Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дополнительная общеразвивающая программа туристско- краеведческой направленности «Юный краевед»

Цель программы ознакомление учащихся с родным краем на примере ближнего природного и социального окружения, приобщение к культуре своего народа, духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание личности. Сформировать у учащихся краеведческие знания, туристские умения и навыки, представления о семье и семейных ценностях, о природном и социальном окружении.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ЕТКУЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Еткульская средняя общеобразовательная школа» Еткульского района Челябинской области

РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ на заседании на заседании приказом № методического совета педагогического совета от_______________2021 протокол № протокол № директор МБОУ от _________2021 года от __________2021 года «Еткульская СОШ»

__________/Рафикова З.И./

Дополнительная общеразвивающая программа

туристско- краеведческой направленности

«Юный краевед»

(модифицированная)

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 4 года

Форма обучения: очная с возможностью применения дистанционной

с. Еткуль, 2021 год

Содержание

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы»…………………………..3

1.3.1.Тематический план 1 года обучения………………………………………………...8

1.3.2.Тематический план 2 года обучения………………………………………………...11

1.3.3.Тематический план 3 года обучения………………………………………………...15

1.3.4.Тематический план 4 года обучения………………………………………………...17

1.4.Планируемые результаты……………………………………………………………....20

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»……………………...21

2.1.Календарный учебный график…………………………………………………………21

2.2.Учебный план……………………………………………………………………………..21

2.3.Условия реализации программы……………………………………………………….21

2.4.Формы аттестации……………………………………………………………………..…23

2.5.Оценочные материалы…………………………………………………………………...23

2.6. Методические материалы……………………………………………………………….24

2.7.Список литературы……………………………………………………………………….25

Приложение 1 Календарно-тематическое планирование

Приложение 2 Оценочные материалы

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»

Разработка программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) (с изменениями).

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №17-26р);

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол № 24.12.2018 г. № 16);

Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);

Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 17 декабря 2019 г. № Р-136 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» и признании утратившим силу распоряжения Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. № Р-21 «Об утверждении рекомендуемого перечня средств для создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей»;

Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.);

Федеральный закон от 10.01.2002 г.№7 ФЗ (ред. От 27.12.2019 г. «Об охране окружающей среды»;

Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 г. № 1225-Р «Об экологической доктрине Российской Федерации»;

Устав МБОУ «Еткульская СОШ», утвержденный постановлением администрации Еткульского муниципального района от 09.12.2015 г. № 354, приложение к постановлению администрации Еткульского муниципального района от 21.06.2017 № 313;

Положение о дополнительном образовании детей МБОУ «Еткульская СОШ», утвержденное приказом директора МБОУ «Еткульская СОШ» № 143/5 от 28.08.2020 г.

Данная программа дополнительного образования относится к программам туристко-краеведческой направленности.

Уровень освоения содержания образования – базовый.

Актуальность программы

К числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание патриота и гражданина своей страны.   Данная программа ориентирована на становление личностных характеристик, среди которых на первое место ставится следующая: «любящий свой народ, свой край, свою Родину». Особая роль в формировании данной характеристики отводится краеведению.

  Очень важно начать возрождение воспитания патриотизма в лучших его традициях, создать условия для осознанного изучения учащимися истории родного города, улицы, дома. Программа «Юный краевед» позволяет пробудить интерес к истории родного края, начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, способствует развитию творческих способностей обучающихся.

Особый акцент в программе сделан на использование краеведческого материала, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как география, история, биология. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы обучающиеся хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность обучающихся.

С помощью программы «Юный краевед» обучающиеся ориентируются на правильное понимание развития событий в жизни людей в стране в целом и в нашем районе и селе в частности.

Особенность программы

Эта программа рассчитана для первичного ознакомления младших школьников с туристско - краеведческой деятельностью и получения начальных туристских умений и навыков. Она носит выраженный деятельностный характер, создает возможность активного практического погружения детей в туристско - краеведческую деятельность. Большая часть занятий проводится на природе, где от педагога требуется повышенное внимание и контроль  за  действиями  обучающихся. Для выполнения поставленных задач необходимы взаимное сотрудничество педагога и учащегося, доверительные отношения между ними. Принцип реализации индивидуализации и дифференциации имеет важное значение в подборе для каждого обучающегося соответствующих методов и приемов дополнительного образования. Реализации программы способствует использование метода комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, морально-эстетических и других  форм воспитания. Достижение цели программы зависит от количества и качества проведенных на местности занятий, прогулок  и экскурсий.

Адресат программы

Возраст учащихся в объединении предлагается от 7 до 11 лет. Принимаются все желающие мальчики и девочки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Обучение по данной программе будет актуальным для физически активных детей, проявляющих интерес  к изучению окружающего мира,  истории и культуры родного края. При зачислении в объединение проводится стартовая диагностика с целью выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей.   Количество детей в группе 12 -15  человек.  

Возрастные особенности обучающихся

Возрастные особенности детей 7-8 лет. Период познания мира человеческих отношений, творчества и нового этапа в жизни – обучение в школе. В этом возрасте ребенок чаще всего практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности. Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.

Возрастные особенности 9-10 лет.

