Конспект итогового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Выполнила воспитатель: Васюкова Елена Викторовна
Тема : «В огороде у бабушки »
Цель: Расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода в своей группе.
Продолжать работать над правильным звукопроизношением
Задачи:
- Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в огороде.
- Расширять представление детей о жизни растений.
- Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
- Учить детей делать выводы на основе наблюдений.
- Участвовать в посильной практической деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к растениям.
-Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.
Закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах 10; знания
геометрических фигур; умение согласовывать числительные с существительными в падеже.
Упражнять в ориентировке на листе бумаги и в пространстве; в сравнении предметов по длине, ширине;
Развивать познавательные интересы, логическое и ассоциативное мышление, воображение, мелкую моторику,
Воспитывать уважение к труду сельских жителей.
Оборудование: демонстрационный материал: две теплицы разной высоты и ширины, грядки разной геометрической формы. Картинки с изображением трудового инвентаря. Карандаши, музыкальное сопровождение, семена, «домашний огород» (ящик, земля), фартуки. Лейки. Театральная кукла – бабушка. Схема посадки семян.
Методы и приемы: показ, вопросы, объяснение, художественное слово, напоминание.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной и познавательной литературы, наблюдения за трудом людей, знакомство с профессиями.
Ход занятия:
Воспитатель: к нам сегодня в гости пришла бабушка Агафья и принесла с собой загадку. Послушайте.
Бабушка Агафья (2-ой воспитатель, с одетой на руку театральной куклой): там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда, друзья, нам пускать никак нельзя. (ответы детей)
Бабушка Агафья (2-ой воспитатель, с одетой на руку театральной куклой):-правильно, это огород. У кого, ребята, есть огород? Кто из вас любит трудиться на огороде? Какую работы вы выполняете на огородном участке, чтобы вырастить хороший урожай? (ответы детей)
Воспитатель: -мы живем в местности, где довольно долгая и холодная зима и теплое лето. Но лето недостаточно долгое, чтобы все овощи успевали созреть. А что необходимо для хорошего роста и развития растений в огороде? (свет, тепло, вода).Послушайте ещё одну загадку:
На даче у бабушки домик стоит, прозрачною плёнкой сверху накрыт.
Но бабушка с дедушкой в нем не живут, в домике том помидоры растут.
Что б ни случилось с погодой весной, домик укроет и в холод, и в зной. Что это?
Дети: теплица
Демонстрация иллюстрации.
Воспитатель:почему так назвали, какое слово спряталось в слове теплица?
Дети: ответы детей.(От слова – тепло)
Воспитатель: сколько теплиц у бабушки?
Дети: две
Воспитатель: они одинаковые?
Дети: нет
Воспитатель: а чем они отличаются?
Ответы детей.
Воспитатель:правильно: теплица которая справа - выше, чем петлица, которая слева.
Воспитатель: а что вы еще заметили?
Дети: что теплица слева – шире, чем теплица справа
Воспитатель:правильно
Воспитатель:бабушка Агафья в высокую теплицу посадила огурцы, а в низкую – помидоры. Как вы думаете, чего у нее больше? рассады огурцов или помидоров?
Дети считаю, ищут нужную цифру и выкладывают знак больше или меньше.
Физминутка.
В огород пойдем, хоровод заведем. (Идут по кругу, держась за руки)
В хоровод возьмем редиску, с ней присядем низко-низко. (Приседают)
В хоровод возьмем морковку, и с морковкой спляшем ловко. (Танцевальные движения)
Вверх потянемся с лучком (Тянутся вверх, поднявшись на носочках)
Побежим за кабачком (Бегут по кругу друг за другом)
И поскачем по дорожке, как зеленые горошки. (Скачут по кругу друг за другом)
Воспитатель:посмотрите, что еще растет у бабушки в огороде.
Дети: кустарники, деревья, овощи, фрукты….
Воспитатель:а где растут овощи?
