Цели занятия.
Коррекционно – образовательные:
- активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;
- упражнять детей в подборе слов-антонимов;
- закрепление обобщающих понятий, развитие мышления.
- развитие зрительного внимания
- употребление слов с увеличительными оттенками. Составление предложений по образцу.
- развитие графо моторных навыков
- развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: предметные картинки по теме «Насекомые» (пчела, жук, стрекоза, божья коровка, муравей, бабочка, комар, кузнечик, таракан.), мольберт, стол. Лепестки ромашки с заданиями, мяч, листочки с недорисованными изображениями жука и бабочки, карандаши, загадки, пчела. Картинка с внешними признаками насекомого, эмблемы, карандаши
Предварительная работа: рассматривание картин с изображением насекомых, чтение рассказов по данной теме.
Ход занятия.
Воспитатель и дети входят в группу.
- Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (здороваются).
-Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, радостное, веселое.)
Мы сейчас возьмемся за руки и поделимся друг с другом своим хорошим настроением и добрыми пожеланиями:
Собрались все дети в круг:
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Сегодня, мы покажем, что умеем и знаем, а прежде вспомним правило, которое помогает нам говорить.
Все дети хором:
Говорим всегда красиво
Четко и неторопливо,
Плавно громко говорим
И, конечно, не спешим.
Развитие логического мышления (картинки: пчела, жук,стрекоза,божья коровка, муравей, бабочка, комар, кузнечик, таракан, пчёлка, ромашка с заданиями или конверт?) – стол мольберт картинки пчела картинка с внешними признаками насекомого указка конверт с заданиями стулья для детей и педагога
А вот мы и на необычной полянке! Посмотрите, как красиво вокруг.
Ребята, вы хотите узнать, кто сегодня будет у нас в гостях на занятии? - Сегодня у нас в гостях будет пчелка (Показ игрушки). Посмотрите, как красиво вокруг. Только ветерок – озорник разбросал лепестки по полянке. А на лепестках что -то написано.
Развитие зрительного внимания
- Посчитаем вместе, сколько лепестков разбросано на полянке.
(Дети хором считают лепестки.)
- Значит, сколько заданий нам предстоит выполнить? Мы должны очень постараться, чтобы не огорчить нашу пчелку.
Воспитатель поднимает 1 лепесток и читает задание.
1.Задание (отгадывание загадок)
Встаньте полукругом около стола. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами: среди них отгадки на мои загадки. Внимательно слушайте загадку и поднимайте картинку-отгадку. Будем поднимать по очереди. Будьте внимательны! На каждую отгаданную загадку вывешивается картинка
Отгадку дети вешают на мольберт
1.Загадывание загадок на ковре около мольберта
— Мёд душистый принесла
С луга вешнего … (пчела).
— Слышим мы гудящий звук –
То летит к нам майский … (жук).
— «Больше всех мои глаза!» -
Любит хвастать … (стрекоза).
— Бежит по ладошке быстро и ловко,
В точечках чёрных вся … (божья коровка).
— В лесном небоскрёбе на тыщу семей
Живёт работяга – малыш … (муравей).
Как только садится она на цветок,
Нектар собирает её хоботок (бабочка).
— Кровь попить у детворы
Любят летом (комары).
Зелёная пружинка
Живет в траве густой.
С травинки на травинку
Он скачет день- деньской. (кузнечик)
Холодный взгляд в полоску брюшко, Но пчёлкам вовсе не подружка, Ужасна нам её краса. Летит коварная …(Оса).
Где немытая посуда,
Там усач живет не худо.
И в кастрюли, и в стакан
Влезет рыжий. (Таракан)
2 Основная часть.
Воспитатель:
Кузнечик, бабочка, пчела
И муравей, и стрекоза.
Мы даже муху позовем,
Но как мы всех их назовем? (насекомые)
Дети: Это насекомые.
Воспитатель: Вы отгадали все загадки, и теперь догадались о ком пойдет речь на сегодняшнем занятии? (пчела хвалит за правильное выполнение задания)
Дети присаживатся на стульчики.
Правильно, весна в разгаре и насекомые проснулись.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы поговорим о насекомых.
-Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых? (Потому что на улице холодно, они спят.)