Младший школьник характеризуется прежде всего готовностью к учебной деятельности (уровнем физического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться). Это способность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Этот период является наиболее важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни, которое закрепляется в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Возрастные особенности 11-15 лет

В среднем школьном возрасте определяющую роль играет отношение со сверстниками. В этот период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. У него возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным. Социальная активность школьника среднего возраста в основном обращается на усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность заключается в реализации всех принципов обучения, инициирующих умственную деятельность подростка.

Характеризуя индивидуально-психологические особенности подростков необходимо, прежде всего, сказать о кризисе этого возраста. Это кризис социального развития, напоминающий кризис трех лет «Я сам», но теперь «Я сам» реализуется в социальном смысле. В литературе он описан как возраст второй перерезки пуповины. Характеризуется определенной остротой. Симптомы кризиса следующие: наблюдается снижение продуктивности учебной деятельности даже в тех областях, в которых ребенок явно одарен. Второй симптом кризиса – негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, он враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины, испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, хотя начинается позже в 14-16 лет. В значительной степени психологические конфликты подростка – это конфликты не только с самим собой, но практически всегда с непосредственным окружением.

Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы численностью 15 человек.

Объем программы:284 часа.

Форма обучения: очная.

Методы обучения:

словесные: беседа, изложение, анализ и другое;

наглядные: показ педагогом методов и приемов, видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение и другое;

практические: экскурсия, практическое задание и другое;

частично-поисковый;

исследовательский;

проектный.

Тип занятий: комбинированный, теоретический, практический.

Фомы проведения занятий:беседа, наблюдение, экскурсия, практическое занятие, защита проектов. Программа предусматривает 2 вида занятий: теоретические занятия и практические занятия. На теоретические занятия отводится 16 часов, на практические - 56 часов. В обучении применяется групповая форма с индивидуальным подходом, включающая обучение в малых группах.

Срок освоение программы: 4 года

Режим занятий: по программе отводится 2 часа в неделю. Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.  Продолжительность занятий  - 45 минут. Во время каникул проводятся 1 - дневные учебно - тренировочные походы (УТП), по окончании учебного года проводится зачетный летний поход вне сетки часов.

Цель программы: ознакомление учащихся с родным краем на примере ближнего природного и социального окружения, приобщение к культуре своего народа, духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание личности.

Задачи программы:

образовательные (предметные):

сформировать у учащихся краеведческие знания, туристские умения и навыки, представления о семье и семейных ценностях, о природном и социальном окружении;

метапредметные:

создать оптимальные условия для социализации, развития любознательности, инициативы, познавательной активности и реализации способностей обучающихся;

развить наблюдательность и исследовательские навыки;

личностные:

взращивать любовь к своей семье, дому, селу, стране;

уважение к труду, толерантность, здоровый образ жизни;

волевые качества, чувства товарищества и взаимопомощи.

сформировать ценностное отношение к культурному, историческому и природному наследию родного края.

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Подбор девиза, эмблемы, песни для объединения.

1

1

Беседа. Творческая работа.

Раздел 1. «Я и моя семья» (10)

2

«Я и моя семья». Хобби членов семьи

1

1

Беседа, опрос, выставка, проект.

3-4

Профессии родителей. Конкурс рисунков.

2

1

1

Стенд

5-6

«Я и мое имя».

2

1

1

Оформление альбома

7-8

Дом, в котором я живу. Виды жилища у разных народов

2

1

1

Беседа, творческая работа

9-10

Подвижные игры моих родителей, бабушек и дедушек

2

2

Практическая работа

Раздел 2. «Наше село» «Наш район» (16)

11-12

Моё село. Экскурсия по окрестностям села.

2

1

1

Экскурсия

13-14

Наше село раньше и сейчас. Экскурсия в музейную комнату.

2

1

1

Экскурсия

15-16

Дом, в котором я живу. Домашний адрес.

2

-

2

Беседа, анкетирование, опрос, тестирование

17-18

Библиотеки нашего села. Экскурсия.

1

-

1

Экскурсия

19-20

Село в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в музейную комнату.

2

1

1

Экскурсия

21-22

«Мы этой памяти верны». Уборка памятника героям-односельчанам.

2

1

1

Практическая работа

23-24

Что я знаю о Еткульском районе. Виртуальная экскурсия.

2

1

1

Виртуальная экскурсия. Презентация

25

Игра-соревнование «Знатоки родного края».

2

1

1

Творческая работа

26.

Итоговое занятие по разделу.

1

-

1

Тестирование - опрос

Раздел 3. «Природа родного края» (24)

27-28

Лес - наше богатство. Зачем нужно изучать природу

2

1

1

Выставка

анализ работ

29-30

Растения нашего края. Лекарственные и ядовитые растения.

2

1

1

Стенд, тестирование, концерт

31-32

Съедобные и ядовитые грибы

2

-

2

Стенд, презентация

33-34

Дикие животные нашего края

2

2

Стенд, презентация

35-36

Птицы нашего края

2

1

1

Стенд, презентация

37-38

Живая и неживая природа. Облака. Ветер.

2

-

2

Стенд, презентация

39-40

«Красная книга». «Как я помогаю выживать животным и птицам»

2

-

2

Выставка. Анализ работ

41-42

Как приручили животных. Домашние животные родного края

2

1

1

Стенд. Презентация.

43-44

Комнатныерастения.Условия выращивания комнатных растений

2

1

1

Практическая работа

45-46

Полезные ископаемые нашего края

2

-

2

Стенд. Презентация

47-48

Изготовление поделок из природного материала.

