Коток Л.Н., учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области
Индивидуальная работа при обучении детей с ОВЗ на уроках русского языка
Статистика показывает, что год от года увеличивается количество школьников, испытывающих стойкие трудности в усвоении образовательных программ. Это те дети, которые не способны усваивать знания в силу психического развития, имеющие низкий познавательный уровень и интеллектуальные возможности. Таких детей сегодня относят к группе академического риска, и в образовательных учреждениях мало классов, в которых не было бы подобных детей, так как их обучение осуществляется по программам общеобразовательных школ с некоторыми изменениями: а именно сокращение некоторых учебных тем и объема материала к ним. Данная проблема является одной из актуальных в настоящее время, так как теснейшим образом связана с проблемой школьной неуспеваемости.
Кто они «Дети группы риска», каковы их особенности?
Дети, имеющие более низкий по сравнению со сверстниками уровень развития, дети с ОВЗ.
ОСОБЕННОСТИ:
Среди наиболее существенных возможностей, обеспечивающих эффективность обучения таких детей - оказание помощи ученику, как на этапе сообщения новых знаний, так и на этапе их закрепления и самостоятельного применения. Таким образом, обучение школьников группы риска осуществляется мной на основе индивидуального подхода, который предполагает движение не от содержания и требований учебного предмета к ученику, а от ребенка, от его особенностей, нужд и потребностей к учебному предмету.
Итак, как осуществляю индивидуальный подход?
Как я реализую это на практике? На различных этапах урока?
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ НОВОГО
Индивидуальная работа с учащимися на главном этапе урока – на этапе объяснения нового – это, пожалуй, самое сложное дело.
При объяснении нового материала использую кластер. В центре записываю ключевое слово и от него в процессе объяснения материала направляю стрелки, показывая смысловые поля того или иного понятия.
Дети с ОВЗ не могут долго слушать объяснения учителя, подолгу писать: внимание многих недостаточно устойчиво, поэтому на своих уроках особое внимание уделяю лингвистической сказке. Их очень много, например, сказка про царицу Ц или про приставки пре- и при-
Лингвистическая сказка.
Приставки пре- и при-
Жили-были две сестры – приставки пре- и при-. Они были очень похожи друг на друга , и их часто путали. Это сестёр обижало, потому что по характеру они были абсолютно разные.
Пре- была очень умная, очень любопытная и очень храбрая. Дружила она с приставкой пере- . Где пере- , там и пре-. Пре- преграждает дорогу, и пере- рядом. Пре- что-нибудь преломит, и пере- тут же. Пре- преодолевает препятствие, и пере- не отстаёт.
Вторая сестра, при-, всегда старалась к кому-нибудь присоединиться, приклеиться, прицепиться. Она никогда не доводила начатое дело до конца. Скажут ей закрыть дверь, а она её только прикроет, попросят её сесть на стул, а она только на краешек присядет. Но при- всегда и везде успевала. Идёшь на вокзал, а при- уже на привокзальной площади. Едешь в город, а при- уже въехала в пригород. Спешишь в школу, а при- уже на пришкольном участке.
Так и жили приставки пре- и при-, совсем разные, но так необходимые нам. Не путайте их, ребята, их это очень обижает.
Также при изучении новой темы ввожу стихи-«помогалки». Например, при изучении темы «Правописание -тся и -ться в глаголах» в 5 классе использую стих
В зимний вечер звездный, тихий
Снег что делает? КружиТСЯ.
И пора уже до завтра
Всем что делать? Спать ложиТЬСЯ.
Используя такой стих, дети учатся правильно писать глаголы 3 лица (тся без Ь) и глаголы неопределенной формы (ТЬСЯ с Ь)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПРИ ЗАКРЕПЛЕНИИ ИЗУЧЕННОГО НА УРОКЕ. Использую разноуровневые задания. Например, при изучении раздела «Лексика» очень часто приходится работать с текстом. Работая с текстом, класс прослушивает его и выполняет задания на слух, а перед детьми с ЗПР на парте текст, который дается заранее. Им я даю установку: обязательно прочитывать за мной про себя. Задание дается перед чтением текста учителем. Например, задание при прослушивании: запомнить или записать несколько примеров лексически окрашенных слов (устаревшие слова, разговорные, диалектные, слова в переносном значении и т. д.).
Или же при изучении темы « –Н- и –нн в суффиксах прилагательных» даю детям 3 варианта упражнений
1 вариант. Выпишите из текста прилагательные с н и нн в суффиксах. Объясните графически выбор орфограммы
Матрёшка – это деревянная кукла, похожая на ваньку - встаньку. Изображает она русскую крестьянскую девушку.
Матрёшка в шали серебряного цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто ещё пять матрёшек. Деревенский мастер наградил матрёшек соболиными бровями и рдеющим румянцем. Синие их глаза он прикрыл длинными ресницами. (По К Паустовскому)
2 вариант. Выделенные существительные замените прилагательными с н или нн. Обозначьте условия выбора орфограммы.
Морс из клюквы – клюквЕННый морс. Бюро, которое организует экскурсии. Герой былины. Укус комара. Стол, сделанный из дерева. Кольцо из серебра. Ребёнку дали кашу из пшена. Кашу полили жиром гуся.
