точно подсчитал! Егорка, что выбрал ты?
Егор: Я выбрал рогалик. Он стоит 13 рублей.
Воспитатель: И сколько же у тебя осталось денег? Настя, посчитай вместе с Егором его сдачу.
Егор: Осталось 7 рублей.
Воспитатель: Замечательно! Настя, спасибо за помощь.
Звучат фанфары.
Воспитатель: Первое задание выполнено. Переходим к следующему.
На экране появляется заставка с изображением столярной мастерской. Воспитатель зачитывает четверостишие:
«Мимо столярной идешь мастерской, - стружкою пахнет и свежей доской».
Воспитатель: Как ты думаешь, Булат, кто работает в столярной мастерской?
Булат: В столярной мастерской работают столяры и плотники.
Воспитатель: Приглашаю вас в мастерскую, где вам необходимо с опорой на схему изготовить модель транспорта, оценить ее и продать.
Дети с опорой на схему изготавливают выбранные модели.
Воспитатель: Алиса, я бы хотела приобрести твою модель корабля. Сколько ты за нее хочешь получить?
Алиса: Корабль стоит 10 рублей.
Воспитатель: Я считаю, что это дорого.
Алиса: Нисколько, корабль состоит из множества деталей, его легко обыграть, он прочный, изготовлен из дерева, что очень важно для здоровья. Но я вам уступлю две монеты.
Воспитатель: Замечательно, спасибо. Настя, а сколько стоит твой самолет?
Настя: Мой самолет стоит четыре монеты. Его могут приобрести семьи, чей доход не очень высокий.
Воспитатель: Настенька ты умница. Ребята, вы отлично поработали и заработали, а в ваших кошельках появились новые монеты.
Звучат фанфары.
Воспитатель: Прекрасно, посмотрите на следующее задание.
На экране появляется заставка с изображением маляра и стекольщика. Воспитатель зачитывает четверостишие:
«Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой».
Воспитатель: Нас здесь ждет интересная игра. (На экране включается интерактивная игра «Кому что нужно» (Комплекс «Сова»).
Воспитатель: Помогите маляру и стекольщику найти свои инструменты.
Воспитатель: Вова, что ты выбрал для маляра?
Вова: Я выбрал валик, потому что он нужен маляру, чтобы красить.
Воспитатель: Правильно. Алиса, а ты что выберешь для стекольщика?
Алиса: Стеклорез.
Воспитатель: Алиса, отвечаем полным предложением.
Алиса: Для работы стекольщику нужен стеклорез
Воспитатель: Отличный ответ! Егор, повтори пожалуйста, что необходимо стекольщику для работы?
Егор: Стекольщику для работы нужен стеклорез.
Звучат фанфары.
Воспитатель: Переходим к следующему заданию.
На экране появляется заставка с изображением водителя. Воспитатель зачитывает следующие строки из стихотворения:
«Куртка водителя пахнет бензином. Блуза рабочего – маслом машинным».
Воспитатель: Егор, как ты думаешь, как можно оплатить проезд на пассажирском транспорте?
Егор: Проезд можно оплатить деньгами – монетами и купюрами, то есть наличными деньгами.
Воспитатель: А если у вас нет наличных денег?
Вова: Деньги можно снять в банкомате.
Воспитатель: Согласна с вами. А всегда ли безопасно пользоваться картой?
Ангелина: Не всегда. Карточку могут украсть, или вы ее потеряете, а другие могут найти и узнать пароль от вашей карты.
Булат: Чужие люди могут позвонить, обманом узнать пароль и снять все деньги через интернет.
Воспитатель: Да, ребята, как это можно назвать одним словом?
Настя: Это называется мошенничество!
Воспитатель: Совершенно верно.
Алиса: Чтобы не попали ваши деньги к мошенникам, нужно беречь свою карту, никому не говорить свои пароли.
Воспитатель: Какая ты молодец, Алиса, напомнила нам всем правила безопасности от мошенничества!
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в банкомат и снять деньги.
Звучат фанфары.
Воспитатель: Для следующего задания вам нужно разделиться на пары. Что такое пары?
Настя: Это значит по два человека.
Воспитатель: Верно. Как можно разделиться на пары?
Егор: Можно разделиться по считалке.
Алиса: Я бы хотела быть в паре с тем, с кем дружу.
Вова: Еще можно поделиться на пары мальчик с девочкой.
Воспитатель: Верно, можно и так. Но я вам предлагаю другой способ. Каждый из вас вытянет по одной купюре. У кого будут одинаковые купюры, тот и составит пару.
Воспитатель: Ребята, а чем отличаются купюры?
Вова: Цветом.
Воспитатель: Вова, ответь, пожалуйста, полным ответом.
Вова: Купюры отличаются цветом.
Воспитатель: Правильно. А еще чем отличаются купюры, Настя?