2

1

1

Творческая работа

49-50

Итоговое занятие по разделу «Природа и мы»

2

1

1

Тестирование-опрос

Раздел 4. «Краеведение и туризм» (18)

51-52

Знакомство с понятием «туризм». Девиз: «После нас лучше, чем до нас!»

2

1

1

Презентация

53-54

Виды туризма. Пешеходный, водный,

автомобильный туризм.

2

2

Презентация

55-56

Одежда, обувь туриста по сезону, личное снаряжение, техника безопасности туристских прогулок.

2

1

1

Презентация

57-58

Понятие орасстоянии. Способы измерения расстояния (шагами, рулеткой, парами шагов)

2

1

1

Практическая работа

59-60

Знакомство с компасом. Ориентирование на местности.

2

1

1

Практическая работа

61-62

Топографические знаки (отдельно стоящее дерево, дорога, река)

2

1

1

Практическая работа

63-64

Практическое занятие. Преодоление препятствий: «болото», «ручей».

2

1

1

Практическая работа

65-66

Подготовка к игре «Юный краевед»

2

1

1

Практическая работа

67-68

Игра-соревнование «Юный краевед»

2

-

2

Практическая работа

Итого:

68

Вводное занятие (1 час.)

Теория. Вводное занятие. Беседа о работе кружка на учебный год.

Правила техники безопасности на занятиях, экскурсиях, походах, соревнованиях, в спортзале и на природе.

Практика. Подбор девиза, эмблемы, песни для объединения. Выборы актива, распределение обязанностей. «Визитная карточка».

Раздел 1. «Моя семья» (15 час.)

Теория. «Я и моя семья». Фамилия, имя. Имя, отчество родителей, бабушек, дедушек. Что такое родословная. Детство родителей, бабушек, дедушек. Хобби членов семьи. Профессии, родителей. Семейные реликвии. Семейные праздники.

«Я и мое имя». Значение имени.

«Дом, в котором я живу». Виды жилища у разных народов.

Итоговое занятие по разделу.

Практика. Творческие работы (рисунки, составление рассказов) учащихся на тему: «Я и моя семья». Составление родословного древа.

Раздел 2. «Наше село. Наш район» (14 час.)

Теория. Моё село. Экскурсия по родному селу. Дом, в котором я живу. Наше село раньше и теперь. Библиотеки нашего села. Памятные и исторические места нашего села.

Село в годы Великой Отечественной войны. Музейная комната.

Что я знаю о своём районе.

Практика. Составление рассказов о селе и районе.

Творческие работы учащихся: рисунки, поделки, составление рассказов.

Раздел 3. «Природа родного края» (16 час.)

Теория. Лес - наше богатство. Зачем нужно изучать природу. Роль природы в жизни людей. Растения нашего края. Лекарственные и ядовитые растения. Съедобные и ядовитые грибы. Природные явления (зимние, весенние, зимние, летние).

Комнатные растения. Условия выращивания комнатных растений. Живая и неживая природа. Облака. Ветер. Дождь. Снег. Полезные ископаемые нашего края.

Домашние животные, птицы нашего края. «Красная книга». «Как я помогаю выживать животным и птицам». Что изучает наука экология. Времена года в нашем крае. Особенности погоды, природные изменения, занятия населения в разные времена года.

Итоговое занятие по разделу «Природа и мы».

Практика. Игра – соревнование «Знатоки родной природы». Экскурсия в Еткульский краеведческий музей «Животный мир родного края». Изготовление поделок из природного материала.

Техника безопасности на экскурсиях и в походах, правила дорожного движения. Подготовка к походу. Однодневный поход в лес. Экскурсия в лес.

Раздел 4. «Краеведение и туризм» (26час.)

Теория. Знакомство с понятием «туризм». Виды туризма. Одежда и обувь туриста по сезонам, личное снаряжение, техника безопасности туристических прогулок.

Понятие о расстоянии. Знакомство с компасом, ориентирование на местности. Топографические знаки.

Практика. Игра-соревнование «Юные краеведы».

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Организационное занятие

1

1

Беседа

Раздел «Я и моя семья» (17)

2

Составление рассказов о своей семье. Семейная реликвия.

1

1

Беседа, опрос, выставка, проект.

3-4

Великая Отечественная война в моей семье

2

2

Стенд

5-6

Я и моё имя. Значение имени. Моя родословная.

2

1

1

Оформление альбома

7-8

Детство родителей, бабушек, дедушек. Народные игры.

2

1

1

Беседа, творческая работа

9-10

Секреты бабушкиного сундучка. Изготовление поделок из бросового материала

2

2

Практическая работа

11-12

Русская изба

2

1

1

Презентация

13-14

Детали жилища. Украшения жилища Символика деревянной резьбы

2

2

Презентация

15-16

Составление рассказов, рисунки на тему «Дом, в котором я живу»

2

1

1

Стенд. Выставка.

Раздел «Наше село, Наш район» (14)

11-12

Храм Богоявления села Еткуль

2

2

Экскурсия

13-14

Еткульчане – великие воины. Уборка памятника погибшим воинам.

2

1

1

Экскурсия. Практическая работа

15-16

Герб, флаг Еткульского района. Достопримечательности района.

2

2

Презентация

17-18

Виртуальная экскурсия в Еткульский краеведческий музей.

