Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Сущность понятия «интерес к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Сущность понятия «интерес к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время воспитание интереса к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста является неотъемлемой частью формирования музыкально – эстетического сознания детей, что в целом приводит к развитию основ музыкальной культуры. Ведь, интерес к музыке – это один из важнейших компонентов музыкально – эстетического сознания [16, с 31].

Интерес к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста обширно рассматривается в психолого-педагогических исследованиях. Определим основные понятия: «интерес», «интерес к музыке», «классическая музыка».

Так, в словаре русского языка С.И. Ожегова дается 4 значения слова «интерес». Первое понятие трактуется, как «проявление внимания к полезному, важному или значительному явлению». В остальных понятиях интерес рассматривается как «увлекательность, занимательность, важность, польза, смысл, и даже как выгода или потребность» [46, с. 459].

В глоссарии педагогических терминов понятие «интерес» выступает формой познавательной потребности, которая содержит осознание целей действий человека, и, тем самым, позволяет направить или ознакомиться с другими фактами, которые более глубоко отражают действительность и не ведут к угасанию, а, наоборот, вызывают новый интерес к другими возможным фактам, что в дальнейшем приводит к более высокому уровню познавательной деятельности [48, с. 321].

М.Ф Беляев [10, с.89], Л.И. Божович [13, с. 345], Н.Г. Морозова [43, с. 134] считают, что «интерес» содержит в себе огромное количество разных процессов, которые включают в себя как сходные, так и отличительные, и даже специфические черты. По мнению исследователей, перемешивание истолкований понятия «интерес» с любознательностью, занимательностью, любопытством происходит из – за того, что, изучая всестороннее определение как «интерес», то делается упор на одну из его сторон, чаще всего – познавательную.

В домарксистский период русской педагогики, «интерес» рассматривался как веский метод обучения и воспитания детей. Демократы А.Д. Писарев и К.Д. Ушинский «интерес» считали главным стимулом обучения, включающим в себя ответственность. Так, К.Д. Ушинский говорил: «Пустые интересы, отвлекающие ребенка от нравственного и прекрасного в действительности, препятствует целям воспитания. Лишь направленность к полезному и нравственному утверждает в человеке чувство собственного достоинства». Отсюда следует, что «интерес» несет в себе нравственное воспитание [66].

Д.И.  Писарев один из первых, кто обратил внимание на феномен интереса и изучил его в трех аспектах: с точки зрения наличия у интереса характерных черт и его место в педагогической деятельности; с точки зрения соотношения понятия «интерес» и «потребность»; а также с точки зрения условий развития интереса. Он рассматривает интерес в педагогическом процессе в виде эмоциональной устремленности к предмету. Побудительная сила к деятельности является характерной чертой этого феномена, что в отечественной психологии трактуется как мотив (А.Н. Леонтьев [41, с.13]). Мотив обучения и воспитания, который состоит из определенных трудностей. Но все эти трудности, по мнению автора, компенсируются высокими показателями обучения, потому что все то, что происходит не по воле человека, забывается при первой же возможности. Он называет интерес «духовной жаждой», «позывом», «яростью к объекту», «непреодолимым бескорыстным стремлением». Другой характерной особенностью интереса является то, что он окрашен эмоциями, которые могут быть вызваны процессом умственного труда и при этом свободен от принудительных влияний со стороны для возникновения того самого интереса. [51, с. 89].

А.Г. Здравомыслов говорил: «Интерес – это единство выражения, проявления внутренней сущности субъекта и отражения объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании субъекта». Объектно – субъектная основание «интереса» предполагает связывание «интерес» и «ценностные ориентации» человека [29, с.189].

В теории обучения понятие «интерес» рассматривается как условие успешности педагогической работы. Такие исследователи, как Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, Н.Г. Морозова, В.А. Сухомлинский, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Г.И. Щукинаидругие считали, что плохо усвоенные знания детей напрямую связаны с отсутствием интереса и неумением педагогов его пробудить.

Общепризнанный российский психолог С.Л. Рубинштейн высказал, что «интерес» может быть как предпосылкой обучения, так и результатом. С одной стороны, интерес работает на повышение эффективности педагогической работы, а, с другой стороны, является важнейшей целью и задачей обучения. Также С.Л. Рубинштейн отмечал, что интерес – это сосредоточенность мыслей на определенном предмете, вызывающая стремление ближе ознакомится с этим предметом, глубже в него проникнуть, не упустить из поля зрения. Характеристиками интереса он считал эмоциональную привлекательность и осознанность значимости предмета. Так, интерес выражает общую направленность личности и охватывает все психические процессы. [56, с. 564].

В работах Т.С. Комаровой отмечается, что «интерес» способствует зарождению творческих проявлений ребенка и повышает развитие умений художественной деятельности [38, с. 57].

Проанализировав данные определения, можно сделать вывод о том, что интерес – это осознанная потребность или же стремление к определенной деятельности.

Перейдем к понятию «интерес к музыке». Существует большое количество объяснений понятию «интерес к музыке», но, несмотря на огромное количество этих определений в области музыкальной педагогики, оно не имеет фундаментального значения – это касается и терминологии, и сущности определения. В работах одних авторов, мы встречаемся с таким понятием, как «интерес к музыке» (Е.В. Боякова, Н.А. Менизикова, Н.Е. Судакова, Т.В. Красноперова идр.), в других работах – с понятием «музыкальный интерес» (Ю.В. Таланова, Н.И. Буторина, Е.И. Бурлина, А.Н. Байжорова и др.).

Л.Г. Арчажникова рассматривала интерес к музыке как «цель музыкальных занятий, в которых видела привитие детям интереса к искусству, научить их разбираться в музыкальном репертуаре и действительно выбирать музыкальные произведения достойные и значительные во время прослушивания» [2, с. 52].

Такого же мнения придерживается исследователь О.А. Апраксина, она пишет: «Спору нет, что ребенку должно быть интересно и радостно учиться, особенно, если учение это связано с приобщением к такому прекрасному искусству, как музыка». Так, она выделяет среди музыкальных задач развитие мотивации обучения детей на всех этапах образования [5, с. 201].

Отечественный методолог и педагог Э.Б. Абдуллин считал, что воспитание интереса к музыке зависит от «животрепещущего слова педагога, эмоционального отклика в подаче материала, развития эмоциональной отзывчивости на основе восприятия музыкального образа» [1, с. 65]. Согласился с данным мнением и композитор Г.А. Струве, который полагал, что «интерес к музыке» под влиянием обучения и содействия педагога, станет центром развития способностей детей, а также их предрасположенности к различным видам музыкальной деятельности [60, с. 45].

Е.В. Боякова говорила, что «знания и умения должны лежать в основе развития художественных интересов, привития любви к искусству и раскрывать возможности для разностороннего развития подрастающего поколения». Так, «интерес к музыке» у детей старшего дошкольного возраста она рассматривала как предпосылку развития основ музыкальной культуры и называла это формируемым личностным качеством [16, с. 75].

Д.Б. Кабалевский говорил, что воспитание «интереса к музыке» является важнейшей задачей музыкального образования, без решения которой невозможно достичь результата в дальнейшем. «Интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней, – пишет Д.Б. Кабалевский, – обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свой красоту, для того, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль... Любые же попытки воспитывать и обучать того, кто музыкой не заинтересовался, не увлекся, не полюбил ее, обречены на неуспех». Так, его педагогическая концепция направлена на раскрытие и обогащение духовного мира ребенка [33, с. 56].

О.В. Кватерчук писала, что «интерес – лучший стимул к учению и приобщению к музыке». Интерес к усвоению фактическому миру путем музыкального искусства – это один из наиболее важных и значимых вопросов в детском развитии. Под его воздействием развивается интеллектуальная активность, музыкальная наблюдательность, усиливается работа восприятия, воображения, произвольное внимание и сосредоточенность. Всему этому способствует правильно организованные занятия, на которых и будут решаться задачи воспитания интереса к музыке у детей дошкольного возраста [37, с. 209].

По мнению, Г.А. Прасловой, «интерес к музыке» показывает наличие у детей музыкального сознания и выражается в необходимости потребности общения с музыкой. Потребность в музыке возникает у детей намного раньше, чем потребность к общению со взрослыми. Так, потребность в музыке является началом формирования эстетического отношения ребенка к музыкальной культуре и развивается у детей по мере приобретения музыкального опыта. А также потребность в музыке может усиливаться, если для этого способствуют все условия музыкальной среды. Поэтому Г.А. Праслова считает, что именно потребность в музыке показывает нам готовность ребенка к музыкальному развитию [51, с. 274].

О.П. Радынова видела «интерес к музыке» во внимании детей во время слушания музыкального произведения, а также во внешних проявлениях: двигательных, пантомимических и мимических [53, с.36].

