Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Профилактика жестокого обращения несовершеннолетних "

Формирование понятия "Жестокое обращение" и способов профилактики.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Профилактика жестокого обращения несовершеннолетних.

Насилие над ребенком или жестокое обращение со стороны близких ему людей оказываются причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем могут оказывать влияниe на различные сферы жизни человека. Именно тяжестью и разнообразием последствий жестокого обращения с ребенком в семье продиктовано пристальное внимание, которое уделяется этой проблеме в настоящее время.

«Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка». Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие равнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической моральной поддержки.

Согласно мнению Е.И. Цымбал, жестокое обращение - это причинение вреда ребенку вследствие злоупотребления родителями или лицами, их замещающими, своей властью над ребенком для удовлетворения личных потребностей вопреки интересам ребенка.

Виды жестокого обращения с детьми:

Пренебрежение основными нуждами ребенка - это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их замещающих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

Формы проявления пренебрежения основными потребностями ребенка как вида жестокого обращения:

Жестокое обращение эмоционального (психологического) характера представляет собой периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или лиц, их замещающих, на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушению психического развития.

Признаками психологического насилия над ребенком являются:

При доминировании эмоционального насилия, как правило, оказывается давление на интеллект детей, их школьную успеваемость, личностные и межличностные отношения. В результате формируется тип «маленький неудачник».

Жестокое обращение с применением физического насилия представляет собой нанесение ребенку родителями или лицами их заменяющими, физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие. Существуют характеристики, с помощью которых можно определить семьи, входящие в группу риска по вероятности проявления в них физического насилия по отношению к детям. Среди таких характеристик социально-экономические факторы (недостаток материальных средств, безработица), личностные особенности родителей (психические заболевания, алкоголизм, наркомания),

а также нарушенный психологический климат семьи и неадекватные формы детско-родительских отношений (повышенная конфликтность, авторитарный стиль воспитания, чрезмерность предъявляемых к ребенку требований).

Формы физического насилия как вида жестокого обращения с детьми:

- физические наказания, которые используются в качестве дисциплинарных мер, начиная от подзатыльников и шлепков до порки ремнем;

- прижигание горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в том числе и с использованием самых различных предметов;

- вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом).

Если в семье преобладает физическое насилие, то у детей проявляются следующие особенности: острые состояния страха, отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, депрессии, отсутствие доверия, садистские наклонности, антисоциальное поведение.

Жестокое обращение с применением сексуального насилия или сексуального злоупотребления — это вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды. Под это определение подходит любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально используется.

Под определение сексуальных посягательств, насилия попадают все виды сексуальных действий: изнасилование, вовлечение детей в сексуальную активность взрослых, разные формы инцестных отношений, развратные действия, вовлечение в занятия проституцией или в создание и (или) распространение порнографической продукции.

Комплексный вид жестокого обращения подразумевает сочетание различных видов насилия: эмоционального, психологического, физического, сексуального, в результате воздействия которого возникают нарушения физического, психического, психосексуального развития и здоровья ребенка, что приводит к деформации личности, появлению отклонений в поведении, затрудняющих его социальную адаптацию. В той или иной степени почти каждый случай жестокого обращения с детьми можно считать комплексным, так как насилие зачастую принимает различные виды, а человек, применяющий насилие, не ограничивается лишь одной его формой. Последствия будут проявляться в зависимости от преобладающего вида насилия и усиливаться за счет сочетания видов насилия:

Н.В. Килинская приводит следующие данные. При анонимном исследовании детей разного возраста в нашей стране выяснилось, что 60% родителей используют физические наказания. Среди них в 85% случаев речь идет о порке, 9% - о стоянии в углу, 5% - об ударах по голове, телу и т.д. В ходе опроса было выяснено, что 70-90% родителей шлепают детей младшего школьного возраста. При этом уровень физических наказаний зависит от пола и возраста ребенка. Выделялись следующие виды наказаний: наказания ремнем, пощечины, подзатыльники, избиение случайно попавшими под руку предметами. Основными мотивами применения физического наказания родители считают «разрядку стрессовой ситуации, не зависящей от ребенка». Матери также склонны наказывать детей из-за того, что «ребенок огорчает» их плохой учебой, непослушанием, импульсивным поведением, а отцы наказывают, чтобы «воспитать». Причем любой вид наказания часто сопровождается словесными оскорблениями. Выбор физического наказания многие родители объясняют тем, что их тоже били в детстве, что говорит о проявлении патологизирующего семейного наследования.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что дети, которые с малых лет подвергаются жестокому обращению и насилию, в какой бы форме оно не происходило, «выпадают» из нормального процесса социализации и лишены необходимых для нормального роста и развития ощущения безопасности, безусловного принятия, поддержки и помощи со стороны родителей.

Дети и подростки, подвергающиеся жестокому обращению, часто отстают в росте и массе от своих сверстников. Они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдается нервно-психическая симптоматика: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивания. Внешне дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто имеют нездоровый вид и проявляют признаки гигиенической запущенности: плохой запах от одежды и тела, сыпь, педикулез и.д.

Несовершеннолетние, пострадавшие от насилия и пренебрежения, нуждаются в длительной реабилитационной работе. Она должна концентрироваться на преодолении негативных стереотипов в межличностных контактах и может осуществляться лишь посредством установления безопасных близких, доверительных, конструктивных отношений со взрослыми в ходе целенаправленного и регулярного взаимодействия. Это позволяет детям и подросткам приобрести альтернативный опыт установления социальных контактов и, возможно, изменить образ жизни.

Рекомендации родителям, чьи дети в той или иной степени имеют опыт жестокого обращения:

Способы выражения родительской любви и принятия своего ребенка.

Уважаемые родители!

Помните — завтра новый день, и вы должны сделать все, чтобы ваш ребенок был спокойным, радостным и здоровым.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области