2

2

Виртуальная экскурсия

19-20

Промышленность нашего района.

2

2

Экскурсия

21-22

Профессии наших родителей. Составление рассказа «Кем я стану, когда вырасту».

2

1

1

Практическая работа

23-24

Брей-ринг «Моё село, мой район»

2

2

Тестирование

Раздел 3. «Природа родного края» (16)

27-28

Что такое природа. Живая и неживая природа

2

1

1

Презентация

29-30

Природа и человек. Красная книга

2

2

Презентация

31-32

Этажи леса.Растения.. Дидактическая игра «Что растетв лесу».

2

1

1

Стенд, презентация

Практическая работа

33-34

Насекомые. Дидактическая игра «Шестиногие малыши»

2

1

1

Презентация

35-36

Птицы. Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы»

2

1

1

Презентация

37-38

Изготовление кормушек для птиц.

2

1

1

Практическая работа

39-40

Дикие и домашние животные. Дидактическая игра «Кто, где живет»

2

2

Презентация

41-42

Экскурсия в природу.

2

2

Экскурсия

Раздел 4. «Краеведение и туризм» (23)

51-52

Русская изба. Убранство русской избы.

2

2

Презентация

53-54

Орудия труда, предметы быта, промыслы крестьян конца ХIХ начала ХХ века

2

2

Презентация

55-56

Народные промыслы (гончарный, глиняная игрушка)

2

1

1

Презентация

57-58

Промыслынашегокрая. Ковроткачество, вышивка.

2

1

1

Практическая работа

59-60

Экскурсия в краеведческий музей.

2

2

Экскурсия

61-62

Русский народный костюм. Элементы мужского и женского костюма. Праздничная и повседневная одежда

2

1

1

Презентация

63-64

Карта. План. Челябинская область на карте.

2

1

1

Практическая работа

65-66

Туристское снаряжение. Личное и групповое снаряжение – одежда и обувь туриста по сезону.

2

1

1

Практическая работа

67

Игра – соревнование «Туристский калейдоскоп»

1

1

Практическая работа

68-69

Туристический поход в лес

2

2

Практическая работа

70

Практическое занятие «Полоса препятствий»

2

1

1

Практическая работа

71

Игра-соревнованиеналеснойполяне

«Туристский калейдоскоп»

1

1

Практическая работа

72

Отчёт о работе кружка за год. Оформление презентации, альбомов детских работ.

1

1

Презентация. Стенд

Итого:

72

Вводное занятие (1час)

Теория. Правила техники безопасности на занятиях, экскурсиях, походах, соревнованиях, в спортзале и на природе. Выборы актива, распределение обязанностей. «Визитная карточка».

Раздел 1. «Моя семья» (15 час.)

Теория. Я и мое имя. Значение имени. Моя родословная. «В дому и на миру». Семья и семейные традиции. Имена и фамилии членов семьи. История семьи в истории родного края.

Взаимоотношения в семье. Все профессии важны – все профессии нужны. Профессии родителей. Экспонат музея.

Дом, в котором я живу. Русская изба. Детали жилища. Украшения жилища.

Великая Отечественная война в моей семье. Занятие по теме «Моя семья».

Практика. Народные игры. Фольклорный праздник «Чудеса в сундучке».

Составление рассказов, рисунки на тему: «Дом, в котором я живу».

Экскурсия к строящемуся дому. Изготовление поделок из природного материала.

Раздел 2. «Наше село. Наш район» (14 час.)

Теория. Храм Богоявления села Еткуль. Составление рассказов о своей семье. Семейная реликвия. Герб, флаг Еткульского района. Достопримечательности района. Виртуальная экскурсия в Еткульский краеведческий музей. Промышленность нашего района. Профессии родителей.

Практика. Составление рассказа «Кем я стану, когда вырасту». Брей-ринг «Моё село, мой район».

Раздел 3. «Природа родного края» (16 часов)

Теория. Живая и неживая природа. Охрана природы. Природа и человек. Красная книга. Этажи леса. Растения. Насекомые. Птицы. Дикие и домашние животные. Природные явления. Деревья, кустарники, грибы, ягоды. Комнатные растения разных климатических зон. Полезные ископаемые нашего края.

Практика. Экскурсия в лес. Наблюдение за явлениями природы, растениями, животными, птицами. Изготовление кормушек для птиц. Викторина «Знаешь ли ты птиц».

Игра – соревнование «Знатоки родной природы». Турпоход в лес.

Раздел 4 « Краеведение и туризм» (26 час.)

Теория. Русская изба. Убранство русской избы. Орудия труда, предметы быта, промыслы крестьян конца ХIХ начала ХХ века.

Народные промыслы (гончарный, глиняная игрушка, ковроткачество, вышивка). Русский народный костюм. Элементы мужского и женского костюма. Мужской и женский костюмы. Праздничная и повседневная одежда. Карта. План. Туристское снаряжение. Личное и групповое снаряжение – одежда и обувь туриста по сезону. Топография. Способы ориентирования. Измерение расстояния парой шагов, рулеткой. Палатка. Рюкзак.

Практика. Игра-соревнование «Мы – краеведы», игра – соревнование «Туристский калейдоскоп». Топографический диктант. Туристический поход в лес.

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Организационное занятие

1

1

Беседа

Раздел «Я и моя семья» «Мы живем в России» (14)

2

Государственная символика Российской Федерации.

