Разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждении
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
по теме «Пасха – праздник Светлого Христова Воскресенья».
Автор: Калашникова Ю.В., г. Арзамас,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №39»
2023г.
Возрастная группа:старшая
Тип НОД:продуктивная деятельность
Форма организации: групповая
Направленность: духовно – нравственное воспитание
Цели: Познакомить детей с народным обрядовым праздником – Пасхой, её обычаями, традициями, новыми словами и их значением.
Задачи: Познакомить детей со смыслом главного праздника христианства Пасхой. Помочь детям в освоении понятий собственной национальной культуры, которая базируется на православных ценностях. Побуждать детей доставлять радость своим близким, делать для них подарки своими руками и дарить их. Воспитывать художественный вкус, любовь, уважение к своей стране и истории русского народа.
Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие и художественное развитие.
Словарь: народный праздник, Великая Пасха, кулич, пасхальные яйца, Иисус Христос, церковь, храм.
Оборудование: проектор, презентация ««Как испечь кулич», иллюстрации куличей, пасха, яйца расписные, мольберт, незавершенный продукт-рисунок пасхи, гуашь, кисть для красок, баночки с водой, цветные карандаши, восковые мелки, клей ПВА, кисть для клея, различные бусинки, пайетки для украшения кулича, горка, коллекция пасхальных яиц.
Участники: дети, воспитатель, герой-бабушка Матрена.
Методические приемы: беседа, фронтальный опрос, игровая деятельность, просмотр презентации, продуктивная деятельность, рефлексия.
Предварительная работа: оформление уголка художественного творчества к празднику Пасхи; внесение в уголок «Читаем сами» книг с добрыми рассказами для детей из серии Зёрнышки; чтение «Пасха Христова» А.В. Бородиной, заучивание наизусть отрывков стихотворений; рассматривание икон, иллюстраций; просмотр презентации Пасха, беседы; самостоятельная творческая деятельность роспись пасхальных яиц; беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций.
этапы | содержание деятельности | деятельность педагога | деятельность детей |
1. Вхождение в тему. | -Здравствуйте, ребята. Давайте с вами встанем в круг и поприветствуем друг друга. Собрались все дети в круг -Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение. В группу входит бабушка Матрена, что-то ищет. Бабушка: Здравствуйте, а Вы кто? Бабушка: А я бабушка Матрена. Но как же я попала к Вам? Я искала свою кулинарную книгу и как- то очутилась здесь. -Бабушка, а для чего тебе кулинарная книга? Бабушка: Скоро православный праздник, Пасха. Вот я и хотела испечь дедушке кулич. | Мотивирует детей на совместную деятельность. Помогает наводящими вопросами. | Садятся полукругом на стульчики. Отвечают и задают вопросы герою. |
2. Проживание темы | -Расскажите пожалуйста детям про праздник Пасха. Бабушка: С большим удовольствием. Бабушка присаживается рядом с детьми. Бабушка: Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает избавление. Считается, что именно в этот день сын божий Иисус Христос воскрес из мёртвых. Праздник Пасхи один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, всё живое возрождается, воскресает. Этот праздник символизирует победу добра над злом. На светлый праздник Пасхи на Руси всегда было принято дарить друг другу нарядные раскрашенные пасхальные яйца со словами «Христос Воскресе!» и отвечать «Воистину Воскресе!», то есть христоваться – здороваться и печь ароматные куличи. Считалось. Что человек, попробовавший пасхальный кулич, вбирал в себя все самое доброе и хорошее, что есть на белом свете. Бабушка: А прежде чем съесть крашеные яйца, с ними устраивали разные игры. Я предлагаю вам поиграть в старинные – народные игры «Катание яиц», «Столкновение яиц». Дети благодарят бабушку за интересные игры. Бабушка спрашивает детей, как они празднуют Пасху. Бабушка (практически плачет): Я же совсем забыла про кулинарную книгу, как же мне приготовить кулич? -Бабушка не плачь, у нас в группе есть электронная книга и там есть рецепт кулича. (Просмотр презентации «Как испечь кулич») Бабушка: Ой, спасибо. Теперь у меня точно получится вкусный и ароматный кулич. -Бабушка Матрена, останься еще немного с нами. Ребята для Вас с дедушкой нарисуют свои куличи. Бабушка: Буду только рада. | Мотивация детей на продуктивную деятельность. Задает вопросы, обсуждает с детьми. | Слушают, воспринимают наглядную информацию. Смотрят презентацию. |
3.Изготовление изделий. | Воспитатель приглашает детей сесть за столы, где уже приготовлены листы с изображением кулича(формат А4), гуашь, кисть для красок, баночки с водой, цветные карандаши, восковые мелки, клей ПВА, кисть для клея, различные бусинки, пайетки. Рядом стоит мольберт с разными видами куличей. -Но сначала нам нужно обязательно сделать пальчиковую гимнастику, чтобы подготовить наши ручки к работе. Пальчиковая гимнастика “Хлебушек” Муку в тесто мы замесим, (показываем, как месим тесто) А из теста мы слепим: (показываем, как лепим пироги) Пирожки и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы) Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Все мы испечем в печи. (хлопаем в ладоши) Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед) Бабушка, восхищается работами. Дети дарят свои куличи бабушке, а Матрена угощает ребят конфетами. Бабушка прощается с ребятами, благодарит их за помощь и подарки. -А сейчас предлагаю Вам поиграть в подвижную игру «Катись, катись, яичко» | Предоставляет возможность высказать свои мысли, поощряет. Показывает пальчиковую гимнастику. | Обсуждают, выражают свои мысли. Выполняют пальчиковую гимнастику. Воспринимают музыкальное произведение. Дарят свои куличи герою. Играют в игру. |
4. Открытость, ориентация на самостоятельную деятельность детей, в среде, в семье | О каком русском народном празднике мы говорили сегодня? Что вы нового узнали? С какими мыслями вы выполняли работу? Понравились вам игры? Ребята, вы сегодня все постарались. Все вы молодцы! | Активизирует обсуждение. | Обсуждают, анализируют, делятся впечатлениями. |
Список используемых источников:
Интернет источники: