Инновационная площадка по теме «Вовлечение родителей в организацию детской исследовательской деятельности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад «Улыбка» поселок Ханымей Пуровского района
Авторы: Панова Ю.А. – воспитатель, руководитель группы;
Сигай О. В. – учитель-логопед;
Александрова М. Н. – воспитатель;
Колотова Н. А. – воспитатель;
Носова Е. С. – музыкальный руководитель.
Практика инновационной площадки
Исследовательская, опытно-экспериментальная активность - это естественное состояние детей дошкольного возраста, они настроены на освоение окружающего мира и хотят его познать. Внутреннее стремление детей к исследованию, опыту порождает исследовательское поведение и создает условия для психического развития как процесса саморазвития и самореализации. В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности, обсуждать происходящее со сверстниками, родителями, вовлекать их в совместную деятельность. Если ребёнок слышит, видит и делает сам, знания усваиваются прочно и надолго.
С сентября 2019 года в нашем дошкольном учреждении реализуется инновационный проект «Создание интерактивной развивающей образовательной среды для развития поисково-исследовательской активности дошкольников в условиях образовательного процесса ДОУ». В рамках проекта оборудован центр исследования и экспериментирования «Юные исследователи». Центр оснащен оборудованием для экспериментов, микроскопами, лупами, лабораторией «Наураша», комплектами для исследования и экспериментирования «Мои первые опыты: изучаем природу», «Мои первые опыты: свет и звук», «Мои первые опыты: вода и воздух», «Мои первые опыты: простые механизмы и постоянные магниты».
Проводимые педагогами МБДОУ мероприятия по детской исследовательской деятельности без сомнения помогают детям развивать познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы в дальнейшем использовать их в разных жизненных ситуациях. Но, как известно, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Поэтому в рамках данного проекта педагогический коллектив ставил следующие задачи:
Но за прошедшие годы работы с воспитанниками было отмечено, что большинство родителей не осознают важности удовлетворения познавательно-исследовательских потребностей детей. А по природе своей дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Очень важно не сообщать им знания в готовом виде, а помочь получить их самостоятельно.
В связи с этим возникла необходимость вовлечения родителей в совместную с детьми исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность, которая является частью образовательных занятий нашего детского сада. Неоценимую помощь в данном вопросе нам оказало участие в этом учебном году в инновационной площадки всероссийского уровня по теме «Вовлечение родителей в организацию детской исследовательской деятельности». Мы составили план работы, основной целью которого являлось определение и апробирование форм включения семьи в процесс организации детской исследовательской деятельности.
Для начала мы провели анкетирование «Отношение родителей к исследовательской деятельности детей», в ходе которого выяснилось, что многие родители не занимаются наблюдениями в природе или исследованиями с детьми. Им проще всего просто ответить на вопрос или порекомендовать своему ребенку просмотр видео роликов или энциклопедии. Но такой подход к воспитанию не принесет пользы ребенку.
Чтобы предотвратить нежелание большинства родителей понять важность детского исследования мы провели вебинар «Повышение компетентности родителей в отношении понимания значения и условий развития детской исследовательской деятельности». Он принес свои положительные плоды: некоторые родители стали активно обсуждать с воспитателями вопросы, касающиеся развития познавательного интереса у дошкольников, брать буклеты и памятки домой. Также через мессенджеры привлекали родителей к просмотру вебинаров по исследовательской деятельности детей на сайте сообщества «Воспитатели России».
Воспитанники нашего детского сада ежегодно принимают участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь», занимают призовые места в региональном туре. Ребенок является автором конкурсной работы, а педагог руководителем и помощником. Но совместная деятельность именно родителей и детей в ходе исследования, ставит ребенка в позицию активного участника, дает возможность активно развивать инициативность и самостоятельность при корректной помощи взрослого. Поэтому следующим мероприятием с родителями был семинар-практикум «Специфика содержательной и психологической подготовки ребенка к участию в конкурсах исследовательских работ», в ходе которого мы постарались раскрыть вопрос помощи родителей своим детям при подготовки к конкурсным испытаниям. Родителям была предоставлена информация об основной идеи и задачах конкурса, об этапах проведения и конкурсных процедурах. Возник вопрос: какое действие оказывает данный конкурс, если бывает так, что дети сильно расстраиваются и даже плачут. Но соревнование – это метод воспитания, при котором детьми овладевает масса сильных положительных и отрицательных эмоций и при котором ребенок учится преодолевать реальные трудности. Также обсудили важный вопрос: какую тему выбрать? Пришли к совместному выводу, что тема, «навязанная» ребенку, какой бы важной она не казалась взрослым, должного эффекта не даст. Суметь услышать, понять, почувствовать интересы ребенка - вот главная и вполне решаемая задача педагога и родителей. После семинара родителям было предложено осуществить с ребенком небольшое исследование на интересующую их тему.
И поэтому итогом нашей работы с родителями по инновационной площадки стал фестиваль исследовательских работ и проектов «Маленький исследователь». Умники и умницы нашего детского сада и их родители подготовили и представили на фестивале свои первые исследовательские работы и творческие проекты, поделились открытиями и наблюдениями. Темы были разнообразными: «Зачем человеку язык?», «Образ лисы в сказках народов Севера», «Почему на окнах появляются ледяные узоры?», «Почему следы цветных карандашей не стирает обыкновенный ластик?» и другие. Не только ребята рассказывали о своих проектах, но и их мамы и папы, а также воспитатели, поведали нам о том, как они сотрудничали друг с другом. Из диалога с родителями стало очевидно, что они проявляли заинтересованность в отношении детских исследований, делились с ребятами своими чувствами и впечатлениями. Анализировали, наблюдали, выявляли закономерности.
Помогали своим детям увидеть необыкновенное в повседневных обычных делах.
Хочется отметить, что от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Конечная цель данной инновационной площадки – выстраивание определенной системы сотрудничества с родителями по организации детской исследовательской деятельности достигнута и будет только совершенствоваться со временем.