1

1

Презентация. Беседа

3-4

Воинская слава. Защита русских рубежей.

2

1

1

Стенд

5-6

«Служим Отечеству». Российская армия, рода войск.

2

2

Оформление альбома

7-8

Великая Отечественная война 1941-1945гг

2

2

Презентация

9-10

Великая Отечественная война 1941-1945гг.

2

2

Презентация

11-12

Русь православная. Храмы России.

2

1

1

Презентация

13-14

Викторина «Мы - россияне». Итоговое занятие по разделу

2

2

Опрос. Тестирование

Раздел «Наше село» «Наш район» «Наш город-Челябинск» (16)

11-12

Челябинск – город с вековой историей

2

1

1

Экскурсия

13-14

Виртуальная экскурсия «По улицам Челябинска».

2

2

Виртуальная экскурсия

15-16

Проспект Ленина. Исторические места центрального проспекта города.

2

2

Презентация

17-18

Памятники архитектуры города.

2

2

Презентация

19-20

Челябинск- город воинской славы.

2

2

Экскурсия

21-22

Челябинск во время Великой Отечественной войны.

2

2

Презентация

23-24

Челябинск – спортивный.

2

1

1

Виртуальная экскурсия. Презентация

25-26

Культура города Челябинска.

2

1

1

Виртуальная экскурсия. Презентация

Раздел 3. «Природа родного края» (16)

27-28

Природные богатства России

2

2

Презентация

29-30

Природные богатства России

2

1

1

Стенд, тестирование

31-32

Природа Челябинской области. Презентация

2

1

1

Презентация

33-34

Заповедники Челябинской области. Ильменский заповедник.

2

1

1

Презентация

35-36

Реки Челябинской области.

2

1

1

Презентация

37-38

Животный мир Челябинской области.

2

1

1

Практическая работа

39-40

Полезные ископаемые Челябинской области

2

1

1

Выставка. Практическая работа

41-42

Экскурсия в природу.

2

2

Экскурсия

Раздел 4. «Краеведение и туризм» (26)

51-52

Краеведение. Челябинские краеведы

2

2

Презентация

53-54

Аркаим – древний город в исследовании Челябинских краеведов.

2

2

Презентация

55-56

Виртуальная экскурсия в Аркаим.

2

2

Виртуальная экскурсия

57-58

Что такое слобода. Челябинская крепость или Александровская слобода.

2

1

1

Презентация

59-60

Музейный предмет и его свойства. Экскурсия в музейную комнату.

2

1

1

Экскурсия

61-62

Игра – соревнование «Мы-краеведы»

2

2

Практическая работа

63-64

Карта. План. Челябинская область на карте

2

1

1

Практическая работа

65-66

Топография

2

1

1

Практическая работа

67

Туристское снаряжение. Укладка рюкзака

2

1

1

Практическая работа

68-69

Способы ориентирования. Ориентирование по компасу.

2

1

1

Практическая работа

70

Игра–соревнование «Туристский калейдоскоп».

2

2

Практическая работа

71

Поход в лес

2

2

Практическая работа

72

Подведение итогов. Промежуточная аттестация учащихся.

2

1

1

Итоговое тестирование.

Итого:

72

Вводное занятие (1час)

Правила техники безопасности на занятиях, экскурсиях, походах, соревнованиях, в спортзале и на природе.

Раздел 1 «Мы живём в России» (13 час.) Теория. Государственная символика Российской Федерации. Воинская слава. Защита русских рубежей. Российская армия, рода войск. Великая Отечественная война 1941-1945гг.

Русь православная. Храмы России.

Практика. Викторина «Мы - россияне». Подготовка сообщений «Государственная символика России».

Раздел 2. «Челябинск–город – труженик, город трудовой доблести» (16 час.)

Теория. История образования города. Проспект Ленина. Исторические места центрального проспекта города. Памятники архитектуры города. Челябинск во время Великой Отечественной войны. Челябинск – спортивный. Культура города Челябинск. Практика. Работа учащихся над исследовательскими проектами «Челябинск во время Великой Отечественной войны», «Челябинцы – герои Советского Союза», «Их именами город улицы назвал».

Раздел 3. « Природа родного края» (16 час.)

Теория. Природа Челябинской области. Охрана природы. Заповедники Челябинской области. Ильменский заповедник. Реки Челябинской области. Животный мир края. Полезные ископаемые Челябинской области.

Практика. Рефераты учащихся на тему: «Вода в нашей жизни», «Берегите воду», «Значение растений в жизни человека»,

Раздел 4. «Краеведение и туризм» (26 час.)

Теория. Краеведение. Челябинские краеведы. Аркаим -  Древний Город. Челябинский государственный историко-культурный заповедник Аркаим. Что такое слобода. Музейный предмет и его свойства. Карта. План. Карта Челябинской области. Топография. Туристическое снаряжение. Укладка рюкзака. Способы ориентирования.

Практика. Практические занятия. Туристический поход в лес.

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Организационное занятие

1

1

Беседа

Раздел «Я и моя семья» «Мы живем в России» (13)

2

Наша страна на карте и глобусе

1

1

Презентация. Беседа

3-4

ИсторияРоссиивбылинахи

сказаниях.