- Когда же появляются насекомые на улице? (Весной)
- А почему весной? (На улице становится тепло, и насекомые выползают из своих жилищ)
- А кто, ребята, из вас скажет, какие внешние признаки есть у всех насекомых? (У насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 6 лапок – с каждой стороны по 3 штуки, крылья и жало.)
(Воспитатель показывает внешние признаки насекомых по картинке на мольберте)
- Покажите картинку с изображением насекомого, о котором можно сказать «трудолюбивая».
(Дети показывают картинку, на которой изображена пчела, она находится на мольберте)
- Ребята. А про неё можно сказать, что она трудолюбивая пчёлка?
- Давайте вместе произнесем это словосочетание – трудолюбивая пчелка.
Воспитатель поднимает 2 лепесток с заданием
2 Задание.
Игра в кругу «Скажи наоборот» с мячом.
Подбор слов-антонимов.
Встаньте около меня в кружок (берет мяч). Давайте поиграем в игру
«Скажи наоборот» (воспитатель бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч
обратно – всё это производится одновременно со словесным подбором
слов-антонимов):
Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.
Шмель большой, а божья коровка… маленькая.
Пчела полезная, а муха… вредная.
Оса живет на улице, а таракан… дома.
Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.
Жук жужжит, а паук… молчит.
Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.
Воспитатель поднимает 3 лепесток с заданием
3.Задание: «Насекомые - великаны» (Презентация)
Дети проходят к экрану телевизора.
Употребление слов с увеличительными оттенками. Составление предложений по образцу.
Воспитатель: Вы уже знаете, что насекомые бывают разной величины. Поиграем в игру «Насекомые – великаны». Я называю вам насекомое, а вы отвечаете,
например:
Это не паук, а паучище.
Дети:
Это не жук, а жучище.
Это не шмель, а шмелище.
Это не клоп, а клопище.
Это не муравей, а муравьище.
Это не стрекоза, а стрекозище.
Воспитатель поднимает 4 лепесток с заданием
4 Задание. Вы устали? Отдохнем! Сделаем зарядку и дальше мы пойдем.
Физкультминутка.
Чок – чок, каблучок! (потопать ногами)
В танце кружится сверчок.(покружиться)
А кузнечик без ошибки
Исполняет вальс на скрипке.(движения руками, как при игре на скрипке)
Крылья бабочки мелькают –(движения руками, как крыльями)
С муравьем она порхает.(покружиться парами)
Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)
Всё! Устали ножки!
(Дети присели на ковёр)
Воспитатель поднимает 5 лепесток с заданием
Игра «Четвёртый лишний». ( презентация ) Закрепление обобщающих понятий, развитие мышления.
Воспитатель: Я буду называть четыре слова, а вы должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.
— Жук, пчела, муравей, кошка;
— слон, бабочка, шмель, гусеница;
— божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
— ёлка, таракан, муха, кузнечик;
— паук, бабочка, комар, кровать.
— Молодцы, справились заданием.
5 Задание Работа за столами
Задание пчелки такое «Дорисуй по точкам вторую половинку».
Развитие графо моторных навыков
- Остался последний лепесток. Ребята, давайте вместе посчитаем, сколько лепестков было у ромашки.
(Один, два, …. пять)
- Посмотрите, у каждого из вас на столе лежат листочки. Переверните их, возьмите карандаши в руки. Задание пчелки такое «Дорисуй по точкам вторую половинку».
(На столах лежат листочки с изображением бабочки и жука.)
III. Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие на лесную полянку? С кем мы там встретились и о ком говорили сегодня? Что вам понравилось? Что было трудным для вас? Вы сегодня находчивы, смелые и умные, справились со всеми заданиями. Молодцы.
В награду дети получают эмблемы с божьей коровкой, которая является самым добрым и любимым насекомым
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 5 «СКАЗКА» г. ПОРОНАЙСКА, 694242 г. ПОРОНАЙСК, ул. ФРУНЗЕ 11, тел.: (424-31) 44044,
факс: (424-31) 44044. E-mail: pgo.mbdoudssp@sakhalin.gov.ru
ИИН 6507009971 / КПП 650701001 ОГРН 1026500914824
Конспект Образовательной деятельности-
образовательная область «Познание»
На тему: «Насекомые»
для детей старшей группы
Составитель: воспитатель
Новокшонова О.В.
г. Поронайск
2023 г.