Дети: на грядках
Воспитатель: обратите внимание, какие необычные грядки у бабушки. Агафьи. Какой они формы?
Дети: (круглые, прямоугольные, треугольные, овальные, квадратные, в виде ромба и трапеции).
Воспитатель: давайте посчитаем, сколько грядок….(одна, две, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять… Всего 10 грядок. А теперь давайте посчитаем в обратном порядке.
Воспитатель: какой формы первая по счёту грядка? Что она посадила на эту грядку?
Дети: Круглая. Лук
Воспитатель: а что бабушка посадила на третьей по счёту грядке? (редис)
Воспитатель: а что растет на 5 по счёту грядке (свекла)
Воспитатель: а на какой по счёту грядке растёт морковь? (седьмая)
А еще у нее есть верные друзья-помощники. Отгадайте загадку
«Отгадай загадки» (с демонстрацией иллюстраций).
Проползла во двор змея черная и длинная,
Огород наш поливала, на работе не зевала. (шланг)
Смастерили из досок и надели поясок,
И хранит посуда эта с грядки собранное лето. (бочка)
Два братца пошли в речку купаться.
Один купается, другой на берегу дожидается.
На речку идут – пляшут, а с речки идут – плачут. (ведра)
Землю копала, грядки ровняла
ручейки прорывала
и ничуть не устала (лопата)
Из железа тучка, а у тучки – ручка.
Эта тучка по порядку обошла за грядкой грядку. (лейка)
Воспитатель:бабушка просит нас ей помочь. У нее потерялся очень нужный для нее садовый инструмент. Поможем?
Дети:да
«Обведи по точкам и заштрихуй»
Воспитатель:-А теперь выполните задание у себя на листочках. Соедините точки линиями и заштрихуйте. Что за инструмент у вас получились? (Ответы детей)
Дети: грабли
Пальчиковая гимнастика «Грабельки»
Руки, как грабельки,
Граблями сгребаем мы мусор с земли,
Чтоб к свету росточки пробиться могли.
(большой палец прижат к ладони, а остальные слегка разведены и полусогнуты, скребут по шершавой поверхности подушечками пальцев на ударные слоги)
Воспитатель:-Я покажу вам семена. Рассмотрите их. Скажите, какие они? (Ответы детей: маленькие, круглые, мелкие, гладкие, овальные, шереховатые, продолговатые и т.д)
Бабушка Агафья (2-ой воспитатель, с одетой на руку театральной куклой): - А знаете ли вы, как сеять, сажать? Ну, и что нужно, чтобы вырастить овощи? (приготовить грядку, сделать бороздки, высадить семена в землю, полить).
Воспитатель: -Значит, что нужно растениям для хорошего роста? (Почва, вода, тепло, свет)
-Что мы будем делать? (сначала проведем бороздки, уплотним дно бороздок ребром ладони, польем водой, потому что семена надо сеять во влажную землю, семена будем раскладывать в бороздки понемногу, равномерно, на небольшом расстоянии)
Воспитатель:-Ну теперь я вам, ребята, могу доверить эту ответственную работу!
Воспитатель: -А чтобы не испачкать одежду, наденем фартуки. (Дети надевают фартуки и приступают к работе).
Во время посадки воспитатель обращает внимание на последовательность посадки укропа, используя схему
Воспитатель: -Ну вот, укроп мы посадили. Какую работу надо делать дальше, чтобы укроп вырос сильным и высоким? (Поливать грядки, рыхлить землю, пропалывать от сорняков).
Воспитатель:-Какие же вы молодцы! Как славно потрудились
Бабушка Агафья: а в народе говорят:
Кто весной не пролежит, целый год будет сыт.
Как вы думаете, почему так? (ответы детей).
Бабушка Агафья прощается с детьми
Рефлексия.
Воспитатель: -На этом наше занятие подошло к концу. О чем мы сегодня говорили? Что мы делали на занятии, какие задания выполняли? Что вам понравилось больше всего? Кто запомнил пословицу бабушки Агафьи? И т.д.