2

1

1

Проект

5-6

Культурный облик страны

2

2

Оформление альбома

7-8

Народные промыслы: дымковская, филимоновская игрушки,

2

1

1

Презентация

9-10

Гжель, хохлома, жостовская роспись

2

1

1

Презентация

11-12

Деятели искусства России: поэты, писатели, художники.

2

1

1

Презентация

13-14

Детское творчество на тему «Я люблю свою страну Россию»

2

2

Выставка работ

Раздел «Наше село» «Наш район» «Наш город-Челябинск» (16)

11-12

Челябинск– город – крепость.

2

2

Экскурсия

13-14

История славного прошлого города.

2

2

Виртуальная экскурсия

15-16

Памятники архитектуры города.

2

2

Презентация

17-18

Традиционная культура.

2

2

Презентация

19-20

Челябинск во время Великой Отечественной войны.

2

2

Презентация

21-22

Памятник Добровольцам-танкистам

2

2

Презентация

23-24

Челябинск – современный промышленный город

2

2

Виртуальная экскурсия. Презентация

25-26

Проект «Ими гордится Уральская земля»

2

1

1

Проект

Раздел 3. «Природа родного края» (16)

27-28

Природа родного края.

2

1

1

Презентация

29-30

Участки Ильменского заповедника.

2

1

1

Презентация

31-32

Растения края

2

1

1

Стенд, презентация

33-34

Озёра Челябинской области.

2

1

1

Стенд, презентация

35-36

Озеро Тургояк – крупнейшее озеро Челябинской области.

2

1

1

Стенд, презентация

37-38

Животный мир водоёма. Животный мир озера Еткуль

2

1

1

Презентация

39-40

Экскурсия к озеру Еткуль.

2

2

Экскурсия

41-42

Викторина «Знатоки природы».

2

2

Экскурсия

Раздел 4. «Краеведение и туризм» (26)

51-52

Жизнь и быт крестьян конца ХIХ начала ХХ века в Челябинской области.

2

2

Презентация

53-54

Народные промыслы Урала.

2

2

Презентация

55-56

Уральская домовая роспись.

1

1

2

Виртуальная экскурсия

57-58

Камнерезное искусство Урала

1

1

2

Презентация

59-60

Уральское чугунное литьё.

1

1

2

Презентация

61-62

Образование в крае конца ХIХ начала ХХ века.

2

2

Презентация

63-64

Игра – соревнование «Мы - краеведы».

2

2

Практическая работа

65-66

Туристические маршруты Челябинской области.

2

2

Практическая работа

67

Музей-заповедник Аркаим.

2

2

Виртуальная экскурсия

68-69

Национальные парк Таганай.

2

2

Виртуальная экскурсия

70

Горный парк имени Бажова.

2

2

Виртуальная экскурсия

71

Поход в лес. Игра–соревнование «Туристский калейдоскоп».

2

2

Практическая работа

72

Подведение итогов. Итоговая аттестация учащихся.

1

1

2

Итоговое тестирование.

Итого:

72

Вводное занятие (1час)

Правила техники безопасности на занятиях, экскурсиях, походах, соревнованиях, в спортзале и на природе.

Раздел 1. «Мы живём в России» (13)

Теория. Россия на глобусе и карте. История России в былинах и сказаниях. Культурный облик страны. Народные промыслы. Деятели искусства России: поэты, писатели, художники.

Практика. Детское творчество на тему «Я люблю свою страну Россию»

Раздел 2. «Наш город- Челябинск» (16)

Теория. Челябинск - город-крепость. История славного прошлого города. Памятники архитектуры города. Традиционная культура. Город во время Великой Отечественной войны. Памятник Добровольцам-танкистам. Мемориал «Память» («Скорбящие матери»). Челябинск - современный промышленный город.

Практика. Проект «Ими гордится Челябинская земля».

Раздел 3. «Природа родного края» (16)

Теория. Участки Ильменского заповедника. Растения Челябинской области. Озёра Челябинской области. Озеро Тургояк – крупнейшее озеро Челябинской области. Животный мир водоёма.

Практика. Экскурсия к озеру Еткуль. Викторина «Знатоки природы».

Раздел 4. « Краеведение и туризм» (26)

Теория. Жизнь и быт крестьян конца ХIХ начала ХХ века в Челябинской области. Народные промыслы Урала. Уральская домовая роспись. Камнерезное искусство Урала. Уральское чугунное литьё. Образование в крае конца ХIХ начала ХХ века. Туристические маршруты Челябинской области. Музей-заповедник Аркаим. Национальные парк Таганай. Горный парк имени Бажова.

Практика. Игра – соревнование «Мы - краеведы». Поход в лес. Игра–соревнование «Туристский калейдоскоп».

Образовательные (предметные)

освоенный учащимися в ходе изучения программы опыт туристско-краеведческой и исследовательской деятельности, опыт по приобретению новых знаний, умений и навыков, их преобразованию и применению;

метапредметные результаты – сформированные универсальные учебные действия (УУД):

личностные: включающие готовность и способность учащихся к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально– личностные позиции, социальные компетенции, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

регулятивные: умение ставить перед собой цели и учебные задачи, прогнозировать результаты своей деятельности, контролировать свои действия, сравнивая их с заданным стандартом, оценивать качество своих знаний и умений, корректировать их;

познавательные: развитие устойчивой потребности в самообразовании; умение анализировать, обобщать, применять полученные знания на практике, находить пути решения проблем и выхода из сложившейся ситуации, формирование устойчивой потребности в изучении и исследовании родного края;

коммуникативные: умение сотрудничать с учащимися и взрослыми, общаться, анализировать свои действия, давать оценку поступкам товарищей, управлять своим поведением, четко и логично излагать свои мысли, выступать с сообщениями и докладами, защищать исследовательские проекты, проводить экскурсии.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарно-учебный график

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

1.09.2021

31.05.2022

34

34

68

По расписанию

2 год

1.09.2022

31.05.2023

36

36

72

По расписанию

3 год

1.09.2023

31.05.2024

36

36

72

По расписанию

4 год

1.09.2024

31.05.2025

36

36

72

По расписанию

2.2. Учебный план

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1 год обучения

1

«Я и моя семья»

10

3

7

2

«Наше село. Наш район»

16

6

10

3

«Природа родного края»

24

7

17

4

«Краеведение и туризм»

18

7

11

Итого:

68

23

45

2 год обучения

1

«Я и моя семья»

17

7

10

2

«Наше село. Наш район»

14

4

10

3

«Природа родного края»

18

10

8

4

«Краеведение и туризм»

23

12

11

Итого:

72

33

39

3 год обучения

1

«Я и моя семья» «Мы живем в России»

14

5

9

2

«Наше село» « Наш район» «Наш город -Челябинск»

16

3

13

3

«Природа родного края»

16

8

8

4

«Краеведение и туризм»

26

15

11

Итого:

72

31

41

4 год обучения

1

«Я и моя семья» «Мы живем в России»

14

7

7

2

«Наше село. Наш район» «Наш город – Челябинск»

16

1

15

3

«Природа родного края»

16

10

6

4

«Краеведение и туризм»

26

4

22

Итого: 72

72

22

50

Всего:

284

109

175

2.3. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение.

Занятия проводятся в учебном помещении МБОУ «Еткульская СОШ», спортивном зале, спортивной площадке, районном краеведческом музее. Для проведения занятий используется компьютер, принтер, мультимедийная установка, экран, фотоаппаратура, наглядные пособия, туристское снаряжение: рюкзаки, палатки, аптечка.

Кадровое обеспечение.

Реализацию дополнительной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности осуществляет педагог Рязанова Елена Владимировна, имеющая высшую квалификационную категорию.

Учебно-методическое и информационное обеспечение.

Для обучающихся:

Рязанцева Л.А. Собираем рюкзачок. Рабочая тетрадь по основам туризма для начальных классов.- Тула, 2011.

Для учителя:

Остапец-Свешников А.А. Примерная программа туристско- краеведческой деятельности учащихся начальных классов. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 1991.

Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование основного оборудования

Количество единиц

Технические средства обучения

1

Компьютер с монитором и комплектующие

1

2

Ноутбук

2

3

Звуковые колонки

1

4

Фотоаппарат

1

5

Лазерная указка-презентатор

1

6

Интерактивная панель

1

Мебель

1

Комплект мебели

1

2

Стул ученический

1

3

Стол ученический

1

4

Шкаф для хранения инвентаря

1

Инвентарь

1

Рюкзак объемом не менее 80 литров

15

2

Палатка туристическая с тентом (каркасно-дуговая) четырехместная

2

3

Палатка хозяйственная

1

4

Тент от дождя

1

5

Коврик теплоизоляционный

15

6

Спальный мешок

15

7

Компас жидкостный

15

8

Оборудование для приготовления пищи (примусы, газовые плиты, горелки)

1

9

Комплект котелков для приготовления пищи (8,9,10л)

1

10

Костровое оборудование (тросик, таганок, сетка и т.п.)

1

Занятия проводятся в учебном помещении МБОУ «Еткульская СОШ», спортивном зале, спортивной площадке, районном краеведческом музее. Для проведения занятий используется компьютер, принтер, мультимедийная установка, экран, фотоаппаратура, наглядные пособия, туристское снаряжение: рюкзаки, палатки, аптечка.

2.4. Формы аттестации

Для оценки результативности программы применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.

Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися.

Формы оценки – анкетирование, собеседование.

Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению работать с различными источниками информации. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, кроссворды, викторины); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.

Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года и в конце учебного года. Формы оценки: тестирование, кроссворды, викторины, участие в конкурсах.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года.

2.5. Оценочные материалы

Формы оценки: защита и презентация мини – проекта «Мое родословное древо», итоговое тестовое задание «Я в этом районе живу, я этот район знаю» и др.

Тесты: «Что берем с собой в поход?», «На выживание для юных туристов», «Тест-загадка по топографии»;

Викторины: «Карта», «Медицина», «Питание», «Снаряжение».

Анкетирование, диагностирующее развитие личностных качеств, выполнение учащимися исследовательских и поисковых работ; участие в научно-практических конференциях и творческих конкурсах.