Настя: Купюры отличаются номиналом.
Воспитатель: Супер! Какое сложное слово ты вспомнила!
На экране появляется заставка кондитерской, воспитатель зачитывает следующие строки стихотворения:
«Пахнет кондитер орехом мускатным».
Воспитатель: Булат, напомни, пожалуйста, где работает кондитер?
Булат: Кондитер работает в кондитерской.
Воспитатель: Верно. С помощью игрового набора «Чаепитие друзей» вам нужно создать (испечь), а потом прорекламировать ваше кондитерское изделие. Вспомните, мы с вами уже рекламировали очень много разных товаров, когда проводили мастер-класс с родителями. Поэтому предлагаю использовать мнемотаблицы. Егор, вы готовы представить ваш десерт?
Егор: Да, мы готовы! Я буду показывать торт, а Алиса его рекламировать.
Алиса: «Торт - наслаждение, торт - объедение, просто чудо угощенье.
С нежностью сделан и лаской, очень вкусный, похожий на сказку».
Звучат фанфары.
Воспитатель: И с этим заданием вы справились! Идем дальше.
На экране появляется заставка медицинского кабинета. Воспитатель читает следующие строки:
«Доктор в халате – лекарством приятным».
Воспитатель: Настя, как ты думаешь, если в семье кто-то заболел, что это значит для бюджета семьи?
Настя: Это значит, что в семье будут расходы.
Воспитатель: Правильно. Возьмите карточки и слушайте меня внимательно. Бабушка с дедушкой получили пенсию. Вова, какую карточку ты поднимешь?
Вова: Я подниму карточку с зеленой стрелкой вверх, потому что пенсия бабушки и дедушки – это доход.
Воспитатель: Умница! Это верный ответ. В семье сломался автомобиль. Булат, почему ты поднял такую карточку?
Булат: Я поднял карточку с красной стрелочкой вниз, потому что, когда ломается автомобиль – это расходы в бюджете семьи.
Воспитатель: Отлично! Ты прав. Сестра получила стипендию. Егор, ты поднял карточку с красной стрелкой, почему?
Егор: Я не помню, что такое стипендия.
Воспитатель: Алиса, подскажи Егору, что такое стипендия?
Алиса: Стипендию платят студентам за хорошую учебу в институте. Значит это доход.
Воспитатель: Умница, Алиса, совершенно верно. Егор, повтори, пожалуйста, что такое стипендия?
Егор: Стипендию платят студентам за хорошую учебу в институте.
Воспитатель: Молодец!
Звучат фанфары.
Воспитатель: Ребята, напомните мне, как называется сегодняшняя игра-викторина?
Вова: «Чем пахнут ремесла».
3. Заключительный этап
Воспитатель:
«Рыбой и морем пахнет рыбак,
только безделье не пахнет никак!»
На экране появляется слайд с изображением бездельника.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто такой бездельник?
Булат: Бездельник – это тот, кто лежит без дела.
Ангелина: Бездельник — это бесполезный человек. Он не приносит некому ни пользы, ни радости. Быть бесполезным плохо.
Воспитатель: Ты это верно подметила, Ангелина. Вот и закончилась наша игра-путешествие. О том, что вам понравилось или вы считаете сложным и не интересным, вы изобразите в своих рисунках, которые нарисуете после сна, организуете выставку для родителей и расскажите им о сегодняшнем мероприятии. Домашнее задание: дома совместно с родителями найдите ответ на вопрос «Что значит быть успешным человеком?». Вы сегодня меня очень порадовали, я рада вашим успехам как маленьким финансистам.
Звучат фанфары. Воспитатель вручает детям грамоты «Маленький финансист».
Список используемой литературы:
1. А.Д. Шатова «Тропинка в экономику»
2. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
3. Сборник игр по организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
4. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
5. Сборник задач и ребусов для детей «Путешествие в мир финансов»
Приложение
Работа с ребусом
«У каждого дела запах особый: в булочной пахнет тестом и сдобой»
«Покупка хлебобулочных изделий»
«Мимо столярной идешь мастерской, стружкою пахнет и свежей доской»
Схемы построек из деревянного конструктора
Работа в столярной мастерской
«Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой»
Интерактивная игра «Кому, что нужно для работы» (Комплекс «Сова»)
«Куртка водителя пахнет бензином.
Блуза рабочего – маслом машинным»
Работа с банкоматом «Алма Банк»
«Пахнет кондитер орехом мускатным»
Изготовление кондитерских изделий с использованием игрового набора Фребеля «Чаепитие друзей»
Реклама кондитерского изделия
«Доктор в халате – лекарством приятным»
Карточки-схемы к игре «Доход-расход»
Карточки-ситуации к игре «Доход-расход» (Задания)
«Рыбой и морем пахнет рыбак,
только безделье не пахнет никак!»
Грамоты «Маленький финансист»