3 уровень. Найдите и исправьте в словах ошибки. Составьте три предложения с любыми прилагательными
Оловяный солдатик, ветренный день, комариный укус, карманый фонарик, туманое утро, песчаный берег, хозяйственный человек, картиная галерея, соломеная крыша.
После выполнения заданий обязательно даю ключи для проверки.
Ключ к 1-му заданию:
ДеревЯННая (искл.) кукла, на письмЕННом столе, стеклЯННая (искл.), соболИНыми бровями, длинННыми ресницами.
Ключ ко 2-му заданию:
ЭкскурсиОННое бюро, былинНый (былиНа) герой, комарИНый укус, деревЯННый (искл.)стол, серебрЯНое кольцо, пшёнНая (пшеНо)каша, гусИНый жир, машинНое (машина) масло
Ключ к 3-му заданию:
ОловЯННый (искл.) солдатик, ветрЕНый (искл.)день, комарИНый укус, карманНый (кармаН) фонарик, туманНое (тумаН) утро, песчАНый берег, хозяйствЕННый человек, картинНая (картиНа) галерея, соломЕННая крыша.
Первоначальное закрепление ведется от простого к сложному; задания, упражнения носят характер воспроизведения и тренировочного и творческого закрепления. На данном этапе ведется работа учитель+ученик (непосредственно учитель отслеживает и проверяет), но и взаимопроверка тоже дает положительные результаты. При обобщении изученного составляем опорные схемы или пошаговый алгоритм. Например, при изучении темы «Слитное и раздельное написание не с прилагательными»
1 Слово без НЕ употребляется?
Нет Да
Слитно 2 Есть противопоставление союзом А?
Да Нет
Раздельно
3. Есть ли перед прилагательным
слова далеко, вовсе, отнюдь,
ничуть, нисколько,
отрицательные местоимения?
Да Нет
Раздельно Слитно
Проверяю: пробую заменить
Синонимом без НЕ
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Словарная работа проводится на каждом уроке. Учащиеся с ОВЗ для усвоения написания слов сначала читают про себя (готовые карточки раздаю перед словарным диктантом), затем переписывают слова без ошибок, обозначая орфограммы и ударения, другие пишут под диктовку, обозначая орфограммы и ударения. При работе с новым словарным словом предусматривается и обязательная работа с толковым словарем. При знакомстве с новым словарным словом мы находим слово в словаре и сильный ученик знакомит ребят с толкованием и написанием этого слова.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Для выполнения домашнего задания обычно предлагаю для выполнения дома упражнения различного уровня сложности, например при изучении состава слова в 6 классе дается 3 варианта:
I вариант (I)
Прочитай. Распредели слова под схемами и запиши их.
Приморский, кресты, стаканчик, море, заработки, крестник, моряк, работник,
подстаканники, работа, стаканы, перекрёстки.
Найди однокоренные слова, выдели в них корень. Сколько групп однокоренных слов ты записал?
II вариант (II)
Прочитай.
Приморский, кресты, стаканчик, море, заработки, крестник, моряк, работник, подстаканники, работа, стаканы, перекрёстки.
Найди однокоренные слова и запиши их в четыре столбика:
-крест- -стакан- -работ- -мор-
Выдели корни однокоренных слов.
III вариант (III)
Прочитай.
Стаканы, стаканчик, подстаканники.
Работа, работник, заработки.
Кресты, крестник, перекрёстки.
Море, моряк, приморский.
Запиши слова в четыре столбика по образцу:
Стаканы Работа кресты море
стаканчик
подстаканники
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПРИ ПРОВЕРКЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Необходимо учитывать, что при опросе учащиеся с ОВЗ часто не могут привести свои примеры к правилу, а лишь по возможности заучивают теорию с уже существующими примерами. Формы проверки домашнего задания разнообразны, но в любом случае должны быть учтены индивидуальные возможности каждого. Например, при фронтальном опросе эти дети выполняют задания другого характера ( письменный мини-ответ «Что я знаю о ….(существительном, глаголе, прилагательном)». Использую карточки, например:
1.Допишите.
Подлежащее – это ___________член предложения, который обозначает __________и отвечает на вопросы _________________________.
С давних времен существуют в языке любого народа пословицы и поговорки. Они приучают людей к краткости и простоте речи.
2.Вставьте в текст подходящие подлежащие.
Заночевал ______________на берегу озера. __________выбрал место посуше и развел огонь. Вечерело. Сквозь прибрежные заросли падали на воду ____________заката
Дидактические игры, занимательный материал, наглядность – таблицы, картинки, предметы – все это способствует развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности, в процессе игры у детей с ОВЗ вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.
На каждом этапе урока можно использовать игровые приемы: ребусы, шарады, орфографическое лото, третий лишний. Следует отметить, что игровые приемы остаются важнейшим, но не главным средством обучения. Поэтому я их использую не на каждом уроке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Индивидуальная работа на уроках русского языка с детьми с ОВЗ направлена на формирование у детей веры в свои собственные силы, в собственные возможности, так как жизнеутверждающий тонус повседневной жизни школьника опирается прежде всего на успехи в его основном труде – учении.
Овладев учебной деятельностью, учащиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей.