МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА–ДЕТСКИЙ САД №154»
города Магнитогорска
Картотека дидактических игр для социально-эмоционального развития детей раннего возраста
Составила : Верёвкина Александра Дмитриевна
Магнитогорск, апрель 2022
Актуальность
Одной из наиболее актуальных проблем развития детей раннего возраста в ДОУ, является сфера социально-эмоционального развития детей, в период адаптации к новым условиям социума.
Становление личности малыша зависит от умелого психолого-педагогического окружения ребенка, его безболезненного вхождения в мироклимат группы и макроклимат ДОУ, окружающего его мира.
Цель: развивать эмоционально-волевую сферу у детей младшего дошкольного возраста (способность распознавать эмоциональное состояние по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на место персонажей в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).
Игра: «Эмоции» (с зеркалами)
Воспитатель предлагает детям посмотреться в зеркало и:
- Улыбнуться как ясное солнышко.
- А затем нахмуриться как тёмная тучка (брови нахмурены);
- Удивитесь как зайчик, который встретил в лесу колобка (брови приподняты, рот слегка приоткрыт, глаза широко раскрыты);
- А теперь рассердитесь как злой голодный волк (брови нахмурены, зубы сжаты);
- Прищурьте глазки как хитрая лиса;
- А теперь обрадуйтесь как козлятки, когда их мама коза вернулась домой (широкая улыбка, смех).
Игру можно проводить с детьми утром или вечером в ходе режимных моментов. Также можно использовать одно большое зеркало или маленькие для каждого ребёнка.
Игра «Угадай настроение животного»
Воспитатель показывает детям различных животных (это могут быть кошки, собаки и т.д.), и предлагает определить кто это, какое у него настроение у животного.
(Например, воспитатель показывает изображение медведя и спрашивает «Кто это? (медведь) Попробуйте определить какое у него настроение? (он улыбается, значит мишка чему-то или кому-то обрадовался.
Игра «Солнышко и тучка»
Воспитатель показывает детям изображение солнышка и предлагает погреться. Дети прикрывают глазки, улыбаются, им тепло, подставляют солнышку одну щёчку, другую. Затем воспитатель прячет солнышко за изображение тучки и дети прячутся, сжимаясь в «комочек».
Игра «Изобрази настроение воробья»
Воспитатель вносит изображения – воробья и начинают разбирать какое настроения у него:
«Воробей по лужице прыгает и кружится».
Просит детей определить настроение воробышка и изобразить, как он прыгал и кружился, прыгая по лужице.
Игра «Изобрази зайку» -
Воспитатель читает стихотворение, потешки про «Зайку».
Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашёл,
Капустку нашёл —
Сидит, грызёт.
Ай, кто-то идёт! ( изображения испуганова зайца)
- Зайчик, зайчик, где ты спал?
В огород не залезал?
Пропала там капуста.
Была, теперь же пусто. ( изображения злого зайца)
Ай, чи-чи, чи-чи, чи-чи!
Сидит заяц на печи.
В барабан играет,
В гости зазывает! ( изображения веселого зайца)
Упражнение на развитие эмоций
В роли медведя ребёнок, остальные дети встают в круг вокруг него.
Воспитатель начинает читать стихотворение:
«Разозлился так Медведь,
Начал громко реветь: (у медведя сердитый взгляд, нахмуренные брови)
- Поломалась у меня кровать,
И книга порвалась у меня, (качает головой)
Что же мне делать?
- Не реви, не злись, медведь, (дети гладят медведя)
Склеим твою книгу,
Отремонтируем твою кровать. (медведь меняет выражение лица: добрый взгляд, ласковая улыбка)
Ты же на постели не прыгай, (дети грозят медведю пальчиком)
Спокойно книгу листай»