Музыковед и социолог А.Н. Сохор рассматривал «интерес к музыке» как осознанную потребность и выдвигал свою систему разделения: по предмету (вид музыкального творчества или искусства, круг музыкальных произведений); по содержанию (общечеловеческие, общественные, групповые, личные); по носителю (коллективные, индивидуальные) [59, с. 87].

Р.А. Тельчарова рассуждала так, что «интерес к музыке» детализируется потребностью [63, с. 57]. А вот З.П. Морозова полагала, что «интерес к музыке» определялся именно музыкальной потребностью. Она считала, что эффективность воспитательной задачи на музыкальном занятии может служит уровень развития интереса. «Поэтому именно музыкальный интерес» - утверждала З.П. Морозова - «способствует разностороннему развитию личности ребенка, пробуждает творческое воображение, способность к сопереживанию» [43, с. 148].

Известный белорусский музыковед, педагог и психолог В.Л. Яконюк утверждал, что «интерес к музыке» может отображаться в эмоционально – волевом отношении к музыке и музыкальной деятельности, которое направлено на удовлетворение музыкальной потребности. Как в это же время, другие ученые полагали, что «интерес к музыке» выражается эстетическим отношением, которое направлено, в свою очередь, на освоение музыкальной культуры [70, с. 138].

Таким образом, анализируя данные определения, можно выделить два направления. Первое направление направлено на мотивационный компонент, в основе которого лежит сила учения и средство побуждения познавательной деятельности. А второе направление направлено непосредственно на удовлетворение потребностей. Итак, интерес к музыке – это потребность, которая стимулирует детей к познавательной, продуктивно – творческой, музыкальной деятельности, оказывающая развитие музыкально – творческих способностей и личностных качеств, что в дальнейшем приводит к культурным обогащениям ребенка и создает атмосферу эмоциональной увлеченности музыкой

Понятие «классика» (лат. classikus – «образцовый») в переводе на русский язык означает – образцовое произведение. К музыкальной классике относятся творения выдающихся композиторов прошлых столетий.

Перейдем к понятию «классическая музыка». По сей день в терминологии «классическая музыка» несет неопределенный характер. В общепризнанном понимании она понимается как пережившая временем проверку на прочность и сохранившая свою популярность на протяжении множества лет.

В большом Оксфордском толковом словаре классическая музыка понимается как музыка, упорядоченная по своей природе и обладающая такими качествами, как ясность и гармоничность, основанная скорее на формальной красоте, чем на эмоциональной экспрессии, но не отрицая эмоций [14, с. 345].

Классическая музыка гармонически сочетает в себе правдивое и эмоциональное содержание с совершенством формы, величайшее мастерство с простотой и доступностью. Она охватывает не только профессиональное творчество композиторов-классиков, но и образцовые произведения народного творчества. Классическая музыка поистине является эталоном красоты, гармонии и совершенства. Именно поэтому приобщение детей даже в дошкольном возрасте к классической музыке должно быть ведущим направлением их музыкального развития.

В. А. Сухомлинский придавал огромное значение классической музыке в вопросах воспитания детей [61, с.245]. Он раскрыл целую систему приобщения детей к миру классической музыки, которая основана на том, чтобы из года в год перед детьми постепенно открывался мир больших идей, отраженных в музыке [61, с.248].

Мы понимаем под классической музыкой глубоко содержательный период музыки, включающий в себя образцовые музыкальные произведения, которые отличаются от других своей возвышенной интонацией, изысканностью, разнообразием оттенков и гармонией, а также будут востребованы и уникальны во все времена.

Сущность понятия «интерес к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста» довольно обширно. Оно включает в себя самое главное понятие «интерес к классической музыке». Интерес к классической музыке детей старшего дошкольного возраста – это первоначальные ценностные ориентации, приобретенные ребенком в образцовых музыкальных произведениях, которые стимулируют детей к познавательной, продуктивно – творческой, музыкальной деятельности, которая оказывает развитие музыкально – творческих способностей и личностных качеств, что в дальнейшем приводит к культурным обогащениям ребенка.

Таким образом, нам требовалось изучить сущность понятия «интерес к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста». В процессе изучения мы проанализировали психолого – педагогическую литературу, рассмотрели такие понятия как «интерес», «интерес к музыке», «классика» и «классическая музыка». Исходя из рассмотренных понятий, мы будем понимать под интересом к классической музыке потребность в образцовых музыкальных произведениях у детей старшего дошкольного возраста, которая стимулирует развитие восприятия, приводит к культурному обогащению и закладывает основы музыкальной культуры.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области