Документальные формы, отражающие достижения каждого обучающегося:

2.6. Методические материалы

Название раздела

Методы обучения

Формы организации занятий

Педагогические технологии

Дидактические материалы

Моя семья

Словесно-наглядный, игровой, проблемный

Беседа, игра, соревнование

Групповое обучение, разноуровневое обучение

Иллюстрации, фотографии, видеоролики, презентации

Наше село. Наш район

Словесно-наглядный, практический,

Экскурсия, игра, проект, целевые прогулки, исследовательская работа

Групповое обучение, проблемное обучение, информационные технологии

Фотографии, рисунки, презентации

Природа родного края

Поход, наблюдение, практикум

Проблемное обучение, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии

Презентация, видео и аудио материалы, буклеты

Мы живём в России

Объяснительноиллюстративный, практический

Беседа, игра, проектно-исследовательская работа,

Работа в парах, Работа в группах, информационные технологии

Презентация, проект, видеоматериал, карточки

Наш город -Челябинск

Словесно-наглядый, практический,

Рассказ, викторина, заочное путешествие круглый стол

Проблемное обучение, работа в парах, работа в микрогруппах

Видеоматериал презентация, буклеты

Краеведение и туризм

Проблемный, игровой, практический

Экскурсия, поход, квест-игра,

Дифференцированное обучение, информационно-коммуникацион

ные технологии

Презентация, карточки, памятки

2.7. Список литературы

Для педагогов:

Для обучающихся:

1.Рязанцева Л.А. Собираем рюкзачок. Рабочая тетрадь по основам туризма для начальных классов.- Тула, 2011.

Для родителей:

1.История культуры Челябинского края. Веков связующая нить: [в 2 т.] / [сост.: В. И. Богдановский и др.; редкол.: Д. Б. Перчик (пред.) и др.]. - Челябинск: Каменный пояс, 2007.

2.Корецкая, Т. Л. Земля Уральская: энцикл. для детей / Т. Л. Корецкая; ил. А. Разбойников, худож. оформ. А. Конюхов. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 125 с.

3.Корецкая, Т. Л. История Урала в рассказах для детей: кн. для чтения / Т. Л. Корецкая. - Челябинск: Край Ра, 2013. - 101 с.

4.Красная книга Челябинской области: Животные. Растения. Грибы. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. - 448 с.

Список интернет-ресурсов

http://unilib.chel.su
http://dl.chelreglib.ru/2016/puteshestvia/18/#p=2

http://chelreglib.ru/media/files/ibo/vystavki/zhizn_v_stile_eko.pdf

http://www.redbook.ru/

http://www.chodb.ru/chest/

http://kraeved74.ru

Приложение 1

Приложение 2

Уровень компетентностей при освоении дополнительной

общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности

«Юный краевед»

____ год обучения за первое (второе) полугодие

____________________________учебный год

Руководитель: _____________________________________________________

Ф.И. обучающегося

Теория

Оцен

ка

Практика

Оцен

ка

Общая

оценка

Количественный и качественный анализ:

Методы работы Теория: Практика: Общая оценка:

мониторинга:

В – высокий уровень В - __ чел.- __% В- __чел - __% В - ___ чел - ___%

С – средний уровень С - __чел- ___% С -__ чел- __% С. -___чел- ___%

Н – достаточный (низкий) уровень Н- ___ чел- ___% Н - ___ чел- ___% Н - ___чел- ___%

РЕКОМЕНДАЦИИ:

При заполнении карты диагностики усвоения программного материала следует учитывать

В теоретическом разделе педагог прописывает:

1.Знание мер безопасности при организации и проведении занятий.

2. Общий уровень информационной грамотности.

3. Знание истории г. Сальска, Сальского района, истории Донского края.

4. Основы е требования к подбору историко-краеведческого материала, написанию исследовательской работы.

5. Полученные знания по пройденным темам и разделам программы (далее по своей общеобразовательной программе)

В практическом разделе педагог прописывает:

1.Выполнение правил безопасности на занятии, при использовании ПК.

2.Умение самостоятельно осуществлять подбор краеведческого материала, писать и исследовательские работы.

3.Владение ораторским искусством (защита исследовательских работ, выступление на краеведческих мероприятиях).

4. Проводить анализ, синтез изучаемых материлов, составлять алгоритм своего выступления.

5.Владение навыками работы с различными информациионными источниками. Владение ИКТ.

6. Диагностические среды, тесты, практические задания;

7. Участие в городских, районных, областных краеведческих мероприятиях (тема, содержание, дата участия)

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

В – высокий уровень компетентностей учащегося: имеет высокий уровень практической подготовленности и теоретических знаний по программе; проявляет познавательную активность, умеет «слушать и слышать» педагога, проявляет самоорганизацию, самодисциплину, лидерские качества; отлично владеет практическими умениями и навыками, свободно применяет полученные знания на практике при написании исследовательских работ. На конференциях, творческих конкурсах показывает хорошие и отличные результаты, стабильность; проявляет устойчивый интерес к регулярным занятиям краеведением. Владеет навыками анализа и синтеза изучаемых материалов, самостоятельной разработки и проведения экскурсий.

С - средний уровень компетентностей учащегося:имеет достаточный уровень теоретических знаний по изученным темам; проявляет активность; уровень самоорганизации и самодисциплины развит средне; хорошее овладение практическими умениями и навыками; уверенно применяет полученные знания на практике. В ходе выступлений, участия в краеведческих конкурсах и школьных краеведческих конференциях показывает хорошие результаты, имеет достаточную специальную подготовленность. Владеет навыками анализа и синтеза изучаемых материалов.

Н – достаточный (низкий) уровень компетентностей учащегося:имеет допустимый уровень знаний по изученным темам. Практические умения и навыки сформированы не в полном объеме, специальная подготовленность по краеведческому направлению находится на среднем уровне. Навыки анализа изучаемых материалов недостаточно развиты.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области