МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 41 «Ветерок»
Отчет по самообразованию за 2022 – 2023 гг.
«Формирование экологической культуры через ознакомление детей
с природой своего края».
Воспитатель:
Сварич С.Г.
Вологда
2023
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все могут видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа - это бесконечный источник эмоциональных состояний и желания познавать. Поэтому я взяла тему по самообразованию - экология.
Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только расширить знания детей о природе родного края, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.
Приступая к работе с детьми в этом направлении, поставила перед собой следующую цель: повышение профессиональной компетентности в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Исходя из цели, поставила
задачи на педагога:
- повысить собственный уровень знаний путём изучения справочной и научно-методической литературы;
- подобрать экологические игры, загадки и стихи о природе;
- создать предметно-развивающую среду для формирования экологической культуры у детей;
- уделять внимание подбору литературных произведений . (В.Бианки, Н.Чарушин, В.Сутеев и др. ).
На детей:
- расширять представления детей обобъектах природы родного края (деревьями, дикими животными, птицами, насекомыми)
- познакомить детей с особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой;
- совершенствовать игровые навыки детей через игру;
- развивать память и связную речь, обогащать словарь детей, мышление, фантазию, воображение, творческие способности;
- обогащать знания детей о правилах поведения в природе;
- формировать умение понимать причинно - следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания;
- воспитывать бережное отношение к природе и желание помогать ей.
- способствовать повышению познавательной активности родителей.
В своей работе применяла следующиетехнологии:
- здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, физминутки);
- игровые технологии (настольные игры, дидактические игры, сюжетно- ролевые игры);
Для решения поставленных задач использовала следующие методы и приёмы:
Наглядный метод:демонстрация и иллюстрация картин, рассматривание их.
Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми
стихов, беседа по прочитанным произведениям.
Игровой метод:дидактические игры, настольно-печатные игры, подвижные игры.
При решении поставленных задач использовала следующие формы работы:
- чтение сказок, рассказов, стихов;
- отгадывание загадок;
- беседы-диалоги;
- художественно- творческая деятельность (изобразительная деятельность, лепка).
В течение года провела:
1. Беседы с детьми: «Планета – Земля», «Удивительный лес», «Деревья нашего края», «Дикие звери Вологодчины», «Птицы нашего края», «Лесной доктор», «Как звери зимуют в лесу?», «Жизнь птиц зимой», «Насекомые – часть природы», «Мусор – болезнь планеты», «Как мы можем помочь природе»;
2. Проведен познавательно - творческий проект «Зимующие птицы»;
3.Детский индивидуальный проект «Снегири», с которым участвовали в городском конкурсе «Мой Эко конкурс детских проектов»;
4. Участвовали в городском конкурсе «В эко царстве, природном государстве», постановка экологических сказок;
5 .Продуктивная деятельность детей:
- Лепка «Птички», «Воробьи на кормушки», «Животные наших лесов».
- Рисование «Снегири», «Мое любимое животное», «Осенний лес».
- Аппликация «Зайка», «Мишка косолапый», «Лисичка».
- Ручной труд: «Зимнее дерево», «Медвежонок»
6.Во время прогулок наблюдали за деревьями, птицами, насекомыми, рассматривали объекты природы.
Родителям было предложено посмотреть с детьми видеоролики «Как люди охраняют природу», «Не засоряй планету» и др.
В результате проделанной работы у детей:
- расширились знания о растительном и животном мире нашего края;
- дети научились вести наблюдения за отдельными объектами природы, научились видеть изменения в природе;
- дети стали бережнее относиться к природе, овладели навыками безопасного поведения в природе;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления ,через различные виды деятельности.
Работу по самообразованию за 2022 -2023 учебный год считаю удовлетворительной.
Больше всего детям понравилось исследовать, экспериментировать, наблюдать.
На следующий год продолжим работать по теме экологическое воспитание дошкольников.
В процессе работы над данной темой мною была прочитана и изучена литература:
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
Николаева С.Н. «Юный эколог». – М.: Мозаика-Синтез,2010.
Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
Рыжова Н. А. «Наш дом - природа»